Уроки предков для детей из клуба "ХАЕРАКО"

Евай Ирина Васильевна

Статья о деятельности клуба детского творчества "Хаерако"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_predkov_dlya_detey_iz_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки предков для детей из клуба "Хаерако"

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Сегодня как никогда остро в школе стоит проблема проведения досуга. Процесс информатизации привёл к тому, что школьники огромное количество  времени проводят у компьютеров и телевизоров. Как же вызвать у подрастающего поколения интерес к творчеству, рукоделию и общению с живыми людьми.

Для того, чтобы вовлечь учащихся к творческой активной жизни, необходимо выявить их интересы и приоритеты, определить способы воздействия для успешного полноценного воспитания гармонично развитой личности. Именно таким рычагом и являются всевозможные кружки и клуб.

С 1 декабря этого года Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Надымская районная клубная система" в лице Ахметовой Эльвиры Замфировны предложил нам вступить в клубное движение, и мы сейчас имеем официальный статус – клуб детского творчества «Хаераку» (солнышко). В состав клуба входят учащиеся школы из числа коренных малочисленных народов Севера.

Одной из основных задач занятий нашего клуба является воспитание чувства патриотизма, любви к родной культуре, традициям, языку. Не дать детям из числа коренных малочисленных народов Севера забыть о традиционном образе жизни предков, проживающих на этой земле тысячи лет назад. Занятие декоративно-прикладным творчеством также способствует занятости детей, нахождению своего места в обществе (социализации).

Таким образом, на базе школы №1  города Надым работает клуб детского творчества "Хаерако", руководителем которого я и являюсь.  Членами клуба являются учащиеся, имеющие творческие способности из числа коренных малочисленных народов Севера. На занятиях клуба детского творчества "Хаерако" мы занимаемся рукоделием (т.е. делаем поделки своими руками). Таким образом, развиваем не только творческие способности, но и  речь через мелкую моторику. Развитие мелкой моторики в свою очередь способствует развитию речи ребёнка, его мышления. В  рамках научно-исследовательской деятельности  занимаемся проектной  работой и декоративно-прикладным творчеством. Также, готовясь к выступлениям с проектами, мы развиваем коммуникативные навыки и грамматически правильную связную речь учащихся. Мы учимся говорить ненецкие названия некоторых предметов, таким образов поддерживаем родной язык.

Тематика наших исследовательских работ с учащимися связана с этнокультурным компонентом: культурой, бытом и традициями народов Крайнего Севера. Объект исследования учащихся  – уклад жизни и быт ненецких оленеводов - тундровиков.

Выбор этой тематики обусловлен тем, что все учащиеся воспитываются  в национальных семьях.

Что касается меня, педагога, в моём понимании современный педагог, работающий на севере, это специалист не только владеющий современными технологиями, но и умеющий грамотно строить свою работу посредством этнопедагогики.

Не могу оставаться равнодушной к детям из числа коренных малочисленных народов Севера. Я с большим интересом изучаю культуру, традиции, обычаи, литературу ненецкого народа. Полюбила красивый и прекрасный Ямал и его людей, детей.

Ведь каждый педагог в условиях федерального государственного образовательного стандарта внедряет системно-деятельностный подход. И это значит, что в обязанность учителя входит не только пополнение знаний учащихся программным материалом. Это в первую очередь помощь в раскрытии творческих возможностей детей, формировании художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта своего народа.  Поскольку, народное искусство - это одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения.

Поскольку мы живём на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а титульной нацией являются ненцы. Считаю, что все живущие на территории округа должны проявлять интерес к культуре коренного населения и знать элементарные традиции  северных народов.

Формирование  мотивационной сферы учащегося, речи, воображения и творческих способностей – необходимые условия не только для успешной учебной деятельности, но и для профессиональной деятельности и в личной жизни. Очень важно заинтересовать детей, поощрять их деятельность.

Главной мотивацией и повышением интереса к занятиям нашего клуба детского творчества «Хаерако» являются участие в выставках, в этнографической декаде, посвящённой ко Дню оленевода. Также нас показывали на канале Надымской студии телевидения в передаче «Ңани торова». Мы посещаем мастер-классы местных рукодельниц. К примеру, нас приглашали на мастер-класс мастерицы Ненянг Надежды Васильевны, который проходил в центре национальных культур. Дети, участники клуба, представляют некоторые наши поделки в рамках проектной работы на детских научно-практических конференциях различного уровня. Вот некоторые из них. Учащийся Яптунай Андрей занял первое место на Межрегиональной олимпиаде по краеведению и родным языкам. Также Андрей стал лауреатом престижного  Международного интернет-проекта "Диалог культур-2015"  в рамках Года литературы в России при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей за сочинение-эссе "Известные люди нашего округа".  Учащаяся Анагуричи Анна  стала лауреатом на IX районной научно-практической конференции обучающихся и студентов «Старт в науку». У учащихся, являющихся членами клуба детского творчества «Хаерако», имеется большое количество грамот и наград: 79 дипломов международного и всероссийского уровней, 2 отзыва и 4 медали.

Я, как руководитель клуба детского творчества «Хаерако», свято верю, что воспитание детей на традициях этнопедагогики поможет сохранить, обогатить культуру ненецкого народа. В этом деле огромную роль отводится не только семье, но и школе. И если я внесу хоть частичку любви к родному, прекрасному и суровому северному краю в сердца детей, то моя миссия, как педагога будет выполнена.

Ирина Евай,

учитель-логопед школы №1 г.Надым,

руководитель клуба детского творчества "Хаерако"