Искусство,как зеркало внутреннего мира человека!

КИСЛИЦЫНА СВЕТЛАНА СЕРАФИМОВНА

«Приблизившись к искусству,  мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусство как зеркало внутреннего мира человека.

«Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой - тот жизнь красиво прожил…

(Иоганесс Бехер).

 В наиболее широком смысле искусство- это мастерство, продукт, итог от которого доставляет эстетическое удовольствие. Главное в том, что его нужно  суметь заметить ,разглядеть, понять.

Искусство очень многогранно …Это- душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывают  разные события, эпохи.

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. 

Вопрос, какую роль играет искусство в  жизни человека, является очень древним, как и самые первые попытки его теоретического осмысления.  Все произведения искусства представляют собой особый мир, который предполагает  восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности.  От  остальных видов  и  форм  социальной  деятельности  искусство отличается тем,  что  оно практически всегда  обращено  к  эмоциональной  сфере  человека,  которая является  наиболее  емкой  характеристикой  индивидуальности,  к  «умным эмоциям».  Поэтому  искусство  оказывается  самой  доступной,  демократичной  и  универсальной  формой  общения  людей. 

Художники  разных  эпох,  когда  изображают окружающую  их  действительность, всегда  как  бы  посылают  потомкам  свои  сообщения:   в виде живописных,  поэтических, музыкальных  произведений,   скульптуры,  дворцы  и  храмы,  приобщая нас, современных  людей,  к идеям,  которыми они жили,  к  действительности,  в  которой они  творили  и  которую  они  пропустили  через  свое  сознание  и  свою   чувственную сферу,ауру.

Для  того чтобы получать  эстетическое  удовольствие  от  общения  с  этими художественными  образами,  необязательно  иметь  специальные  знания по  музыке живописи, архитектуре.

Главное  —  при  встрече  с  художественным  творением  сопереживать. Ведь  произведение  искусства  достигает  своей  цели  в  том  случае,  если  оно заставляет  звучать  струны  души  человека,  если  оно  побуждает  выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение  с  произведением  искусства дает возможность вступить в диалог с  талантливым  человеком  другой  эпохи,  оставившим  след  в  мировой  культуре. А часто ли в повседневной жизни  доводится  общаться  с  неординарными  личностями?  Психологам известно хорошо ,  что  иногда   встреча с  незаурядным  человеком  способна перевернуть  жизнь,  изменить  судьбу.   Значимой  так же  может  оказаться и  встреча  с  произведением  искусства, если понимание языка позволяет вступить   в  информационную  связь  с его автором. Возможно  тогда ,  внутренний  мир  гениального  художника, композитора ,   писателя,  откроет  свои  секреты.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Что такое искусство? Зеркало, в котором отражается картина мира? Скорее, зеркальная комната, где можно увидеть изобилие художественных форм. Часть зеркал на стенах этой воображаемой комнаты искривлена, но что именно они искажают? Сознание автора, его работу или наше восприятие? В них видно нечто странное, а создавшие это "нечто", оправдываются словами "я так вижу".

Последние сто лет работы, разрушающие привычные нормы восприятия и воплощения, принято называть современным искусством, но ведь современное - это произведение, созданное современным автором, а не изображение, помогающее поставить диагноз.  Пик творческих экспериментов пришёлся на начало ХХ века, но ведь одновременно с новаторами, такими как Пикассо, Малевичем, Кандинским, Дали работали художники, чьи холсты стали жемчужинами лучших собраний - Поленов, Серов, Врубель, братья Васнецовы, Суриков и многие другие реалисты.

Художник, создавая своё творение, одновременно запечатлевает часть своей души. Но один живописец богатство и убогость внутреннего мира выражает в росписи свода храма, а другой - в изображении черного квадрата, кто-то при создании скульптуры ориентируется на непревзодённый по красоте античный канон, а кто-то сваривает беспредметную металлическую конструкцию.

Каждый зритель в зеркальной комнате искусства выбирает то отражение, которое ему ближе духовно. Если человек искренне любуется беспредметной картиной, возможно, он страдает расчленением сознания, так же как и автор? Если зритель, совершая усилие над собой, попытается любоваться такой картиной, стремясь "понять замысел художника", не вдохнёт ли он вирусы того же недуга, как у автора? И напротив, возможно, созерцая действительно достойные произведения, ограждая себя от тех, что разрушают целостность личности, человек создаёт в своей душе оазисы, помогающие сохранить умение воспринимать мир через прекрасное.

Зеркало всегда воспринималось как предмет мистический, а искусство как средство воздействия на душу зрителя. Выбирая лекарство для врачевания душевных неполадок надо быть не менее осторожным, чем при выборе таблеток от гриппа. "Не навреди! " И ещё одно: "Остерегайтесь подделок! "

Чем ближе человек к искусству, тем больше как, в зеркале видно как происходит накопление художественных ценностей. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

Многие  обращаются к искусству  для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения “языками искусства”, люди получают удовольствие от фильмов.. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

 читая книги, смотря фильмы, слушая музыку, восхищаясь грандиозными архитектурными сооружениями  мы  тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении.

И, наконец, «приблизившись к искусству,  мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».