Доклад к педагогическим чтениям «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ В. А. СУХОМЛИНСКОГО».

Зонова Мария Александровна

          «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zonova_suhomlinskiy.docx381.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическим чтениям

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ В. А. СУХОМЛИНСКОГО».

http://sveta-makrushina.narod.ru/image/new_2/blin.jpg

Зонова Мария Александровна,

педагог дополнительного образования

 ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района

Санкт-Петербурга.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ В. А. СУХОМЛИНСКОГО.

Зонова Мария Александровна,

педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД

 ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

          «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях, посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей.

                 Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.

      В. А. Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, прекрасным высокоодаренным воспитателем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание, говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.

            Важнейшей составляющей народной педагогики Сухомлинский считал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Сухомлинский писал: "Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами". Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало.

        Важное значение в воспитании детей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема занимала значительное место и в научно-педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они – частица нашей истории, они мудрее, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье.[1]

        Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

 В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». [2]

      По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как:, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

       Основная функция семьи это естественно генеративная (продолжение рода), но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи. Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.

Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

    Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей.

       В своих трудах В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения.

       В работе Сухомлинского «Родительская педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о своей жизни. Она поступила в институт, окончила два курса, училась очень хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана с переездами и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она прожила полгода, потом они разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это важно уметь дорожить жизнью!».[3]

Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Родители должны взаимодействовать со школой, учителя  с семьей. Широко должен применяться метод беседы на занятиях с детьми, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.

         В своей книге «Сердце отдаю детям» Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «О педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны, это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:[4]

• Конференция родителей (решение учебных проблем детей)

• Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Фольклорная студия «Жаворонок» уделяет большое внимание работе с семьей.

В течение года проводятся  «индивидуальные устные консультации», где педагоги вместе с родителями обсуждают такие насущные темы, как воспитание детей, проблемы в общении с детьми, организация  их свободного времени.  Благодаря современным технологиям у нас появилась возможность поддерживать постоянную связь с родителями в социальных сетях.  В социальной сети «В Контакте» зарегистрирована группа «Жаворонок», так же у студии есть свой сайт.  Помимо консультаций педагогами студии проводятся «Семейные советы» и «Часы общения», где обсуждаются такие темы, как участие концертных ансамблей студии в Фестивалях и конкурсах, подготовка и проведение мероприятий. В канун традиционных праздников таких, как «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Сороки» и другие в музей Этнографии приходят  родители, дети, друзья, близкие родственники чтобы поиграть в игры, попеть песни, поплясать и поводить большие дружные хороводы. Активное участие в организации праздников принимают родители. Они организуют «праздничный стол», мамы готовят ритуальную еду, в зависимости от того какой праздник, на Масленицу-пекут блины, на Пасху-куличи. Также организуются «Творческие мастерские», например, по росписи пасхальных яиц, изготовлению тряпичных кукол, птичек, зайчиков, это хорошая возможность взаимодействия родителей и детей, ведь общее дело укрепляет взаимосвязь и помогает раскрыться и понимать друг друга как родителям, так и детям.

Важнейший человеческий долг детей – платить родителям за их заботу, любовью уважением и преданностью. Участники студии всегда всё делают сообща с родителями, самое главное, что родители поддерживают желания детей, что помогает детям быть увереннее в своих начинаниях.

Проанализировав идеи, функции и методы Сухомлинского, можно сделать вывод, что большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах семьи. Важно, чтобы дети чувствовали тончайшие душевные движения родителей и уважали их, так как в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями. Методы, используемые Сухомлинским, актуальны и по сей день, но только многие сейчас утратили эту чистоту взаимоотношений. Многие и не задумываются о том, что на своем собственном примере можно сформировать сознание детей. Очень важно создать систему ценностей в семье, чтобы передать их своему ребенку. В. А. Сухомлинский отмечает, что народ является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, паше Отечество – земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возможность каждому человеку подняться до понимания своей роли в общественном развитии". На протяжении многих лет методы семейного воспитания остаются такими же, они лишь немного меняются уже в зависимости от уровня развития общества.

Список литретауры:

  1. Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270
  2. Ожегов С. ИСловарь русского языкаФилологический факультет СПбГУ
  3. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика»- Москва: Политическая литература, 1982 - с.200
  4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»»- Москва:Народная асвета , 1982
  5. В.А. Сухомлинский Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2, с. 149,


[1] Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270

[3] Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика»- Москва: Политическая литература, 1982 - с.200

[4] Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»»- Москва:Народная асвета , 1982