Школа как территория продвижения творчества.

Комарова Людмила Алексеевна

Главная цель общения - это помощь в определении критериев в выборе жизненных позиций, ценностей. Это взаимное сближение участников через взаимный труд, взаимное просвещение. Здесь будет интересен материал - празники народов России. Цель -  участие каждого ученика и родителя. Практическая деятельность учащегося должна быть направлена на отражение своего видения мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tema.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Людмила Алексеевна

учитель истории, обществознания, права, МХК.

ГБОУ СОШ № 362

1. Школа как территория продвижения творчества.

Школа есть огромная сфера, состоящая из трех секторов:

1. Пространство – это все помещения школьные и топографическое положение самой школы (окружающий пейзаж в сочетании с удаленностью или близостью к административному центру).

2. Перманентность  Настоящего времени по отношению к Прошлому и Будущему. Отношение к Прошлому у детей твориться сейчас в Настоящем, а насколько «удачно», насколько правдиво узнаем в Будущем.

3. Как говорят экономисты, человеческие ресурсы: учителя, дети, родители.

Никто не будет спорить с тем, что дети наше будущие, новое поколение, поэтому моя цель – исходить из интересов ребенка,  Что посеешь, то и пожнешь.

Сегодня у детей есть потребность в целостном, непротиворечивом понимании мира. Важно, чтобы вновь получаемые  знания не противоречили, а гармонично встраивались уже в какую-то существующую модель. Вызвать у детей переживание, эмоциональный всплеск  есть главная цель для педагога. Эмоциональная эвристика, сочетаемая с познавательной деятельностью, приводит к интересу, мотивации к обучению.

Время перемен, в которое мы живем, вынуждает искать новые методы, новые подходы к выполнению главной цели: сделать из ученика- «кандидата в культурного человека» самого культурного человека.

Продвижение качественно новых материальных и духовных ценностей есть основная цель деятельности учителя-культуролога. Поэтому так важны личностные характеристики самого учителя. В его руках все есть «глина» - учебный материал, его личный опыт, ученики. И только творческий, как глубоко внутренний, ремесленный подход, неповторимый и духовный, способен всколыхнуть и направить на путь уже самостоятельного изучения учеником дополнительного материала, сталь культурным человеком, нравственной личностью. Но каким должно быть творчество, рассмотрим проблему и пути решения.

Культурная грамотность учащихся есть одна из двух, наряду с воспитательной, равнозначных целей осуществляемых современной школой. Они настолько взаимосвязаны, что успехи в одной плавно перетекают в успехи другой. Казалось бы, в сегодняшних школах с постоянно совершенствуемыми программами обучения, с часто меняющимся насыщением обучающего материала, иногда с нестандартными и спорными подходами к освоению информации, не должно быть проблем с желанием посещать школу, слушать и уважать учителя.  Хотя недостатков в современных программах много и как, например, учебник по истории России с древнейших времен до 16 века для 6-го класса, который оформлен как глянцевый популярный журнал с множеством картинок, которые как считают психологи, отвлекают внимание. А снижение внимания во время процесса обучения само по себе стало проблемой. Но к ней многие учителя привыкли и внутренне приняв, согласились. Чего не скажешь о новой набирающей обороты – игромании и интернет- зависимости у детей. Дети больше не бегают на переменках, каждый общается со своим гаджетом. Я не буду описывать эту проблему. Меня интересует вопрос: как можно решить, как помочь детям. По первых, длительность перемены между уроками значительно увеличилась по сравнению с временами двадцатилетней давности. Пятнадцать- двадцать минут, это очень много времени. Изначально дети успевали и поболтать и покушать и домашнее задание сделать, и потом делать было нечего. Как известно, свято место пусто не бывает, и на смену просто «ничего не деланием» пришло общение онлайн и игры в телефоне. Во вторых, это происходит потому что, дети на время перемен предоставлены сами себе. А ведь в советской школе есть опыт, и  моя бабушка рассказывала, что еще до ВОВ, когда она посещала школу, на переменах с детьми играли вожатые в простые детские игры. Специально подготовленные, «морально устойчивые», как говорили раньше, вожатые. Казалось бы, такой простой совет, но им никто не пользуется в силу ряда причин. Конечно, самая главная, экономическая, на нее все пеняют, но главная – это нежелание возится с детьми, тратить время на самообразование. Нет внутренней мотивации что-либо исправить в общении с детьми, педагоги недостаточно эффективно используют возможности школы повлиять на ситуацию. Вот где новые возможности, используя творческий подход, воспитания, культурного обогащения детей. Все новое- хорошо забытое старое. Время переменок для детских подвижных игр, и наоборот забытых старых, спокойных, русских народных игр : бирюльки и тд.

  Но вернемся к изменению поведения учащихся. Этот вопрос – один из самых актуальных и самый обсуждаемый на родительских собраний. Поэтому приведу рекомендации школьной администрации: 1. Родители отбирают мобильные устройства или уговаривают (интересно как) их выключать в школе; 2. Покупать простые телефоны, имеющие только функцию звонка. Но вряд ли эти меры можно назвать действенными. Детские психологи знают, что запрет имеет лишь обратную силу и единственный их совет: отвлечь детское внимание  и перенести на другой объект. И вот он главный вопрос: что же это за объект? Это наша культура, нет, не современная   массовая культура, она льется их всех информационных потоков, а та, что воспитывает, та что дает понимание, что есть добро и что есть зло? Как ее определить? Это отечественная культура 20, 19, 18, и тд. Веков. Это и литература, музыка, кинематография, изобразительное искусство, народное творчество. Что известно учащимся о Древнерусской культуре? Представления о ней скорее сказочно, чем реально.  А ведь Древнерусская культура, наше духовное богатство,  – это отечественное культурное наследие, которое мало известно современным людям. В школах мало внимания уделяется изучению отечественного культурного наследия, что духовно обедняет. как можно решить, как помочь детям.Но это длительный процесс и для него важна диалогичная форма. Открытое обсуждение позволит  присутствующим в формате живого общения прояснить для себя сложные вопросы. Открытость, дискуссионность в таком виде очень сближают, это то, что так необходимо современной школе. Ведущим, модераторам дискуссий важно уметь задавать правильные вопросы, вести диалог в нужную сторону, четко формулировать проблему, организовывать обсуждение. Главная цель такого общения – это помощь в определении приоритетов и критериев в выборе жизненных ценностей, основанных на духовных принципах; это взаимное сближение участников через взаимные труды, взаимное просвещение. Очень интересный формат подачи материала – это праздники. В  каждом дошкольном и школьном учебном заведении весит «мертвый», потому что не используется по назначению, но красочный календарь на тему праздников народов России. Согласитесь, про празднование Хеллоуна знают гораздо больше, чем про празднование Покрова. Мы «проигрываем» зарубежным праздникам. Да, о них необходимо знать, но не подменять ими свои традиционные праздники. Много десятков лет люди и так были оторваны от своей самобытной культуры, заменой служила коммунистическая идеология. Постановка праздников народов населяющих современную Россию, как процесс объединяющий разные сферы искусства (пение, танец, обычаи, быт, костюм и тд.), предполагает в большем объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, нежели расширенное знакомство с произведениями искусства. И главная цель таких мероприятий не идеальное, выхолощенное исполнение, а непременное участие каждого ученика и по возможности учителей и родителей.

Многие скажут, что этим должна заниматься семья, родители. Но половина современных семей- семьи неполные и один родитель работает за двоих и, конечно,   справиться с серьезной задачей не может. Да и  родители сами в подавляющем большинстве не знают своих корней, а о древнерусской культуре имеют поверхностное впечатление. Порвалась связующая нить поколений. Поэтому на всех возможных платформах необходимо возрождать традиции, обычаи, нормы морали, все то,  что помогало нашему народу выживать , счастливо жить, защищать свою Родину, свою общину, своих родных.

Практическая деятельность ребенка должна быть направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения мира. Имеет смысл подготовить и организовать тематические выставки в коридорах школы. Дети могут выступать со своими «экскурсиями», раскрав полученные представления о культуре.

Итак, чем школа (учителя, ученики и родители) могут ответить современному противоречивому укладу мира только СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ. Необходима высшая степень ответственности за свои действия и бездействия у родителей, учителей и формирование оной у учеников.

Давайте дадим детям шанс познания другой не массовой, глобализационной (от слова глобализация, Вика, прости не знаю как правильно) современной,  а традиционной культуры, которая сотни веков растила и сберегала человечество. Почему именно в школе? Чтобы дать Возможность всем детям. Важно сделать участником такой внеклассной деятельности каждого ребенка. Ведь можно не привычно изучать отдельно народные танцы, не отдельно изобразительное искусство, не отдельно красоту народного языка, а как Синтез, в виде реконструкции обрядов. Сейчас пользуются популярностью реконструкции исторических сражений, почему бы не пойти дальше и затронуть мирную жизнь. Если воспроизвести известный, а может и не очень, праздник, сопутствующие обряды, это определенно будет познавательно, интересно для детей. Важно, чтобы это было доступно, просто выполнимо, чтобы дети почувствовали важность своего участия в общем деле и испытали радость и гордость за свое богатое культурное наследие. Культурные традиции сохраняются в библиотеках, но живут и развиваются только становясь духовной составляющей общества..

Главная цель обычаев, обрядов, морали – это сбережение здоровья, выживание в непростых природных условиях, рождение и воспитание здорового поколения. Наше государство выделяет огромные средства именно на эти цели, тк. без населения нет страны. Поэтому именно сейчас, во времена информационных войн, разрушающей моды, массовой культуры, очень важно возрождать и пропагандировать свои исконно этнокультурные ценности. Роль семьи, школы здесь безмерно велика. Будущие возможности, человеческие качества, гражданская позиция, любовь к Родине, и т.д. в руках родителей, учителей школьного и дополнительного образования! СПАСИБО.