Проект "Традиции живая нить"
Данный материал представляет праздник "Сабантуй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Традиции живая нить" | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТРАДИЦИИ ЖИВАЯ НИТЬ»
ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛИ:
КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
ТАРАСЕВИЧ ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА
МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» им. Максимова Н. М.
НИЖНЕКАМСК – 2013 год
Проект: «Традиции живая нить»
Тип проекта: социальный
Организация – исполнитель: летний оздоровительный лагерь при МБОУ «СОШ №1»
Руководители проекта: Кузнецова Н. В., Тарасевич Л. Г.
География: р. Татарстан, г. Нижнекамск, МБОУ «СОШ №1» им. Максимова
Сроки выполнения проекта: июнь 2013
Актуальность темы: · исходит из базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально исторических, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих эффективное развитие страны в современных условиях;
Цель: представить праздник «Сабантуй», как культурно – историческое национальное достояние татарского народа, проследив историю его возникновения.
Задачи:
Предметные
- расширить знания детей о традициях и культуре татарского народа.
Личностные
- формировать позитивную самооценку, жизненный оптимизм;
- осознавать культурные ценности своего народа;
- реализовать творческий потенциал через личное участие;
- расширить представление о национальном празднике татарского народа – Сабантуе;
- укрепить культурно – исторические традиции;
- учиться выражать своё эмоциональное отношение к национальным традициям.
Метапредметные
регулятивные
- учиться ставить цель и достигать её;
- оценивать воздействия национального праздника на чувства и мысли людей.
коммуникативные
- продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
- коллективно обсуждать, размышлять о культуре и традициях татарского народа;
- познакомиться с традициями подготовки и проведения праздника «Сабантуй»;
- воспитывать любовь к своей культуре и уважение к культуре людей живущих рядом, развивать самосознание, пробуждать интерес к изучению истории своего народа.
познавательные
- формировать устойчивый интерес к культуре татарского народа через участие в подготовке и проведении праздника;
- осознавать цель своей деятельности;
формировать умение структурировать знания, обобщать знания о культурных традициях татарского народа
- формировать устойчивый интерес к культурным ценностям;
- размышлять о традициях, учиться давать личностную оценку театрализованного представления;
- извлекать необходимую информацию из исторических источников.
Управление и кадры: коллектив учителей, работающих в пришкольном лагере, дети и родители.
Формы работы: индивидуальные и групповые
Методы и приёмы: метод активного обучения ( проблема, проблемный вопрос), проектирование , информационные ( поиск материала в различных источниках информации; практический метод ( применение знаний на практике).
Оборудование
- музыкальный центр;
- инвентарь для игр;
- призы, грамоты;
- выставка фото и рисунков.
Основа проекта: исходит из основной цели курса ОРКСЭ, формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Мероприятия для организации проекта:
проведение занятия познавательного цикла по ознакомлению с традициями татарского народа;
- организация работы детей с информационными источниками, словарями;
- организация творческой деятельности детей: игры, рисование, фотоколлаж
привлечение родителей к участию в организации фотовыставки по тематике проекта; - привлечение детей и родителей к изготовлению татарских национальных блюд для праздника;
- изготовление (покупка) призов победителям и сувениров участникам состязаний;
- определение и организация места проведения праздника;
- приглашение на праздник родителей, бабушек, дедушек детей – участников;
- проведение праздника «Малый Сабантуй» на базе пришкольного лагеря; подведение итогов.
Планируемые результаты проекта:
Личностные
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству проведения праздника;
- формирование личностного смысла изучения традиций татарского народа;
- развитие творческого потенциала в процессе коллективного взаимодействия;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные
- представление о культурно – исторических ценностях на основе освоения отечественных традиций;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в проведении «Малого Сабантуя»
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются целостные представления о празднике Сабантуй
- участники проекта будут работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой, умеющей постоять за себя и других в чрезвычайных обстоятельствах;
- в ходе реализации проекта произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, развитие силы и ловкости;
- удастся привлечь родителей к жизнедеятельности школьного коллектива, они станут активными участниками воспитательного процесса.
Финансовое обоснование проекта
- Деньги, вырученные от сбора макулатуры.
- Родительские взносы.
Литература
Основная
- Татарские народные игры и праздники : Кн. для учителя / Э. Галеев, Я. Ханбиков, 103 с. ил. 21 см, 2-е изд., перераб. и доп. Казань Татар. кн. изд-во 1985
- «Обряды и праздники татар Поволжья и Урала»/Р. К. Уразманова, Казань ПИК «Дом печати» 2001г.
Дополнительная
- Рамзия Мухамедова. Татарская народная одежда. Казань 1997 г.
- Атлас Tartarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: справочно-энциклопедическое изд. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. — 888 с.
Интернет ресурсы
Примерный сценарий праздника.
Время – это скульптор,
Лечит наши души.
Каждая минута
Строит или рушит.
Нажитое нами -
Переходит детям.
Навсегда, на память –
Будущим столетьям.
Мы не случайно прочли это стихотворение. С самого своего рождения человек слышит звуки своего родного языка. Язык отражает для человека культуру, созданную человеком, хранит её, передаёт от родителей детям. У каждого народа существуют свои ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. (слайд №1)
ОБЫЧАЙ- это прочно установившиеся в определенной общественной среде правила поведения людей, соблюдаемые в силу привычки и общественного мнения.
ОБРЯД- совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-либо представления.
ТРАДИЦИЯ- это установленные ещё в древности законы, обычаи, отношения между людьми которые существуют, как совокупность разных привычек.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ- обыгрывание, представление, где каждый участник хорошо знает своё место и свою роль.
Сегодня мы продолжим знакомиться с татарскими театрализованными обрядами. Нам предстоит побывать на празднике Сабантуй. Ведь этот праздник представляет собой театральное действие, которое разворачивается на майдане, а непревзойденным режиссёром этого действия является сам народ. Всё сплетается в этом чудесном празднике: и награда за труд, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветшей природой, и любовь молодых людей, и удальство джигитов, и мудрость аксакалов, и многое-многое другое. Вы, войдя в зал, с интересом рассматривали фотографии, которые предоставили ваши родители. Все они привезены с праздника Сабантуй, но проводился он в разных уголках Татарстана и в других регионах нашей страны. Именно, поэтому мы видим самобытность каждого праздника.
- А что такое Сабантуй?
Первая группа учащихся рассказывает о традициях, обрядах Сабантуя. Вторая группа учащихся знакомит с правилами игры.
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
В 2002 году Мэрией Казани были поданы документы на официальное включение праздника Сабантуй в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.
Ученики читают стихотворение:
Мы на празднике народном
Состязаемся охотно
В скачках, беге и борьбе-
Выбираем по себе.
Бегать можно и в мешках.
Победитель - в трёх шагах.
Я догнать его хочу.
Спотыкаюсь и лечу…(слайд)
Во рту - ложка, в ней - яйцо.
Добегу, в конце концов.
Добежать – то добежал,
Только ложку потерял. …(слайд)
Вот сижу я на бревне.
Вот мешок вручили мне.
Им в соперника б попасть!
… Не успел. Пришлось упасть. …(слайд)
Я за самоваром лез
На высокий длинный шест.
Скользкий шест попался очень –
Вниз сползаю, все хохочут. …(слайд)
Зрителей стоит толпа –
Начинается борьба.
Я бороться бы пошёл,
Но по весу не прошёл. …(слайд)
Скачки. Старт и тут же – финиш.
Победитель – я, как видишь!
А судья мне вдруг сказал:
«Не в ту сторону скакал!» …(слайд)
Праздник скоро кончится,
А мне домой не хочется!..
Ученик
Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Приглашаем Вас на Малый Сабантуй. (Дети выходят на подготовленный к празднику стадион)
Вторая группа учащихся проводят игры.
- Проводится игра «Кислое молоко». Эта национальная игра является самым забавным и живописным элементом Сабантуя. (Ставятся два стула, на каждом - таз, до краев наполненный кислым молоком или мукой. На дно опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать монету зубами.)
- Состязание «Бег в мешках»
- Состязание «Бег с ложкой во рту»
- Состязание «Перетягивание каната»
- Состязание «Возьми свой приз»
- Состязание «Мешочные бои»
- Состязание «Гонки на велосипедах»
Итог мероприятия:
Поздравление и награждение участников.
Мы предлагаем вам завтра продолжить наш праздник выставкой ваших рисунков и фотографий, которая будет называться «Мои впечатления о празднике»