Конспект урока изобразительного искусства в музее Тема урока: «Музей русская усадьба» 3 класс

Донюш Мария Михайловна

Цель: познакомить учащихся с бытом русской усадьбы.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: развитие у детей творческого воображения, умения понимать и ценить прекрасное,  развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, приобщение учащихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном.

                    

Тип урока: урок-открытие нового знания                                                              Цель: познакомить учащихся с бытом русской усадьбы.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: развитие у детей творческого воображения, умения понимать и ценить прекрасное,  развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, приобщение учащихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном.

                    

Тип урока: урок-открытие нового знания                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee.docx27.93 КБ
Файл usadby_butovo.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в музее

Тема урока: «Музей русская усадьба»

3 класс

Автор: Донюш М.М. учитель изобразительного искусства

ГБОУ "Школа № 1161"

Цель: познакомить учащихся с бытом русской усадьбы.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: развитие у детей творческого воображения, умения понимать и ценить прекрасное,  развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, приобщение учащихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном.

                     

Тип урока: урок-открытие нового знания                                                              

Планируемые результаты:

Личностные:

  • сформировать способность к художественному познанию мира;
  • сформировать умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;
  • развить художественный вкус и способности к эмоциональной и эстетической оценке;

Метапредметные:

  • способствовать желанию участвовать в обсуждении выразительных средств произведений искусства и содержания;
  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации;
  • формировать способность оценивать свои и сторонние результаты художественной деятельности.

Предметные:

  • сформировать представлений о музеях, сформировать умение быть вдумчивым зрителем в музее;
  • развить умение анализировать;
  • воспитать бережное отношения к старинным произведениям искусства, чувства гордости и любви за культурное наследие своей родины

Музыкальный ряд:

  1. М. Глинка Мазурка фа мажор, соч. 1835 г.

Литературный ряд:

1.Стихи о музее Т. Сальникова

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы в рисунке.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Оборудование урока для ученика: планшет А4, ластик, карандаши 2H H HB, цветные карандаши.

Оборудование для учителя: проектор, доска, презентация к уроку.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1 мин

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствовать учителя.

2. Сообщение темы и цели урока

10 мин

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, вещах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Действительно, мы поговорим о музеях.

И совершим небольшое путешествие по усадьбам районов Южное и Северное Бутово.

Какие цели вы ставите на этот урок?

Слушают .

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

3. Знакомство с новым материалом

Словесная.: беседа

Наглядный: рассматривание иллюстраций

   Вступительная беседа.

- Интересно, а для чего люди ходят в музеи?

- Кто-нибудь из вас был в музее? И что ты там видел?

- Да, существует много музеев. Но можем ли мы в одном музее увидеть выставку  динозавров, и картин?

-  Поэтому существуют различные виды музеев, давайте попробуем их перечислить. Что мы можем увидеть  в каждом из них? (картины, ДПИ, скульптуры, краеведческий – предметы, отражающие особенности края, в котором живем. Истории – показывающий исторические события. Музей заповедник – большая территория с достопримечательностями. Научный – предметы, отражающие развитее науки)

А в каком музее мы находимся сейчас?

- Но почему же музей так называется?

- Какое созвучное слово можно для него подобрать? (Муза.)

- Кто такая Муза? (Муза древнегреческая покровительница

искусства и науки.)

- Почему же слово музей происходит от слова Муза? (Предположение детей Музей (с греч.) – дом муз)

Молодцы!

Предполагать.

Отвечать на вопросы.

Слушать

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: осуществляют

подвед под понятие

4. Анализ образцов

Наглядный: рассматривание презентации

На том месте, где сейчас находятся районы Северное и Южное Бутово, к началу 20 столетия находилось 9 усадеб. (демонстрация презентации)

Самый изученный и сохранившийся уголок истории Бутово – это усадебный комплекс «Знаменское-Садки». Усадьба носит статус памятника архитектуры и садово-паркового искусства. Она включает в себя парк с цепью каскадных прудов, так и двухэтажное здание самого имения – господский дом. Изначально здесь располагалась деревня Садки, но в середине 18-го столетия боярская вотчина была перепродана семье князя Трубецкого.

Начиная с конца 19-го века широкое распространение получило такое явление как дачничество. Одним из мест скопления первых дачных домов является Бутово. Дачи брали внаем на летние месяцы горожане, чтобы отдохнуть от столичных забот. Сюда приезжали семьями, а многие деловые люди, разместив свои домочадцев вдали от Москвы, курсировали между дачей и местом работы в столице.

В Бутово одной из таких дач для отдыха московских жителей являлась дача-усадьба А.М. Москвиной (ныне Б. Бутовская, 3). На даче все обустраивалось для комфорта гостей: гости могли отдохнуть в беседках, разбитых во фруктовом саду, прогуляться по липовым аллеям, полюбоваться на гладь тамошних прудов или попариться в бане. Помимо главного двухэтажного здания на территории усадьбы также располагались деревянные дома прислуги, которая требовалась для обслуживания гостей в большом количестве.

практически полностью утраченная усадьба – это имение Н.А. Варенцова. Почетный гражданин, крупный промышленник Варенцов построил свой загородный дом, обустроил роскошный садово-хозяйственный комплекс. Как мы можем судить из сохранившихся мемуаров самого Варенцова, он очень любил проводить время в своем имении, считая, что здешняя атмосфера оказывала благоприятное воздействие на его самочувствие. На территории усадьбы находился большой помещичий дом с мезонином, два дома для обслуживающего персонала, хозяйственные постройки. Старожил усадьбы Надежда Богатова, которая знает усадьбу по воспоминаниям из детства, отмечает особенную красоту сада: здесь росли пихты, кедры, швейцарские ели, дубы, шиповник, черемуха, был разбит фруктовый сад и оранжерея. На пруду были оборудованы купальни, плавали рыбы.

У многих из этих усадеб печальная судьба. Сохранить то, что осталось от садов, прудов, построек того времени, к сожалению, практически не удалось. (автор А.С. Никулин)

Слушать, запоминать.

П: анализируют объекты;

5. Постановка творческой задачи

Наглядный: рассматривание иллюстрации

- В зависимости от экспозиции музея создается и индивидуальный интерьер.

- Сегодня на уроке вам необходимо зарисовать любую вещь, из тех которые вас окружают.

- На листах А4, работу будем выполнять графическими материалами. Необходимо рассмотреть объект, понять его величину относительно рядом стоящих вещей, выполнить набросок предмета в интерьере.

Рассматривать образец.

Рассматривать образецы.

Слушать, запоминать технику выполнения.

Р: принимают и сохраняют творческую задачу

6. Практическая работа

Практический

Дети выполняют работу под звучание тихой музыки.

Самостоятельная работа

Слушают учителя.

Приступают к работе.

Р: принимают и сохраняют творческую задачу

7. Подведение итогов урока

Словесная: обобщающая беседа

 1. Выставка работ.

2. Обобщение.

– Чему учились сегодня на уроке? (делать зарисовки с натуры)

– Что нового узнали? (об усадьбах расположенных в Бутово)

3. Уборка рабочего места.

Подводят итог урока.

Проводят рефлексию.

П: строят речевое высказывание

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

                                                                                                         Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Усадьбы в Бутово

Статья в газете  "Бутовские ведомости"

Фотографии А.С. Никулина

http://www.altpress.ru/newspaper/150/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Усадебное ожерелье Бутово

Слайд 2

Человеку важно знать свои корни, чувствовать себя частью своей семьи, города, страны. Как дерево гибнет без корней, так и человек не может жить без памяти о прошлом своей Родины. Без этого человек теряет свою личность, теряет себя.

Слайд 3

Не знать и не любить историю своей Родины может только ограниченный или не уважающий себя человек. Н.Г.Чернышевский

Слайд 4

На том месте, где сейчас находятся районы Северное и Южное Бутово, к началу 20 столетия находилось 9 усадеб.

Слайд 5

В 1985 г . Бутово с 10 тыс. жителей вошло в состав Москвы. Вместе с ним в черте столицы оказались и другие селения. Наибольший интерес из них представляет село Знаменское-Садки . Первое упоминание о нём в сохранившихся документах относится к 1627 г. В деревне тогда имелись дворы помещика, приказчика, людской, а также три крестьянских и два бобыльских, где жило семеро человек мужского пола.

Слайд 8

Розовый зал

Слайд 10

Усадьба Знаменское-Садки - поистине уникальная усадьба. Интерьер Розового зала в Знаменском - один из немногих, уцелевших от эпохи XVIII столетия. Благодаря высокому художественному достоинству этого зала, усадебный дом приобретает особую ценность.

Слайд 12

Сейчас от усадьбы остались полузаброшенный ландшафтный парк, некоторые водоёмы, главный дом (с почти полностью сохранившейся внутренней планировкой), флигель

Слайд 13

Расцвет усадьбы приходится на период владения ею князьями Трубецкими. В 1750 году князь Василий Урусов продаёт вотчину с селом Садки дочери князя И.Ю.Трубецкого - княжне Екатерине Ивановне за 7000 рублей.

Слайд 14

От усадьбы Бутово (Москвиных) к сегодняшнему дню сохранился 1-й этаж главного усадебного дома (старейшая в Бутово каменная гражданская постройка, дом до сих пор является жилым зданием), частично остатки парка, два пруда с насыпными островками, а также отдельные хозяйственные постройки и дачи.

Слайд 15

Первый этаж главного дома в усадьбе Бутово (Москвиных) - старейшая каменная гражданская постройка в Бутове, здесь с 1966 года общежитие фабрики «Красная заря» фото А. С. Никулина

Слайд 16

Усадьба Остафьево . Среди хозяев усадьбы Остафьево были люди, известные в истории России: Прокопий Ляпунов, Бартеневы, Львовы, Петр Апраксин, Яков Голицын, Вяземские, Шереметевы. Это уникальный памятник русской усадебной культуры XIX века. Остафьево - обращённая в музей подмосковная усадьба князя Петра Андреевича Вяземского и его потомков, в которой жил и работал Н. М. Карамзин , неоднократно бывали в гостях А.С.Пушкин и другие ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. Природа вся цветет, красуясь пышно, И, нас склоня к мечтам и забытью, Передает незримо и неслышно Нам всю любовь и душу всю свою . П.А.Вяземский

Слайд 17

Музей есть память о веках. Творенья от начала мирозданья, Любое человечества созданье В картинах, письменах, стихах. Сегодня день торжественен и строг. Открыта дверь, музей гостей встречает, В стенах своих входящих привечает, Лишь стоит преступить его порог. Не принято здесь громко говорить, И строгие глядят с портретов лица, Ты понимаешь: стоило родиться, Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Слайд 18

Литература: 1. История московских районов. Энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, 2005. — С. 743-747. 2. Лесопарки Москвы. Путеводитель. – М., 1998 3. Молева Н.М. Древняя быль новых кварталов. - М.: Московский рабочий, 1982 4. Молева Н.М. Земли Московской давние предания. - М.: Мос. рабочий, 1985 5. Памятники архитектуры. Т.1. - М.: Искусство, 1975 6. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры. - М., 19557. Южное Бутово. История и современность – М., 2003 8. Ильин М. Москва. - М., Искусство. 1970. 9.Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы / Сост. Л.В. Иванова. – М.: Издательское объединение «Мосгорархив», 1997. 10. Очагов Д.М., Коротков В.Н. Природа Подольского края. М., 2001.