Тезисы "Идеи Д.С. Лихачёва и современность"

Данцова Лариса Алексеевна

Культурные традиции и русская литература. Нравственные начала классической литературы. Как научить читателя отличить истинно художественное произведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы  «Идеи Д.С. Лихачева и современность»          

 

Научная деятельность Д.С. Лихачева как исследователя древнерусской литературы связана с ответом на вопрос. «Главное, на чем зиждется культура, - память. Не культура принадлежит человеку, а человек целиком принадлежит культуре. Гении создаются историей на определенной почве культуры. Эта почва наследуется из поколения в поколение. Развитие культуры- это прежде всего накопление культурных ценностей. Культурные ценности не знают старения. Между культурой прошлого и современной культурой существует зависимость и обратная связь».   Обращение к культуре прошлого - это дополнение и обогащение своей культуры.

 Культура- это то, что объединяет.      Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире.                          

            Пример тому русская литература- часть нашей национальной культуры. Классическая литература удивительно современна! Самое главное в ней- ее сильнейшее нравственное начало. Литература- хранительница общечеловеческих ценностей, объединяющих человечество, ведущих к пробуждению и расцвету творческих способностей, к чувству всемирной общности.  Понять это можно только наедине с книгой.

      Литература в целом - это один из способов познать мир, человечество, самого себя. И каждый писатель создает свой художественный мир, с которым согласится и примет его читатель.

Классическая литература воспитывает читателя. Классики воспевали нравственные ценности человеческого общества, природу, жизнь; вкладывали в создаваемое произведение свою душу, мысли, свои знания и приобретенный опыт. Ведь творчество способствует нравственному и духовному преображению личности.

               Имея огромное культурное наследие, великую русскую классическую литературу, не останемся ли нищими? Критерий культуры чтения – не объем прочитанного, а его качество, степень духовного воздействия на читателя.

    В школе уроки литературы начинались с хрестоматий для чтения, с русской классики. В настоящее время дети плохо воспринимают любую печатную продукцию.

     Другая крайность: страна читает детективы, коды, мистику, фантастику, Потера. Эта литературная «жвачка» вытеснила из сознания читателя   прекрасные образы, созданные мировой литературой.

      Как научить читателя отличать истинно художественное произведение литературы?  Без помощи взрослого или учителя разобраться не может. Читать классику нужно учиться, видеть в ней общечеловеческие ценности. Ведь главная особенность и величие  литературы –в глубоком духовном содержании, психологизме, в ее воспитательных возможностях.                                              

               Как считал Д.С. Лихачев, фактор успехов страны - в культуре, которая развивает человека, обогащает и возвышает его. Кроме того культура объединяет людей. Сердцевиной культуры, ее стержнем выступает, нравственность. Она же является критерием оценки истинности художественного произведения и основой русской классической литературы.