ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ Артёмова Я.А. МБОУ «Гора-Подольская СОШ»

Артёмова Яна Александровна

Речь человека обогощается и соверщенствуется на протяжении свей жизни. Но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение языка, форум и функции речи, письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и речевого развития, а также как средство художественно-эстетического и нравственного воспитания детей.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение языка, форум и функций речи, письма и чтения.

Среди важнейших средств формирования образа речи, ученые называют произведения художественной литературы, фольклора. Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.

Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания ребенка, необходимо знакомить с художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина считали, «что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку».

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.

Сейчас мы живем в двадцать первом веке, когда телевидение и компьютеры заменили книги. Некоторые родители совсем не читают детям, полагаясь на помощь в развитии детей телевизоров и компьютеров поэтому речь у таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.

Правильную поставленную речь даже сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих «грешит» орфографическими ошибками, непонятными словами и фразами, нечётким произношением и неоправданно быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать правильно поставленную речь с красивым голосом?

Поэтому я для себя выбрала именно эту тему так как считаю, что она наиболее актуальна особенно сейчас: «Художественная литература и фольклор как средство формирования личности ребенка и развития речи». Начиная работать над этой проблемой, мной были изучены книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохиной, В. И. Лейбсона, статьи журналов «Дошкольное воспитание». Основными направлениями в своей работе по формированию художественно-речевой деятельности мною были выделены основные задачи:

  1. Сформировать интерес к художественной литературе;
  2. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  3. Развитие литературной речи.
  4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
  5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
  6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
  7. Развивать творческие способности у детей;
  8. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьей, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Знакомить детей с художественной, фольклорной литературой начинают с младшей группы. Сначала это произведения устного народного творчества — потешки, пестушки, колыбельные песни. Воспитательное значение их заключается в том, что они доносят до нас русскую культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают любовь и уважение к русской культуре.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки. Роль этих малых фольклорных форм трудно не оценить. Прислушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период восприятия ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движениями и чтением потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…».

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам как в детском саду, так и дома: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать, например: «Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие.

Проводила артикуляционную гимнастику, упражнения для языка, и тренировки голоса и речи. Речь только начинает формироваться у ребенка, а упражнения для пальчиков, языка и губ превращается в увлекательную игру, помогающие детям развивать и укреплять речевой аппарат.

В ходе работы мною также были использованы загадки, образные пословицы и поговорки. Причем я стремилась показать детям художественные достоинства и красоту их языковой формы.

Во время наблюдений практикую чтение произведений художественной-фольклорной литературы. С наибольшим трепетом и желанием, дети читают стихи, обращенные к объекту наблюдения: солнцу, березке, снежинкам, ветру и т.д.

Из огромного количества русских пословиц и поговорок я выбрала те, которые могут сопровождать в трудовой деятельность детей, которая способствует обогащению их речи в данный период. Художественная значимость и сила пословиц, поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой о ритмической организованности.

В старших группах дети умеют слушать художественные произведения, обладают навыками выразительного исполнения стихотворений, у них еще формируется правильная речь. Они способны заметить связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Развивая у детей творческие способности, мы придумываем загадки, сочиняем сказки. Дети сами становятся инициаторами, что способствует еще большему развитию ребенка в целом. При ознакомлении со сказкой стремлюсь детям раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать красоту поэтичность образов, языка. Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее эффективны, когда они способствуют большей глубине художественного впечатления, поэтому я использую в работе репродукции, сюжетные картинки, альбомы и т.д.

Когда дети старшего возраста имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием детского творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать смысл. Усвоенное на занятиях дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. Наиболее ярко самостоятельность действий проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок, и т.д. Самостоятельность проявляется в выборе темы и в замысле. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают темы сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют настольный театр. В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздники, участниками которого они и являются, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. В группе имеются все необходимые для этого условия. Есть кукольный театр, пальчиковый, настольный, перчатки для пальчиковой гимнастики. Книжный уголок, где дети могут взять книги, рассмотреть альбом с загадками, ребусами, соответствует всем необходимым требованиям. В театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной-фольклорной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальное, и художественно-речевая, и изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев, вместе с воспитателем готовят костюмы).

Мною разработано и проведено занятие «Путь создания книги», на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги не только нашей группы, но и оказываем помощь малышам. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому. Созданные детьми книжки – малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами.

Работая над формированием художественно-речевого развития с детьми, невозможно обойтись без помощи самих родителей. Чтобы эффективнее работать в этом плане, на собраниях мною не однократно подымалась данная тема. Как её решать, чтобы добиться от детей положительных результатов? Разумеется, только совместными усилиями. Для родителей специально для этого был оформлен стенд «Художественное творчество детей». Проведена консультация с участием родителей на темы: «Загадка как средство развития, обучения, воспитания», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Развитие театрально-игровой деятельности у детей» и др.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний и умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.