Духовно-нравственный компонент на уроках в основной школе. Воспитываем настоящего петербуржца.

Оганян Алина Руслановна

В данной статье речь пойдет об использовании духовно-нравственного компонента на уроках в основной школе, который позволяет формировать облик современного петербуржца. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный компонент на уроках в основной школе. Воспитываем настоящего петербуржца.

Одним из важных направлений в преподавании любых учебных дисциплин является духовно-нравственный компонент, который является основополагающей частью любой образовательной программы по основным предметам и курсам внеурочной деятельности. В данной статье речь пойдет об использовании духовно нравственного компонента, который позволяет формировать облик современного петербуржца. Мы все знаем историю этого красивейшего и удивительного города,  на страницах истории он оставил свой неизгладимый след, ведь Петербург был имперской столицей на протяжении трех веков, здесь жили императоры, министры, знаменитые фамилии России, иностранные дипломаты и, конечно, обычные люди, все они творили историю, жизнь каждого из них важна для города. У города не только своя особая история, город имеет свой дух и свою неповторимую ауру, все кто, приезжает в него, отмечают, что наш город особенный. Наша задача, учителей истории, не упускать этого из виду, помочь обучающимся понять город и стать патриотами своей Родины, ведь Родина начинается с края, в котором ты живешь. Так же целью реализации духовно-нравственного компонента является формирование не только представлений о прошлом города, но и формирование знаний о  современном Петербурге как городе-мегаполисе и о его жителях, которыми ученики сами являются . Какой он, настоящий петербуржец? Этот вопрос является основополагающим в обучении детей и, ответив на него, ученики найдут ответы на многие вопросы, связанные с  культурой, историей, наукой, образованием, светской этикой и  религией. Это  не будет какой то отдельно взятый, вырванный из контекста программы, пласт знаний, это будет последовательно переходящий и закрепляющий элемент  воспитания, направленный на развитие высококультурного и интеллектуально человека, знающего историю своего города, своего народа, и своей страны.

Духовно-нравственный компонент предлагается для внедрения в любые рабочие программы гуманитарного цикла и курсы внеурочной деятельности для обучающихся  5-9 классов в общеобразовательных и специализированных школ города Санкт-Петербурга. Таким образом, учитель, корректируя свою рабочую программу по предмету, сам решает к какому уроку отнести ту или иную тему духовно-нравственного компонента.

Важную роль в освоении предложенного материала по духовно-нравственному компоненту в основной школе отводится реализации преемственности между начальной ступенью образования  и основной школой, так как именно в начальной школе закладываются азы знаний о родном крае, приобретаются умения работы с архитектурными объектами и картами, систематизируется и обобщается  пройденный материал. Единство и взаимосвязь учебных предметов  и предложенных  тем обеспечивается за счет межпредметных связей.  Таким образом, темы каждого года неразрывно связаны между собой и имеют ценностно и практиориентированный характер. При этом каждый год обучения решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных и познавательных возможностей.

Каждый год обучения предполагает на выходе презентацию проекта и продукта освоения пройденного материала.  Для каждого класса, соответственно возрастным и образовательным способностям, учитель сам выбирает тип продукта и этапы его создания.

Например:

Класс

7 Б

8 Б

Продукт

Игра-конкурс (кейсы) «Люблю тебя, Петра творенье…»

Презентация

Конкурс

Игра - квест

Тематическая игра

(КВН)

Брей ринг

Создание печатного издания/сборника

Темы духовно-нравственного компонента соответствуют основным рабочим программам по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов.

5 класс. Этикет. Правила хорошего тона.

Учащиеся познакомятся с историей создания этикета, с основными стилями: деловой, речевой, гостевой, застольный и особый. Узнают как использовался этикет в Петербурге от Петровских времен до современности. Так же в рамках реализации программы на уроках технологии, на курсах внеурочной деятельности учащиеся научаться сервировать стол, пользоваться столовыми приборами,  правильно сидеть и аккуратно принимать пищу, вести светскую беседу. Так же учащиеся познакомятся с правилами поведения в общественных местах, таких как школа, общественный транспорт, магазин, театр и музей. На уроках истории и обществознания учащиеся познакомятся с основными этапами формирования петербургского общества, его правил и стиля.

6 класс. Жилища, быт и основные занятия горожан. Русское народное творчество. 16 – 19 века. (часть 1)

Учащиеся познакомятся с народами, их бытом и занятиями,  населяющих приневские земли еще до основания Петербурга, затем рассматривая каждый период (век) царской России. Особое внимание будет уделяться народным промыслам,  жизнии обычного народа, их жилищам, трапезе, религиозной культуре населения, а в частности церковным праздникам и постам. Учащиеся увидят трансформацию петербуржского общества с 16 века по 20 век. Данный блок тем учащиеся смогут проходить в системе основных уроков по истории, литературе, обществознанию, географии, технологии и курсах внеурочной деятельности.

7 класс. Петербург – столица русского государства. Мода.

Петербург, как столица Российской империи с 18 по начало 20 века, являлся законодателем моды для всей страны. Учащиеся узнают. во что одевались представители всех слоев населения города (дворяне, крестьяне, духовенство, военные, казачество, ремесленники), модные тенденции всех эпох, начиная с Петра Великого и заканчивая современной модой. Так же учащиеся смогут окунуться в атмосферу столичных балов Петербурга 18 века. Данный блок учащиеся смогут проходить в системе основных уроков по истории, литературе и технологии.

8 класс. Праздники и особенности русской национальной кухни.

На данном этапе учащиеся уже будут знакомы в целом с жизнью петербургского общества и поэтому особо важным наравне с основными занятиями населения, показать роль праздников и основных церемониалов, а так же особенности русской национальной кухни, начиная от царского трапезного стола до стола обычного горожанина. В этом блоке программы будут рассматриваться такие праздники, как Рождество, Крещение, Новый год, Масленица, Пасха (в истории царской России и современности), так же историю современных праздников, таких как  День Защитника Отечества, Международный женский День, Праздник весны и труда, День Победы, День России, День народного Единства. Учащиеся узнают не только историю праздников, но так же основные особенности их празднования непосредственно в Петербурге. Данный блок учащиеся смогут проходить в системе основных уроков по истории, литературе, обществознанию и географии.

9 класс. Жилища, быт и основные занятия горожан. Русское народное творчество. 20 век: революционный Петроград 1917 г, горожане в дни Блокады города, послевоенный Ленинград (часть 2).

В данном цикле учащиеся продолжат формировать представления и получать новые знания о нашем городе и его жизни в самый насыщенный и трагический период в истории нашей  страны. Учащиеся узнают, как выглядел город накануне революции 1917 года, о быте горожан, о транспорте, о периодических изданиях Петрограда, о самих событиях революционных дней. Учащиеся раскроют самую печальную тему для нашего города – Блокадные дни.  На основе литературных произведений, посещений музеев,  полученных знаниях на уроках и самостоятельного поиска информации ученики смогут составить портрет героического ленинградца. Ученики узнают, как жили, что ели и как помогали фронту жители блокадного Ленинграда и как восстанавливался город после столь страшных событий. Данный блок тем будет реализовываться на уроках литературы, истории и на классных часах.