Рабочая программа по предмету "Народно-сценический танец"

Дзюбан Татьяна Алексеевна

Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических  дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. Этот предмет несёт двойную нагрузку: с одной стороны, он является учебно-тренировочным, с другой – знакомит с танцами народов мира, с особенностями их пластики, манер и композиций. Приобщение к танцевальной культуре разных народностей расширяет хореографические знания учащихся, развивает их эмоциональность и выразительность. Кроме того, в условиях школы народно-сценический танец играет не последнюю роль в создании репертуара хореографического отделения.

Обучение народно-сценическому танцу тесно связано со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся фундаментом этого цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_tanets_2015-2016.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ИСКУССТВ Г. АНИВА»

Рабочая программа

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Для учащихся хореографического отделения

1-7 (8) классы по 7-летней программе обучения

Составитель учебной рабочей программы:

Дзюбан Т.А.- преподаватель

 МБОУ ДО «ШИ г. Анива»

г. Анива

2015-2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических  дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. Этот предмет несёт двойную нагрузку: с одной стороны, он является учебно-тренировочным, с другой – знакомит с танцами народов мира, с особенностями их пластики, манер и композиций. Приобщение к танцевальной культуре разных народностей расширяет хореографические знания учащихся, развивает их эмоциональность и выразительность. Кроме того, в условиях школы народно-сценический танец играет не последнюю роль в создании репертуара хореографического отделения.

Обучение народно-сценическому танцу тесно связано со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся фундаментом этого цикла.

 В  школах искусств преподавание дисциплины народно-сценический танец начинается с третьего класса. В это же время происходит знакомство учащихся с азбукой классического танца.  Очень важно  не нанести вред мышечной системе учащихся, создать щадящий физический и психологический режим занятий. Некоторые специфические особенности народно-сценического танца трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, резкое приседание, злоупотребление «завёрнутыми» положениями ног, резкие непривычные для классики изломы корпуса и т.д. не могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут ему пользы в народном танце, помешав в то же время изучению классического. Отсюда  и специфика преподавания характерного танца на первом году обучения: занятия проводятся только на середине зала.

Изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на «середину» начинается на втором году обучения  предмета «народно- сценический танец» (4 класс). К этому времени ученики уже владеют определённым запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к восприятию нового материала.

Целями и задачами народного экзерсиса являются:

- тренировка всего опорно-двигательного аппарата, развитие профессиональных данных учащихся;

- развитие выносливости, лёгкости, изящества исполнения;

- развитие ритмичности и музыкальности;

- освоение специфических особенностей народных танцев;

- подготовка учащихся к выполнению более сложных упражнений на середине зала.

Среди значительного количества движений, которые возможно исполнять у палки, наиболее важными являются следующие:

1. приседания и полуприседания; 2. переводы ноги с носка на каблук; 3. маленькие броски; 4. подготовка к верёвочке; 5. круги ногой по полу; 6. каблучное упражнение; 7. дробное движение; 8. мягкие раскрывания ног; 9. повороты стоп (змейка); 10. большие броски; 11. упражнения лицом к палке: а) подъём на полупальцы; б) перегибы корпуса; в) подготовка к штопору и штопор; г) подготовка к присядке и присядка.

Последовательность этих движений у станка должна подчиняться принципу чередования движений на разные группы мышц и логике построения урока по нарастанию общей нагрузки и вместе с тем сочетанию общей  нагрузки и относительного отдыха. Каждое упражнение изучается первоначально в своей основной форме, затем постепенно вводятся его разновидности, сочетания в комбинации с другими движениями. Не следует увлекаться количеством изучаемого материала, значительно полезнее и важнее серьезно отрабатывать пройденный, добиваться чистоты и грамотности его исполнения.

Упражнения народно-сценического экзерсиса являются подготовкой к тем или иным элементам различных народных танцев, поэтому исполняются в национальном характере, который диктует стиль и манеру данного движения. Важно, чтобы предлагаемый национальный материал носил не случайный характер, а был необходим для освоения новых навыков и подготавливал к предстоящим танцевальным этюдам на середине зала. Тогда занятия у станка не будут оторваны от освоения танцев, включённых в программу обучения.

Усвоение программы должно опираться на дифференцированный подход к детям, состоянию класса. Многое зависит от физических данных учащихся, от степени их способности к восприятию предлагаемого материала. В процессе обучения педагог народно-сценического танца должен учитывать степень полготовки класса по другим дисциплинам и строить обучение, опираясь на межпредметные связи.  Нельзя допускать, чтобы один предмет значительно опережал в проходимом материале другой.

В конце учебного года на основе изученных движений, педагогом составляется развёрнутая композиция – этюд. Учебный танцевальный этюд – это законченный по форме фрагмент.  Одновременно в учебный процесс включается два-три различных по характеру танцевальных примера. Это обеспечивает разносторонность обучения, возможности переключения нагрузок на самом уроке, а также позволяет сохранять интерес, а отсюда и внимание учащихся на занятиях.

Начинается обучение каждому танцу с основных элементов, его составляющих: ходов, движений рук и поз в парном танце, характерных поворотов и движений, определяющих его лексику. Эти движения показываются каждое в отдельности. Освоенное движение исполняется в присущем для него рисунке: по кругу, диагонали, с продвижением вперёд, назад, в повороте и т.п. Несколько выученных  движений соединяются в комбинации и также исполняются в определённом заданном рисунке. Следует избегать использовать бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце, так как это не предопределяет его успеха, скорее наоборот.

Педагогу следует знакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения. Беседы педагога могут быть дополнены лекциями о культуре, искусстве народа, коллективными просмотрами танцевальных ансамблей и т.д.

На уроках необходимо рассказывать и  о национальных костюмах, в которых исполняется танец, так как особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танца.  

Немаловажное значение имеет музыка, звучащая на уроке. Огромное богатство национальных мелодий воспитывает вкус, слуховое восприятие, эмоциональную природу исполнителя. Подбирать музыкальный материал рекомендуется  с учётом возрастного восприятия его учащимися.

Музыка должна строго подчиняться заданной педагогом комбинации, иметь определённый ритмический рисунок, соответствующий характеру движения. Давая определённые темп, ритм, ритмический рисунок  музыка выявляет и подчёркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упражнением под музыку.

Программа рассчитана на 5 лет обучения.  Программа составлена на основании программы по народно-сценическому танцу (Москва, 1983г.), переработана и дополнена преподавателем  ДШИ №4( г. Екатеринбург) Бердниковой Н.П.  Программа дополнена элементами татарского, цыганского, мексиканского танцев. Расширено изучение русского народного и украинского народного танцев; в старших классах – испанского сценического танца.

 В 3,4,5 классах занятия проводятся  по 2 часа в неделю, в старших классах(6,7) – 2 часа в неделю. В 4, 6,7 классах в конце года учащиеся сдают экзамен.

Данная программа  носит  экспериментальный характер и не должна восприниматься как нечто законченное. Педагог вправе уменьшить или увеличить объём  и степень технической сложности материала в зависимости от состава класса и условий конкретной работы. Педагог не должен стремиться к прохождению максимального объёма материала в ущерб правильности исполнения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II.        Содержание учебного предмета "Народно-сценический танец"

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся  на  аудиторных занятиях:

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

  4

  5

  6

  7

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

-

-

35

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

2

2

2

2

2

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

-

-

70

70

70

70

70

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

-

350

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно:  включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей  9-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;  

б) изучение  движения и работа над движениями в комбинациях, этюдах.

Первый год обучения

3 класс

        

В задачу первого года обучения входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на «середине», развитие элементарных навыков координации движений.

Для первого года обучения рекомендуется прохождение  элементов и небольших комбинаций русского и белорусского  народных танцев. Особенностью предлагаемого на первом году обучения материала является его внешняя схожесть. Это делается специально для того, чтобы дать учащимся определённую базу, на которой будет строится дальнейшее обучение, и на конкретных примерах показать стилистические особенности элементов разных народных танцев.

1. ПОЗИЦИИ НОГ

 а. Пять прямых.

       1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

       2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

       3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук    одной ноги находится у середины стопы другой;

       4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;  5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги     соприкасается с носком другой.

 б. Пять свободных.

      Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

 в. Две закрытые.

    1-я закрытая - обе ноги повёрнуты внутрь и поставлены носками вместе, каблуки разведены в стороны.

    2-я закрытая - обе ноги повёрнуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

ПОЗИЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ РУК

  а. Семь позиций.

1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й, 3-й позициям рук классического танца.

4-я   - обе руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

5-я -  обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

6-я - обе руки, согнутые в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

7-я - обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

   б. Подготовительное положение –

обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повёрнуты ладонью к корпусу.

1-е положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повёрнуты вверх.

2-е положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между 3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повёрнуты вверх.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ

Позиции ног – 1-я,2-я, 3-я свободные и прямые.

1-я и 2-я закрытые.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

1. Подготовительное, 4-я и 5-я позиции.

2. Положение рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг» «карусель», «звёздочка».

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.Поклоны:

а) на месте;

б) поклон с продвижением вперёд и отходом назад.

2. Притопы:

а) одинарные;

б) тройные.

3. Перетопы тройные.

4. Простой (бытовой) шаг:

а) вперёд с носка.

5. Переменный шаг:

а) с продвижением вперёд;

б)  с продвижением назад;

в) с притопом.

6. «Ёлочка».

7. «Гармошка».

8.Перескоки:

а) с ноги на ногу на всю стопу:

б) с ударом каблука.

9. Перескоки тройные:

а) простые;

б) с ударом каблука.

10. Припадания:

а) в сторону по 3-й свободной позиции;

б) вперёд и назад по 1-й прямой позиции.

11. Бег с откидыванием ног назад.

12. «Молоточки».

13. «Ковырялочка»:

а) без подскоков;

б) с подскоком;

в) с двойным притопом;

г) с тройным притопом.

14. «Моталочка».

15. Прыжки с обеих ног (прыжки с поджатыми).

16. 1-й дробный «ключ».

ХЛОПКИ И ХЛОПУШКИ одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары).

а) в  ладоши;

б) по бедру;

в) по голенищу сапога.

ПРИСЯДКИ (для мальчиков).

1. Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и свободной позициям.

2. Покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям.

3. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям.

4. Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперёд и в сторону.

ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ

а) на перетопах на месте;

б) на подскоках с продвижением вперёд и по диагонали.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Характер движений белорусских танцев лёгкий и трамплинный. Наиболее известными танцами в Белоруссии  являются «Лявониха», «Крыжачок» и полька.

На первом году обучения учащимся предлагается танцевальный материал польки.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ:

Положения ног, встречающиеся в белорусском народном танце, различны. Основной для польки является 1-я прямая позиция.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК:

а) Обе руки согнутые в локтях,  лежат сбоку на талии или тыльной стороной кисти, или ладонями. Локти направлены в стороны и слегка вперёд.

б)3-я позиция -  рука поднята над головой, кисть отогнута, направлена ладонью вверх.

ЭЛЕМЕНТЫ БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1. Шаг польки

а) на месте и с продвижением;

б) в повороте.

2. Тройной притоп с поклоном.

3. Тройной подскок на двух ногах по 1-й прямой позиции

а) без поворота;

б) в повороте.

4. Присюды (по усмотрению педагога).

Второй год обучения.

4 класс

Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые потом можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, украинского (гуцульского), эстонского и вводятся элементы итальянского танцев.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

1. Пять открытых позиций ног – аналогичны позициям классического танца.

2. Подготовка к началу движения (preparation):

а) движение руки,

б) движение руки в координации с движением ноги.

3. Переводы ног из позиции в позицию:

а) скольжением стопой по полу(battements tendus),

б) броском работающей ноги на 35о,

в) поворотом стоп.

4. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям:

а) полуприседания(demi-plie),

б) полное приседание(grand plie).

5. Приседания по прямым и открытым позициям, переводя ноги указанными приёмами.

6. Упражнения с напряжённой стопой(battements tendus):

а) по 1-й и 5-й открытым позициям вперёд, в сторону, назад;

б) с работой пятки опорной ноги.

7. Battements tendus с переводом ноги на каблук:

а) из 1-й и 5-й открытых позиций вперёд, в сторону, назад;

б) с полуприседанием  в исходной позиции;

в) с полуприседанием в  момент перевода работающей ноги на каблук;

г)  при переводе работающей ноги на каблук и возвращении в исходную позицию.

8. Маленькие броски(battements tendus jetes) по 1-й и 5-й открытым позициям вперёд, в сторону, назад:

а) классический вид;

б) сидя на plie,с работой пятки опорной ноги.

9. Повороты стопы(pas tortilla):

а) одинарные;

б) двойные.

10. Каблучный battement (раскрывание рабочей ноги на ребро каблука):

а) в пол (малый).

11. Подготовка к верёвочке, скольжение работающей ноги по опорной:

а) в открытом положении на всей стопе.

12. Развёртывание работающей ноги на 45 о(battements developpes) вперёд, в сторону, назад на вытянутой ноге.

13. Большие броски(grand battements tendus jetes) по 1-й и 5-й открытым позициям вперёд, в сторону, назад на вытянутой ноге.

14. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.  

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1-я, 2-я, 3.я позиция рук.

2. Раскрывание и закрывание рук:

а) одной руки;

б) двух рук;

в) поочередные раскрывания рук;

г) переводы рук в различные положения.

3. «Шаркающий шаг

а) каблуком по полу.

4.  Переменный шаг

а) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад.

5. Боковое «припадание»:

а) с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги;

б) с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги.

6.Верёвочка:

а) простая;

б) простая с поочерёдными переступаниями;

в) двойная с поочерёдными переступаниями.

7. Дробные движения:

а) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперёд;

б) двойная дробь.

8.2-й и 3-й дробные ключи.

9.Ковырялочка в повороте.

ВРАЩЕНИЯ:

1. Прыжки с поджатыми ногами в повороте (на 1/4,1/2  круга, полный поворот).

2. Бег с откидыванием ног назад (русский бег) в повороте по диагонали.

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Украинский народный танец развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и выразительными средствами.

Украинские танцы можно разделить на три основных жанра:

а) танцы хороводные. Большинство из них связаны с временами года: веснянки, купальские хороводы, осенние игры, метелицы и др.

б) бытовые танцы: гопак, козачок, полька, кадрили, коломийки, гуцулки, тропотянки.

в) сюжетные танцы. Их основные темы - труд, народная героика, отображение явлений природы, народного быта. К сюжетным танцам принадлежат: «Шевчики», «Лесорубы», «Косцы», «Рукодельницы», «Аркан», «Гонта», «Запорожцы» и др.

По своим особенностям танцы делятся на:

- танцы Центральной Украины,

- танцы Южной Украины,

- танцы Закарпатской Украины.

        На втором году обучения  изучаются элементы гуцульского танца («Коломийки).

Жизнерадостные, полные своеобразного задора танцы Закарпатья  имеют свои отличительные особенности, свои характерные движения, которых нет в других украинских танцах, например, своеобразный пружинный ход, ход переплетающимися шагами (одна нога накрест другой), винтообразные движения, мелкие выбрасывания ног вперёд, часто используемые парные вращения и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК ТАНЦЕВ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ:

а) руки свободно опущены вдоль корпуса.

б) руки согнуты в локтях, кисти собраны в кулачки. Большие пальцы заложены за проймы безрукавки (кептаря). Локти вольно опущены вдоль корпуса.

в) руки, согнутые в локтях, лежат сзади на талии, ладонями наружу (левая на правой).  Локти немного подаются вперёд.

ЭСТОНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

По характеру и движениям эстонские танцы простые, непосредственные, сдержанные по темпераменту. В движениях сказывается собранность, свойственная национальному характеру эстонского народа. Диапазон по настроению неширокий. Развития настроения в танцах почти не бывает. Женские танцы более лиричные. Мужские танцы отображают рабочие процессы: танцы рыбаков, пастухов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК:

а) обе руки, согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти направлены по линии плеч.

б) Девушка держится двумя руками за юбку или фартук, руки чуть присогнуты в локтях.

в) Руки свободно опущены вдоль корпуса.

Положения в паре:

а) Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой девушку за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки свободно опущены.

б) Исполнители стоят друг перед другом. Юноша держит девушку двумя руками за талию. Руки девушки, вытянутые в локтях лежат на плечах юноши.

ЭЛЕМЕНТЫ ЭСТОНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА:

Муз.разм. 3\4.

1. Тройной шаг с каблука

2. Покачивания из стороны в сторону с ударом.

3.Шаг в сторону с двумя последующими переступаниями. (Pas balance).

4. Бабочка.

5.Шаг с последующими подскоками на опорной ноге, рабочая нога  в согнутом положении поднята вперёд-накрест.

ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Сценическая форма итальянского танца «Тарантелла» обрела определённую форму и в то же время довольно близка к народной. Характер танца быстрый и жизнерадостный, однако, в начальной стадии изучения элементов танца не следует увлекаться и разучивать их в в замедленном темпе.

1. Положение ног, характерные для танца.

2. Положение рук в танце.

ЭЛЕМЕНТЫ  ТАНЦА:

Муз. разм.6/8.

1.Полотёр.

2. Подскоки по 5-й свободной позиции:

а) на месте без поворота;

б) с выносом ноги на каблук в сторону.

Третий год обучения

5 класс

         Третий год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов у станка, к концу учебного года составляются более сложные комбинации, требующие соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. Активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса. Продолжается изучение  элементов русского, украинского и итальянского танцев. Вводятся элементы татарского народного танца.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой.

2. Battements tendus:

а) с переводом ноги на каблук и  с demi rond, во время перевода на каблук;

б) с работой пятки опорной ноги  и переводом с носка на каблук.

3. . Battements tendus gets:

а) сквозные по 1-й открытой позиции ;

б) с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперёд, в  сторону и назад.

4.  Круговые скольжения по полу(rond de jambe par terre):

а) носком с остановкой в сторону или назад;

б) ребром каблука с остановкой в сторону или назад.

5. Каблучный battement (раскрывание рабочей ноги на ребро каблука):

а) на  45о (средний).

6. Полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45о (battements fondu):

а) на всей стопе.

7. Подготовка к «верёвочке»:

а) на полупальцах;

б) с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

8. Развёртывание работающей ноги на 45 о(battements developpes) вперёд, в сторону, назад  в полуприседании.

9. Подготовка к «чечётке»(flic-flac):

а) в прямом положении вперёд одной ногой;

б) двумя ногами поочерёдно;

в) в открытом положении  вперёд, в сторону, назад.

10. Подготовка к «качалке» и  «качалка».

11. Большие броски(grand battements tendus jetes) по 1-й и 5-й открытым позициям вперёд, в сторону, назад:

а) в полуприседании;

б) с опусканием ноги на каблук.

12.Наклоны и перегибания корпуса по 1-й и 4-й прямых позициях.

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.Дробная дорожка  с поворотом.

2.Боковые перескоки с ударами полупальцами по 5-й свободной позиции.

3.Моталочка»

а) с задеванием пола каблуком.

4. «Верёвочка»:

а) с ковырялочкой;

б) с притопом по 2-й и 5-й открытым позициям;

в) с выносом ноги на каблук вперёд, в сторону.

ВРАЩЕНИЯ:

а) с движением « молоточки»,

б) шаг на каблук одной ноги, другая – в положении cou-de-pied сзади.

ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

        Женский татарский танец – всегда лёгкий, стремительный, воздушный. В то же время движения рук ограничены – нет движения кистями. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым кокетством, движения её неширокие, скользящие, без прыжков. Часто танцуя, девушка придерживает за концы фартук или прикрывается от юноши платком. Танец юношей более строг.

1. Позиции и положения ног.

2. Позиции и положения рук.

3.Ходы:

а) ход с прихрамыванием,

б) тройной бег с продвижением вперёд(один длинный, два коротких).

4. «Трилистник».

5. «Качалочка».

6. «Падебаск»:

а) на каблук,

б) на носок,

в) в повороте.

7. «Люлька».

8. «Гармошка»:

а) с открыванием ноги на ребро каблука,

б) с подхватом ноги на cou-de-pied сзади.

9. Припадание.

Четвёртый год обучения

6класс

         Повторение пройденных элементов и упражнений. Развитие техники – исполнением пройденных элементов в более быстром темпе. Изучения новых  элементов у станка и на середине зала. Начинается изучение молдавского и таджикского танцев. Продолжается знакомство с элементами русского народного танца. Усложняется техника вращений.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

1. Скольжение стопой по полу (battements tendus):

а) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону,

б) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием.

2. Круговые скольжения по полу(rond de jambe par terre):

а) со смещением пятки,

б) на 45 о

3. Battements fondu:

а) с подниманием на полупальцы,

б) на 90 о

в) с наклоном корпуса в координации с движением руки.

4.  Каблучный battement (раскрывание рабочей ноги на ребро каблука):

а)  большой (на 90 о)

5. Развёртывание ноги(battements developpes) с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперёд, в сторону, назад:

а) плавное,

б) резкое в  координации с движением руки.

6. Flic-flac с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя:

а) в прямом положении,

б) в открытом положении вперёд, в сторону, назад.

7. Выстукивания поочерёдные каблуками и полупальцами по 1-й прямой позиции в испанском характере .

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ:

1. Переборы.

2. «Верёвочка»:

а) простая и двойная с поворотом(soutenu) на 360 о в приседании на полупальцах,

б) синкопированная.

ВРАЩЕНИЯ:

1. На каблуках по 1-й прямой позиции.

2. Пируэт из 5-й открытой позиции внутрь и наружу.

МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Элементы  молдавского танца – подскоки, различные ходы, прыжки, вращения в сочетании со сложными движениями рук и трудными ритмами в ногах – помогают учащимся выработать танцевальность, техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном молдавские танцы массовые, что даёт возможность точной отработки движений у учащихся, приучает к ансамблевой дисциплине.

ЭЛЕМЕНТЫ МОЛДАВСКОГО ТАНЦА:

1. Положения ног.

2. Положение рук в сольном и массовом танце.

3.  Ход с подскоком (на месте, с поворотом, с продвижением).

4. Бег с откидыванием ног назад (на месте, с поворотом, с продвижением).

5. Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено.

6. Припадания (перекрёстный ход) со сменой позиции спереди и сзади.

7. Шаг в сторону с выносом другой ноги наверх 30  о  в перекрещенное положение.

8. Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.

9. Прыжок с поджатыми ногами.

10. Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.

ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА:

Муз. разм. 6/8

1. Движение рук с тамбурином:

а) удары пальцами и тыльной стороной ладони,

б) мелкие непрерывные движения кистью – «тремоло».

2. Скольжение на носок вперёд с одновременным проскальзыванием другой ноги.

3. Шаг с ударом носком по полу (piques):

а) с подскоком и последующим ударом,

б) с поочерёдными ударами носком и ребром каблука по полу и одновременными подскокам на полупальцах другой ноги.

4. Бег тарантеллы на месте и с продвижением.

5. Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию (pas echappe):

а) с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой,

б) с закрыванием ноги на cou-de-pied сзади.

ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА:

1. Позиции и положения рук.

2. Позиции и положения ног.

3. Медленный женский ход.

4. Притоп.

5. «Верёвочка»:

а) простая,

б) с переступаниями,

в) в повороте.

6. «Дорижка проста» (припадания) :

а) с продвижением в сторону,

б) с поворотом.

7. «Дорижка плетёна» (припадания) :

а) с продвижением в сторону,

б) со сменой позиции вперёд и назад в перекрещенном положении.

8. «Выхилястник» (ковырялочка).

9. «Выхилястник с угинанием» ( ковырялочка с открыванием ноги).

10. «Тынок» (перескок с ноги на ногу).

Пятый год обучения

7 класс

         Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнёром развёрнутые комбинации. Начинается изучение  венгерского сценического и польского народного танцев. Знакомство с элементами цыганского танца. К концу учебного года составляются развёрнутые комбинации и  более сложные композиции.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

1. Полуприседания и полные приседания с одновременным разворотом на 180 о

2. Маленькие броски (battements tendus jete):

а) balancoire со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.

3. Круговое скольжение по полу(rond de jambe par terre):

а) «восьмёрка»

4. Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги:

а) на ногу открытую в сторону или назад,

б) с шага,

в) с прыжка.

5. Маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной – «веер».

6. Растяжка из 1-й прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском характере.

7. Большие броски(grand battements jetes) :

а) с проведением ноги через 1-ю открытую позицию

б) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперёд, в сторону и назад (с одним и двумя ударами полупальцами опорной ноги).

ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

«Мазурка»

Муз. разм. ¾.

 1. Позиции и положения ног.

2. Положение рук.

3. «Ключ»:

а) одинарный,

б) двойной.

4. Основной ход «Мазурки» (pas gola)/

5. Лёгкий бег

6. «Голубец» - подбивание ноги подряд в сторону.

7. Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позиции (pas balance).

10. Опускание на колено:

а) с шага,

б) с выпадом.

11. Обвод девушки за руку:

а) стоя на колене,

б) стоя на выпаде.

ВЕНГЕРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Муз. разм. 4/4.

Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошёл большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора и требуют большой чёткости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено – всё это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники.

1. Позиции и положения ног.

2. Положение рук.

3. «Ключ» - удар каблуками:

а) одинарный,

б) двойной.

4. Заключение (усложнённый «ключ»):

а) одинарное,

б) двойное.

5. .Развёртывание ноги(battements developpe)  вперёд в полуприседании:

а) с последующими шагами,

б) с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.

6. «Верёвочка» на месте, с продвижением назад и в повороте.

7. Перебор (pas de bourree):

а) акцентированный из стороны в сторону,

б) спереди – сзади или сзади – вперёд.

8. «Голубец»:

 а) простой с подбиванием ноги в сторону.

9. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

- знание терминологии;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

-знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;

- умение выполнять элементы парного танца, развивающие навыки общения с партнёром;

- овладение технически сложными движениями народно сценического танца и выразительностью исполнения.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы «Народно-сценический танец» необходимы:

-Специально оборудованные хореографические классы площадью не менее 40 кв. м., имеющие пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки, зеркала;

- раздевалки и душевые для учащихся;

- обеспечение уроков музыкальным сопровождением (фортепьяно, баян);

- наличие методической литературы, нотного материала;

- наличие необходимого инвентаря.

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василенко К. Украинский народный танец. М.,1981.

  1. Зайцев Е. Основы народно - сценического танца. Часть вторая. Киев.,1976.

  1. Зацепина К., Климов А., Рихтер К. и др. Народно-сценический танец. Часть вторая. М.,1976.

  1. Тагиров Гай. Татарские танцы. Казань,1984.

  1. Ткаченко Т. Народный танец. М.,1967.

  1. Устинова Т. Русский народный танец. М.,1976.

  1. Методическая разработка по изучению курса «Методика преподавания народно-сценического танца в самодеятельном хореографическом коллективе». Элементы венгерского, испанского, польского сценических танцев. Ленинград, 1986.

  1. Венгерский сценический танец. Методические рекомендации для студентов специализации «Руководство самодеятельным хореографическим коллективом». Части I, II. Челябинск,1989.