Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

 Наталья Петровна Зеленько

Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений.

Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 536 ДО №3 Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре «Своя игра» Подготовила и провела Зеленько Н.П город Москва

Слайд 2

Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора .

Слайд 3

СИНИЙ ГЕЙМ I часть «Поэзия пестования»

Слайд 4

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Слайд 5

ОТВЕТ: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Слайд 6

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

Слайд 7

ОТВЕТ: ПОВТОРЫ

Слайд 8

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Слайд 9

ОТВЕТ: ПЕСТУШКИ

Слайд 10

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Слайд 11

ОТВЕТ: ПРИБАУТКА

Слайд 12

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Слайд 13

ОТВЕТ: КОНКРЕТНО_ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 14

II часть «Бытовой фольклор»

Слайд 15

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Слайд 16

ОТВЕТ: ЗАКЛИЧКИ

Слайд 17

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Слайд 18

ОТВЕТ: ПРИГОВОРКИ

Слайд 19

3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»

Слайд 20

ОТВЕТ: ДРАЗНИЛКИ

Слайд 21

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Слайд 22

ОТВЕТ: СТРАШИЛКИ

Слайд 23

5 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»

Слайд 24

ОТВЕТ: Л.С.ВЫГОТСКОМУ

Слайд 25

III часть «Потешный фольклор»

Слайд 26

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора: «На семеры сани По семеро в сани. Летят три пичужки Через три пустых избушки».

Слайд 27

ОТВЕТ: СКОРОГОВОРКИ

Слайд 28

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Слайд 29

ОТВЕТ: К.И.ЧУКОВСКИЙ

Слайд 30

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Слайд 31

ОТВЕТ: СКОМОРОШИНЫ

Слайд 32

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Слайд 33

ОТВЕТ: ЗАГАДКИ

Слайд 34

5 вопрос – Как называется словесная игра с зашифрованным счетом, сопровождающаяся определенными действиями?

Слайд 35

ОТВЕТ: СЕЧКА

Слайд 36

IV часть «Игровой фольклор»

Слайд 37

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т.д.

Слайд 38

ОТВЕТ: ХОРОВОДНЫЕ

Слайд 39

2 вопрос – Какой поэтический прием используется в детских играх, основанных на фольклоре?

Слайд 40

ОТВЕТ: ПРИГОВОР

Слайд 41

3 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Слайд 42

ОТВЕТ: СЧИТАЛКИ

Слайд 43

4 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Слайд 44

ОТВЕТ: С НАРОДНЫМИ ОБРЯДАМИ

Слайд 45

5 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Слайд 46

ОТВЕТ: ПРАВИЛ

Слайд 47

Красный гейм

Слайд 48

I часть «Герои народного фольклора»

Слайд 49

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Слайд 50

ОТВЕТ: МЕДВЕДЬ

Слайд 51

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Слайд 52

ОТВЕТ: БАБА-ЯГА

Слайд 53

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Слайд 54

ОТВЕТ: КУРОЧКА- РЯБА

Слайд 55

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: блоха-попрыгуха, слепень-жигун, муха-горюха?

Слайд 56

ОТВЕТ: ТЕРЕМ_- ТЕРЕМОК

Слайд 57

5 вопрос – отгадайте загадку «Тур – потутур Потурурившись сидит, Ждет гостей из Нова-города».

Слайд 58

ОТВЕТ: КОТ

Слайд 59

II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

Слайд 60

1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».

Слайд 61

ОТВЕТ: ПРИ КУПАНИИ

Слайд 62

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Слайд 63

ОТВЕТ: ПРИБАУТКА

Слайд 64

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Слайд 65

ОТВЕТ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ, С ЖИВОТНЫМИ

Слайд 66

4 вопрос – Какие игры способствуют развитию чувства ритма, равновесия, речи, фонематического слуха, ходьбы и т.д. ?

Слайд 67

ОТВЕТ: ХОРОВОДНЫЕ

Слайд 68

5 вопрос – В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Слайд 69

ответ:в режимные периоды - одевание, кормление, купание, укладывание спать

Слайд 70

III часть «Народные сказки»

Слайд 71

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания

Слайд 72

ОТВЕТ: ПЕТУШОК-ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК

Слайд 73

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Слайд 74

ОТВЕТ: ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

Слайд 75

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Слайд 76

ответ:ЛИСА , почти 70 сказочных сюжетов

Слайд 77

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Слайд 78

ОТВЕТ: «Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка и др. )

Слайд 79

5 вопрос – Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики»?

Слайд 80

ОТВЕТ: К.Д.УШИНСКИЙ

Слайд 81

IV часть «Фольклор и русская литература»

Слайд 82

1 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Слайд 83

ОТВЕТ: МИХАИЛ ПРИШВИН

Слайд 84

2 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Слайд 85

ОТВЕТ: ОБ АЛЕНЬКОМ ЦВЕТОЧКЕ

Слайд 86

3 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Слайд 87

ОТВЕТ: ВЛАДИМИР ДАЛЬ

Слайд 88

РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ