ДООП Основы сольного народного пения

Бренёва (Вишнякова) Надежда Викторовна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Основы сольного народного пения" дляучащихся общеразвивающих отделений ДМШ И ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_solnoe_narodnoe_penie.docx61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

Срок обучения 3 (4) года

 

 

                                     

Знаменка

         

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО                                                                        «Знаменская ДШИ»

«29» августа 2017 года

УТВЕРЖДАЮ                                                                               Директор РМБУ ДО                                                                             «Знаменская ДШИ»                                                                                           ___________Е. А. Касторнова                                                                            «29» сентября  2017 года

Рекомендована: 

Педагогическим советом и отделом теоретических дисциплин и хора для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного  учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»  


Разработчики: 

Васюкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе Высшей категории,  


Бренёва Надежда Викторовна, преподаватель музыкального фольклора  Высшей категории


 


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

         - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

           -  Срок реализации учебного предмета

           - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

          - Сведения о затратах учебного времени

          - Форма проведения учебных аудиторных занятий

          - Цели и задачи учебного предмета

          - Структура программы учебного предмета

          - Методы обучения

          - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

     

       - Учебно-тематический план

       - Годовые требования

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

   -  Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

  1. Формы и методы контроля, система оценок

             -  Аттестация: цели, виды, форма, содержание

             - Критерии оценки

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

 

  1. Список учебной и методической литературы

             - Список рекомендуемой учебной литературы

             - Список рекомендуемой методической литературы

                   

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

 Программа учебного предмета «Основы сольного народного пения» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в Знаменской Детской школе искусств.

         Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения учебного предмета «Основы сольного пения» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает сольное пение, основанное на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для   музыкально-эстетического самовыражения обучающихся.      

          Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.

     Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее  развитие ребёнка.  И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми.

         В процессе реализации данной образовательной программы дети, разучивая и исполняя,  знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того,  приобретают опыт сценического выступления.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки сольного пения.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения с дополнительным годом на усмотрение родителей и педагога.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы  -  6 (7) – 15 лет.

                                Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета «Основы сольного пения» со сроком обучения 3 (4) года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год (4*)

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102 (136*)

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102 (136*)

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы сольного пения» при 3-летнем (4*) сроке обучения составляет 102 (136*) часа.  Из них: 102 (136*) часа – аудиторные занятия.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 – 3 (4*) классы – по 1 часу в неделю.

                                    Форма проведения учебных занятий   

 Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.

                                      Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

                                    Задачи учебного предмета 

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в вокальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • обеспечение развития творческих способностей подрастающего

поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

                                       Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Основы сольного пения» обеспечивается:

  • доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

                        II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Основы сольного народного пения»  рассчитана на 3(4*) года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  

Содержание учебного предмета «Основы сольного народного  пения» соответствует направленности  общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.    

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей,  интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Первый год обучения.

В течение первого года обучения учащийся  получает  элементарное представление о голосовом аппарате и регистрах,  певческой установке. Овладевает  навыком певческого дыхания. Во время пения необходимо сохранять естественный разговорный посыл звука.    

Целесообразно начинать вокальные занятия с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса. Проводится работа над расширением голосового диапазона до терции-кварты.

 В качестве учебного материала используются образцы детского фольклора: заклички, потешки, дразнилки, фрагменты р.н.п. Упражнения выполняются свободно, непринужденно.

Второй  год обучения.

На данном этапе происходит расширение голосового диапазона до квинты, закрепление навыка певческой артикуляции, дикции идущей от естественной манеры произнесения слов. Все гласные необходимо пропевать несколько длиннее, как бы с оттяжкой, а согласные произносить четко и коротко. В качестве специальных упражнений используются скороговорки.

Дети изучают и закрепляют различные виды певческих атак. Все упражнения исполняются в полнозвучном грудном регистре. Осваиваются некоторые характерные приёмы народного певческого исполнительства, такие как «спад» голоса, «сброс» голоса, огласовка согласных.

В конце второго года обучения проводится контрольный урок, на котором учащийся исполняет два произведения с сопровождением (лирическая, плясовая, игровая).

Третий   год обучения.

На данном этапе обучения продолжается работа над  расширением певческого диапазона на септиму и октаву. Ведется активное усвоение навыка головного резонирования. Продолжается освоение характерных исполнительских приемов: «ики», «гуканья», замена гласной на фонетически близкую, вставные гласные.

Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально-исполнительских  навыков. Осваивается прием округления гласных.

В качестве песенного  материала используются  календарно-обрядовые и  лирические произведения.

Четвёртый год обучения (*)

Совершенствование исполнительских  навыков, полученных в течение основного срока обучения.  Более глубокая стилевая работа. Активная концертная и конкурсная деятельность.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Первый год обучения

  1. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.

«Вдоль по улице», «Дуня по воду», «Наша бабка весела».

  1. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. С.- Пб. – 1999.

«Сам я колышки тешу», «В огороде бел козел», «Патока с имбирем».

  1. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.

«Раз заехал ко мне барин», «Я посею конопельку».  

  1. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. С.- Пб. – 1999.

«Как на тоненький ледок», «Комарочек».

  1. Эх, раздолье: Сборник русских народных песен для солистов и ансамблей / сост. К.Б. Каргальцев. – Рязань, 2010

«Как у дедушки Петра», «Воробей сына женит», «Жил у бабушки козёл»

  1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.

«Ой, хонька-махонька моя».

Второй год обучения

  1. Народные песни Красноярья. Сост. К. М. Скопцов, В. Осипова. Красноярск – 1983.

«А и где ж было видано», «Белый снег выпадал», «Я стояла на высокой на горе».

  1. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.

«Как у нашего соседа», «У ключа, ключа».

  1. Эх, раздолье: Сборник русских народных песен для солистов и ансамблей / сост. К.Б. Каргальцев. – Рязань, 2010

«По соломке я ходила», «Шёл я лесом», «Садила баба лук – чеснок»

  1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.

«Колядница-колядница».

  1. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. СПб. – 1999.

«Летал, летал воробей», «Виноград в саду цветет».

  1. Фольклорные праздники, народные песни. Игры, обрядовые сценки, хороводы для детей: Гусли звончатые. – М. 2001.

«Прялица», «Со вьюном я хожу».

  1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.

«Где ж ты был, мой черный баран», «Дунюшка-дуняшя».

  1. Русские песни из репертуара фольклорного ансамбля «Карагод». Красноярск. – 1994.

«Земляничка-ягодка».

Третий год обучения

  1. Народные песни Ермаковского района Красноярского края. Красноярск. – 1992.

«Скочил козел в огород», «Во поле рябинушка стояла», «Вдоль по улочке».

  1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.

«Посеяли девки лен», «Как у дяди Тимофея».

  1. Эх, раздолье: Сборник русских народных песен для солистов и ансамблей / сост. К.Б. Каргальцев. – Рязань, 2010

«Мы гостей дорогих дожидали», «Как во поле калина»

«Ты, Акулька моя», «Ягода»

  1. Народные песни Красноярья. Сост. К. М. Скопцов, В. Осипова. Красноярск. – 1983.

«Шел мальчишка бережком», «Наша Дуня хороша».

  1. Казачинские вечерки Н. Новоселова. Красноярск. – 1994.

«Ты шкатулка, шкатулка моя», «На заре-то было, на зореньке»

  1. Народные песни Брянщины / Сост. Т.П. Лукьянова обр. ред. И.И. Земцовского. - Брянск, 1972.

«Хмель ходит по улице», «Разгорелася калина», «А на небе месячек играет».

  1. Русская народная песня: хрестоматия /  Сост. С. Браз. – М., 1975.

«Над горами тучи вьются», «Протянулася дорожка».

  1. Песни донских казаков, напетые Каргальским. Сост. А. Мехнецов, В. Бехтин. –Л., 1979.

«У славного князя», «Белая моя, да ты лебедушка», «Ай во поле, во полюшке было».

   

    III.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Результатом освоения программы в области музыкального искусства «Основы сольного народного пения» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:  

  • принципами народного звукообразования
  • народной манерой исполнения
  • вокально-техническими приёмами народно-певческой школы
  • средствами музыкально-художественной выразительности
  • навыками правильного певческого дыхания
  • приёмами округления звука
  • приёмами сглаживания регистров
  • навыками чистого интонирования в традиционных и специфических ладах
  • навыками грудного, головного и смешанного резонирования
  • особенностями фонетики произношения в говорах основных регионов России
  •  навыков публичных выступлений
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации

        в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о народных музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях

- знаний лучших образцов народной  музыкальной культуры

- знаний основ музыкальной грамоты

- знаний основных средств выразительности, используемых в  народном музыкальном искусстве

- знаний  наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

           

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

 Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Основы сольного пения»  являются:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы сольного народного пения» устанавливаются школой самостоятельно.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося  позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего  общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами пения.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах вокально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии

«5»,

отлично

- хорошее репертуарное продвижение  (количество и трудность произведений соответствует  уровню года обучения  (класса) или может быть выше его);

- качественное исполнение программы:

  • ровное звучание,
  • выразительность исполнения,
  • владение интонированием, 
  • артистичность,
  • сценическая выдержка. 

- передача образного содержания произведения,

- способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации

Соответствие данным критериям даёт право на дальнейшее обучение (перевод) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам

«5-»

незначительные ошибки, погрешности, допущенные учащимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «5».

«4»,

хорошо

- репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (класса), как и количество проходимого материала;

- допустимость менее ярких выступлений, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;

- передача образного содержания;

- присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

Оценку «4» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.

«4-»

незначительные ошибки, погрешности, допущенные обучающимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «4».

«3» удовлетворительно

- недостаточное репертуарное продвижение,

- погрешности в качестве исполнения:

  • зажатость в аппарате,
  • отсутствие интонирования,
  • плохая артикуляция,
  • непонимание формы и характера исполняемого произведения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО   ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому  вокальному музицированию.  

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее  учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:              

  • разработка педагогом заданий различной трудности  и объема;
  • разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество вокальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений песенного фольклора и современной народной музыки, опыт сольного и  ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и вокальных навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

                 Процесс обучения в классе сольного народного пения подразделяется на несколько этапов:

  1. развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:
  • приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)
  • формирование вокальных навыков на упражнениях, образцах потешного фольклора,  фрагментах народных песен.
  1. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение различных  стилей и жанров народной вокальной музыки: плясовых, шуточных, протяжных, лирических, страданий, частушек и др.

Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению это, прежде всего, педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего, его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.

К  интонационной  характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.

У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых обучающийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса обучающихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У обучающихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:

  1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э
  2. в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е
  3. особо обратить внимание формирование гласных И, Ы
  4. пение гласных звуков в сочетании с согласными

Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:

1.  упражнения стабильного блока:

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы (staccato),

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса;

2. упражнения периодически обновляющегося блока:

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы обучающийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.

***

Для более глубокого изучения методики развития и постановки народного голоса составители программы рекомендуют обратиться к труду доктора педагогических наук, профессора Людмилы Васильевны Шаминой /Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997/

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.

2. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». Ростов на дону-Феникс, 2007г. Издание второе.

3. К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

4. Л.В. Романова «Школа эстрадного вокала» Учебное пособие. – М.: Музыка, 2000.

5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

6. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990

8. Теория и методика музыкального образования детей: Научно- методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

9. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000

10.  Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.

Москва. Изд. «Прометей» 1992 г.

11.  Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с

детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. Москва «Академия» 1999 г.

12.  Стулова Г.П.   Теория и практика работы с детским хором.

Учебное пособие. Москва «Владос» 2002 г.

13. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно-методических трудов. Иркутск 2003.

14.Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

15.Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.-   Москва.Музгиз.1962.

16.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

17.Морозов В.  Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

18.Малахов.  Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

19.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000

20.Емельянов В.В.  Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

21.Варламов А.Е.  «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.

22.Вербов А.М.  «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г.

23.  Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» М., Музыка 1968, 2000г.

24. Картушина М.Ю. «Вокально –хоровая работа в детском саду» М., Изд.: «Скрипторий 2003» 2010 г.

25.Юшманов В. «Вокальная техника и ее парадоксы» СПб.  ИЗД.: «ДЕАН» 2007 г.

26. Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002 г.