ДООП НХТ

Бренёва (Вишнякова) Надежда Викторовна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа "Народное художественное творчество" для учащихся  ДМШ и ДШ, специальность "Народный хор" и "Музыкальный фольклор". Программа расчитана на 3 года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_nht.docx74.29 КБ

Предварительный просмотр:

Районное муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

НАРОДНОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО

Срок обучения 3 (4) года

Знаменка

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО                                                                        «Знаменская ДШИ»

«29» августа 2017 года

УТВЕРЖДАЮ                                                                               Директор РМБУ ДО                                                                             «Знаменская ДШИ»                                                                                           ___________Е. А. Касторнова            

«29» августа 2017 года

Рекомендована:

педагогическим советом и отделом хоровых и теоретических дисциплин   для использования в учебном процессе РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

Разработчики:

Васюкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе Высшей категории,  


Бренёва Надежда Викторовна,
преподаватель музыкального фольклора Высшей  категории


Структура  программы  учебного  предмета

I.        Пояснительная записка                                

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                        

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок        

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая, учебно-методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения:

  электронные ресурсы,

  краткий каталог радио-спектаклей для детей,

  краткий каталог отечественных фильмов и мультфильмов для детей,

  мультимедийные презентации

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Народное художественное творчество»  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет «Народное художественное творчество» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, способствует формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, заложенными в произведениях народного искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности.

Содержание программы «Народное художественное творчество» направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний о  музыкальном, художественном, литературном творчестве русского народа; приобретение детьми начальных базовых умений и навыков в области прикладного, песенного, инструментального, словесного и хореографического фольклора.

Целевая направленность учебного предмета «Народное художественное творчество» - введение учеников в мир народного творчества, формирование устойчивого интереса к истории, материальным и духовным ценностям русского народа.

Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей, освоению основ этнографии, проведению традиционных календарных праздников и театрализованных представлений, основанных на семейно-бытовой обрядовости.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, так как предусматривает тесное взаимодействие различных жанров традиционного фольклора: музыки, литературы, театра.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект.

Учебный предмет «Народное художественное творчество» имеет практико-ориентированную направленность; занятия проводятся в игровой форме, основаны на активной деятельности детей.

Специфика учебного предмета «Народное художественное творчество»   определяет разнообразие  содержания и формы занятий: урок-путешествие, урок-концерт, урок-праздник, урок-сказка, урок-состязание и др. Наиболее эффективной формой урока является урок-игра, который позволяет максимально активизировать внимание детей.

Рекомендуемые формы и методы работы на уроке - рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение,  прослушивание и просмотр этнографических аудио, видеоматериалов и репродукций, театрализация песен, изготовление традиционных игрушек и простейших музыкальных инструментов.

Срок реализации учебного предмета

         Срок реализации учебного  предмета  «Народное художественное творчество» для детей, поступивших в образовательную организацию в возрасте 6-15 лет, составляет 3 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы  -  6 (7) – 15 лет.

Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета «Народное художественное творчество» со сроком обучения 3  года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Народное художественное творчество»  при 3-летнем сроке обучения составляет 102 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 1 – 3 классы – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Народное художественное творчество» реализуется в форме мелкогрупповых  занятий (от 4 до 10 человек).  

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю на группу. Рекомендуемая продолжительность занятий – 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета является воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей обучающегося средствами народного искусства, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Задачи предмета: 

  • представление народного творчества как основы современного искусства
  • формирование представлений о многообразии традиционного народного искусства;
  • знакомство с особенностями различных видов и жанров народного творчества;
  • приобщение к народной образности и народному миропониманию;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание чувства причастности к истории и культуре своего народа.

Обоснование структуры программы учебного предмета

 Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и  содержит  следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на  
освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

           Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:  

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

 - наличие нотной, игровой и художественной литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил;

- учебная мебель;

- видеомагнитофон, проигрыватель DVD;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материально-техническая база для создания слайдов, дисков, видеороликов.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Темы уроков

        Содержание

Аудиторные занятия

Раздел 1. «Русское народное творчество. Материнский и детский фольклор»

16 часов

1.1

Общая характеристика понятия «Русское народное творчество». Местные традиции народного творчества.

1

1.2.

Потешный фольклор как часть детского фольклора

1

Потешки, колыбельные. Прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.

2

Жеребьёвки, считалки, заклички, молчанки, голосянки.

2

Сказки. Волшебные сказки. Докучные сказки.

3

1.3.

Игровой фольклор как часть детского фольклора.

1

Песни-считалки.

2

Игры.

4

Раздел 2. «Основные виды и жанры народной художественной культуры»                                                           Общее количество часов

18 часов

2.1.

Русские народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

2

Игрушка.

2

Народный костюм, причёска, косметика.

3

2.2.

Русские народные инструменты.

Ударные, духовые.

2

Струнные, клавишно-пневматические.

 Звонари земли русской.

1

2.3.

Народное песенное творчество.

1

Лирические песни. Протяжные песни.

2

Трудовые песни.

1

Хороводно-игровые, шуточные, плясовые песни.

2

Подготовка открытого урока по темам года.

1

Открытый урок-концерт.

1

Итого:

34

2-й год обучения

Темы уроков

Содержание

Аудиторные занятия

Раздел 3. «Обряды календарного цикла»

16 часов

3.1.

Праздники летнего и осеннего календаря.

1

Петров день. Жнивные песни. Обряд «последнего снопа». Завивание «бороды».

2

Покров день. Кузьма-демьян. Традиционное угощение на Кузьминки.

2

Приметы, поверья. Супрядки.

2

Вечёрки. Игры.

2

Вечёрочные песни.

3

3.2.

Зимние календарные праздники.

1

Коляда. Зимние святки.

3        

18 часов

3.3.

«Как зима с весной встречались». Традиции проводов зимы. Праздники ранней весны.

1

Масленица. Рубеж года.

4

Пасха. Заклички. Величания. Волочебные. Взаимовлияние церковной и народной музыки.

5

3.4.

Праздники весеннее-летнего календаря.

1

Семик. «Гряная неделя».

2

Троица. Соединение христианских и языческих традиций.

2

Купала. Регионы бытования купальского обряда.

2

Открытый урок-концерт.

1

Итого:

34

3-й год обучения

Темы уроков

Содержание

Аудиторные занятия

Раздел 4. «Русский эпос»

16 часов

4.1.

Общая характеристика понятия «Русский эпос». Эпические жанры.

1

4.2.

Былины.

3

4.3.

Исторические песни.

3

4.4.

Скоморошины, небылицы.

2

4.5.

Баллады.

3

4.6.

Духовные стихи.

4

Раздел 5. «Семейно-бытовые обряды»»

18 часов

5.1.

Общая характеристика семейно-бытовой обрядности.

1

Родильная обрядность.

2

Крестинный обряд.

2

5.2.

Традиционная русская свадьба.

3

5.5.

Похоронно-поминальный обряд.

2

Раздел 6. «Русский народный театр»

6.1.

Театр Петрушки. Народная драма.

2

6.3.

Рождественский театр. Вертеп и царь Ирод.

2

6.4.

Ярмарочный театр: балаганы, раусы, медвежья потеха, раёк.

2

Подготовка к открытому уроку по темам года.

1

Открытый урок-концерт.

1

Итого:

34

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения.

Раздел 1. «Русское народное творчество.

 Материнский и детский фольклор».

1 четверть

1.1. Общая   характеристика понятия «Русское народное творчество».

Фольклор словесный, музыкальный, танцевальный. Многоликость понятия «народ», деление по национальному признаку на этнические общности, классы, социальные группы, по половозрастному признаку, профессиям, роду занятий. Категория красоты и добра в народном искусстве.Основные признаки произведения русского народного творчества: устность бытования, коллективная шлифовка (многовариантность), анонимность, художественная полноценность, проверка временем. Вариантность в народном творчестве. Древность и современность народного искусства. Значение русского народного музыкального творчества в русской и мировой культуре.

Местные традиции народного творчества.

Местная традиция – взаимодействие формы бытования, стиля и особенностей исполнения, характерное для одной ограниченной территории, но не свойственное другим. Музыкально-этнографические признаки. Местные формы хореографии. Стилевые признаки:  музыкально – поэтические особенности, характерные интонации, особая ритмика, специфические лады, местные формы многоголосья,  музыкально-поэтическая структура. Особенности исполнения: диалекты, открытая манера пения. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре. Народные солисты, ансамбли, исполнительские династии.

1.2.Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.

Потешки – забавная ритмизованная сказочка, исполняемая, нараспев. Определение жанров потешного фольклора, предложенное В.И.Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка». Прибаутка (от баять) – складная приговорка, поговорка, острое словцо в пословичной одежде, присказка, прибаска, иногда пустой, но забавный набор слов с темными намеками. Байка – говорение, болтание, гуторка, побасенка, побаска, сказочная присказка. Небылицы – небыль, небывальщина, не бывшее доселе, несбыточная ложь. Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения. Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Дразнилка (от дразнить) умышленно сердить насмешками, перекором. Сатира и юмор в дразнилках. Шутливое высмеивание отрицательных качеств. Рифмы к именам.

Особенности: первичная роль текста в связи с происхождением большинства из них от литературных жанров, миниатюрность формы, простота мелодического языка и ритмики. Конкретные примеры и разбор специфических особенностей каждого жанра. Звукоряды неширокого диапазона, характерные для песен потешного фольклора.

Сказки.

Сказка – эпический жанр фольклора, преимущественно прозаический. Происхождение сказок из мифов. Сказки социально – бытовые, о природе, о животных. Волшебные сказки, докучные сказки. Драматическое действие, инсценировка и музыка в сказке. Короткие песенки, повторяющиеся на протяжении сказки (рефрены). Сказки с упоминанием музыкальных инструментов: «поющая дудочка», с поющими персонажами «Волк и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Композиция сказки: присказка, зачин, рассредоточенная композиция как характерный эпический признак, завязка, троекратные повторы при развитии сюжета, кульминация, совпадающая с развязкой, мораль, концовка.

Герои добрые и злые, реальные и фантастические, промежуточные и иные типы. Музыкальные особенности песен в сказках – скромный диапазон, малая распевность, повторяемость родственных мелодических построений.

Собиратели русских сказок: А.Н.Афанасьев, И.П.Сахаров, М.Забылин.

2 четверть

1.3.Игровой фольклор как часть детского фольклора.

Жанры игрового фольклора: считалки, игры. Значение действия и игры как первоосновы народного театра. Считалка.  Разновидности: простейшие, сюжетные, заумные. Организующая функция считалок. Древность происхождения жанра. Символика чисел. Тайный язык считалок. Подчинение мелодии тексту.

Игра. Значение игр во всестороннем развитии человека как в физическом и эмоциональном, так и в интеллектуальном отношении. Игры с игрушками, парные, групповые. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические.

Соответствие игр календарному годовому кругу. Музыкальные припевы (рефрены). Движение и хореография в играх. Игра как модель жизненных ситуаций и взаимоотношений.

Раздел 2. «Основные виды и жанры народной художественной культуры».

3 четверть

2.1.Русские народные промыслы и ДПИ.

Российские умельцы, династии мастеров. Волокнопрядение, ткачество.  Каргапольское, Сольвычегодское,  Торжокское шитье золотой нитью. Вышивка, орнамент, их разнообразие.

Вязание спицами и крючком. Коклюшки. Вологодские голичские кружева с изображением птиц, коней и оленей.

Деревянное зодчество Древней Руси (Карелия, Кижи, Суздаль, Кострома).

Плотническое ремесло. Резьба и роспись по дереву. Назначение, форма и роспись изделий. Городецкая роспись, Хохлома, Палех.

Изделия из: бересты, лыка, прутьев, глины, кожи, камня, железа, драгоценных металлов.

Игрушка.

Синтез промыслов в игрушке. Игрушки севера, нижегородского края, Городецкие пары и тройки коней, Федосовские игрушки, игрушки Сергиева Посада.

Расписная токарная кукла – матрешка. Музеи игрушки, коллекции, мастера, школы.

Народный костюм, прическа, косметика.

Выражение в народном костюме  острой потребности человека в красоте. Значение красного цвета: символ Солнца и Любви.  Указ Петра 1 «О ношении одежды по западному образцу». «Бабушкины сундуки», сохранение и передача по наследству праздничных костюмов. Фольклорно-этнографические экспедиции и собирание русского костюма.

Региональные особенности русского народного костюма.

Северный  женский костюм: рубаха, сарафан, епанечка, душегрея, пояс, передник.

Южный женский костюм: рубаха, юбка (понева), передник с рукавами, навершник (своеобразная туника, одеваемая поверх рубахи, поневы  и передника).

Русский народный мужской костюм: рубаха – косоворотка, порты, кушак, армяк, телогрейка.  Лыковые и берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки.

Русская народная прическа. Русские народные головные уборы. Косметика. Растительные краски.

2.2.Русские народные инструменты.

Жанры: сигнал, песенный, плясовой и программно – изобразительный наигрыши, аккомпанемент к песне.

Песенные мелодии в инструментальном исполнении. Сведения о старинных музыкальных инструментах на Руси по летописям. Принципы классификации: источник звука, способ звукоизвлечения. Формы инструментальной музыки. Русские инструменты в произведениях композиторов классиков.

Звонари земли русской.

Первые упоминания о звонаре новгородском. Имена и судьбы русских звонарей. Царь Иван Грозный – звонарь.

Факультет звонарей Архангельского музыкального училища.

2.3.Народное песенное творчество.

Лирические песни.

Лирическая протяжная песня. Крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как  разновидности русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения, музыкально – поэтической стилистики каждой группы песен.  Мелодическая изысканность лирических песен, их «кружевная мелизматика, волнообразное строение мелодии, связанное с импульсивностью переживания». Словообрывы, огласовки, протяжные распевы, исполняемые подчас на цепном дыхании. Мужская и женская песенная традиция.

Протяжные песни.

Протяжные песни – душа народной крестьянской музыки. Её иные названия: проголосная, долгая, тягальная. Жанр более позднего происхождения, выкристолизовавшийся из календарных, свадебных, эпических песен в период становления Московского государства. Расцвет жанра в 18  начале 19 вв. Крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидность русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения музыкально-поэтической стилистики каждой группы песен. Развитые мелодические подголоски, сольные запевы и ансамблевое продолжение. Ладовая переменность и ритмическое богатство.

Шуточные песни, плясовые.

Коллективное музицирование в  традиционном пении. Функции, которые выполняли шуточные и плясовые песни. Работа над импровизацией движения. Полифоническое многоголосье. Характерные плясовым песням повторы (текстовые, мелодическое). Связь с движением в плясовых песнях. Исполнительское мастерство.  

Трудовые артельные песни.

Древнее происхождение выкриков, припевок, песен сопровождающих коллективный физический труд и помогающих ему. Основные виды работ, связанные в прошлом с артельным пением: лесоповал, лесосплав, плотнический промысел, крючничество, вытягивание невода, бурлачество. Мужские, женские и детские трудовые артели. Типичные трудовые припевки: «короткий раз», «долгий раз», «раз, два, взяли»… наиболее распространенные артельные песни. детские трудовые песни (При прополке, уборке льна и мака). Удалой, озорной характер песен. Активная бинарная ритмика и её организующая роль в процессе труда. Синкопированная ритмика, пунктирный ритм.

2 год обучения.

Раздел 3. «Обряды календарного цикла»

1 четверть

3.1. Праздники летнего и осеннего календаря.

Петров день.

Жнивные песни. Обряд «последнего снопа». Завивание бороды.

Покров день. Кузьма-Демьян. Традиционное угощение на Кузьминки.  Приметы, поверья. Супрядки. Начало вечерок. Игры.

2 четверть

Вечерочные песни.

3.2.Зимние календарные праздники.

Коляда. Святки и праздник Рождества Христова. Рождественский сочельник, колядованье, обряд хождения ряженых, песни при колядовании. Зимние святки – период от Рождества до Крещения. Взаимовлияние языческих и христианских обрядов. Грамота царя Алексея Михайловича о коляде и народных играх 1649 года запрещающая колядованье в Москве и её пригородах. Жанровое разнообразие колядок: щедровки, овсеньки, таусеньки, виноградья, святочные величальные, рождественские духовные стихи, рождественские канты, подблюдные песни. Образное содержание и символика колядок.

3 четверть

3.3. «Как зима с весной встречались».

Традиции проводов зимы. Праздники ранней весны.

 Масленица. Рубеж года.

Масленица – передвижной праздник лунного календаря. Масленичная или сырная неделя. Праздник поклонения солнцу. Проводы зимы. Рубеж года по земледельческому календарю. Дни масленичной недели, их значения и связанные с ними обряды. Символика (круг) – солнца, светил, цикличности жизни. Отражение символики круга в обрядах. Поминовение предков, чествование молодых. Областные особенности обрядовых действий. Древнее  происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Неширокий диапазон.

Пасха.

Один из самых значительных праздников – Светлое Христово Воскресенье. Пасха – праздник передвижной. Существовал у славян язычников, как велик день.  Ветхозаветное происхождение пасхи в память об освобождении евреев из египетского плена.

Новозаветная христианская пасха, именуемая (от греческого) – страдать. Тайная вечеря и последующие страдания Христа. С 5 века – светлый и радостный праздник Воскресенья Христова. Посещение храма. Христосование, разговенье. Ритуальная пища. Приметы на урожай. Детские заклички, величание, волочебные песни и действия связанные с ними. Взаимовлияние церковной и народной музыки.

4 четверть

3.4. Праздники весеннее-летнего календаря.

Семик.

 Праздник цветения молодой растительности, способствующий, по поверию древних, обильному плодоношении. Матушки – земли.

Иные названия семика: «зеленые святки», «гряная», «русальная неделя».

Главный день – четверг. Украшение березы, вождение хороводов, кушанья из зерна и яиц. Легенды о русалках. Народные поверья и приметы.

Жанровое разнообразие семицких песен: приветственные песни березке, закликание, хороводные, игровые, песни на кумление, песни о русалках.

Древние трихордные попевки. Уканья.

Троица. Соединение и взаимовлияние христианских и языческих традиций.

Купала. Древний языческий праздник Ярилы - солнца.

Значение и происхождение слова. Купание в купальскую ночь – как возможный источник происхождения названия обряда. Обрядовое очищение огнём. Хороводы и игры вокруг дерева. Цветение папоротника. Сбор целебных трав и цветов в этот период. Гульбище нечистой силы на лысой горе. Регионы бытования купальского обряда: Брянская, Псковская, Смоленская губернии, Сибирь. Исполнение купальских песен в низком грудном регистре.

3 год обучения.

Раздел 4. «Русский эпос».

1 четверть

4.1. Общая характеристика понятия «Русский эпос». Эпические жанры.

Словесный эпос – предания, притчи, повести, сказы, рассказы, сказки, былички и др.

Русский эпос. Былины, исторические песни, скоморошины, небылицы.

4.2. Былины

Герои былин – богатыри из крестьян, князей, купцов, священников. Внутренняя разножанровость былин: героические, новеллистические, фантастические. Региональные особенности. Север (Печора, Заонежье, архангельская область) – заповедник русских былин (старин). Речитативно – декламационный стиль изложения старин. «Скупой» характер мелодики, связанный  с особенностями климата и темперамента северян. Средне – русские  лирико-эпические былины. Южнорусские былинные песни, исполняемые часто хором. Древнейшая традиция сказывания былин в сопровождении гусель. Баян. Величие положительных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Садко, Святогора. Особенности композиции. Тоническое стихосложение. Собиратели былин.

 4.3.Исторические песни.

Возникновение исторических песен в пору становления Московской Руси. Отражение исторических фактов. Тематика исторических песен. Многожанровость исторических песен: эпические  напевные повествования в сказительной манере, походные, лирические, протяжные, канты, городские романсы.

4.4.Скоморошины, небылицы.

Скоморохи. Скоморошьи очаги: Псков, Новгород, Заволжье, Брянск, Белгород, Дон. Государева потешная палата. Взаимовлияние пения, наигрыша, пляски, театральности, сатиры. Музыкальные инструменты скоморохов: орган, волынка, гудок, гусли, рожок, свирель, жалейка, домра, балалайка, бубенчик на колпаке, бубен, рубель. Жанры: скоморошины, шутовы старины, небылицы, небывальщины, перегудки. Смеховая культура древней Руси, её проникновение в музыку композиторов классиков.

   

2 четверть

4.5. Баллады.

Общие черты: ускорение развития сюжета к концу, неожиданная, чаще трагическая развязка. Разновидности народных баллад: эпическая, лирическая, драматическая.

4.6. Духовные стихи.

Духовный стих – вольный пересказ сюжетов Ветхого и Нового Заветов в понимании русского народа. Калики перехожие. Заздравные и поминальные духовные стихи. «Голубиная книга» и её повествование о происхождении вселенной. Взаимосвязь мелодики духовных стихов с былинами. Обиходный звукоряд. Ладовая переменность, пониженные ступени. Движение параллельными терциями «ленточное двухголосие». Духовные стихи в русской классической музыке.

Раздел 5. «Семейно-бытовые обряды»

3 четверть

5.1. Общая характеристика семейно-бытовой обрядности.

Семейно – бытовые обряды.

Древнее происхождение семейных обрядов и песен. Устойчивость семейных обычаев в традиционной культуре. Отражение религиозных верований восточных славян в семейном быту. Формирование цикла обрядов как драматического спектакля.

Родильная обрядность. Крестинный обряд.

5.2.Традиционная русская свадьба.

Зарождение свадебного обряда у восточных славян при общинно-родовом строе. Наиболее важные моменты свадебных обрядов. Мелодическое богатство и красота свадебных песен. Плавность мелодической линии: причитания, закликательные,  комментирующие обряд, величальные, корильные, шуточные, плясовые. Свадебный обряд как разновидность народного театра. Синкретический характер свадебного ритуала.. Региональные особенности свадебного обряда. Наиболее важ¬ные моменты свадьбы: сватовство, сговор, рукобитье, пропой, девичник, расплетение косы, сборы невесты к венцу, встреча свадебного поезда, вы¬куп невесты, родительское благословение, венчание, свадебный пир. Народная мудрость о свадьбе и семейной жизни (пословицы, поговорки).

5.3. Похоронно-поминальный обряд.

Похоронные причитания и плачи.

Древнее происхождение плачей и причитаний. Причитания по умершим родителям, братьям, сестрам. Экспрессивно-выразительный характер причитаний. Импровизационная природа их напевов, выражающаяся  в глиссированных интонациях, выкриках, стонах, вздохах.

Большая пауза между строками, необходимая для концентрации сил исполнительницы. Достижение кульминации в начале строки с последующим спадом, восходящий скачок в конце строки на ударный слог и нисходящая концовка говорком.

Раздел 6. «Русский народный театр»

4 четверть

6.1.Русский народный театр. Разновидности.

Игры, хороводы,  календарные и семейные обряды как разновидность народного театра. Коммуникативная функция народного театра.

6.2.Театр Петрушки. Народная драма.

Исполнение на ярмарках и гуляньях. Исполнители: кукольник с двумя куклами и музыкант шарманщик. Реквизит. Петрушка – разновидность европейского шута. Герои комедии. Композиция спектакля. Региональные особенности театра Петрушки. Народная драма. Места постановок, труппа. Устная передача текстов. Разновидности народных драм.  Роль песен в народных драмах. Регионы бытования народных драм: Север (Архангельская область, Карелия), Ярославская, Костромская области, Поволжье, Урал, Сибирь.

6.3.Рождественский театр: Вертеп и царь Ирод.

Первоначальное появление фигурок. Евангельский сюжет. Исполнение вертепных представлений на рождество. Распространение рождественского представления в России. Реквизит. Куклы. Герои.  Деление композиции восточнославянского вертепа на религиозную и бытовую части.  Взаимовлияние церковной и народной традиций.

 6.4. Ярмарочный  театр. Площадные развлечения

 Балаганы, раусы, раек, медвежья потеха. Происхождение вожаков медведчиков из скоморохов и цыган. Современные формы бытования ярмарочного театра.

III.        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Народное художественное творчество».

К концу 3 года обучения обучающийся приобретает:

- слуховой багаж из прослушанных произведений народной песенной и инструментальной музыки, русского эпоса;

- первичные знания о видах и жанрах народного художественного творчества;

- знания основных средств выразительности, используемых в традиционном музыкальном, театральном искусстве;

- знания особенностей звучания различных русских народных музыкальных инструментов;

- знания особенностей бытования традиционных календарных и семейно-бытовых обрядов;

 - знания основных русских народных промыслов;

- знание региональных особенностей народного костюма;

- навыки изготовления простейших образцов традиционной русской игрушки, элементов русского народного костюма

- знания  наиболее употребляемой музыкально-этнографической терминологии;

- умения различать виды и жанры народного песенного и инструментального творчества;

- умения исполнять народные песни различного характера, жанровой основы;

- представления о различных жанрах русского театра;

- навыки участия в музыкально-драматических композициях, этнографических спектаклях, концертных программах, созданных на основе пройденного  материала.

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную  и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени.

Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме творческого отчёта.

Предлагаемые формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Первый год обучения:

- текущий контроль - урок вопросов и ответов или урок-угадайка;

- промежуточная аттестация - урок-концерт для родителей, включающий игры по пройденным темам, использование образцов материнского и детского фольклора, пальчиковый и настольный спектакль.

Второй год обучения:

- текущий контроль - урок-викторина, урок-тестирование, урок-соревнование;

    - промежуточная аттестация – театрализованное  музыкальное  представление для родителей  «На гряной неделе, или Зелёные святки»».

Третий год обучения:

 - текущий контроль - музыкально-игровые композиции,  викторины, устный опрос;

- итоговая аттестация - проводится в форме публичного выступления, которое состоит из музыкально-творческих заданий,  состязаний, музыкальных эстафет и заканчивается концертным или театрализованным исполнением музыкально-этнографического  спектакля.

Школа самостоятельно разрабатывает формы и содержание текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.  Рекомендуемой формой аттестации является публичное выступление  обучающихся: в 1 классе - для родителей и преподавателей, во 2 и 3 классах  обучающиеся участвуют в культурно-просветительской деятельности образовательной организации.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся демонстрирует  устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) – ставится при  наличии интереса к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно  под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива обучающегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.

Предложенная оценка знаний носит рекомендательный характер, система оценок разрабатывается и утверждается школой,  реализующей программу, самостоятельно.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам

Программой предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход при определении и решении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся. Поэтому рекомендуется проводить занятия в мелкогрупповой форме.

 Необходимо применять такие методы дифференциации и индивидуального подхода как разработка заданий различной трудности и объема, различная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий, вариативность темпа освоения учебного материала, индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

  Игровая сущность программы позволяет педагогу создавать условия  для проявления инициативы и самостоятельности ученика. Желание обучающегося самостоятельно провести игру, спеть песенку, сочинить новую - должно приветствоваться и развиваться  педагогом. Для педагога очень важно создавать творческую атмосферу на уроке, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины.  

Наряду с традиционными формами урока программой предусматривается проведение таких форм, как:

урок – сказка;

урок – игра;

комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства);

открытые уроки для родителей;

репетиции;

урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

урок – состязание;

урок – концерт и т.д.

Наиболее продуктивные формы работы - это урок-беседа, урок-игра  включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с обучающимися, обсуждение, обмен мнениями. Участие детей в уроках, выстроенных в игровой форме, помогает закрепить знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность.

 Программа учебного предмета предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров, фильмов-сказок, мультфильмов, литературных сказок, стихов. В главе VI «Список литературы и средств обучения» представлены каталоги и сайты, которые помогут педагогу в  подборе учебного материала по темам программы.

 Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к искусству.

Обучение должно носить эмоциональный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

  В учебный процесс могут быть включены групповые посещения  драматических, музыкальных и кукольных театров; концертов и других мероприятий в сфере традиционной народной культуры.

Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать устойчивому повышению  уровня  общей культуры ребёнка.

На каждом уроке «Народного художественного творчества» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй и сказок по пройденной теме;  рисунок к музыкальному или эпическому произведению; выучивание слов песен; просмотр мультфильмов, фильмов-сказок, этнографических записей. Во 2 -3 классах осваиваются знания об элементарных  музыкально-этнографических терминах и понятиях.

  К промежуточной и итоговой аттестации педагог должен разрабатывать сценарий и в специально отведённое по программе время для подготовки  итоговых уроков воплощать его в учебной постановке. Постановку итогового урока можно осуществлять и совместно с преподавателями театральных предметов образовательной организации.

VI.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Методическая, учебно-методическая  литература
  2. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.
  3. Афанасьев А.Н.  Народные русские сказки: В 3-х т. – М., 1957.
  4. Балакирев М. Русские народные песни. – М.: Музгиз, 1957.
  5. Банин А. Трудовые артельные песни и припевки. – М., 1971.
  6. Белкин А. Русские скоморохи. – М., 1975.
  7. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1868.
  8. Брюсова Н. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. –М. - Л.,  1948.
  9. Былины. – М.: Современник, 1986.
  10. Василенко В.М. Русская народная резьба  и роспись по дереву XVIII – XX вв. – М., 1960.
  11. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Везелица, 1993.
  12. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930. – Кн. 1.
  13. Головинский Г. Композитор и фольклор.  Из опыта мастеров. Очерки. – М.: Музыка, 1981.
  14. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.
  15. Ефименкова Б. Северорусская причеть. – М., 1977.
  16. Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод: Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2003
  17. Евтихиева Л.Ю., Ладыгина Е.Н. Крестьянская одежда Тамбовской губернии. Славянский мир. Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2001
  18. Земцовский И.И. О творческой природе фольклора// Стилевые тенденции в советской музыке 60-х – 70-х гг. – Л., 1979.
  19. Искусство колокольного звона. Учебное пособие (материалы к курсу). – М.: 1990.
  20. Исторические песни. Баллады. – М.: Современник, 1986.
  21. Капица И.О. Детский  быт и фольклор. – Л., 1928.
  22. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2020.
  23. Лукашук М. Посиделки в русской горнице. Сборник сценариев по традиционной русской культуре для детей, подростков, молодёжи. Сост. Кузьмина Т.Л., Нижний Новгород, 2010
  24. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия/ Отв. Ред. О.А.Пашина. – СПб.: Композитор, 2008
  25. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
  26. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учеб.-метод. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001
  27. Ладыгина Е.Н. Костюм Тамбовщины: все краски радуги – Тамбов, Пролетарский светоч, 2007
  28. Куликова Л.Н. Русское народное музыкальное творчество СПб.: Союз художников, 2008
  29. Саранин В.П., Евтихиева Л.Ю., Попов П.А. Песенный фольклор тамбовской области: Учебное пособие. – Тамбов, 1993
  30.  Саранин В.П., Лисин Н.Г., Карташова С.И.. Воропаев И.П. Танцевальный фольклор Тамбовского края. Сборник, вып. 2, Тамбов, 1991
  31. Смрнов Ю.И. Славянские мифы. – СПб.: Паритет, 2013
  32. Солнечный круг. Ботякова О.А. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «Детство - Пресс», 2004
  33. Традиционные Белгородские игры и забавы./ Отв за вып. Калашникова А., Белгород, 2003
  34. Я познаю мир: Искусство: Дет.энцикл./Т.Ю.Кравченко –М.: Астрель, 2003
  35. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: Дет.энцикл./ С.В.Истомин – М.: Астрель, 2008

.Средства обучения

Электронные ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Всё для детей [Электронный ресурс] -  Режим доступа: allforchildren.ru, далее -  Музыкальные аудиосказки, далее - muzaudio15.php
  3. Государственный центр русского фольклора (ГРЦРФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://folkcentr.ru/
  4. Истота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istota.ru/music/?cat=12
  5. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
  6. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music
  7. Российский фольклорный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.folklore.ru/
  8. Региональный фольклорный центр Алтайского края «Песнохорки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pesnohorki.ru/
  9.  Русский традиционный костюм. ВКонтакте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/club4367359
  10.  Этнокнига [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.etnokniga.ru/