«Номадические традиции в национальном монгольском танце Биелгээ»

Копаева Ирина Владимировна

В статье рассказано о происхождении и значении монгольского танца, его символике и развитии в наши дни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mongolskiy_tanets.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Номадические традиции в национальном монгольском танце Биелгээ»

Автор: педагог ДО

Копаева И.В.


Биелгээ – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и отражает обычай и образ жизни кочевников. До сегодняшнего дня из поколения в поколение этот вид танца передавался среди родственников и семей, что и мешало развитию данного вида танца.

Монгольский национальный танец “Биелгээ” исполняется разными этническими группами в провинциях Ховд и Увс. Этот танец считается самым древним танцем монголов, праотцом других монгольских танцев. Танец “Биелгээ” отражает жизнь кочевников, в которой и берёт свои истоки.

Изначально танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч во время танца имитируют разные бытовые занятия, например уборку, вышивание, а также обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп. Костюмы и украшения танцоров отличаются разнообразием узоров и красок, богаты стёганными материалами, вышивкой и вязанием, кожаными изделиями различной выработки, а также золотыми и серебряными украшениями, характерных для разных народностей.

Танец играет ведущую роль в семейных и общинных праздниках - свадьбах и юбилеях и др. Каждая этническая группа вносит в танец свои элементы, сохраняя при этом общие черты и демонстрируя взаимопонимание между группами. “Биелгээ”, по традиции, передаётся молодому поколению через обучение внутри семьи, рода или общины. В настоящее время большинство носителей этой традиции  - люди пожилого возраста, и их число сокращается из года в год. Под угрозой оказалась и присущее “Биелгээ” хореографическое разнообразие, поскольку всё меньше остаётся исполнителей этого танца в разных этнических группах.

“Биелгээ” или танец тела, является особенностью народа Монголии. Его танцуют под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хуур и ёочин (инструмент похожий на ксилофон). Это описательный танец, схожий с пантомимой, показывающий сцены из повседневной жизни скотоводов, таких как дойка коров, приготовление пищи, занятие охотой и т.д.

Изначально танец “Биелгээ” был импровизацией, хотя темы были установлены. Только много позже он стал строго регламентирован по составу, с жёстко установленной последовательностью сцен. Кроме того, с течением времени, его проводили в различных местах, в том числе на фестивалях, в палатках оленеводов, на обрядах местных сановников и монастырях.

Первая ритуально-торжественная часть этого вида танца - “Элхэндэг”, в котором танцор медленно раскинув руки, грациозно размахивая руками, двигает плечами. Во второй части, называемой “Жороо морь”, те есть иноходец, характер танца резко меняется. Тело танцора покачивается ритмично под музыку, и его движения усложняются, подражая походке лошади.

Танцы, имитирующие походку лошади, таких как Жонон и Жалам хар, вообще очень популярны среди дербетов, баятов, торгутов, хотонов, захчинов и других этнических групп западной Монголии. Каждая этническая группа, однако, выполняют их по-своему. Баяты, например, танцуют на полусогнутых ногах, а нижняя часть тела остаётся неподвижной. Захчины приседая, при этом тело танцора наклонено вперёд. Умение танцевать без использования ног одна на всех является достижением в данной области.

Ранее монгольские народные танцы особо не выделялись, а к культурной программе привлекали местное население, в редких случаях можно было увидеть на международных фестивалях или за границей. На фоне этого была поставлена задача установить рекорд в данном направлении танца и пять тысяч человек из всех 21-го провинций Монголии в течение нескольких месяцев были обучены этому танцу коллективом ансамбля “Хугсуу”.