Технология исполнения Мезенской росписи. Основные элементы и их значение. Животные и птицы.

Валерия Дольникова

Конспект Открытого занятия по программе "Роспись по дереву. Роспись по стеклу. Тема занятия "Технология исполнения Мезенской росписи. Основные элементы и их значение. Животные и птицы" 2 академических часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Составитель: педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ЦДЮТТ «Охта» Дольникова Валерия Андреевна

Название дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Роспись по дереву. Роспись по стеклу».

Год обучения 1

Возраст обучающихся 7-13 лет.

Общее время занятия 2 академических часа.

Тема занятия: Технология исполнения Мезенской росписи. Основные элементы и их значение. Животные и птицы.

Цель: изучение основных элементов Мезенской росписи: животные и птицы.

Задачи:

Обучающие:

 - познакомить обучающихся с разнообразными элементами Мезенской росписи.

- дать представление о композиции, построении и символике в  Мезенской росписи.

- научить выполнять правильное построение Мезенской композиции.

Развивающие:

- развитие творческого воображения учащихся

- развитие навыка рисования карандашом, гуашью.

- формирование представления о законах композиции, симметрии, приемах стилизации природных форм.

- развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- воспитание понимания произведений декоративно-прикладного искусства.

- воспитание умения работать в коллективе, уважать чужой труд.

-воспитание уважительного отношения к народному искусству.

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Методы обучения: изложение, объяснение, фронтальный опрос, демонстрация, дидактическая игра «Кто больше?».

Оборудование занятия: доска, компьютер, слайд-проектор, демонстрационный материал, бумага, простой карандаш, цветные карандаши, стирательные резинки, кисти, гуашь, линейка.

План занятия

I        часть - вводная. Организационный момент:

  • приветствие; 1 мин.
  • проверка готовности рабочих мест; 4 мин.
  • инструктаж по ОТ; 3 мин.

II        часть - основная:

-повторение пройденного материала (4 мин)

  • постановка цели и задач занятия; 1 мин.
  • вводная беседа (введение в тему); 10 мин.
  • практическая работа; 12 мин.
  • физкультминутка; 10 мин.
  • практическая работа; 15 мин.

III        часть - заключительная:

  • оценка работы коллектива обучающихся; 5 мин.
  • подведение итогов занятия; 5 мин.
  • рефлексия: выявление степени удовлетворённости обучающихся занятием; 5 мин.
  • уборка рабочих мест. 10 мин.

Ход занятия

I        часть - вводная. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка готовности рабочих мест;
  • инструктаж по ОТ;
  • Организационный момент
  • Проверка готовности к уроку

II        часть - основная:

постановка цели и задач занятия;

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Повторение пройденного материала. Вводная беседа (введение в тему);

Сегодня мы с вами продолжаем изучение Мезенской росписи.

Фронтальный опрос

  1. Где возникла Мезенская роспись?
  2. Какие цвета используют мастера?
  3. Какие особенности Мезенской росписи вы знаете?
  4. Что такое орнамент?
  5. Какие знаки и символы встречаются в Мезенской росписи?
  6. Каковы особенности Мезенской композиции?

Изучение нового материала

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи.

 К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц. Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Обучающиеся копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок. Ее рисовали в виде слегка вытянутого круга с более короткой петелькой-шейкой. Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой мазок с волнистыми штрихами, обозначавшими обобщенно хвост. В мезенских творениях уточка часто соседствует с лошадью, тоже связанной с обожествлением солнца. Конь, по фольклорно-языческим представлениям, утром возводит солнышко на небосвод. Летящая над лесом птица была знаком зенита дня, она роскошно раскидывает крылья в плавных зигзагах, капельках и завитках и напоминает сказочную жар-птицу.

Практическая работа: дидактическая игра «Кто больше?».

Каждому обучающемуся предлагается составить свою Мезенскую композицию (в полосе)  с максимальным количеством животных и птиц в технике «гуашь. После выполнения работы, обучающийся демонстрирует рисунок и поясняет, что именно на нем изображается. Победителем объявляется обучающийся, правильно и гармонично составивший композицию из максимального количества мезенских животных и птиц.

III        часть - заключительная:

  • оценка работы обучающихся (коллективное голосование)

При оценке работ следует учитывать следующие критерии:

  1. правильность построения композиции
  2.  правильность изображения элементов росписи
  3. количество элементов
  4. аккуратность выполнения
  5. соответствие заданной теме
  • подведение итогов занятия;
  • рефлексия: выявление степени удовлетворённости обучающихся занятием;
  • А сейчас вы будете играть в «Молчанку». Я задаю вопросы, а вы отвечаете молча.
  • Если вам понравилось, то поднимаете вверх 2 руки и молча, изображаете, что кричите
  • «Ура!». Если не все понравилось, то поднимаете 1 руку.
  • Вам понравилось наше знакомство с новыми элементами промысла?
  • Вам понравилось работать в технике мезенской росписи?
  • Молодцы! Вы справились с заданием! Есть желание продолжить?

- уборка рабочих мест.

Список использованной литературы и сайтов

  1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных промыслов: Учебное пособие для студ. высш. уч. завед. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
  2. Каплан Н.И. Народные художественные промыслы: Учебное пособие для сред. проф-тех. учеб. завед. – М.: Высш. школа,1980.
  3. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
  4. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Изд. «Мозаика-синтез», 2004.
  5. Костина Г. Н. Мастерская Мезенской росписи. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Областной центр русского фольклора и этнографии, 2005
  6. http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html