Сценарный план занятия по хореографии в 4 классе «Русский народный танец»

Мальцева  Татьяна Владимировна

Занятие включает описание содержания, структуры, формы, особенностей методики его проведения и способов оценивания результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план занятия по хореографии в 4 классе

«Русский народный танец»

Учитель: Начинаем занятие по хореографии. Девочки, поставьте руки в подготовительное положение. Мальчики держат крепко руки на поясе. Дети, здравствуйте!

Звучит вступление,  исполняется поклон. Обращаю внимание на осанку.

Учитель: Ребята, тема нашего занятия «Русский народный танец».

Какая цель на занятии будет сегодня поставлена? (Познакомиться с русскими народными танцами)

Учитель: Какие задачи мы определим, чтобы достичь поставленной цели?  (Узнать и проучить движения русского народного танца, познакомиться с русской народной музыкой, познакомиться с элементами русского народного костюма)

Учитель: Начинаем  наше  занятие  с  разминки. Повернитесь по кругу. V позиция ног.

  1. Шаг с носка (сопровождение - русская народная песня «Светит месяц»).
  2. Шаг на полупальцах (сопровождение -  русская народная песня «Во поле берёза стояла»).
  3. Переменный шаг (сопровождение - русская народная песня «Коробейники»).

 Учитель: Перестраиваемся на две диагонали. Плясовой бег, бег с высоким подъёмом бедра (сопровождение -  русская народная песня «Во кузнице»).

Учитель: Перестраиваемся в две линии.

- Как по темпу делятся танцы? (Быстрые и медленные.)

- Как называются медленные русские народные танцы? (Хороводы.)

Ребята, скажите, пожалуйста, возможно ли исполнить танец без подготовки? (Нет.)

Хорошо, давайте с вами проведем эксперимент. Попробуем исполнить русский народный хоровод. Прошу вас взяться за руки и следовать моим указаниям. Хоровод будем исполнять хороводным шагом.

Дети следуют за хореографом по следующим танцевальным рисункам: круг, змейка, улитка, восьмерка, два круга, линия (переход на приставной шаг) и поклон.

Учитель: Получилось исполнить танец? (Да.)

Какие отличительные особенности хоровода вы заметили? (Держались за руки, исполняли много фигур, шаг на полупальцах.)

Учитель: Правильно. Ребята, мы с вами много в танце перестраивались! Эти перестроения называются «Рисунками танца». Мы ногами на полу нарисовали круг, змейку, спираль, восьмёрку, два круга, линию. Скажите, чем богат хоровод? (Танцевальными рисунками.)

Какие движения исполняли в хороводе? (Хороводный шаг, приставной шаг.)

В хороводе очень много танцевальных рисунков и мало танцевальных движений, именно поэтому мы смогли исполнить хоровод без репетиции и подготовки.

Ребята, давайте подумаем, как называются быстрые народные танцы? (Пляска.)

Мы разделили русские народные танцы на два вида: медленные хороводы и быстрые, веселые пляски.

Давайте познакомимся с пляской!

Проучивание  плясовых  движений: «косыночка», «гармошка», шаг с каблуком в правую и левую диагональ, плясовой бег по кругу, плясовой бег по двум маленьким кругам, бег с подъёмом бедра линиями в «воротцах».

Учитель: Почему движение называется «Косыночка»? (Нога, поднимаясь, образует треугольник.)

Составление и исполнение танцевальной композиции:

 - «косыночка»;

 - плясовой бег по двум кругам;

 - шаг с каблуком по диагонали вправо и влево;

- плясовой бег по кругу;

- «гармошка»;

- «воротца» - бег с высоким подъемом бедра.

Комбинация исполняется под русскую народную песню «Калинка». На медленную часть куплета исполняются движения, на быструю часть припева - виды бега.

Учитель: Итак, мы готовы исполнить маленький кусочек русской народной пляски. Но нам не хватает важных элементов костюма, поэтому  девочки возьмут в руку платочек, а мальчикам я подвяжу кушаки. Давайте выясним, из чего состоит мужской русский народный костюм? (Штаны, сапоги, рубаха.)

Большую длинную рубаху подвязывали мужчины поясом, который называется кушак.

Повязываю кушак мальчикам, раздаю платочки девочкам.

С элементами костюма исполняем плясовую комбинацию ещё раз.

Учитель: Натанцевались?  Немного устали?  Предлагаю вам отдохнуть и посмотреть видеоматериал. Внимательно смотрите.

На первом видеофрагменте в исполнении ансамбля «Березка» хоровод «Цепочка».

Учитель: Ребята выступает знаменитый ансамбль  русского народного танца «Берёзка». Какой танец они исполняют? (Хоровод.)

Посмотрите внимательно и подумайте, какое название можно дать этому хороводу?

Обратите внимание на рисунок танца, на костюм исполнителей, что изображено на подоле платья, какие рукава, какого они цвета?

Конечно, этот танец девушки очень долго репетировали: движения синхронные, очень красивые.

Какие ассоциации у вас возникли?

Как называется этот хоровод? (Цепочка.)

Продолжаем просмотр  с комментариями.

Учитель: Цепочка изображена на подоле платья, серебристого цвета рукава, руки у танцующих девушек всегда переплетены, и даже на кокошнике, русском головном уборе, украшения в виде цепочки. И рисунки танца нам дают представить, как извивается цепочка.

Посмотрите следующий видеосюжет.

На втором видеофрагменте исполнение русской пляски «Смоленский гусачок».

Учитель: Ребята, как вы назовете эту пляску?

Подумайте, кого изображают исполнители этой пляски?

Посмотрите, какая у них обувь? (Красные сапожки у мужчин и красные туфли у женщин.)

Какое положение принимают руки танцоров? (Как у птицы.)

Ребята, вам сложно дать название этому танцу, но вы очень приблизились к истине. Этот танец называется «Смоленский гусачок». Танцующие изображают повадки гусей.

Посмотрите ещё одно видео.

На третьем видеофрагменте занятие по хип-хопу.

Учитель: Каким видом танцевального искусства занимаются дети? (Хип-хопом.) Какие знакомые танцевальные элементы вы увидели. («Гармошка», «ковырялочка».)

Ребята, а как так получилось, что движения русского народного танца мы видим в стиле хип-хоп? Давайте разбираться?

Показ картинки с изображением девушек в русских сарафанах.

Учитель: Во что одеты эти девушки? (В сарафаны.)

Показ картинки с изображением девочки в школьном современном сарафане.

Учитель: А одежда этой девочки как называется? (Сарафан.) Значит на картинках русский сарафан и современный сарафан.

Сарафан - это платье на лямочках. Только русский сарафан носили женщины в давние времена, а сейчас современной девочке удобно, комфортно будет в такой одежде ходить в школу, ездить в городском транспорте? (Нет.) Поэтому мы видим современные ткани, современные фасоны  одежды.

Точно так же происходит и с движениями. Многие движения русского танца, придуманные людьми давным-давно, не забыты, не потерянны, а заимствованы молодежью и исполняются в современном стиле, под стильную современную музыку и в современной одежде.

Во что были одеты дети, занимающиеся хип-хопом? (Джинсы, кепки, кроссовки.)

И мы с вами попробуем станцевать хип-хоп, используя выученные движения русского танца.

Наденьте, пожалуйста, бейсболки, поверните козырек назад или в сторону, как удобно.

Попробуйте, преобразовать простое физкультурное движение  - приседание. И исполнить его в стиле хип-хопа.

Дети показывают варианты.

Далее используя положения рук, корпуса, головы исполняем движения «гармошка», шаги с каблуками по диагонали  в стиле хип-хоп.  И под современную музыкальную композицию исполняю с детьми комбинацию в стиле хип-хоп.

Учитель: Молодцы, ребята. Посмотрите, мы на занятии с помощью одних и тех же движений станцевали две разные хореографические композиции. Какие? (Русскую пляску и хип-хоп.)

Давайте подведем итоги нашего занятия:

- Мы сегодня выполнили цель нашего занятия? (Да.)

- Какие задачи удалось решить? (Выучили движения русского народного танца, познакомились с элементами русского народного костюма, услышали русские народные песни и мелодии)

- Назовите движения русского народного танца, с которыми вы сегодня познакомились? (Хороводный шаг, «косыночка», «гармошка», шаг с каблуком в правую и левую диагональ, плясовой бег по кругу, плясовой бег по двум маленьким кругам, бег с подъёмом бедра линиями в «воротцах»)

- С какими рисунками танца вы познакомились? (Круг, змейка, спираль, восьмёрка, два круга, линия, воротца)

- Назовите детали мужского костюма? (Рубаха, штаны, сапоги, кушак)

- Назовите детали женского костюма? (Сарафан, платочек, кокошник)

- Какая музыка сегодня звучала на занятии? (Русские народные песни «Светит месяц», «Калинка» «Во поле берёза стояла», «Коробейники», «Во кузнеце»)

- Какие чувства вызывает у вас русский народный танец? (Восхищение, гордость за свой народ, любовь к своей родине, уважение к культуре своего народа и т.д.)

- Будем дальше продолжать заниматься русским народным танцем? (Конечно!)

- Молодцы! Мне, ребята, сегодня было очень приятно с вами заниматься. Занятие наше подошло к концу. И сейчас мы с вами попрощаемся русским поклоном. От всего сердца, от доброй русской души мы сделаем поклон.

Рука правая в сторону – «раз», рука к сердцу – «два», и поклон – «три».

Спасибо.

Аплодисменты.