ЭТНОКЛУБ «ЗАБАВУШКА» - ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Этноклуб «Забавушка» - интерактивная форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС.   В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания учащихся  является одной из важных проблем современного общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx44.68 КБ
Office presentation icon etnoklub_zabavushka_prezentatsiya.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКЛУБ «ЗАБАВУШКА» -

ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

План:

  1. Доклад на тему: «Этноклуб «Забавушка» - интерактивная  форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования».
  2. План работы: «Школа русских ремесел»
  3. Презентация.
  4. Планирование работы с родителями (3 года обучения)
  5. Анкетирование
  6. Список используемой литературы (для родителей и детей)
  7. Литература и использованные интернет ресурсы

Этноклуб «Забавушка» - интерактивная форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС.   В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания учащихся  является одной из важных проблем современного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности"[1].

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности учащегося, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей, преемственности поколений и исторической памяти через приобщение к традициям разных народов во всем многообразии его компонентов.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей   Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

Для решения данных целей, были поставлены задачи:

  1. Познакомить родителей со средствами и методами народного воспитания (природа, слово, труд, быт, обычаи, традиции, праздники, искусство, религия, общение, пример).
  2. Повысить интерес родителей к изучению народной культуры, посредством вовлечения родителей в процесс обучения.
  3. Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе.
  4. Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики в сочетании с освоением ремесла.

Формы работы

  1. Родительские собрания, консультации, анкетирование, опрос для родителей «Копилка идей, предложений, пожеланий».
  2. Папка-передвижка «Азбука народной мудрости»,
  3. Совместные мероприятия: экскурсии, мастер-классы, семинары, выставки, где  родители, выступают не только в роли зрителей, но и принимают активное участие в выступлениях  с детьми.
  4. Создание костюмов для детей, сценических кукол из папье-маше к сценкам, песням, играм.
  5. Разучиванию вместе с детьми стихотворений, совместных номеров.
  6. Оформление портфолио семьи «Моя родословная»,  «Семейное древо», альбома «Семейные традиции, обычаи и праздники».
  7. Информационный проспект  «Бабушки и дедушки», где акцентируется внимание родителей на роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
  8. Рекомендации для родителей. «Как подготовить ребенка к  выступлению на сцене»
  9. Оформление фото и видео альбома по концертной деятельности ансамбля.
  10. Клуб выходного дня  для детей и родителей «Школа русских ремесел»

Таким образом, использование вышеперечисленных форм работы помогает педагогу не только активно привлекать родителей к творческому процессу, но и позволяет вносить коррективы в работу с детским коллективом,   учитывая пожелания и идеи родителей.  

Этноклуб «Забавушка» - это одна из форм работы с семьей, которая позволяет заинтересовать и стимулировать желание  родителей участвовать в совместной работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, а главное познакомить с приемами и традициями воспитательного воздействия народной педагогики. Это изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе, месте человека в ней, идеалов воспитания и воззрения на ценность семьи, внутрисемейные отношения между старшими и младшими поколениями.

В рамках деятельности этноклуба «Забавушка» работает «Школа русских ремесел» для детей и родителей. Занятия в школе проходят по системе абонемента выходного дня. Абонемент выходного дня состоит из цикла 12 занятий  и на последнее итоговое занятие приглашаются все желающие. Каждое занятие, посвящено определенной теме: «Традиционная русская кукла», «Пояс-оберег», «Ниточка тоненькая»,  и т.д.

Набор идет в две группы: освоение женского рукоделия и мужских ремесел. Соответственно в одной группе занимаются мамы, бабушки и девочки, а в другой - папы, дедушки и мальчики. Занятия проводится в форме посиделок, или вечерок, так как это было в старину с пением во время работы. Родители и дети осваивают ремесла, разучивая русские народные песни, колыбельные. Как говорится: «С хорошей русской песней любой труд спорится».

На занятиях используются разные формы и методы работы:

-устное народное слово о рукоделии (загадки, потешки, частушки, пословицы, поговорки,  этнозаписи);

-наглядный материал (украшения, костюмы, репродукции), образцы изделий;

- музыкально-игровой материал: песни, игры, хороводы.

Занятия  имеют следующую структуру:

Вводная часть занятия включает в себя знакомство родителей с народной педагогикой, с историей прядения и плетения, ткачества, берестяного ремесла, лозоплетением. Родители и дети изучают историю русского костюма, символику древних образов также традиции, обряды и поверий, связанные с ними, получают новые знания о природных материалах (лен, береста, лоза, шерсть и т.п.), об их использовании в быту и о значении и пользе изделия, сделанного своими руками.

Основная часть занятия – практическая. Под руководством педагога родители и дети принимают участие в  изготовлении традиционной русской куклы на выбор (тряпичной, лыковой  соломенной или бумажной), плетении поясов, изготовление корзинок из лозы, росписи ложек, свистулек и т.д. Таким образом, они осваивают забытые русские ремесла, такие как женское рукоделие (прядение, плетение, ткачество на бердо и на дощечках,  русская вышивка, низание  или бисероплетение) и мужские  ремесла (плетение из бересты, лозоплетение). Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителя), прививает трудолюбие.

Заключительная часть занятия – музыкально-игровой фольклор: трудовые песни, игры, хороводы, созвучные тематике занятия. Одним словом, так как было в старину: «Один час – работали, а два часа отдыхали. Заключительное занятие абонемента называется «Народный сувенир» и проходит  традиционно: с пением, играми, хороводами,   демонстрацией изделия (куклы, пояска, корзинки, ложки и т.д.). Родители и дети пробуют себя в роли скоморохов, коробейников и разыгрывают импровизацию ярмарки, где представляют свой товар, или изделие. На ярмарке много развлечений: это и конкурсы пословиц, поговорок, загадок, частушек о труде и ремеслах,  народных игр, хороводов, песен. Все это участники абонемента выучили на посиделках в «Школе народных ремесел».

В конце заключительного занятия проводится  дискотека: «Играй, гармонь!» (под баян) и вручение сувенира «Народный мастер». А завершается все чаепитием, где родители и дети учатся не только отдыхать, но и общаться в контексте народной культуры.

Результат деятельности «Школы русских ремесел» - это не только расширение знаний родителей о средствах и методах народного воспитания, о проведении качественного досуга в совместном семейном творчестве, но и концертные костюмы, расшитые собственными руками в лучших традициях русской культуры, кокошники,  украшенные бисером,  сплетенные пояса-обереги,  обручи на голову. Во время занятий в школе ремесел осуществляется принцип «сквозного воспитания», то есть воспитания, построенного на ситуациях, взятых из жизни, когда естественным путем решаются задачи, как нравственного становления личности, так и развития музыкального и эстетического вкуса. Известно, что определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. В настоящее время все очевиднее становится тот факт, что только через взаимодействие поколений (причем трех) возможно должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания, как исторически проверенного опыта,  должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Что же касается традиций, носителями которых являемся мы сами, то сохранение их в роду в течение трех веков (старшее поколение, родители и дети) – это и есть семейная педагогическая традиция в действии.

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества.

В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному  национальному  воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

Таким образом,  деятельность этноклуба «Забавушка» позволяет решить поставленную цель. Через приобщение к традициям отеческого наследия разных народов во всем многообразии его компонентов развивается личность учащегося, повышается национальное самосознание. Учащийся осознает важность и необходимость в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти. В процессе обучения достигаются следующие задачи:

В результате знакомства родителей со средствами и методами народного воспитания  и  посредством вовлечения родителей в процесс обучения, повышается интерес у родителей к изучению народной культуры, Также актуализируются знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе. Родители и дети получают не только теоретические познания, но используют их в практической деятельности, возрождая русские ремесла в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики.

Таким образом, решаются задачи по духовно-нравственному воспитанию,  и привлечению родителей к идеям преемственности поколений и исторической памяти. А это значит,  проложить мостик от родителей к детям и наоборот.

 ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ РУССКИХ РЕМЕСЕЛ»

 (Для родителей и детей)

1.«Традиционная русская кукла».

Вводная часть:

а) Народная педагогика

б) Использование устного народного слова в воспитании ребенка

в) Игра в жизни ребенка

г) Колыбельные песенки

Вид ремесла (практическая часть).                                                                           а).Изготовление традиционной русской куклы                                                         (3 вида: тряпичная, лыковая или соломенная и бумажная).

Заключительная часть.                                                                                                      а) Слушание колыбельных песенок.(кассеты этноматериала).

б) Пение колыбельных.

2. «Прядение и плетение» Вводная часть.

а) « История прядения и плетения с использованием устного народного слова загадки, потешки и сказки «Три пряхи» ». Песня: «Дуня - тонкопряха».

б) «Пояс - оберег» (обряды и поверия, связанные с частью русского костюма поясом). Песня: «Ниточка тоненькая».

Вид ремесла, (практическая часть)

Плетение пояса.

а) Свивание в шнурок, колосок.

б) Плетение на пальцах.

Пение песни в работе: «Пряха» (разучивание).

Заключительная часть.

а) Пояс - дружбы в игре «Заря - заряница

3. «Ткачество» (2 занятия)   Вводная часть.

а) История ткачества и крашение ткани. Слушание: «Дуня - тонкопряха».

Вид ремесла: (практическая часть)

а) «Ткем пояски на бердо и дощечках»

б) Пение песни в работе: «Пряха».

Заключительная часть.

а) Хороводная игра: «Уж мы сеяли ленок».

5-6. «Народная вышивка»

Вводная часть.

а) «Символика древних образов».

б) «Тайны русского костюма».

в) Устное народное слово о рукоделии (загадки, потешки, частушки, пословицы, поговорки).

Вид ремесла: (практическая часть).

а) Знакомство с элементами простейших швов (8 швов).

б) Знакомство с элементами народной вышивки. Пение песни в работе: «Красный сарафан».

Заключительная часть.

а) Игра «Челнок», «Узелок».

7. «Низание» (бисероплетение).

8. Вводная часть.

а) История бисероплетения.

б) «Украшения в русском народном праздничном костюме». (Свадебный наряд)

в) Использование устного народного слова и наглядного материала (украшений, костюмов, репродукций).

Вид ремесла (практическая часть).

а) Знакомство с элементами низания: «цепочки», «браслеты», «броши».

Пение во время работы «Ах, улица широкая».

Заключительная часть.

а) Хоровод: «Ах, улица».

б) Игра: «Гори ясно».

9-10. «Плетение из бересты» Вводная часть

а) «Древо жизни» (связь русских традиций, обрядов с природой. Использование дерева в быту. О значении и пользе бересты». О гостеприимстве «Хлеб-соль».

б) «История берестяного ремесла»

Вид ремесла: (практическая часть).

а) Плетение из бересты: солонки, лапти. Пение песни в работе: «Земелюшка - -чернозем», «Эх, лапти».

Заключительная часть.

а) Хоровод «Земелюшка».

б) «Эх, лапти» с муз. Оркестром (шумовой)/

11. «Плетение из лозы» Вводная часть.

а) «От старины до наших дней». (О возрождении народного ремесла от «лукошка» до «плетения мебели» из ивы.)

б) Рассматривание иллюстраций и изделий с использование устного народного слова.

Вид ремесла: (практическая часть).

а) Плетение корзинки. Пение во время работы: «Ой ты, ягодка».

Заключительная часть.

а) Хоровод: «Ой ты, ягодка».

б) Игра: «Плетень».

12. «Выставка   народных   умельцев:   «Русский сувенир». (Итоговое занятие родителей с детьми).

Вводная часть.

а) О русских ярмарках.

б) Народные умельцы.

Выставка видов народных ремесел

а) Театрализованное обыгрывание и представление изделия (каждый индивидуально).

б) Конкурс пословиц, поговорок, загадок, частушек о труде и ремеслах.

в) Чаепитие и пение русских народных песен «Песня - душа народа».

г) Потешное поле народных игр «Играй, град!»

Заключительная часть.

а) Дискотека: «Играй, гармонь!» (под баян, «Золотое кольцо»). Б) Вручение сувенира «Русский мастер».                   

Планирование работы с родителями

1 год обучения

Форма работы

Цели

Сентябрь

Организационное родительское собрание: «Давайте познакомимся»

Решение организационных вопросов по поводу работы фольклорного кружка

Папка-передвижка «Азбука народной мудрости»

Познакомить родителей с работой фольклорного кружка; привлечь их участвовать в совместной работе по наполнению и обновлению папки

Анкета для родителей: «Что мы знаем о фольклоре?»

Определить знания родителей о фольклоре и применении в семейном воспитании детей

Октябрь

Консультация «Значение народных игр для развития психических функций и творческого мышления»

Актуализировать знания родителей о значении детского игрового фольклора, его влияние на развития памяти, мышления, координации и творческих возможностей

Музыкально- литературный час «Осеннины»

Совместно мероприятие для детей и родителей, которые участвуют в выступлениях  с детьми

Ноябрь

«Наша костюмерная»

Привлечь родителей к созданию костюмов для детей к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений

к праздникам, развлечениям

Консультация «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей»

Совершенствовать знания родителей о скороговорке, потешке, поговорке их

особенностях  и влиянии на речь, пение

Декабрь 

Семинар-практикум «Поиграем, почитаем!»

Формировать интерес к народной культуре, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить изготавливать книжки-малышки

Школа русских ремесел для детей и родителей «Традиционная русская кукла»

Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики в сочетании с практикой изготовления куклы»

Анкета «Детский фольклор дома»

Выявить какое место занимает детский фольклор для семьи

Январь

«Из бабушкиного сундучка» сбор предметов русского быта и декоративно-прикладного творчества для оформления фольклорного уголка

Стимулировать желание участвовать в совместной деятельности в оформлении уголка русского быта

Консультация «Устное народное творчество»

Акцентировать внимание родителей на воспитательном влиянии устного народного творчества, его возможностях в воспитании нравственно-патриотических чувств

Февраль

Развлечение «Зимние посиделочные игры»

Привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Познакомить родителей с приемами воспитания нравственно-патриотических чувств у детей

Оформление портфолио семьи, ребенка

Привлечение родителей к совместной работе; учить оформлять портфолио

Март

Консультация «Виды устного народного творчества»

Систематизировать знания родителей о видах устного народного творчества

Информационный проспект «Бабушки и дедушки»

Акцентировать внимание родителей на роль бабушек и дедушек в воспитании детей

Апрель

Консультации «Природное окружение детей»

Актуализировать знания родителей о значении природы для воспитания детей

Использование в речи образных слов и выражений, пословиц, поговорок, воспитывая бережное отношение к природе

 Школа русских ремесел для детей и родителей «Прядение и плетение»

Формировать интерес к народной культуре, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить плести пояс

Папка-передвижка «Календарная песня»

Познакомить родителей с текстами закличек, попевок, веснянок рассказать какую роль для детского развития играет  совместное исполнение

Май 

Развлечение «Пасхальная радость»

Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению

Консультация "Познакомьте ребенка с музеем Этнографии"

Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения

Планирование работы с родителями

2 года обучения

Форма работы

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Ценность фольклорных занятий в развитии и воспитании школьника»

Заинтересовать родителей, стимулировать желание родителей участвовать в совместной работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей

Выездное мероприятие «Экскурсия в парк»

Сбор природного материала для поделок, осенние игры, хороводы на природе с родителями

Анкета для родителей «Чтобы это значило?»

Определить знания родителей о значении старинных русских слов и выражений фольклора и применении их в разговорной речи

Октябрь

Консультация «Значение детского фольклора для нравственно-патриотического воспитания »

Актуализировать знания родителей о значении детского фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании нравственно-патриотических чувств

Папка-передвижка «Моя родословная»

Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе

Ноябрь

«Куклы для театра»

Привлечь родителей к созданию сценических кукол из папье-маше к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений к минисценкам

Развлечение «Кузьминки - об осени поминки»

Совместные осенние посиделки с чаепитием

Декабрь 

 Школа русских ремесел для детей и родителей «Прядение и плетение» усложненный уровень

Продолжать формировать интерес к народной творчеству развитию мелкой моторики, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить плести украшения

Выездное мероприятие «Рождественская выставка» Александро-Невская лавра  

Посещение выставки  родителей с детьми и участие в мастер-классах по изготовлению сувениров

Анкета «Детский игровой фольклор»

Выявить какое место занимает детский фольклор игры, забавы для семьи

Январь

 Школа русских ремесел для детей и родителей «Народная вышивка»

Познакомить родителей и детей с символикой русского костюма и с элементами народной вышивки. Стимулировать желание родителей расшить костюм ребенка

Совместный праздник: «К нам пришло-прикатило Рождество Христово»

Обогащать знания родителей о народных праздниках, привлекать их к помощи в организации чаепития и украшения помещения по соответствующе тематике

Февраль

Развлечение «Масленичная ярмарка»

Привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению

Школа русских ремесел для детей и родителей: «Плетение из бересты». 

Привлекать родителей и детей к совместной деятельности, познакомить родителей с приемами плетения из бересты

Оформление совместного альбома «Семейные традиции, обычаи и праздники»

Привлечение родителей к совместной работе; учить оформлять альбом

Март

Творческая встреча с фольклорными коллективами ЦВР и проведение совместного праздника «Разгуляй широкий - масленица»

Помощь родителей  и сопровождение к выездному мероприятию

Информационный проспект «Возьми интервью у бабушек и у дедушек»

Акцентировать внимание родителей на помощь ребенку в подготовке вопросов для бабушек и дедушек и записи рассказов

Апрель

Выездное мероприятие «Веснянка»

Актуализировать знания родителей о встрече весны на Руси, обряды, традиции, обычаи. Совместное изготовление птичек, украшение участка

Практикум «Посадим растения!».

Совершенствовать умения посадки рассады для огорода

Папка-передвижка «Календарная песня»

Познакомить родителей с текстами закличек, попевок, веснянок рассказать какую роль для детского развития играет  совместное исполнение

Май 

Развлечение «Поклонись березке»

Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению

Экскурсия в музей Этнографии: «Жилище разных народов"

Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения

Пополнение словарного запаса и лексикона

Планирование работы с родителями

3 года обучения

Форма работы

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Концертная деятельность»

Заинтересовать родителей, стимулировать желание родителей участвовать в совместной работе по подготовке детей к концертной деятельности, участию в фестивалях, проектах, выставках

Папка-передвижка «Православные и народные праздники»

Продолжить знакомить родителей с  обрядами, традициями, обычаями праздников; привлечь их участвовать в совместной работе по наполнению и обновлению папки

Анкета для родителей «Копилка идей, предложений, пожеланий»

Привлекать родителей к творческому процессу, вносить коррективы работу, учитывая пожелания и идеи родителей

Октябрь

Школа русских ремесел «Плетение из лозы»

Возрождение народного ремесла, освоение навыков плетения корзинки из лозы, с включением в занятие устного народного слова, песен, игр и хороводов

Папка-передвижка «Семейное древо»

Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе

Ноябрь

«Атрибуты к играм, песням, сказкам, сценкам»

Привлечь родителей к созданию костюмов для детей к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений

к праздникам, развлечениям

Выставка народных умельцев: «Русский сувенир» (Итоговое занятие родителей с детьми)

Театрализованное обыгрывание и представление изделий, конкурс пословиц, поговорок о ремеслах, чаепитие – совместно с родителями

Декабрь 

Развлечение: «С хорошей русской песней любой труд спорится»

Помощь родителей и активное участие в развлечении

Папка-передвижка «Новый год и Рождество шагает по планете»

Совершенствовать  знания родителей о праздновании нового года и Рождества в разных странах

Мастер-класс для родителей «Рождественский сувенир»

Совместная мастерская для детей и родителей

Январь

Общешкольное выступление «Пришла коляда - отворяй ворота»

Помощь родителей в подготовке атрибутов к колядовочным сценкам

Совместный проект с прикладным отделом: «Вертепное представление»

Помощь родителей к подготовке спектакля

Февраль

Выездное мероприятие «Широкая масленица»

Привлечение родителей к участию в подготовке к празднику

Рекомендации для родителей. «Как подготовить ребенка к  выступлению на сцене»

Познакомить родителей с особенностями психоэмоционального состояния у ребенка перед концертным выступлением, а также правилами организации режима, подготовкой костюма

Оформление фото и видео альбома по концертной деятельности ансамбля

Привлечение родителей к совместной работе; по оформлению фото и видео продукции

Март

Фестиваль: «Как на нашей на сторонке»

Помощь родителей в выездном мероприятии

Творческая встреча с мамами, бабушками «Мама – слово дорогое»

Помощь в организации конкурсов, чаепития, подготовка совместных семейных номеров

Апрель

Развлечение «Пасхальная радость»

Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению

Практикум «Украсим березку».

Поделка дома птичек, куколок, игрушек из ниток, тряпочек и участие в обряде

Папка-передвижка «Фольклорный театр»

Познакомить родителей с текстами минисценок из театра, диалоги, сценки, рассказать какую роль для детского воспитания и речевого развития играет их   совместное исполнение

Май 

Международный фольклорный фестиваль: «Наследники традиций»

Помощь в подготовке и участие в выездном фестивале

Экскурсия: музей Этнографии «Сивка Бурка»

Совместная экскурсия и занятие на экспозициях музея по русским народным сказкам

Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения

АНКЕТИРОВАНИЕ

ВОПРОСЫ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  И ДЕТЕЙ

(Выявление уровня знаний и заинтересованности родителей и детей  фольклором)

  1. Посещаете ли вы Музей Этнографии?
  2. Читаете ли книги по русскому народному творчеству?
  3. Какие вы знаете праздники?
  4. Назовите фольклорные группы.
  5. Знаете ли вы колыбельные, напишите о своей.
  6. Назовите любимые музыкальные инструменты.
  7. Назовите русские народные песни.
  8. Зачем нужен фольклор в школе?
  9. Ваши предложения в нашу копилку.
  10. Ваши пожелания и участие в фольклорной работе.

Примечание:

   Анкетирование проводится 2 раза в год: в начале года и в конце.  В течении года проводятся консультации для родителей, совместные праздники, где родители не только слушатели и зрители, но и активные участники.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(для родителей и детей)

  1. Некрылова А.Ф. «Круглый год» Челябинск, «Варитант-книга» 1996г.
  2. Шангина И.И. «Русские дети и их игры» С-Пб» Искусство-СПБ» 2000г.
  3. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры и забавы для детей» М.. Творческий центр 1999г.
  4. Науменко Г., Новлянская Э. «От зимы до осени» М., Детская литература 1982г.
  5. Круглов Ю.Г. Хрестоматия «Русское народное поэтическое творчество» С-Пб Просвещение 1993г.
  6. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта», М., «Русское слово» 1998г.
  7. Шангина И.И. «Русские традиционные праздники», СПб «Искусство СПБ» 1997г.

ЛИТЕРАТУРА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1994.- Вып.10.
  2. Букринская И.А., Голубева Л.Н. Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования в России».М., 1994.
  3. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: Кн. для учителя. М., 1998
  4. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С.С. Федоренко, Н.Н. Кислова, М.В. Мартынова, Е.В. Тихонова и др.; под. ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014.
  5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:    Педагогика, 1987.
  6. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе.- М.: Новая школа, 1997.

7. Формы и компоненты культурно-досуговой деятельности http://bibliofond.ru/view.aspx?id=453170

8.Шилов П. Игра и игровые методы в обучении и образовании // http://skady.narod.ru/ludi/1/Me_RI.htm


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклорный Этноклуб «Забавушка»

Слайд 2

Педагог дополнительного образования по фольклору: Смирнова Галина Александровна Центр Творчества и Образования Фрунзенского района

Слайд 3

Народная педагогика является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее .

Слайд 4

Задачи: Знакомство со средствами и факторами народного воспитания Формирование интереса к народной культуре и вовлечение родителей в процесс обучения Актуализация знаний у родителей о ценности семьи, ее роли в обществе. Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного творчества, пения, народной педагогики в сочетании с освоением ремесла. Умение общаться и отдыхать в контексте своей культуры. Гармоническое и творческое развитие личности через разные виды деятельности: пение, движение, театр, творчество .

Слайд 5

1 этап обучения тема: «Золотые ворота» Введение в мир фольклора Детский фольклор Игры, хороводы, песни, инсценировки :

Слайд 6

2 этап обучения тема: «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» «Дом», «Семья», «Отечество» Обрядовые и семейно-бытовые праздники

Слайд 7

3 этап обучения Тема:«Забавушка» Народные и православные праздники Уличные гуляния Народный театр

Слайд 8

Формы работы с родителями консультации, анкетирование, совместные проекты, подготовка к праздникам, портфолио семьи, клуб выходного дня.

Слайд 9

Этноклуб «Забавушка» абонемент выходного дня для родителей и детей Цель: Возрождение и освоение русских ремесел

Слайд 10

Традиционная русская кукла - народная педагогика - детские игры, забавы - изготовление кукол - слушание этнозаписей - пение колыбельных - игры, сценки с куклами

Слайд 11

Женское рукоделие - История прядения, плетения, ткачества и низания; - освоение различных видов рукоделия: плетение и ткачество поясов, украшение бисером кокошника; - разучивание русских народных песен, игр, хороводов

Слайд 12

Мужские ремесла История берестяного ремесла и плетения из лозы. Связь русских традиций, обрядов с природой, о возрождении ремесел; Плетение из бересты лапти, из лозы корзинки. Шумовой оркестр с пением: «Эх лапти мои»

Слайд 13

Русская вышивка Символика древних образов История русского костюма Головные уборы Русская живопись Освоения элементов народной вышивки Пение песен, игр хороводов

Слайд 14

Пасхальная радость - Традиции, обычаи празднования Пасхи - роспись яиц и изготовление пасхальных открыток - пение пасхальных песен, катание яиц по красной горке, игры с крашенками

Слайд 15

Итоговое занятие Красному гостю – красное место, Милости просим, Хлеб-соль по старинному, За хлебом, за солью Всякая встреча хороша.

Слайд 16

Выставка народных умельцев - Конкурс пословиц, загадок, частушек о труде и ремеслах Ярмарочное представление Пение русских песен, игры, хороводы Дискотека: «Играй гармонь!» - Вручение сувенира «Русский мастер» - Чаепитие