ЭТНОКЛУБ «ЗАБАВУШКА» - ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Этноклуб «Забавушка» - интерактивная форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания учащихся является одной из важных проблем современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 44.68 КБ |
etnoklub_zabavushka_prezentatsiya.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭТНОКЛУБ «ЗАБАВУШКА» -
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
План:
- Доклад на тему: «Этноклуб «Забавушка» - интерактивная форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования».
- План работы: «Школа русских ремесел»
- Презентация.
- Планирование работы с родителями (3 года обучения)
- Анкетирование
- Список используемой литературы (для родителей и детей)
- Литература и использованные интернет ресурсы
Этноклуб «Забавушка» - интерактивная форма работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях дополнительного образования.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания учащихся является одной из важных проблем современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности"[1].
Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности учащегося, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей, преемственности поколений и исторической памяти через приобщение к традициям разных народов во всем многообразии его компонентов.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Для решения данных целей, были поставлены задачи:
- Познакомить родителей со средствами и методами народного воспитания (природа, слово, труд, быт, обычаи, традиции, праздники, искусство, религия, общение, пример).
- Повысить интерес родителей к изучению народной культуры, посредством вовлечения родителей в процесс обучения.
- Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе.
- Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики в сочетании с освоением ремесла.
Формы работы
- Родительские собрания, консультации, анкетирование, опрос для родителей «Копилка идей, предложений, пожеланий».
- Папка-передвижка «Азбука народной мудрости»,
- Совместные мероприятия: экскурсии, мастер-классы, семинары, выставки, где родители, выступают не только в роли зрителей, но и принимают активное участие в выступлениях с детьми.
- Создание костюмов для детей, сценических кукол из папье-маше к сценкам, песням, играм.
- Разучиванию вместе с детьми стихотворений, совместных номеров.
- Оформление портфолио семьи «Моя родословная», «Семейное древо», альбома «Семейные традиции, обычаи и праздники».
- Информационный проспект «Бабушки и дедушки», где акцентируется внимание родителей на роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
- Рекомендации для родителей. «Как подготовить ребенка к выступлению на сцене»
- Оформление фото и видео альбома по концертной деятельности ансамбля.
- Клуб выходного дня для детей и родителей «Школа русских ремесел»
Таким образом, использование вышеперечисленных форм работы помогает педагогу не только активно привлекать родителей к творческому процессу, но и позволяет вносить коррективы в работу с детским коллективом, учитывая пожелания и идеи родителей.
Этноклуб «Забавушка» - это одна из форм работы с семьей, которая позволяет заинтересовать и стимулировать желание родителей участвовать в совместной работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, а главное познакомить с приемами и традициями воспитательного воздействия народной педагогики. Это изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе, месте человека в ней, идеалов воспитания и воззрения на ценность семьи, внутрисемейные отношения между старшими и младшими поколениями.
В рамках деятельности этноклуба «Забавушка» работает «Школа русских ремесел» для детей и родителей. Занятия в школе проходят по системе абонемента выходного дня. Абонемент выходного дня состоит из цикла 12 занятий и на последнее итоговое занятие приглашаются все желающие. Каждое занятие, посвящено определенной теме: «Традиционная русская кукла», «Пояс-оберег», «Ниточка тоненькая», и т.д.
Набор идет в две группы: освоение женского рукоделия и мужских ремесел. Соответственно в одной группе занимаются мамы, бабушки и девочки, а в другой - папы, дедушки и мальчики. Занятия проводится в форме посиделок, или вечерок, так как это было в старину с пением во время работы. Родители и дети осваивают ремесла, разучивая русские народные песни, колыбельные. Как говорится: «С хорошей русской песней любой труд спорится».
На занятиях используются разные формы и методы работы:
-устное народное слово о рукоделии (загадки, потешки, частушки, пословицы, поговорки, этнозаписи);
-наглядный материал (украшения, костюмы, репродукции), образцы изделий;
- музыкально-игровой материал: песни, игры, хороводы.
Занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть занятия включает в себя знакомство родителей с народной педагогикой, с историей прядения и плетения, ткачества, берестяного ремесла, лозоплетением. Родители и дети изучают историю русского костюма, символику древних образов также традиции, обряды и поверий, связанные с ними, получают новые знания о природных материалах (лен, береста, лоза, шерсть и т.п.), об их использовании в быту и о значении и пользе изделия, сделанного своими руками.
Основная часть занятия – практическая. Под руководством педагога родители и дети принимают участие в изготовлении традиционной русской куклы на выбор (тряпичной, лыковой соломенной или бумажной), плетении поясов, изготовление корзинок из лозы, росписи ложек, свистулек и т.д. Таким образом, они осваивают забытые русские ремесла, такие как женское рукоделие (прядение, плетение, ткачество на бердо и на дощечках, русская вышивка, низание или бисероплетение) и мужские ремесла (плетение из бересты, лозоплетение). Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителя), прививает трудолюбие.
Заключительная часть занятия – музыкально-игровой фольклор: трудовые песни, игры, хороводы, созвучные тематике занятия. Одним словом, так как было в старину: «Один час – работали, а два часа отдыхали. Заключительное занятие абонемента называется «Народный сувенир» и проходит традиционно: с пением, играми, хороводами, демонстрацией изделия (куклы, пояска, корзинки, ложки и т.д.). Родители и дети пробуют себя в роли скоморохов, коробейников и разыгрывают импровизацию ярмарки, где представляют свой товар, или изделие. На ярмарке много развлечений: это и конкурсы пословиц, поговорок, загадок, частушек о труде и ремеслах, народных игр, хороводов, песен. Все это участники абонемента выучили на посиделках в «Школе народных ремесел».
В конце заключительного занятия проводится дискотека: «Играй, гармонь!» (под баян) и вручение сувенира «Народный мастер». А завершается все чаепитием, где родители и дети учатся не только отдыхать, но и общаться в контексте народной культуры.
Результат деятельности «Школы русских ремесел» - это не только расширение знаний родителей о средствах и методах народного воспитания, о проведении качественного досуга в совместном семейном творчестве, но и концертные костюмы, расшитые собственными руками в лучших традициях русской культуры, кокошники, украшенные бисером, сплетенные пояса-обереги, обручи на голову. Во время занятий в школе ремесел осуществляется принцип «сквозного воспитания», то есть воспитания, построенного на ситуациях, взятых из жизни, когда естественным путем решаются задачи, как нравственного становления личности, так и развития музыкального и эстетического вкуса. Известно, что определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. В настоящее время все очевиднее становится тот факт, что только через взаимодействие поколений (причем трех) возможно должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания, как исторически проверенного опыта, должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Что же касается традиций, носителями которых являемся мы сами, то сохранение их в роду в течение трех веков (старшее поколение, родители и дети) – это и есть семейная педагогическая традиция в действии.
Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества.
В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному национальному воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»
Таким образом, деятельность этноклуба «Забавушка» позволяет решить поставленную цель. Через приобщение к традициям отеческого наследия разных народов во всем многообразии его компонентов развивается личность учащегося, повышается национальное самосознание. Учащийся осознает важность и необходимость в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти. В процессе обучения достигаются следующие задачи:
В результате знакомства родителей со средствами и методами народного воспитания и посредством вовлечения родителей в процесс обучения, повышается интерес у родителей к изучению народной культуры, Также актуализируются знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе. Родители и дети получают не только теоретические познания, но используют их в практической деятельности, возрождая русские ремесла в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики.
Таким образом, решаются задачи по духовно-нравственному воспитанию, и привлечению родителей к идеям преемственности поколений и исторической памяти. А это значит, проложить мостик от родителей к детям и наоборот.
ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ РУССКИХ РЕМЕСЕЛ»
(Для родителей и детей)
1.«Традиционная русская кукла».
Вводная часть:
а) Народная педагогика
б) Использование устного народного слова в воспитании ребенка
в) Игра в жизни ребенка
г) Колыбельные песенки
Вид ремесла (практическая часть). а).Изготовление традиционной русской куклы (3 вида: тряпичная, лыковая или соломенная и бумажная).
Заключительная часть. а) Слушание колыбельных песенок.(кассеты этноматериала).
б) Пение колыбельных.
2. «Прядение и плетение» Вводная часть.
а) « История прядения и плетения с использованием устного народного слова загадки, потешки и сказки «Три пряхи» ». Песня: «Дуня - тонкопряха».
б) «Пояс - оберег» (обряды и поверия, связанные с частью русского костюма поясом). Песня: «Ниточка тоненькая».
Вид ремесла, (практическая часть)
Плетение пояса.
а) Свивание в шнурок, колосок.
б) Плетение на пальцах.
Пение песни в работе: «Пряха» (разучивание).
Заключительная часть.
а) Пояс - дружбы в игре «Заря - заряница
3. «Ткачество» (2 занятия) Вводная часть.
а) История ткачества и крашение ткани. Слушание: «Дуня - тонкопряха».
Вид ремесла: (практическая часть)
а) «Ткем пояски на бердо и дощечках»
б) Пение песни в работе: «Пряха».
Заключительная часть.
а) Хороводная игра: «Уж мы сеяли ленок».
5-6. «Народная вышивка»
Вводная часть.
а) «Символика древних образов».
б) «Тайны русского костюма».
в) Устное народное слово о рукоделии (загадки, потешки, частушки, пословицы, поговорки).
Вид ремесла: (практическая часть).
а) Знакомство с элементами простейших швов (8 швов).
б) Знакомство с элементами народной вышивки. Пение песни в работе: «Красный сарафан».
Заключительная часть.
а) Игра «Челнок», «Узелок».
7. «Низание» (бисероплетение).
8. Вводная часть.
а) История бисероплетения.
б) «Украшения в русском народном праздничном костюме». (Свадебный наряд)
в) Использование устного народного слова и наглядного материала (украшений, костюмов, репродукций).
Вид ремесла (практическая часть).
а) Знакомство с элементами низания: «цепочки», «браслеты», «броши».
Пение во время работы «Ах, улица широкая».
Заключительная часть.
а) Хоровод: «Ах, улица».
б) Игра: «Гори ясно».
9-10. «Плетение из бересты» Вводная часть
а) «Древо жизни» (связь русских традиций, обрядов с природой. Использование дерева в быту. О значении и пользе бересты». О гостеприимстве «Хлеб-соль».
б) «История берестяного ремесла»
Вид ремесла: (практическая часть).
а) Плетение из бересты: солонки, лапти. Пение песни в работе: «Земелюшка - -чернозем», «Эх, лапти».
Заключительная часть.
а) Хоровод «Земелюшка».
б) «Эх, лапти» с муз. Оркестром (шумовой)/
11. «Плетение из лозы» Вводная часть.
а) «От старины до наших дней». (О возрождении народного ремесла от «лукошка» до «плетения мебели» из ивы.)
б) Рассматривание иллюстраций и изделий с использование устного народного слова.
Вид ремесла: (практическая часть).
а) Плетение корзинки. Пение во время работы: «Ой ты, ягодка».
Заключительная часть.
а) Хоровод: «Ой ты, ягодка».
б) Игра: «Плетень».
12. «Выставка народных умельцев: «Русский сувенир». (Итоговое занятие родителей с детьми).
Вводная часть.
а) О русских ярмарках.
б) Народные умельцы.
Выставка видов народных ремесел
а) Театрализованное обыгрывание и представление изделия (каждый индивидуально).
б) Конкурс пословиц, поговорок, загадок, частушек о труде и ремеслах.
в) Чаепитие и пение русских народных песен «Песня - душа народа».
г) Потешное поле народных игр «Играй, град!»
Заключительная часть.
а) Дискотека: «Играй, гармонь!» (под баян, «Золотое кольцо»). Б) Вручение сувенира «Русский мастер».
Планирование работы с родителями
1 год обучения
Форма работы | Цели | |
Сентябрь | ||
Организационное родительское собрание: «Давайте познакомимся» | Решение организационных вопросов по поводу работы фольклорного кружка | |
Папка-передвижка «Азбука народной мудрости» | Познакомить родителей с работой фольклорного кружка; привлечь их участвовать в совместной работе по наполнению и обновлению папки | |
Анкета для родителей: «Что мы знаем о фольклоре?» | Определить знания родителей о фольклоре и применении в семейном воспитании детей | |
Октябрь | ||
Консультация «Значение народных игр для развития психических функций и творческого мышления» | Актуализировать знания родителей о значении детского игрового фольклора, его влияние на развития памяти, мышления, координации и творческих возможностей | |
Музыкально- литературный час «Осеннины» | Совместно мероприятие для детей и родителей, которые участвуют в выступлениях с детьми | |
Ноябрь | ||
«Наша костюмерная» | Привлечь родителей к созданию костюмов для детей к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений к праздникам, развлечениям | |
Консультация «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» | Совершенствовать знания родителей о скороговорке, потешке, поговорке их особенностях и влиянии на речь, пение | |
Декабрь | ||
Семинар-практикум «Поиграем, почитаем!» | Формировать интерес к народной культуре, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить изготавливать книжки-малышки | |
Школа русских ремесел для детей и родителей «Традиционная русская кукла» | Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного слова, пения, народной педагогики в сочетании с практикой изготовления куклы» | |
Анкета «Детский фольклор дома» | Выявить какое место занимает детский фольклор для семьи | |
Январь | ||
«Из бабушкиного сундучка» сбор предметов русского быта и декоративно-прикладного творчества для оформления фольклорного уголка | Стимулировать желание участвовать в совместной деятельности в оформлении уголка русского быта | |
Консультация «Устное народное творчество» | Акцентировать внимание родителей на воспитательном влиянии устного народного творчества, его возможностях в воспитании нравственно-патриотических чувств | |
Февраль | ||
Развлечение «Зимние посиделочные игры» | Привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению | |
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота» | Познакомить родителей с приемами воспитания нравственно-патриотических чувств у детей | |
Оформление портфолио семьи, ребенка | Привлечение родителей к совместной работе; учить оформлять портфолио | |
Март | ||
Консультация «Виды устного народного творчества» | Систематизировать знания родителей о видах устного народного творчества | |
Информационный проспект «Бабушки и дедушки» | Акцентировать внимание родителей на роль бабушек и дедушек в воспитании детей | |
Апрель | ||
Консультации «Природное окружение детей» | Актуализировать знания родителей о значении природы для воспитания детей Использование в речи образных слов и выражений, пословиц, поговорок, воспитывая бережное отношение к природе | |
Школа русских ремесел для детей и родителей «Прядение и плетение» | Формировать интерес к народной культуре, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить плести пояс | |
Папка-передвижка «Календарная песня» | Познакомить родителей с текстами закличек, попевок, веснянок рассказать какую роль для детского развития играет совместное исполнение | |
Май | ||
Развлечение «Пасхальная радость» | Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению | |
Консультация "Познакомьте ребенка с музеем Этнографии" | Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения |
Планирование работы с родителями
2 года обучения
Форма работы | Цели | |
Сентябрь | ||
Родительское собрание «Ценность фольклорных занятий в развитии и воспитании школьника» | Заинтересовать родителей, стимулировать желание родителей участвовать в совместной работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей | |
Выездное мероприятие «Экскурсия в парк» | Сбор природного материала для поделок, осенние игры, хороводы на природе с родителями | |
Анкета для родителей «Чтобы это значило?» | Определить знания родителей о значении старинных русских слов и выражений фольклора и применении их в разговорной речи | |
Октябрь | ||
Консультация «Значение детского фольклора для нравственно-патриотического воспитания » | Актуализировать знания родителей о значении детского фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании нравственно-патриотических чувств | |
Папка-передвижка «Моя родословная» | Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе | |
Ноябрь | ||
«Куклы для театра» | Привлечь родителей к созданию сценических кукол из папье-маше к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений к минисценкам | |
Развлечение «Кузьминки - об осени поминки» | Совместные осенние посиделки с чаепитием | |
Декабрь | ||
Школа русских ремесел для детей и родителей «Прядение и плетение» усложненный уровень | Продолжать формировать интерес к народной творчеству развитию мелкой моторики, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить плести украшения | |
Выездное мероприятие «Рождественская выставка» Александро-Невская лавра | Посещение выставки родителей с детьми и участие в мастер-классах по изготовлению сувениров | |
Анкета «Детский игровой фольклор» | Выявить какое место занимает детский фольклор игры, забавы для семьи | |
Январь | ||
Школа русских ремесел для детей и родителей «Народная вышивка» | Познакомить родителей и детей с символикой русского костюма и с элементами народной вышивки. Стимулировать желание родителей расшить костюм ребенка | |
Совместный праздник: «К нам пришло-прикатило Рождество Христово» | Обогащать знания родителей о народных праздниках, привлекать их к помощи в организации чаепития и украшения помещения по соответствующе тематике | |
Февраль | ||
Развлечение «Масленичная ярмарка» | Привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению | |
Школа русских ремесел для детей и родителей: «Плетение из бересты». | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности, познакомить родителей с приемами плетения из бересты | |
Оформление совместного альбома «Семейные традиции, обычаи и праздники» | Привлечение родителей к совместной работе; учить оформлять альбом | |
Март | ||
Творческая встреча с фольклорными коллективами ЦВР и проведение совместного праздника «Разгуляй широкий - масленица» | Помощь родителей и сопровождение к выездному мероприятию | |
Информационный проспект «Возьми интервью у бабушек и у дедушек» | Акцентировать внимание родителей на помощь ребенку в подготовке вопросов для бабушек и дедушек и записи рассказов | |
Апрель | ||
Выездное мероприятие «Веснянка» | Актуализировать знания родителей о встрече весны на Руси, обряды, традиции, обычаи. Совместное изготовление птичек, украшение участка | |
Практикум «Посадим растения!». | Совершенствовать умения посадки рассады для огорода | |
Папка-передвижка «Календарная песня» | Познакомить родителей с текстами закличек, попевок, веснянок рассказать какую роль для детского развития играет совместное исполнение | |
Май | ||
Развлечение «Поклонись березке» | Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению | |
Экскурсия в музей Этнографии: «Жилище разных народов" | Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения Пополнение словарного запаса и лексикона |
Планирование работы с родителями
3 года обучения
Форма работы | Цели | |
Сентябрь | ||
Родительское собрание «Концертная деятельность» | Заинтересовать родителей, стимулировать желание родителей участвовать в совместной работе по подготовке детей к концертной деятельности, участию в фестивалях, проектах, выставках | |
Папка-передвижка «Православные и народные праздники» | Продолжить знакомить родителей с обрядами, традициями, обычаями праздников; привлечь их участвовать в совместной работе по наполнению и обновлению папки | |
Анкета для родителей «Копилка идей, предложений, пожеланий» | Привлекать родителей к творческому процессу, вносить коррективы работу, учитывая пожелания и идеи родителей | |
Октябрь | ||
Школа русских ремесел «Плетение из лозы» | Возрождение народного ремесла, освоение навыков плетения корзинки из лозы, с включением в занятие устного народного слова, песен, игр и хороводов | |
Папка-передвижка «Семейное древо» | Актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе | |
Ноябрь | ||
«Атрибуты к играм, песням, сказкам, сценкам» | Привлечь родителей к созданию костюмов для детей к сценкам, песням, играм; разучиванию вместе с детьми стихотворений к праздникам, развлечениям | |
Выставка народных умельцев: «Русский сувенир» (Итоговое занятие родителей с детьми) | Театрализованное обыгрывание и представление изделий, конкурс пословиц, поговорок о ремеслах, чаепитие – совместно с родителями | |
Декабрь | ||
Развлечение: «С хорошей русской песней любой труд спорится» | Помощь родителей и активное участие в развлечении | |
Папка-передвижка «Новый год и Рождество шагает по планете» | Совершенствовать знания родителей о праздновании нового года и Рождества в разных странах | |
Мастер-класс для родителей «Рождественский сувенир» | Совместная мастерская для детей и родителей | |
Январь | ||
Общешкольное выступление «Пришла коляда - отворяй ворота» | Помощь родителей в подготовке атрибутов к колядовочным сценкам | |
Совместный проект с прикладным отделом: «Вертепное представление» | Помощь родителей к подготовке спектакля | |
Февраль | ||
Выездное мероприятие «Широкая масленица» | Привлечение родителей к участию в подготовке к празднику | |
Рекомендации для родителей. «Как подготовить ребенка к выступлению на сцене» | Познакомить родителей с особенностями психоэмоционального состояния у ребенка перед концертным выступлением, а также правилами организации режима, подготовкой костюма | |
Оформление фото и видео альбома по концертной деятельности ансамбля | Привлечение родителей к совместной работе; по оформлению фото и видео продукции | |
Март | ||
Фестиваль: «Как на нашей на сторонке» | Помощь родителей в выездном мероприятии | |
Творческая встреча с мамами, бабушками «Мама – слово дорогое» | Помощь в организации конкурсов, чаепития, подготовка совместных семейных номеров | |
Апрель | ||
Развлечение «Пасхальная радость» | Привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению | |
Практикум «Украсим березку». | Поделка дома птичек, куколок, игрушек из ниток, тряпочек и участие в обряде | |
Папка-передвижка «Фольклорный театр» | Познакомить родителей с текстами минисценок из театра, диалоги, сценки, рассказать какую роль для детского воспитания и речевого развития играет их совместное исполнение | |
Май | ||
Международный фольклорный фестиваль: «Наследники традиций» | Помощь в подготовке и участие в выездном фестивале | |
Экскурсия: музей Этнографии «Сивка Бурка» | Совместная экскурсия и занятие на экспозициях музея по русским народным сказкам Акцентировать внимание родителей о значимости в обучении детей музееведения |
АНКЕТИРОВАНИЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
(Выявление уровня знаний и заинтересованности родителей и детей фольклором)
- Посещаете ли вы Музей Этнографии?
- Читаете ли книги по русскому народному творчеству?
- Какие вы знаете праздники?
- Назовите фольклорные группы.
- Знаете ли вы колыбельные, напишите о своей.
- Назовите любимые музыкальные инструменты.
- Назовите русские народные песни.
- Зачем нужен фольклор в школе?
- Ваши предложения в нашу копилку.
- Ваши пожелания и участие в фольклорной работе.
Примечание:
Анкетирование проводится 2 раза в год: в начале года и в конце. В течении года проводятся консультации для родителей, совместные праздники, где родители не только слушатели и зрители, но и активные участники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(для родителей и детей)
- Некрылова А.Ф. «Круглый год» Челябинск, «Варитант-книга» 1996г.
- Шангина И.И. «Русские дети и их игры» С-Пб» Искусство-СПБ» 2000г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры и забавы для детей» М.. Творческий центр 1999г.
- Науменко Г., Новлянская Э. «От зимы до осени» М., Детская литература 1982г.
- Круглов Ю.Г. Хрестоматия «Русское народное поэтическое творчество» С-Пб Просвещение 1993г.
- Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта», М., «Русское слово» 1998г.
- Шангина И.И. «Русские традиционные праздники», СПб «Искусство СПБ» 1997г.
ЛИТЕРАТУРА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1994.- Вып.10.
- Букринская И.А., Голубева Л.Н. Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования в России».М., 1994.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: Кн. для учителя. М., 1998
- Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С.С. Федоренко, Н.Н. Кислова, М.В. Мартынова, Е.В. Тихонова и др.; под. ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе.- М.: Новая школа, 1997.
7. Формы и компоненты культурно-досуговой деятельности http://bibliofond.ru/view.aspx?id=453170
8.Шилов П. Игра и игровые методы в обучении и образовании // http://skady.narod.ru/ludi/1/Me_RI.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагог дополнительного образования по фольклору: Смирнова Галина Александровна Центр Творчества и Образования Фрунзенского района
Народная педагогика является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее .
Задачи: Знакомство со средствами и факторами народного воспитания Формирование интереса к народной культуре и вовлечение родителей в процесс обучения Актуализация знаний у родителей о ценности семьи, ее роли в обществе. Возрождение русских ремесел в форме посиделок с использованием устного народного творчества, пения, народной педагогики в сочетании с освоением ремесла. Умение общаться и отдыхать в контексте своей культуры. Гармоническое и творческое развитие личности через разные виды деятельности: пение, движение, театр, творчество .
1 этап обучения тема: «Золотые ворота» Введение в мир фольклора Детский фольклор Игры, хороводы, песни, инсценировки :
2 этап обучения тема: «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» «Дом», «Семья», «Отечество» Обрядовые и семейно-бытовые праздники
3 этап обучения Тема:«Забавушка» Народные и православные праздники Уличные гуляния Народный театр
Формы работы с родителями консультации, анкетирование, совместные проекты, подготовка к праздникам, портфолио семьи, клуб выходного дня.
Этноклуб «Забавушка» абонемент выходного дня для родителей и детей Цель: Возрождение и освоение русских ремесел
Традиционная русская кукла - народная педагогика - детские игры, забавы - изготовление кукол - слушание этнозаписей - пение колыбельных - игры, сценки с куклами
Женское рукоделие - История прядения, плетения, ткачества и низания; - освоение различных видов рукоделия: плетение и ткачество поясов, украшение бисером кокошника; - разучивание русских народных песен, игр, хороводов
Мужские ремесла История берестяного ремесла и плетения из лозы. Связь русских традиций, обрядов с природой, о возрождении ремесел; Плетение из бересты лапти, из лозы корзинки. Шумовой оркестр с пением: «Эх лапти мои»
Русская вышивка Символика древних образов История русского костюма Головные уборы Русская живопись Освоения элементов народной вышивки Пение песен, игр хороводов
Пасхальная радость - Традиции, обычаи празднования Пасхи - роспись яиц и изготовление пасхальных открыток - пение пасхальных песен, катание яиц по красной горке, игры с крашенками
Итоговое занятие Красному гостю – красное место, Милости просим, Хлеб-соль по старинному, За хлебом, за солью Всякая встреча хороша.
Выставка народных умельцев - Конкурс пословиц, загадок, частушек о труде и ремеслах Ярмарочное представление Пение русских песен, игры, хороводы Дискотека: «Играй гармонь!» - Вручение сувенира «Русский мастер» - Чаепитие