Психологические аспекты спортивных бальных танцев

Епихина Любовь Алексеевна

   Бальные танцы как правило разделяют на две программы: европейскую и латиноамериканскую. Они различаются не только ритмами и композицией, но и психологическими темами.  Спортивные бальные танцы имеют два аспекта – с одной стороны, это социальные танцы, с другой – это спортивные танцы. И, в зависимости от преобладания одного из этих аспектов, они будут иметь различную связь с личностью танцующего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты спортивных бальных танцев

     Бальные танцы как правило разделяют на две программы: европейскую и латиноамериканскую. Они различаются не только ритмами и композицией, но и психологическими темами.  Спортивные бальные танцы имеют два аспекта – с одной стороны, это социальные танцы, с другой – это спортивные танцы. И, в зависимости от преобладания одного из этих аспектов, они будут иметь различную связь с личностью танцующего.

 

Европейская программа 

 

     В европейской программе на первый план выступают межличностные и гендерные отношения, находящие свое выражение в ролях ведущий-ведомый. И бок о бок с ними идут темы ответственности и доверия, физического контакта и общего пространства. 

     Партнер задает рисунок и качество танца, для него важным является станцевать в рамках поставленной композиции свой собственный танец. Естественно, при этом на танец проецируется самооценка партнера, уровень его тревожности, уровень ответственности.

     Посмотрев на танцплощадку в группе начинающих, можно увидеть, что один партнер хватает свою партнершу подмышку, чтоб не мешала, и сильно и сосредоточенно отмеряет шаги и повороты, не обращая внимания на пары, находящиеся рядом. Другой партнер осторожно придерживает партнершу кончиками пальцев и деликатно, с позволения партнерши, обходит другие пары.  Стоит отметить, что на паркете обычно танцует несколько пар – временами, довольно много. И при этом партнер является ответственным за безопасность пары в пространстве. Каждая пара старается выполнять движения правильно и динамично, а для этого партнеру в первую очередь необходимо осознавать пространство, в котором движется пара, и видеть другие пары, которые находятся в этот момент рядом.

     Для партнерши на первый план выходит способность доверять, отдавать часть контроля за движением партнеру, чувствовать как направление его движения, так и его стиль, характер танца. Качества, которые развиваются у партнерши в процессе танцевания – это чуткость и чувствительность, а также – лабильность, как способность быстро менять свое движение, подстраиваться под изменения движения партнера – способность к импровизации.

     Еще одним интересным диагностическим моментом является общее пространство пары, и постоянный телесный контакт. Вся европейская программа бальных танцев танцуется в зоне интимного пространства друг друга – в тесном физическом. Интересно наблюдать на тренировках групп разных уровней, насколько один партнер пускает второго в свое интимное пространство, насколько комфортен или не комфортен для него постоянный физический контакт. В начале партнеры танцуют на некотором расстоянии друг от друга, но через некоторое время техникой танца требуется больший контакт, причем постоянный. И если для человека сложно впустить другого, чужого человека в свое интимное пространство, если для него «обособленность и независимость – это залог безопасности», то для него (или нее) создание и удержание контакта будет довольно сложным. 

     Естественно, в процессе освоения танца и выполнения определенной техники, большая часть личностных проявлений сглаживается. Партнеры следят за правильным выполнением той или иной композиции, и со временем новые паттерны движения оказывают свое влияние на личность — танцорам становится легче общаться, легче впустить другого человека в свой внутренний мир, появляется открытость, доброжелательность и толерантность друг к другу. Зачастую, отношения в паре переходят на более близкий уровень, и партнеры по паркету становятся партнерами по жизни. 

 

Латиноамериканская программа 

 

     В латиноамериканской программе спортивных бальных танцев упор больше делается на экспрессию, эмоциональность. В большей части движений партнеры контактируют только с помощью одной или двух рук. Роли «ведущий-ведомый» сохраняются, но реализуются через инерцию тел – чувство упора и натяжения в контакте рук. Расстояние между партнерами меняется – чаще партнеры находятся не на интимном, а на личном расстоянии друг от друга (от 30 см до 1 м). 

     В отличие от европейской программы, взаимодействие партнеров осуществляется больше на уровне эмоций – контактом глаз, мимикой, жестами. Богатство движений обеспечивает насыщенное общение между партнером и партнершей, между парой и зрителями.

     Каждый танец в латиноамериканской программе имеет свою эмоционально-экспрессивную окраску. И танцоры получают возможность не только выражать своим телом и мимикой эти состояния, но и быстро менять их, переходя от одного к другому, – управлять ими. 

 

Самба — веселая и флиртующая, для нее характерны быстрые продвижения по паркету и смены ритмов. Самба несет в себе дух феерии, карнавала, праздника.

Ча-ча-ча — кокетливая, беззаботная и развязная, временами игривая, временами вызывающая.

Румба – это разворачивающаяся история любви, лиричный и глубокий танец, содержащий в себе соблазнение, переживание, нежность и страсть; чувства, возможно, невыраженные, а возможно — невыразимые. 

Пасодобль – испанский танец, воинственный и драматичный. Он символизирует взаимодействие тореадора, плаща и быка во время корриды. Это больше «мужской» танец, роль партнерши определяется в зависимости от особенностей композиции – это либо гордая и неприступная Кармен, либо плащ, которым манипулирует тореадор. Именно в пасодобле возможно проявление и отреагирование сильных, иногда агрессивных эмоций, а также выражение смелости, силы характера.

Джайв – самый энергичный и задорный танец из всей латиноамериканской программы. Он танцуется активно, весело и беззаботно, быстро тонизирует и приводит в хорошее настроение. 

 

     В большей части латиноамериканских бальных танцев отдельные элементы движения выполняются одновременно разными частями тела; характерным является скручивание и вращение, быстрое изменение направления движения, что требует от танцора высокого объема внимания и скорости прохождения нервных импульсов. Эти характеристики развиваются постепенно, в процессе занятий. 

     Через некоторое время обучения в клубах танцоры стремятся показать свой уровень и посоревноваться друг с другом, с танцорами из других клубов, городов, стран. Кто-то хочет занять призовые места, кто-то – получить титул чемпиона, кто-то просто показать себя. 

     Таким образом, у танцоров, которые начинают заниматься бальным танцем, со временем возникает отношение к нему, как к спорту. И в результате длительных, напряженных занятий «на результат» формируется мотивация достижения, повышается самооценка и уровень притязаний. На каждом конкурсе нужно показать себя как можно лучше, занять определенное место. И танцор для этого должен быть уверенным в себе и в своем партнере/партнерше, энергичным, настроенным на победу.

     Спортивный танец, подготовка к конкурсам развивает волевые качества танцоров, способность планировать свою спортивную карьеру и добиваться поставленных целей. Формируется позитивная самопрезентация, а также лидерские качества. 

    Таким образом, бальные танцы как в социальном, так и в спортивном аспекте оказывают положительное влияние на социализацию личности.