«КУЛЬТУРА УДМУРТСКОГО НАРОДА»

Киселева Ирина Валериевна

«КУЛЬТУРА УДМУРТСКОГО НАРОДА»

Актуальность проекта

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В Москве  живет много представителей других национальностей.  Это - русские, татары, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. В частности в нашей группе работает помощник воспитателя, который является представителем удмуртского народа.  И мы решили ознакомить детей с культурой это национальности. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на наш взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Удмуртский народ имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям. 
Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Удмуртская мифология - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами.

Поэтому мы обратится к  истокам удмуртской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь удмуртского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Удмуртский танец, удмуртская песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.  Культура удмуртского народа огромна и разнообразна. 

Цели и задачи

Знакомство с удмуртскими мифами, сказками и легендами.

Формирование  интереса к культуре удмуртского народа.
Воспитание уважения и толерантности к представителям другой национальности.


Задачи:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить со сказками, пословицами, поговорками, загадками и  народным творчеством.

Следует отметить, что в процессах формирования духовности значительную роль играет фольклор. Отражая действительность посредством сказок, потешек, скороговорок, фольклор имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается как в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, так и в подъеме духовной культуры, формировании культуры межнациональных отношений.

5. Формирование навыков общения с представителями других национальностей.

6. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

  • Формирование эстетического восприятия;
  • Формирование представлений о месте человека в нем;
  • Воспитание любви к труду и уважительное отношение к человеку труда.

7. Развитие созидательных возможностей детей и их творческих способностей.

8. Воспитание чувства коллективизма и бесконфликтного общения.

 

Этапы работы над проектом.
  Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

  • Рассматривание рисунков, иллюстраций о народах мира.
  • Знакомство с литературными произведениями.
  • Приобретение дидактических и настольных игр.
  • Знакомство с  подвижными играми разных народов.
  • Пополнение предметно-игровой развивающей среды.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр видеоматериалов.

Основной этап работы:

1. Изготовление детьми совместно с родителями кукол разных народов из пластилина;

2. Развлечение по ознакомлению с играми народов  Удмуртии;

3. Досуговая деятельность (викторины, малые фольклорные формы);

4. Сказки и мифы удмуртского народа;

5. Творческо - оформительская деятельность( аппликация, рисование, знакомство с растительным и геометрическим узором удмуртского народа)

6. Знакомство с декоративно-прикладными видами творчества.
7. Осуществление контроля над реализацией проекта.

 

 

 

 

 

 

План работы по реализации проекта.

«Культура удмуртского народа»

 


Срок


Участники


Мероприятие


Октябрь


Дети средней группы


Беседа «Путешествие в мир сказок и мифов»


 


Педагоги


Составление плана-схемы проекта. 

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. 


Родители


Родительское собрание «Ознакомление с проектом»


Воспитатель и дети


Беседа о сказочных и мифических героях удмуртского народа.

Иллюстрирование прочитанных сказок, мифов.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, мифам.


Ноябрь


Педагоги


Пополнение содержания книжного уголка сказками и мифами.

Организация выставки поделок, рисунков.

Изготовление аппликаций, рисунков, по мотивам удмуртских узоров.


Родители и дети


Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам и мифам). 

Чтение сказок и мифов совместно с детьми. 

Помощь в пополнении книжного уголка сказками и мифами.

Выставка «Рисуем вместе» 


Воспитатель и дети
 


-Художественное творчество. Лепка «Уточки»
Досуговое мероприятие. «играем в удмуртские народные игры»


 


Декабрь


Воспитатель и дети


^ Художественное творчество. Лепка «Корка кузё» 
Физическая культура

П/и «Охота на лося», «Водяной», «Серый заяц», «Игра с платочком»

Презентация проекта

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Развитие устойчивого интереса к мифу и сказке, как к произведению искусства; 
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;


Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

 

Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

 

 

Литература:

1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991.
2. Долганова Л.Н. Игры и хороводы южных удмуртов // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.- Ижевск: Удм. ИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. 
3.Кузнецова Р.А. Этнокультуроведческая лексика удмуртского языка в раннем языковом образовании: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: ООО «Альбус». 2007.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

 5. «Красна изба» М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова.

 6. «Занимательная педагогика народов России» Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.

7. Журналы «Куклы народов мира».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon «КУЛЬТУРА УДМУРТСКОГО НАРОДА»2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Культура Удмуртского Народа» Средняя группа: Киселёва Ирина Валериевна.

Слайд 2

Актуальность проекта С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В Москве живет много представителей других национальностей. И мы решили ознакомить детей с культурой это национальности. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на наш взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. Удмуртский народ имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям. Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Удмуртская мифология - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами. Поэтому мы обратится к истокам удмуртской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь удмуртского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Удмуртский танец, удмуртская песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. Культура удмуртского народа огромна и разнообразна.

Слайд 3

Цели и задачи Знакомство с удмуртскими мифами, сказками и легендами. Формирование интереса к культуре удмуртского народа. Воспитание уважения и толерантности к представителям другой национальности.

Слайд 6

Этапы работы над проектом Подготовительный этап. Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы. Рассматривание рисунков, иллюстраций о народах мира. Знакомство с литературными произведениями. Приобретение дидактических и настольных игр. Знакомство с подвижными играми разных народов. Пополнение предметно-игровой развивающей среды. Рассматривание иллюстраций. Просмотр видеоматериалов.

Слайд 7

Задачи: 1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей. 2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. 3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. 4. Познакомить со сказками, пословицами, поговорками, загадками и народным творчеством. 5. Формирование навыков общения с представителями других национальностей. 6. Духовно-эмоциональное обогащение личности: Формирование эстетического восприятия; Формирование представлений о месте человека в нем; Воспитание любви к труду и уважительное отношение к человеку труда. 7. Развитие созидательных возможностей детей и их творческих способностей. 8. Воспитание чувства коллективизма и бесконфликтного общения.

Слайд 12

Основной этап работы 1. Изготовление детьми совместно с родителями кукол разных народов из пластилина; 2. Развлечение по ознакомлению с играми народов Удмуртии; 3. Досуговая деятельность (викторины, малые фольклорные формы); 4. Сказки и мифы удмуртского народа; 5. Творческо - оформительская деятельность( аппликация, рисование, знакомство с растительным и геометрическим узором удмуртского народа) 6. Знакомство с декоративно-прикладными видами творчества. 7. Осуществление контроля над реализацией проекта.

Слайд 22

Ожидаемый результат Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Развитие устойчивого интереса к мифу и сказке, как к произведению искусства; Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей; Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Слайд 23

Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Удмуртию, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.