народная хореография Осетин.

Бесаева Марина Юрьевна

Народная хореография осетин – один из самых популярных и любимых видов развлечений, восходящих к глубокой древности.


Народная хореография осетин имеет глубокие корни- танцы и игры занимали важное место в традиционном быту, что нашло свое отражение в героическом натовском эпосе.

Для женской роли в танцах как медленного, так и быстрого темпа характерны предельная плавность танцевального шага, выразительность и мягкость движения рук.

В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы и прыжки.

Наиболее характерные движения танцевального фольклора осетин – это движения ног, отличающиеся мелкой и филигранной техникой исполнения. Среди них простые шаги, шаги на полу пальцах (къахæлгътыл), на носках (къахфындзтыл), шаги со скользящим движением с переменным акцентом левой и правой ног (сиргæ), переменное выбрасывание легким кругообразным движением правой ноги вправо, левой – влево (симгæ), пружинящие подскоки с переменным касанием земли «пятка-носок» и правой и левой ног (къахгæ гæпп), такие же подскоки – «ножницы» с нарочитым выворачиванием пятки (дзуарвæрд гæпп), переменные прыжки на полу пальцах или носках одной ноги (иу къахыл гæпп).

Наиболее древние виды танцев осетин «Симд», «Чепена», «Цоппай» по характеру исполнения относятся к массовым. Объясняется это, несомненно, тем, что в сознании людей той эпохи зарождения и развития данных видов танцевального фольклора понятие коллектива было первичным, а понятие индивида – вторичным. Такая мировоззренческая модель сохранилась вплоть до средних веков. Хорошо известно, что «полностью обрести и осознать себя средневековый человек мог лишь в рамках коллектива, через принадлежность к нему он приобщался к ценностям, господствовавшим в данной социальной среде».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осетинские народные танцы в ДОУ.629.76 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность данной программы состоит в формировании нравственных устоев и воспитании у детей дошкольного возраста в духе национальных традиций.

 Приобщение  дошкольников к искусству национальной хореографии включает не только ознакомление с элементами классического и народного танца но и с обычаями, обрядами, с историей национального костюма, музыкальной культурой, народными инструментами.

Программа разработана с учетом принципов системности и доступности, является целостной и реалистичной, поскольку содержание всех разделов согласовано и систематизировано с учетом достижения прогнозируемого результата.

Уровень освоения учебного материала определяется системой контроля:

Начальный контроль (определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся к началу учебного года);

Промежуточный контроль (по итогам I полугодия);

Итоговый контроль (конец учебного года).

Формами контроля являются открытые занятия, выступления на утренниках в детском саду, концерты на Районных мероприятиях г. Ардона. Система контроля позволяет оценивать уровень развития каждого обучающегося, степень освоения программного материала, что дает возможность для его своевременной корректировки. Определяются наиболее способные, одаренные воспитанники.

Программа рассчитана на обучение детей в течение 2 лет. Возраст занятии в группах с 4-5 лет(средняя группа), 5-6лет(старшая группа), 6-7лет (подготовительная группа).

Цель программы:

обучение детей  основам осетинской  национального искусства, и  к ценностям народной культуры.

Задачи программы:

познавательная:

формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения программного материала; ознакомление с музыкальным репертуаром народов Кавказа, с творчеством лучших исполнителей и хореографических коллективов;

развивающая:

развитие музыкального слуха, координации движений, чувства ритма, памяти, внимания, художественного вкуса и фантазии, стремления к творческой самореализации;

воспитательная:

воспитание духовно – нравственных качеств личности на основе приобщения к традициям своего народа, трудолюбия, чувства коллективизма.

Материал программы включает несколько основных разделов:

Ритмика, элементы музыкальной грамоты;

Хореографическая азбука;

Танцевальный репертуар.

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения и музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма, лада, слуха, умения координировать свои движения с музыкой.

Раздел «Хореографическая азбука» включает изучение основных позиций и движений классического и народно – характерного танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуры движений, технического мастерства, вырабатывают осанку, развивают гибкость, пластичность, координацию движений.

Раздел «Танцевальный репертуар» включает изучение народных танцев. В процессе их разучивания педагог добивается эмоционального и выразительного исполнения, передачи особенностей национального колорита.

 Работа хореографа в дошкольном образовании не позволяет четко разграничивать тематические части. Так, на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.

В первые годы занятий педагог-хореограф должен обратить особое внимание на осанку детей, на постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки у станка и на середине должны быть выработаны следующие качества: выворотность ног, равновесие, подвижность (гибкость) стопы и корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук, ног, головы, корпуса.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что танцевальное обучение детей нельзя сводить лишь к «воспитанию тела», развитию только технических способностей. Не менее важно давать детям знания по истории хореографии, ее видах и жанрах, особенностях «танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию.

Учебный материал следует проходить в следующей последовательности:

  1. Общая подготовительная гимнастика ;
  2. Разучивание составных частей танцевальных приемов;
  3. Разучивание танцевальных приемов;
  4. Разучивание и разработка простых, а после и сложных соединений танцевальных приемов;
  5. Разучивание и разработка танцевальных этюдов и отдельных танцевальных фрагментов.
  6. Постановка и разучивание танца.

Структурная схема занятия:

На всех этапах обучения занятия проводятся по следующей схеме:

Подготовительная часть.

  1. Разминка:

построение в колонну по одному;

поклон;

марш;

ход с носка на полную стопу ноги;

ход с пятки на носок;

ход на высоких полупальцах;

бег с разновидностями (с вытягиванием пальцев, с высоким подниманием колен, мелкий бег на полупальцах);

подскоки с вытянутыми ногами.

  1. Упражнения на середине зала:

позиции рук

упражнения для головы: наклоны, повороты, вращения;

упражнения для плечевого пояса: вращение плеч вперед и назад, отдельно и попеременно, подъем и опускание плеч;

подскоки, прыжки с вытянутым носком;

упражнения для рук и ног из поз и движений народного танца:

веревочка, присядка.

ритмические упражнения: хлопки в ладоши, удар на 3 и 4 четверти,

приставные шаги вправо и влево;

Основная часть.

  1. Основные танцевальные ходы по кругу:

одинарный ход поджиманием ноги;

основной ход кругового танца «сирга»,

основной ход танцев «симд», «хонга», «кабардинский» и др;

  1. Разучивание танцевальных движений кавказских танцев.
  2. Постановочная работа.

Заключительная часть. Танцевально – игровые упражнения.

По окончании обучения по данной программе обучающиеся должны:

владеть своим телом (правильная постановка ног, рук, корпуса, головы);

знать все необходимые базовые движения, на основе которых создается танец, понимать характер и особенности танца;

знать основы национальной хореографии, уметь исполнять бытовые и сценические танцы народов Кавказа.

Материально – техническое обеспечение творческого объединения:

Репетиционный зал

Станок для проведения классического экзерсиса

Зеркала

Концертные костюмы соответственно репертуару.

Видеотехника.

Видеозаписи выступлений хореографических коллективов.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Цель: привитие знаний и навыков по технике классического экзерсиса и осетинского народного танца, знакомство с основами сценической культуры.

Задачи: воспитание любви к танцу, развитие танцевальных способностей: музыкальности; координации движений; пластики.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Установочные занятия. Знакомство с историей осетинского танца.

Освоение музыкальных ритмов и их художественно-образная связь с движением.

Основы организации правильного дыхания во время движения.

Средства музыкальной выразительности и отражение их в движении.

Разминка, вспомогательные движения:

маршировка по кругу, ход на носках, пятках, быстрый ход , бег по кругу с поочередным вытягиванием носка ноги, бег с отводом ноги назад, согнутой в колене;

вращение головы вправо, влево, наклоны корпуса (руки на замке в 3 позиции), прогиб корпуса вперед, назад;

Основы классического экзерсиса. Система упражнений с элементами классического танца:

позиции ног – 1, 2, 3, 5, 6

постановка рук – подготовительная 1, 2, 3 позиции

D:\Профиль\Desktop\Новая папка (3)\видио на сайт 1\Новая папка (3)\IMG_20161027_093724.jpg

Система упражнений с элементами народно-

сценического танца:

- основной ход танцев «Симд», «Хонга»

- позиции рук в танцах «Симд», «Хонга»

- движение «ковырялочка»

- движение «ножницы»

- движение «выпады»

- «выпады» с хлопками

- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку, боковой ход с поворотом вправо и влево

- повороты

Танцевальные элементы на основе народного танца:

- осанка осетинского танца.

Творческое осмысление основ танцевального искусства:

истоки народного танца

этюды на танцы народов Кавказа

Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Осетии (видеокассеты, лекции).

Итоговые занятия.

Экскурсии, посещение национальных хореографических коллективов

Ожидаемые результаты:

К концу 1-го года обучающиеся приобретают

знания основ музыкальной грамоты; истории народного танца, творчества лучших хореографических коллективов Осетии;

навыки исполнения движений  народного танца.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

Цель: привитие знаний по исполнению всех основных осетинских танцев, выступления воспитанников на открытых занятиях и концертах, утренниках.

Задачи:

Закрепление навыков сочетания танцевальных движений.

Работа над этюдами народных танцев.

Работа над репертуаром.

Вводное занятие. Беседа о целях и задачах объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.

Закрепление навыков танцевальных движений, совершенствование физической формы:

система упражнений с элементами народного танца

D:\Профиль\Desktop\Новая папка (3)\IMG-20170627-WA0045.jpg

Изучение танцев народов Кавказа:

быт и обычаи народов Кавказа;

костюмы народов Кавказа;

мелодии Кавказа.

Характерные особенности танцев народов Кавказа: осанка, руки,  эмоциональный настрой, темперамент, плавность.

Основные движения танцев:

основной ход танцев «Симд», «Хонга» с движением рук;

боковой ход танца «Симд», простейшие связки танцев «Симд», «Хонга»; "Девичий танец".

основной ход кабардинских танцев.

основной ход дагестанского танца;

Итоговые занятия.

Экскурсии, посещение национальных хореографических коллективов.

Концертная деятельность: выступления на утренниках в детском саду, на Районных мероприятиях г. Ардона.

Ожидаемые результаты:

D:\Профиль\Desktop\Новая папка (2)\IMG-20180708-WA0084.jpg

К концу 2-го года обучающиеся приобретают

знания особенностей танцев народов Кавказа, народного костюма, творчества лучших хореографических коллективов Кавказа;

навыки исполнения осетинских танцев, основных движений и этюдов на материале танцев народов Кавказа, концертной деятельности.

Используемая литература:

  1. Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Изд. Искусство, 1958г.
  2. Грикурова Л.В. Осетинские танцы. – Орджоникидзе: Северо – Осетинское книжное издательство, 1961г.
  3. Захаров М.А. Искусство балетмейстера. – М.: 1983г.
  4. Устинов Т.С. Русский танец. – М.:1972г.
  5. Устинова Т.А. Народный танец. Обряды и обычаи. – Владикавказ: 1992 г.
  6. Уральская А.В. Классический танец – М.: 1990 г.