«Креативность как одна из базовых способностей человека»

Копаева Ирина Владимировна

В работе рассмотрено такое понятие как креативность, а также его связь с интеллектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему

«Креативность как одна из базовых способностей человека»

Выполнила: Копаева И.В.

педагог ДО


Слово креативность происходит от лат. creation – созидание, и понимается как общая способность к творчеству, готовность к продуцированию принципиально новых идей [3]. Впервые термин креативность начал использовать Д.Симпсон. В 1922 году им он обозначил способность человека отказываться от стереотипного мышления [1]. Под креативностью подразумевают и  способность обнаружить новые способы решения и новые способы выражения [6].

Некоторые авторы отмечают, что креативность – это потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения [8].

Е.Е.Туник (1992) выделяет следующие критерии креативности:

  • чувствительность к проблеме;
  • способность к синтезу;
  • способность к выделению сходства и различия;
  • способность к воссозданию недостающих деталей;
  • способность к прогнозированию;
  • дивергентное мышление.

Исследователь креативности Стернберг весьма креативно подошел к изучению данного вопроса. Согласно его теории инвестирования, креативный человек такой человек, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой», что означает заниматься неизведанными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача человека в данном случае заключается в том, чтобы верно оценить их потенциал развития и спроса.

Как считал Стейнберг, для проявления креативности необходима творческая среда. Он провел исследование, в рамках которого одной группе студентов курс был построен так, чтобы стимулировать творческое мышление, а для другой группы – другой вариант того же курса, не предполагающий развитие креативности. Студенты показали более высокие результаты в условиях творческого обучения, чем те, кто обучались в обыкновенных условиях. Следовательно, для проявления креативности необходима соответствующая творческая среда [5].

Процесс креативности  в разных сферах деятельности протекает по-разному, в связи с чем выделяют следующие виды креативности: интеллектуальная, художественная, предпринимательская, коммуникативная.

Довольно спорным вопросом является соотношение творческих способностей и интеллекта. Так, Айзенк считал, что креативность – компонент общей умственной одаренности, т.е. часть интеллекта. Сторонником этой концепции является и Л.Термен. В 1926 году он проанализировал биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытался оценить их IQ на основе их достижений. Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего [4].

В 1921 году Термен организовал другое исследование, где были отобраны дети из разных школ Калифорнии в возрасте от 8 до 12 лет с IQ в 135 баллов. Повторное тестирование было проведено Д.Фельдманом через 60 лет после начала исследования. Было выяснено, что отобранные Терменом испытуемые отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и т.д.). Все успешно окончили школу, 2/3 получили университетское образование, 200 человек стали докторами наук, все имеют материальный достаток. Но никто из этих ранних интеллектуалов не проявил себя как талантливый творец в области науки, литературы, искусства, то есть никто не внес существенного вклада в развитие мировой культуры [4].

Популярность концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела после выхода работ Дж.Гилфорда. Он считал, что интеллект и креативность независимы друг от друга. На основе его исследований были разработаны тесты. Например:

  1.  Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).
  2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).
  3. Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция».

Дальнейшее развитие эта методика получила в исследования Торренса. Надежность его тестов очень велика. В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых. В дальнейшем эта система тестирования была усовершенствована М.Воллахом и Н.Коганом: они предоставили свободу во времени, тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, принимался любой ответ испытуемого [1].

Метод Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между интеллектом и креативностью. Так, исследования показали, что дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих силах, имеют адекватную самооценку. При этом обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Они могут казаться маленькими детьми, но в нужной ситуации через некоторое время ведут себя по-взрослому. Они инициативны, проявляю интерес к новому.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к успехам в школе (отличные оценки), крайне тяжело воспринимают неудачу, бояться ее, избегают риск, сдержанны, скрытны, имеют мало близких друзей, но при этом страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта и высоким креативности – часто «изгои». Они с трудом приспосабливаются к требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби, очень тревожны, неуверенны в себе. Часто их считают тупыми, невнимательными учениками, которые не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе [4].

Таким образом, мы можем выделить основные направления в рассмотрении вопроса связи креативности и интеллекта, а именно:

  1. Как таковой креативности (творческих способностей) не существует (Г.Айзенк, Л.Термен и др.)
  2. Креативность является самостоятельным фактором (Дж.Гилфорд) [7].
  3. Креативность и интеллект взаимозависимы (М.Воллах, Н.Коган).

Список используемой литературы:

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:Питер, 2009.
  2. Психологический словарь И.М.Кондаков 2000.
  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001.
  4. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
  5. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.].
  6. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. №1.