Обобщение опыта работы преподавателя академического вокала

Романенко Елена Ивановна

Голос – это драгоценный дар природы, и мы можем развить надолго, сохранить его, если правильно поставим. В этой правильной постановке цель и смысл преподавания вокала. Чтобы воспитать хорошего вокалиста, и развить его как личность, нужно отладить работу психических процессов – развитие воли, внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную работу голосового аппарата. Высокого художественного результата нельзя достигнуть, если учащийся не владеет определенными вокальными навыками, через которые, при помощи голоса, он передает свои эмоции.

Главная задача педагога-вокалиста – это воспитание образного, художественного исполнения, которая актуальна на всех этапах обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №10»

Обобщение педагогического опыта работы преподавателя академического вокала детской музыкальной школы

Составитель:  преподаватель по классу академического вокала Романенко Елена Ивановна

Брянск 2019

Введение

Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский

Цель работы - подвести итог своей деятельности  в качестве преподавателя детской школы искусств №10 по классу академического вокала, а также поделиться своим педагогическим мастерством.

Обучение в исполнительских классах музыкальных училищ и высших музыкальных учреждений ориентированы на подготовку профессиональных исполнителей, а педагогу, работающему в школе, необходим целый комплекс практических умений и навыков, включающий в себя и знание психологии музыкальных способностей ученика, формирование его профессионально-интеллектуальных качеств и свойств.

Голос – это драгоценный дар природы, и мы можем развить надолго, сохранить его, если правильно поставим. В этой правильной постановке цель и смысл преподавания вокала. Чтобы воспитать хорошего вокалиста, и развить его как личность, нужно отладить работу психических процессов – развитие воли, внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную работу голосового аппарата. Высокого художественного результата нельзя достигнуть, если учащийся не владеет определенными вокальными навыками, через которые, при помощи голоса, он передает свои эмоции.

Главная задача педагога-вокалиста – это воспитание образного, художественного исполнения, которая актуальна на всех этапах обучения.

Голос – это музыкальный инструмент, поэтому культура работы над выразительным исполнением относится к наиболее важным вопросам методики обучения искусству пения, требующая профессионального подхода. Тембровая окраска голоса, чистота интонации, естественность звучания диктуется изучаемым репертуаром: мелодия песни – быстрая и задорная, звукоизвлечение – легкое и светлое; характер музыки – лирический и печальный, звукоизвлечение – мягкое и напевное. Репертуар нужно серьезно и тщательно продумывать. От него зависит музыкальный и технический рост вокалиста. Понятие «техники» не означает форсированного, громкого звучания. Техника вокального исполнения включает в себя такие понятия, как: атака звука, филировка, прием дробления, резонирование, высокая позиция голоса и дает не только чистоту и виртуозность звучания, но и означают ритмичное, выразительное пропевание звуков. Когда говорится о развитии музыкального и технического навыка, то имеется в виду сумма знаний, умений, навыков, при помощи которых учащийся добивается художественного исполнения вокальных произведений. Вне музыкальных и технических задач выразительное исполнение не может существовать.

Таким образом, яркое и эмоциональное исполнение вытекает из понимания технических и музыкальных средств, и осмысления характера и формы произведения.

Этому предшествует работа:

- над чистотой интонирования;

- над артикуляцией;

- над штрихами;

- над динамикой.

Ученик должен реально, с помощью внутреннего и внешнего слуха, представлять конечный результат исполнения, осмысленного и наполненного содержанием и тогда все трудности в работе будут преодолены. Если же этого не произойдет, художественное исполнение не состоится.

Умение трудиться каждый день, помогает глубже понять изучаемый репертуар, улучшает качество. Соотношение музыкальных и технических задач в работе вокалиста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания образа к детальной, технической работе, а затем наоборот. Успех будет достигнут, если обе стороны работы сливаются в единый исполнительский процесс.

Большое значение в решении проблем музыкально-исполнительской педагогики имеет взаимоотношения учителя и ученика, который может приобретать самые различные оттенки. Необходимо каждому преподавателю знать о трех ярко выраженных типах этих взаимоотношений.

1) авторитарная педагогика - основана на признании непререкаемого авторитета учителя. Ученик принимает все указания педагога беспрекословно, не смея сомневаться. Авторитарная педагогика принижает ученика: снижаются и результаты обучения, так как усвоение материала происходит пассивно. О воспитательном влиянии такого обучения не может быть и речи. Это прямой путь к шаблону, безличностному подходу к ученику. Педагог ставит перед своими учениками твердую, незыблемую для всех одинаковую задачу (например: постановка руки, определенный исполнительский прием, неизменная трактовка произведений). Возможно, что сам педагог - творческий музыкант, но постепенно, незаметно, он скатывается к догматизму.

2) «либеральная педагогика» это - самовыявление ученика. Педагог наблюдает за развитием ученика, как бы давая возможность развиваться изначально присущим качествам, он заботится главным образом о развитии сильных сторон дарования ученика и, в тоже время, не прилагает усилий для развития более слабых сторон.

В результате - быстрые и эффектные успехи ученика, повышающие репутацию педагога (о чем, возможно, он больше всего и заботится), но малосодержательные уроки, отсутствие серьёзной работы над произведением приводит к тому, что ученик вырастает узким, ограниченным музыкантом.

3) третий путь - это целенаправленное индивидуальное воспитание ученика. Путь юного музыканта гибок, извилист и сложен. Педагог проходит его вместе с учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда и энергично вмешиваясь; увлекает ученика изученным произведение, вдохновляет его, предлагает ученику знания, развивает его исполнительские навыки, расширяет его музыкальный кругозор; поощряет его лучшие задатки и наряду с этим преодолевает и выправляет недостатки.

Условия возникновения и становления опыта.

МБОУ ДШИ №10 г. Брянска является центром музыкального и художественно-эстетического образования детей Фокинского района города в течение 35 лет. Работа педагогического коллектива ДШИ №10 объединена единой целью – повышение интереса учащихся к обучению и максимальному развитию их творческих способностей.

Я, Романенко Елена Ивановна, 1979 года рождения, образование высшее, в  1999 году закончила Брянское  музыкальное училище с квалификацией руководитель творческого коллектива, преподаватель. В 2003 г. успешно окончила Орловский Государственный Институт Искусств и Культуры (ОРГИИК), получив специальность «Художественный руководитель академического хора».

2003-2009гг – работала в МБОУ ДОД – ДМШ п.г. т. Белая Березка преподавателем хора, общего фортепиано и теоретических дисциплин.

С 2014 г. по настоящее время  преподаю в МБОУ ДШИ №10 города Брянска по классу академического вокала и хоровых дисциплин. С 2015 года являюсь совместителем в МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска, преподаю уроки музыки, веду хоровую студию «Родничок». Стаж педагогической работы - 11 лет.

Решением аттестационной комиссии в 2016 году мне присвоена первая квалификационная категория, по  должности преподаватель сольного академического пения.

За время работы прошла курсы повышения квалификации педагогов –вокалистов, а также хормейстеров.

Все  учащиеся моего класса занимаются с удовольствием и большой  заинтересованностью.

Хотелось бы сказать, что я учила всех детей, которые хотели соприкоснуться с прекрасным миром музыки, и никогда не отбирала в класс наиболее талантливых. Главное, из них выросли хорошие люди, понимающие и любящие музыку. Со многими мы общаемся и сегодня. Но если в моих учениках я чувствую любовь к детям, стремление к педагогической работе, я советую  им продолжить свое профессиональное музыкальное образование

Свою работу в классе, учитывая изменения систем художественного образования, я строила таким образом, чтобы получить новый тип креативного человека, старалась подойти, к каждому ученику дифференцировано, исходя из особенностей и возможностей каждого ребенка.

Очень важно с первых шагов учить именно искусству, создать по-настоящему музыкальную атмосферу занятий, всячески поддерживать радость от соприкосновения с Прекрасным. С другой стороны, ставя перед детьми чисто учебные задачи, вводить их естественным путём, не отрывая их от привычной детской жизни, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение, связывая сказку и фантазию с музыкой.

Зажечь, «заразить» каждого ребёнка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться ради неё – главнейшая из первоначальных задач вокалиста и хормейстера.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Е. Милькова в одной из своих работ писала: «Только то, исполнение полноценно, которое всесторонне вскрывает художественную сущность вокального произведения».

Основная идея моего опыта  -  развитие личности ученика, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождения и развитие эстетических чувств, совершенствование певческих навыков, вокального слуха, развитие умения слышать и слушать, анализировать качество своего исполнения. Путь такого развития - только во включении ученика в любую форму активной музыкальной деятельности.

Всегда следует помнить, что главной особенностью работы с вокалистом, является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширению кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться учащемуся с максимальным раскрытием своих вокальных способностей.

Технология опыта.

Вокал – это работа над способом вокализации музыкального произведения на основе вокальных качеств голоса. Чаще педагоги занимаются именно вокалом, потому что работа над постановкой голоса – долгий и трудный путь. Постановка голоса — совершенствование необходимых качеств голоса для профессиональной деятельности актера, певца, оратора.

Если голос от природы красив по тембру, то лучше не вмешиваться в его физиологию, а заниматься вокализацией.

 Понятие «постановка голоса» предполагает, что с голосом следует что-то делать. Поэтому, лучше использовать термины «развитие голоса», «воспитание голоса», «формирование голоса».

 Известные преподаватели рекомендуют, во-первых, научиться ощущать  свободу  мышечную и сценическую,  уметь прослеживать свои ощущения во время  фонации  и научиться  контролировать эти ощущения.

 М.И.Глинка, например, написал упражнения для усовершенствования гибкости голоса, дал указания начинать развивать голос  с примарных звуков, которые звучат у исполнителя легко и  тембрально окрашены, то есть, со  звуков  среднего диапазона.

 Методик для развития голоса много, в них много общего, но есть и различия. Поэтому, певец овладевает своим инструментом через определенные, известные только вокалистам  ощущения за счет внутреннего вокального слуха.

 А  моя задача, как преподавателя вокала  — научить ученика  слушать звучание своего голоса,  понимать и контролировать певческую природу, находить приемы и методы, которые удаляют  мешающие исполнению  зажимы, воспитывать вокальные ощущения и вырабатывать необходимые певческие навыки.

Постановка голоса в свою очередь тесно связана с постановкой дыхания, работой над дикцией и резонаторами, филировкой звука и другими видами практической деятельности.

Теоретическая база опыта предполагает разнообразную технологию звукоизвлечения в зависимости от тембровой окраски голоса, строения голосового аппарата и соответственно ширины диапазона. Необходима последовательная систематизация в работе над постановкой, которая во многом зависит от методической литературы. Из-за нехватки литературы мне приходится изучать опыт теоретиков, скрипачей, хоровиков - дирижеров. Все эти специальности объединяет общий вид – работа над интонированием.

Систематизация всей моей работы над выразительным, образным исполнением происходит по ниже изложенным признакам:

- сложность художественного образа;

- понимание музыкального и эмоционального содержания;

- вокально-технические трудности.

В своей работе, при создании определенной рабочей системы, я, опираюсь на труды ведущих педагогов-вокалистов и музыкантов: Н. Переверзева «Проблемы музыкального интонирования», Г.Стулова «К вопросу о развитии детского голоса», Л. Баренбойма «Путь к музицированию», Н. Оленчик «Фониатрический контроль – залог успеха и развития детского голоса», В. Морозов «Резонансная теория пения и вокальная одаренность», О. Егле «Детское хоровое воспитание в Австрии», А. Кисляков «Репертуар детского хора как основа воспитания вокальных и 10 исполнительских навыков», В. Новоблаговещенский «Вокальные упражнения».

О методической работе

Мною были подготовлены и проведены открытые мероприятия на разные темы. Вот основные из них:

1. «Внеклассное мероприятие» Посвящение в юные музыканты» (2017-2019).

2. Хоровой концерт «Песня собирает друзей».

3. Музыкально-художественная гостиная «Там, где живёт сказка»

4. Музыкальная сказка «Под Новый год» для детей общеэстетического развития 5-7 лет.

5. Родительские собрания для учащихся вокального отделения класса Романенко Е.И. с концертной программой.

Учащиеся моего класса традиционно и активно участвуют в школьных, районных, городских мероприятиях. Например: концерт, посвященный Дню защиты детей в Городском парке им. А. К. Толстого и парке «Соловьи»; концерты, приуроченные к датам 9 мая, 23 февраля, 8 марта в Фокинском районе г. Брянска.

Также учащиеся моего класса участвуют в областных, региональных и международных конкурсах.

Заключение

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что главной особенностью работы с вокалистом является сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширению кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться ученику, максимально раскрывая его творческие способности.

Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой вокальной работе, уметь находить верные слова, рождающиеся ассоциации с близкими и понятными ребёнку явлениями, поддерживать и ободрять своих юных певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.