Программа по дополнительному образованию "Восточные танцы"

Андреев Наталья Александровна

Восточная культура стала неотъемлемой частью мировой культуры, вызывает желание детей и подростков изучать традиции, обычаи, обряды, танцы, песни народов Востока, что, в свою очередь, послужило причиной создания данной программы. Программа  основана  на  анализе  практик  восточного  танца, имеющихся  материалов  электронных  образовательных  ресурсов  сети Интернет и личном опыте педагога. Направленность  дополнительной  образовательной  программы: художественно-эстетическая (хореографическая).Направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание познавать свои физические и эмоциональные возможности, постигать основы пластики и хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vostoku_andreevoy_n.a.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ»

Пояснительная записка

Восточный танец – это искусство, история которого насчитывает века, а может быть, и тысячелетия. Восточный танец – это яркое, захватывающее зрелище, которое дарит наслаждение и здоровье. Сложные движения танца приучают организм детей к  длительным  и  разнообразным  физическим  нагрузкам,  вместе  с выносливостью тело приобретает гибкость и изящество. Танец заставляет работать  весь  организм  «в  усиленном  режиме».  После  занятий  у воспитанников заметно улучшается самочувствие, позвоночник становится гибким, исчезает сутулость, появляется грациозность движений. Также танец снимает стресс и депрессию, дарит детям радость. Танцуя, воспитанники приобретают новые  качества – артистизм,  коммуникабельность,  умение преподнести  себя,  чувство  коллективизма,  развивают  свои  творческие способности  и  фантазию  в  процессе  изготовления  костюмов  для выступлений.

Восточная культура стала неотъемлемой частью мировой культуры, вызывает желание детей и подростков изучать традиции, обычаи, обряды, танцы, песни народов Востока, что, в свою очередь, послужило причиной создания данной программы. Программа  основана  на  анализе  практик  восточного  танца, имеющихся  материалов  электронных  образовательных  ресурсов  сети Интернет и личном опыте педагога. Направленность  дополнительной  образовательной  программы: художественно-эстетическая (хореографическая).Направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание познавать свои физические и эмоциональные возможности, постигать основы пластики и хореографии.

Актуальность данной  образовательной  программы  связана  с популяризацией  в последнее время восточных танцев и музыки не только среди взрослого населения нашей страны, но и среди детей и подростков. К тому  же  занятия  восточными  танцами  предполагают  удовлетворение потребностей  современных  детей,  подверженных  гиподинамии,  больше двигаться и вести активный образ жизни. Новизна данной образовательной программы состоит в самой идее восточного  танца,  предполагающего  импровизацию,  которая  дает возможность  ребенку  самостоятельно  решать, какой  танец  будет  создан сегодня, а какой завтра, в этом заключена свобода творчества. Главным в работе  является  не количество  пройденного  материала,  а  включенность каждого  ребенка  в  учебный  процесс,  возможность  создания  каждым ребенком собственного «образовательного маршрута», организация успеха детей.

Педагогическая  целесообразность программы  обусловлена индивидуальным подходом к ребенку, направленным на развитие творческой личности и включающая в себя разнообразные формы обучения.

 Отличительной  особенностью  данной  программы является  её гибкая  структура.  Набор  содержания  и  форм  подготовки  учащихся  в учебных  темах  строится  по  вариативному  принципу,  благодаря  чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для  достижения  целей  обучения. Программа  предполагает освоение обучающимися особенностей восточного  танца,  ритмического и инструментального разнообразия восточной музыки, восточного костюма и его разновидностей.

Цель  программы – совершенствование  общей  и  эстетической культуры, раскрытие творческих, физических, умственных и музыкально-двигательных способностей путем овладения выразительными средствами восточного танца.

Задачи программы

Развивающие:

– дать представление о культуре восточного танца, его специфике и манере исполнения;

 – развить художественно

– образное мышление, умение воспринимать и принимать хореографические постановки в соответствии с программными замыслом;

– развивать гибкость тела, плавность движений, координацию;

– развивать музыкальный слух и ритмичность;

 – развивать исполнительские качества –артистизм, эмоциональность воспроизведения.

Обучающие:

 –обучить основным правилам и элементам восточного танца;

 –обучить терминологии;

–выработать  устойчивость  двигательного  навыка  движений, характерных для восточных танцев;

–научить связывать отдельные движения в композицию;

–научить импровизировать под музыку;

 –научить танцевать с предметом (платком, крыльями и др.);

 –научить работать в коллективе. Воспитательные:

 –воспитать интерес к восточной культуре;

–воспитать терпение, волю, самоорганизованность;

–воспитать трудолюбие и целеустремленность;

 –воспитать умение замечать свои ошибки и стремление их исправить;

 –воспитать навык преодоления страха выступлений перед большой аудиторией на концертах и конкурсах;

–воспитать эстетический вкус;

–содействовать  формированию  чувства  коллективизма  и взаимопомощи;

–сформировать  ориентацию  на  продолжение  обучения  в  области хореографии.

Возраст детей 

Программа рассчитана на детей  и взрослых от 6 лет.

Сроки реализации программы

 Данная  программа  рассчитана  на  3  года  обучения. Программа предусматривает три уровня обучения.

1уровень–общеразвивающий: первый год обучения.

2 уровень–базовый: второй год обучения.

3 уровень–углублённый: третий год обучения.

Формы и режим занятий 

Основные формы обучения –групповые занятия, мелкогрупповые, индивидуальные. Групповые  занятия предполагают проведение  тренингов,  сводных занятий, беседы, просмотры, показы, выступления  и т.п.

 Индивидуальные занятия предполагают постановку  и  отработку индивидуальных танцев и номеров и др.

Мелкогрупповые  занятия –отработка  техники  танца,  постановка  и отработка номеров (дуэты, трио и др.)и т.д.

Режим занятий

1-го  года  обучения –144  академических  часа(4  ч  в  неделю, групповые);

2-го года обучения –216 академических часов (6 ч в неделю, из них: 4ч–групповые и 2ч–индивидуальные);

3-го года обучения –288академических часов(8ч в неделю, из них:

–теоретические занятия (до 30%);  

–практические  занятия  (70% –групповые,  мелкогрупповые  и индивидуальные).

Ожидаемые результаты и способы их проверки 

В конце первого года обучения обучающиеся должны знать:

–единые требования к правилам поведения в хореографическом классе, на сцене, в учреждении;

–правила техники безопасности;

–музыкальные размеры, темп и характер музыки;

–виды восточных танцев;

–правила правильной осанки, положения рук и ног;

–базовые элементы восточных танцев; уметь:

–в течение всех танцевальных действий удерживать положение корпуса и рук;

–координировать  движения,  перестраиваться  из  одного  рисунка  в другие;

–выполнять простые танцевальные движения восточных танцев;

–знать и различать различные ритмы восточной музыки.

–ориентироваться  в  пространстве,  слышать  ритм  музыки,  владеть пластикой.

К концу года дети должны выучить два танца (массовых):

1.«Халиджи» –фольклорный танец.

2.«Фантазия» –восточный шоу танец.

 В конце второго года обучения обучающиеся должны

знать:

–элементы классического танца;

–элементы народно-сценического танца;

–порядок элементов в классическом тренаже;

–направления и стили в восточных танцах, атрибутику;

–правила и технику использования аксессуаров в танце;

–виды  восточных  костюмов  и  хореографические  особенности использования костюма;

уметь:

–выполнять связки движений в разных плоскостях;

–правила переходов от одного движения к другому;

–импровизировать под знакомую музыку;

–перестраиваться из одного рисунка в другое путем вращения.

       К  концу  года  обучающиеся  должны  выучить  новые  танцы:  2–3 массовых  танцев,  а  более  сильные  учащиеся  могут  исполнять  сольные номера. Допускается до 2–3-х сольных танцев, одного дуэта и трио.

В конце третьего года обучения обучающиеся должны

знать:

–виды хореографии, музыки, костюмы;

–классические термины;

 –классический тренаж и его цель;

–жанры музыкальных произведений;

–технику исполнения основных элементов восточного танца;

–базовые основы восточной культуры;

–основы сценического грима;

уметь:

–контролировать и координировать своё тело;

–танцевать простые танцы в парах, группами и индивидуально;

–пользоваться мимикой;

–держаться на сцене;

–сопереживать и чувствовать музыку;

–танцевать различные стили восточного танца.

К концу года студийцы должны выучить 4–5 новых танцев, более одаренные дети могут исполнять сольные партии, допускается 4–5 сольных танцев, 2-х дуэтов, одного трио и квартета.

Формы подведения итогов 

Основной формой подведения промежуточных итогов работы кружка являются открытые занятия, участие в концертных программах учреждения и городских  мероприятиях. Итог  всей  учебной  деятельности  кружка –итоговый отчетный концерт.

ПЕРВЫЙ ГОД

ОБУЧЕНИЯУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тематические блоки

Общее

Теория(в часах)

Практика (в часах)

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Ознакомление с культурой восточного танца

14

6

8

3

Учебно-тренировочная работа8

84

30

54

3.1. Основные элементы восточного танца

46

16

30

3.2. Отработка специальной танцевальной техники

20

8

12

3.3. Танцевальная импровизация

18

61

24

4

   Постановочно-репетиционная работа  

36

12

24

5

Воспитательная работа  

4

4

-

6

Концертная деятельность

2

-

2

7

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

144

54

90

Содержание программы

1.Вводное занятие:

–знакомство с  правилами  поведения  в учреждении,  прохождение инструктажа по технике безопасности;

–знакомство с планом работы кружка, репертуаром;

–знакомство  с  краткой  биографией  ансамбля  (поездки,  успехи, сотрудничество).

2.Ознакомление с культурой восточного танца:

–беседы  о  зарождении  танца  в  Древнем  Египте,  Турции,  Персии, Саудовской  Аравии,  Древней  Греции,  Марокко  и  др. Виды  восточных танцев;

–знакомство с понятиями: музыкальные размеры, темп и характер музыки.

3.Учебно-тренировочнаяработа

Закрепление материала на основе изучения простого танца. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных  частей  под  счет,  под  музыку,  с  преподавателем,  без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: 

это просто танец, который танцуется небольшой группой танцовщиц,  построенный  фигурой  «круг».  Движения  выполняются  в небыстром  темпе,  под  мелодичную  восточную  музыку,  периодичность повторения движения –2 или 4счета.

3.1.Основные элементы восточного танца

Правила правильной осанки, положения рук и ног. Принципы  движения  головой,  шеей,  плечами,  грудью,  руками, животом, бедрами, тазом, ногами в восточных танцах. Разучивание базовых элементов –«восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка»,  «маятник»,  «ключ»,  «удар»,  «оттяжка»,  «волна»,  «тряска», «винт»,  «прогиб»,  «заброс»,  «подбив»,  «египетские  руки»,  «домик», «бабочка».

 Четыре составляющих правила восточных танцев:

а)части тела (корпус, руки, ноги, голова);

б)песнь, речь; в)костюм, украшение;

г)эстетика (настроение, чувства).

3.2.Отработка специальной танцевальной техники

Разминка, растяжка, силовые упражнения на партере. Упражнения для развития  координации  движения.  Работа  над  отдельными  композициями. Работа над образом.

3.3.Танцевальная импровизация

 Импровизация как способ выражения себя в танце. В данном разделе занятия  задача  руководителя  состоит  в  том,  чтобы  побуждать  детей  к творческой  активности,  ассоциативному  мышлению,  пластической выразительности. Очень важно создать на занятиях такую обстановку, чтобы  как можно больше ребят было вовлечено в импровизационную деятельность. Учащимся  дается  возможность  самим  составлять  новые  комбинации  из знакомых  движений.  При  разучивании  движений  из  известных  танцев учащимся также предлагается внести какой-нибудь новый элемент, пусть самый маленький, в уже готовые композиции. Могут быть задания и другого плана.  Дети  прослушивают  определенную  музыку,  заранее  подобранную хореографом  и  аккомпаниатором,  и  пытаются  некоторое  время «протанцевать» эту мелодию, передав при этом ее характер и настроение. Такого рода работу рекомендуется проводить не на каждом занятии. Но педагог,  планируя  импровизационные  занятия,  должен  строго  учитывать тему урока и степень подготовленности своих воспитанников.

4.Постановочно-репетиционнаяработа

Составление репертуара, работа над ним, постановка танцев и работа с аксессуарами. Подбор музыкального материала, видеоматериала и сама постановка. К концу года дети должны выучить два танца (массовых):

1.«Халиджи» –фольклорный танец;

2.«Фантазия» –восточный шоу танец.

5.Воспитательная работа

 Беседы  на  тему  воспитания  культуры  общения  и  поведения  в общественных  местах,  особенно  на  дорогах. Посещение  кружковцами концертных мероприятий,  фестивалей,  конкурсов,  отчетных концертов с целью обогащения знаний и вовлечения их в единый  коллектив.

6. Концертная деятельность.

Участие в различных мероприятиях.

7. Итоговое занятие. Открытый показ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тематические блоки

Общее

Теория (в часах)

Практика (в часах)

1

Вводное занятие

3

9

-

2

Ознакомление   с   культурой восточного танца

3

9

-

3

Учебно-тренировочная работа

147

42

105

3.1. Основы  классического  и народно-сценического танца

39

12

27

3.2. Основы восточного танца

69

21

48

3.3. Танцевальная импровизация

15

-

15

3.4.Ознакомление  с  техникой работы с аксессуарами

24

9

15

4

Постановочно-репетиционная работа

36

12

24

5

Воспитательная работа

12

12

-

6

Концертная деятельность

6

-

6

7

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО

216

88

138

Содержание программы

1.Вводное занятие

Прохождение  инструктажа  по  технике  безопасности. Знакомство  с планом работы кружка, репертуаром.

2.Ознакомление с культурой восточного танца

Ознакомление с формами танца, направлениями и стилями в восточных танцах,  понятие  атрибутика  в  восточных  танцах  и  правила  и  техника использования  аксессуаров в  танце.  Виды  восточных  костюмов  и хореографические особенности использования костюма.

3. Учебно-тренировочная работа

3.1.Основы классического и народно-сценического танца

А. Экзерсис у станка:

1)Позиции ног I, II, III, IV.

2)Подготовительное  положение  и  позиции  рук: I, II, III(вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног).

3)Demi-pliésв I, II, V позиции.

4) Grands pliésпо I, II, V позиции.

5)Relevéна полупальцах по I, II, Vпозиции, с вытянутых ног и с demi-pliés.

6)Battementstendus:–из Iпозиции в сторону, вперед, назад;–из Vпозиции в сторону, вперед и назад.

7).Battementstendusjetés:

–из I, Vпозиции в сторону, вперед и назад;

–demi-pliésпо Iи Vпозиции в сторону, вперед и назад;

–piquesв сторону, вперед и назад.

8). Demi rond de jambe par terre en dehorset en dedans Ronddejambe par terre en dehorset en dedans.

9). Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

Б. Ознакомление с элементами народно-сценического танца.

3.2. Основы восточного танца

 Принципы  соединения  элементов  движения  в  отдельные  связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости, пристраивание из одного рисунка в другое путем вращения. Разучивание связок из простых элементов без музыки, под счет, под музыку. Разложение танца по схеме. Разучивание танца по частям (1,2,3 части).  Соединение  разученных  частей  под  счет,  под  музыку,  с преподавателем, без преподавателя, индивидуально и в группе. Закрепление материала на основе изученного простого танца.

3.3. Танцевальная импровизация

Импровизация под знакомую музыку на заданную педагогом тему.

3.4.Ознакомление с техникой работы с аксессуарами

Хореографические особенности использования аксессуаров. Правила техники  безопасности  в  использовании  аксессуаров.  История  появления аксессуаров для танца.

4. Постановочно-репетиционная работа

Подбор  музыкального  материала,  видеоматериалов,  постановка  и отработка танцев.

5. Воспитательная работа

 Беседы на тему воспитания культуры общения и поведения. Посещение обучающимися концертных мероприятий, фестивалей, конкурсов, отчетных концертов с целью обогащения знаний и вовлечения их в единый коллектив.

6. Концертная деятельность

Участие в различных культурно-массовых мероприятиях.

7. Итоговое занятие

 К концу года обучающиеся должны продемонстрировать на открытом занятии: 4–5 массовых танцев, а более сильные учащиеся могут исполнить сольные номера. Допускается до2–3-х сольных танцев, одного дуэта и трио.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тематические блоки

Общее

Теория(в часах)

Практика (в часах)

1

Вводное занятие

4

4

-

2

Основы истории и теории танца

22

22

-

3

Учебно-тренировочная работа

170

62

108

3.1.Основы классического танца

48

16

32

3.2.Восточные танцы

72

24

48

3.3.Танцевальная импровизация

16

41

23

3.4.Работа с аксессуарами

24

8

16

4

Постановочно-репетиционная работа

68

20

48

5

Воспитательная работа

12

12

-

6

Концертная деятельность

8

-

8

7

Итоговое занятие

4

-

4

ИТОГО

288

120

168

Содержание программы

1.Вводное занятие

Прохождение  инструктажа  по технике  безопасности. Знакомство  с планом работы кружка, репертуаром.

2.Основы истории и теории танца

Виды и особенности различных направлений в хореографии, основы музыкальной культуры, история сценического и восточного костюма.

3.Учебно-тренировочная работа

3.1.Основы классического танца

Закрепление элементов классического тренажа предыдущего года, а также разучивание новых элементов. Passé parterre проведение ноги вперед и назад через I позицию. Battementsfondusв сторону, вперед и назад носком в пол, позднее на 45°

Allegro:

–Passoute I, II, Vпозиции, 2/4;

–Pasechappe, 2/4;

–Changementdepieds V позиция. Разминка, растяжка, силовые упражнения на партере. Упражнения для развития координации движения.

3.2.Восточные танцы

Отработка  техники  основных  элементов арабского,  египетского  и турецкого  танцев  и  исполнение простых танцев  в  парах,  группами  и индивидуально.

Разучивание  основных  элементов  сложных  движений:  «подкова», «тройная подкова», «снежинка», «приставной шаг», «скрестный шаг», «шаг с маятником», «шаг с волной», «сложный ключ», «крест», «сложная тряска», «арабеска», «бочка».

Использование в танце мимики, чувства сопереживания и передачи особенностей музыкального материала.

3.3. Танцевальная импровизация

Импровизация на основе знакомых элементов восточного танца под знакомую и незнакомую музыку.

3.4.Работа с аксессуарами

Ознакомление с техникой работы с аксессуарами и их использованием в восточных танцах. Этюды с аксессуарами. Импровизация с аксессуарами (трости, платки) в танцах.

4.Постановочно-репетиционная работа

 Подбор музыкального материала, постановка танцев, отработка танцев. К концу года кружковцы должны выучить 5–7 новых танцев, в т.ч. арабский, египетский и турецкий. Более одаренные дети могут исполнять сольные партии, допускается 4–5 сольных танцев, два дуэта, одно трио и квартет.

5. Воспитательная работа

Беседы на тему воспитания культуры общения и поведения. Посещение кружковцами  концертных мероприятий,  фестивалей,  конкурсов,  отчетных

Концертов с целью обогащения знаний и вовлечение их в единый  коллектив.

6. Концертная деятельность

 Участие в культурно-массовых мероприятиях учреждения и города.

7. Итоговое занятие

Открытое занятие.

Методическое обеспечение

В  условиях  дополнительного  образования  ребёнок  развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий в данной программе –дать детям почувствовать  радость  труда  в  учении,  решить  социальную  проблему развития  способностей  каждого  обучающегося,  включив  его  в  активную деятельность.

   Гибкость программы, гуманистические взаимоотношения участников, комфортность  условий  для  творческого  и  индивидуального  развития, адаптация интересов участников в любой сфере человеческой жизни создают условия  для  внедрения личностно-ориентированных  технологий в практику их деятельности.

  В  технологии  личностно-ориентированного  обучения  центр  всей образовательной  системы –индивидуальность  детской  личности, следовательно,  методическую  основу  этой  технологии  составляют дифференциация и индивидуализация обучения.    

  Технология  исследовательского  (проблемного)  обучения,  при которой  организация  занятий  предполагает  создание  под  руководством педагога  проблемных  игровых  ситуаций  и  активную  деятельность обучающих  по  их  разрешению,  в  результате  чего  происходит  овладение знаниями, умениями и навыками. Ребёнок самостоятельно постигает понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

   Игровые  технологии обладают  средствами,  активизирующими  и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Немаловажное значение при реализации данной программы следует уделить таким формам работы, как беседы, совместные походы и экскурсии, участие детей в совместных концертах, конкурсах, фестивалях и т.п. При проведении  занятий,  особенно  теоретического  цикла, необходимо использовать информацию на различных технических носителях –видео, аудио и др.

Список литературы

1.Басина М.И. Простор для творчества.–2003.

2.Брон Леонид. Самоучитель восточных танцев. –М., 2004.

3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. –1980.

4.Вайт Э.Г. Семья и здоровье. –1968.

5.Вихрева Н.А. Классический танец для начинающих. –М., 2004.

6.Гончаров И.Ф. Действительность и искусство. –1978.

7.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. –М., 2002.

 8.Ерожевой Н.М. Воспитание детей в неполной семье.–1980.

9.Колодницкий  Г.А. Музыкальные  игры,  ритмические  упражнения  и танцы для детей. –М., 1997.

10.Кон И.С.Психология старшеклассника.–1980.

11.Костровицкая В. 100 уроков классического танца.–1981.

12.Лавриненко  Л.Б.Арабские  танцы.  Самоучитель  (Воплощенные мечты). –М., 2006. 13.Кленская И.С.Беседы о смысле жизни.–1989.

14.Лопухов А.В., А.В. Ширяев, А.И. Бочаров.Основы характерного танца. –М., 2010. 15.Маншева В.А.Работа с родителями. –1982.

16.Мицкевич  А.В.,  Обухова  В.Н.Методика  правового  воспитания учащихся.–1982.

17.Пасютинская В.П.Волшебный мир танца. –М., 1985.

18.Пинаева  Е.А. Детские  образные  танцы: Учебно-методическое пособие. –М., 2006. 19.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., КветнаяО.В. Учите детей танцевать. М.: Владос, 2004. 20.Лихачева Б.Т., Зальмона  Г., Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание молодежи.–1981.

21.Сазонова А.Д. Профессиональная ориентация учащихся.–1988.

22.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.–М., 1981.

23.Ткаченко Т.С. Народный танец. –М., 1954.

24.Уральская В.И. Рождение танца. –М., 1982.

25.Цыганкова Рада. Школа восточного танца. –М., 2006.

26.Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность.–1979.27.Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе.–2004