Рабочая программа фольклорного кружка "Сударушка"

Кувшинова Маргарита Александровна

Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_sudarushka.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

                       муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белавская основная школа

Воротынского муниципального района Нижегородской области

Принята

Педагогическим советом

Протокол №1 от «_»сентября 2019г.

Утверждена

Директором  школы ______________ (Л.П.Корниловой ) от «__» 09 2019г.

Приказ №    от «____»  ____  2019 г.

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа

 фольклорного кружка «Сударушка»

40e6315fd004bbcbc342551874bdd30b       

                         

Срок  реализации - 1 год

Возраст учащихся-12-13лет

                                                                               Автор программы: М.А.Кувшинова,

 учитель русского языка и литературы.

                                               

                                                                  с. Белавка

                                                                       2019г.

1. Пояснительная записка.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение года изучить и проживать обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.

Программа имеет следующие разделы: народная хореография, народные игры, малые жанры фольклора, календарные праздники. Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Актуальность программы.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовить к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).
Новизна программы состоит в следующем:

  • Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности учащихся: инсценирования, хореографии.
  • Во-вторых, данная программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна, лето.  
  • В-третьих, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.

Педагогическая целесообразность программы

        Обучаясь по данной программе, каждый обучающийся имеет возможность раскрыть свой собственный творческий, физический, интеллектуальный потенциал. Очень важно «увидеть тот мир», с которым ребенок пришел в коллектив, раскрыть его с помощью богатств образов, выраженных в детском рисунке, импровизации под любую музыку, воплощения фантазий в конкретных движениях, и, наконец, первых шагов к самостоятельному творчеству.

Основная цель программы :

Формирование творческой личности ребёнка средствами русского фольклора, создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков, организации  их досуга путем вовлечения в кружковую деятельность.

 Задачи программы:


Образовательные: 

-
дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии

-Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,
традиционными праздниками.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену), отца (мать).


Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

 - Воспитывать в детях толерантность.


Развивающие: 
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав

 Продолжительность кружка – 1 год.

Возраст обучающихся – 12 – 13 лет (6 класс)

Планируемые результаты освоения программы:

 Должны знать:

 -специфику детского  фольклора;

- историю собирания и изучения детского фольклора;

- классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

  Должны уметь:

-определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры детского фольклора;

-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

 Уровень результатов работы по программе:

 Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

-  просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе.

 Механизм оценки реализации программы

Анкетирование

Включение педагогического наблюдения

Рефлексия

Анализ действий

Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах

Результаты освоения программы:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

2. Календарно-тематический план  кружка.

    Дата проведения

                 Тема занятия

  1.

 

Введение. Русский детский фольклор.

  2.

 

 Поэзия пестования. Колыбельные песни.

  3.

 

Колыбельные песни.

  4.

 

Пестушки.

 5.

 

Потешки.

 6.

 

Прибаутки.

  7.

 

Докучные сказки.

 8.

 

Бытовой фольклор. Детские народные песни.

  9.

 

Заклички и приговорки.

10.

 

Детская обрядовая поэзия.

11.

 

Прозвища и дразнилки.

12.

 

Детские сказки.

13.

 

Страшилки.

14.

 

Потешный фольклор. Словесные игры.

15.

 

Молчанки и голосянки.

16.

 

Поддёвки.

 17.

 

Сечки.

18.

 

Скороговорки.

19.

 

Небылицы – перевёртыши.

20.

 

Загадки.

21.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

22.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

23.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

24.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

25.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

26.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

27.

 

Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

28.

 

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

29.

 

Формальные ролевые игры с приговорками.

30.

 

Игры – импровизации.

31.

 

Жеребьёвые сговорки.

32.

 

Считалки.

33.

 

Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

34.

 

Заключительное занятие.

3.Содержание программы

 

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.

 

Тема 2.Поэзия пестования (6 часов)

Тема 2.1., 2.2.  Колыбельные песни.

Понятие жанра. Генезис колыбельной песни. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен.

Тема 2.3. Пестушки.

Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста пестушек. Анализ пестушек.

Тема 2.4. Потешки.

Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек. Анализ пестушек, их разучивание.

Тема 2.5. Прибаутки.

Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.

Анализ и разучивание прибауток.

Тема 2.6. Докучные сказки.

Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок. Чтение и анализ докучных сказок.

 

Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов)

Тема 3.1. Детские народные песни.

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 3.2. Заклички и приговорки.

Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга.

Анализ и разучивание закличек и приговорок.

Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия.

Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской обрядовой  поэзии в современности. Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.

Тема 3.4. Прозвища и дразнилки.

Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок. Генезис жанров. Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.

Тема 3.5. Детские сказки.

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 3. 6. Страшилки.

Понятие жанра. Генезис жанра. Жанровое своеобразие. Классификация страшилок. Значение страшилок в жизни ребёнка. Чтение и анализ страшилок.

 

Тема 4. Потешный фольклор (7 часов)

Тема 4.1. Словесные игры.

Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и эстетическая ценность жанра. Разучивание словесных игр.

Тема 4.2. Молчанки и голосянки.

Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров. Разучивание и анализ молчанок и голосянок.

Тема 4. 3. Поддёвки.

Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок. Классификация поддёвок. Чтение и анализ поддёвок.

Тема 4. 4. Сечки.

Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности жанра.Разучивание сечек.

Тема 4. 5. Скороговорки.

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема  4.6. Небылицы-перевёртыши.

Понятие и генезис жанра.  Педагогическая ценность жанра. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие. Чтение небылиц-перевёртышей.

Тема 4.7. Загадки.

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

 

Тема 5. Фольклорные посиделки (6 часов)

Подготовка и проведение «Фольклорных посиделок» для 6-х классов (отчетное мероприятие).

Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия. Обсуждение интерьера «горницы».

 

Тема 6. Игровой фольклор (6 часов)

Тема 6.1. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

 Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация   текстов игр.

Разучивание игр.

Тема 6.2. Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Разучивание игр.

Тема 6.3. Формальные ролевые игры с игровыми приговорами.

Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых. Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами. Разучивание игр.

Тема 6.4. Игры-импровизации.

Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций.

Тема 6.5. Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок.

Разучивание сговорок.

Тема 6.6. Считалки.

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

 

Тема 7. Народный кукольный театр «На весёлой ярмарке» (1 час).

Генезис народного кукольного театра, его особенности. Герой-любимец публики – Петрушка Уксусов. Чтение сценки и его обсуждение.

 

 Тема 8. Заключительное занятие.

Сочинение на тему « Что мне дали занятия фольклорного кружка?» Подведение итогов.

               

4.Методическое обеспечение образовательной программы

            Для проведения занятий имеется кабинет русского языка и литературы, оборудованный                                 современной компьютерной техникой и выходом в Интернет. Кроме того, для занятий в школе есть   библиотека, актовый зал с музыкальным оборудованием.

5.Литература:

1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная света, 1971г.

2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.

3.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г.

4.Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.