Народный танец

Нестерова Марина Александровна

Народный танец - бесценное сокровище, показывающие быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народный танец

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

   В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан,  преодолевать огромные расстояния.

   Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты - содержание, лексика, музыка - органично и творчески были слиты воедино. Но опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы и композиции.

    В нашей стране народные танцы были и остаются очень популярными среди хореографических коллективов. Большинство хореографов часто в своей работе обращаются к народно-сценическому танцу, имея в своем репертуаре, как русские народные танцы, так и танцы народов мира

   Музыка танца - яркая, мажорная, сочная, ритмически острая - служит ему полноценной основой. Музыка и танец создают впечатление удивительного единства.

   Музыкальную основу танцев составляют в большинстве случаев русские народные мелодии, часто очень популярные и всем знакомые: «Во поле березка стояла», «Посею лебеду на берегу», «Барыня», «Прялица» и другие. На концертах не слышишь музыку отдельно, как музыку. Танцы поставлены исключительно музыкально. Они абсолютно сливаются с ее характером, настроением, ритмом, темпом, всеми извилинами ее мелодии. Музыка так органично и глубоко проникает в ткань танца, настолько ее насыщает и живет в ней, что воспринимается только вместе с танцем, как единое целое. Когда же эту музыку слушаешь по радио, создается ощущение, будто видишь ее, а не слышишь.

Темы и содержание танцев связаны с коренными, уходящими вглубь веков основами жизни народа и рожденными ими поэтическими традициями. Солнцеворот в природе и связанный с ним труд - основа, от которой зависела жизнь человека, - находятся в центре внимания творчества балетмейстера. В него входят наиболее крупные, художественно значительные танцы и танцевальные сцены. Танцы раскрывают поэтическую сущность бытия, эстетические идеалы народа.

   В искусстве народного танца костюм играет особую роль. Он не только характеризует образ, но и раскрывает важнейшую национальную принадлежность танца. Это его визитная карточка. Национальный костюм, как и танец, является народным творчеством. В нем также проявились национальные особенности художественного мышления народа. Он, безусловно, влиял на формирование русской национальной танцевальной лексики.

   Русский костюм необходим в народном танце как компонент в создании национального образа. Платок - обязательный атрибут всех народных гуляний и праздников. Так чуткое ухо, зоркий глаз балетмейстера находят в народном творчестве бесконечное множество тем и образов для все новых и новых русских народных танцев. Это умножает богатства русской танцевальной культуры, способствует ее развитию.

   Хореографы, отбрасывая в костюме все архаичное - отжившие формы в силуэте, детали, связанные со старым бытовым укладом, и т.д. - сохраняют то, в чем проявилось творчество народа, его мастерство, вкус, и, подчеркивая его национальные особенности, умеют найти в нем современное цветовое звучание, связать его с характером, содержанием и образом танца. Танцевальные движения, композиция, музыка, костюм, исполнительские краски выбираются только те, которые раскрывают все красивое.

  Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем.

   Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.

Использование народного танца как самостоятельного и единственно выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дает возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений, приемов их исполнения, особенностей музыкального сопровождения, костюма и пр.