РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 2 год обучения

РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 2 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ladushki_2_god_obucheniya_.docx90.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа второго года обучения фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» художественной направленности разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Каравай»  (автор Квочка З.А.) и реализуется в детском областном духовно - просветительском Центре «Благовест».

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41).

Предметная область определена музыкальным исполнительством, включающая в себя народный вокал, русские народные инструменты, народное творчество (сведения о традиционной  русской культуре)  и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства. 

Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на групповую организацию работы с обучающимися.

Программа имеет стартовый уровень сложности и рассчитана на обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность. Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов – столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У жителей Белгородской области, как и у всего русского народа, существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет. Изучение духовной культуры провинции необходимо в настоящее время, чтобы успеть зафиксировать еще сохранившиеся ее составные элементы, которые уходят безвозвратно с каждым годом.

Новизна. Культура Белгородского края очень богата и разнообразна, поэтому мы стараемся  сохранить все по крупицам. В работе мы попытались проследить  особенности Белгородских традиций, их значение, символику. Изучение края ведется в форме экскурсии с посещением храмов, духовных центров, монастырей, часовен, а также походов в монастырский лес, встреч с церковными служителями.

Педагогическая целесообразность рабочей программы «Ладушки». Традиционная народная культура очень значима в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории. Много упущено, потеряно в народном быту, промыслах, костюмах, украшениях, в народной музыке, песнях и танцах. Одним из путей возрождения традиционной культуры является её детальное изучение, и, как в данном случае – частичная реконструкция, что и осуществляется с помощью данной рабочей программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы – развитие творческих способностей, музыкального вкуса, эстетической  культуры личности ребенка и воспитание любви, бережного отношения к русскому народному творчеству и Белгородской традиционной культуре.

Задачи программы:

        способствовать формированию:

  • представлений о народном фольклорном творчестве;
  • расширенных знаний об основах музыкальной грамоты; сценического исполнения народных песен;
  • навыков позитивного общения;
  • двигательной активности;
  • практических навыков игры на народных инструментах.

        способствовать развитию:

  • эстетического, музыкального вкуса, творческих способностей, общей музыкальной культуры воспитанника;
  • речевой активности;
  • у детей слухового внимания;
  • коммуникативных качеств;
  • воображения как основы творческой деятельности;
  • музыкальной памяти, зрительно-эмоциональной памяти, способности к запоминанию и воспроизведению;
  • слуха, чувства ритма;
  • эмоционального восприятия окружающего мира.
  •  духовно-нравственных качеств воспитанников;

        создать условия для воспитания:

  • бережного отношения к русскому народному творчеству, к традиционной народной культуре;
  •  у детей чувства причастности к своему народу к его истории и культуре;
  • отношения к семье как к базовой ценности общества, воспитания чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

         Деятельность педагогов строится на следующих принципах:        

  • доступность знаний, с учетом возрастных особенностей детей;
  • последовательность и обоснованность  изложения материала;
  • внимательное отношение к личности воспитанника, пробуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • уважение и соблюдение прав воспитанника;
  • доступность понимания музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

        Формы учебных занятий:

  • Занятие-беседа
  • Занятие-репетиция
  • Занятие-путешествие
  • Индивидуальные и групповые занятия
  • Творческие дискуссии
  • Занятие-игра
  • Конкурсы
  • Занятие-спектакль
  • Занятие-праздник
  • Концерты
  • Открытые занятия для родителей и гостей из других коллективов

Этапы обучения

На втором году обучения обучающиеся закрепляют знания и навыки, полученные на первом году обучения, знакомятся с образцами песенного фольклора Белгородской области. Для этого используются аудио, видеозаписи аутентичных коллективов, репертуарные сборники, представленные в библиотечном списке. Осваивают певческую установку, приобретают навык пения в ансамбле. Продолжают работать над певческим дыханием, звукообразованием,  четкой дикцией,  фразировкой. На этой ступени работа ведется по направлениям:

  • овладение навыками игры на музыкальных инструментах (ложки, рубель, трещотки, свирель);
  • приобретение навыков двухголосного пения;
  • разучивание народной хореографии Белгородской области;
  • овладение навыками импровизации.

Условия реализации программы

Программа разработана для детей 5-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу для группы из 10-15 человек.

Выполнение программы в группе №4 рассчитано на 73 учебных часов. Выполнение программы в группе №2, №6 рассчитано на 75 учебных часов.

Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:

  •    музыкальный проигрыватель,
  • фольклорные инструменты
  • музыкальный зал
  • народные костюмы
  • баян
  • фортепиано
  • проектор
  • компьютер/ноутбук

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • календарные песни на Белгородчине;
  • праздники, приметы, пословицы и поговорки о народном календаре: сентябрь, октябрь, ноябрь;
  • святочный обряд: колядования, щедрования, гадания;
  • обряд «Масленица»;
  • заклички весны
  • понятие о гигиене голоса;

Уметь

  • соблюдать певческую установку;
  • петь чистым, грудным звуком (легко, звонко, зычно);
  • петь на одном дыхании длинные фразы;
  • спеть  звуковысотно, чисто и ритмически чётко самостоятельно несложную песню;
  • правильно комбинировать гласные и чётко произносить согласные буквы;
  • работать с микрофоном;
  • петь в сопровождении собственного аккомпанемента;
  • понимать и исполнять дирижёрские жесты: на 2/4, 4/4, 3/4.

Формы подведения итогов

Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме опроса, театрализованного представления, взаимоопроса, разгадывания кроссворда, викторины, игры, выступления, концерта, прослушивания, конкурса.


Учебный план 2- год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

  Форма аттестации

контроля

1. 

Вводное занятие. Певческая установка. Охрана голоса. Подбор репертуара. Знакомство с курсом предмета

9

4

5

взаимоконтроль

2. 

  Праздники – древние традиции, обряды, исторический опыт народа

19

6

13

предварительный контроль

3. 

 Осень - перемен восемь

11

3

8

тематический контроль

4. 

Зимние святки

20

8

12

опрос

5. 

Веснянки

14

4

10

опрос

6. 

Итоговое занятие

1

1

концерт

Итого: 

74

25

49

Календарно-тематический план

 (2 года обучения группа №2……) ср, чт

заня-тия

Дата проведения

 

Тема занятия

Общее кол-во часов

Содержание занятий

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

03.09

Вводное занятие.

1

Беседа по технике безопасности.

Упражнения на дыхание

05.09

Фольклор – народная мудрость

1

Сведения об основных группах детских бытовых песен (диалогические, умулятивные)

Повторение песен изученных на 1 году обучения

10.09

Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки

1

Сведения об основных группах детских бытовых песен

Игра «Мак»

12.09

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией

1

Повторение  песен разученных на 1 году обучения

Работа над четкой дикцией, чистым интонированием

17.09

Вокально-хоровая работа. Повторение.

1

Повторение песен разученных на 1 году обучения

Работа над выразительным исполнением песен

19.09

Народный календарь

1

Что такое народный календарь

Игра «Заинька»

24.09

Приметы осени.

1

Знакомство с приметами осени

Дети рассказывают приметы осени

26.09

Рябинник – сентябрь

1

Народные традиции связанные с началом осени

Игра «Тетёра»

01.10

Пословицы и поговорки об осени

1

Разучивание пословиц и поговорок об осени

Дети рассказывают пословицы и поговорки об осени

03.10

Свадебник- октябрь. Сватовство.

1

Свадебные традиции Белгородской области

Разучивание песни «Бояре, а мы к вам пришли»

08.10

Свадебник- октябрь. Смотрины

1

Свадебные традиции Белгородской области

Театрализация свадебного обряда

10.10

Свадебник- октябрь. Пропой.

1

Свадебные традиции Белгородской области

Сравниваем традиции древнерусской и  современной свадьбы

15.10

Праздник «Покров»

1

Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»

Игра «Третий лишний»

17.10

Праздник «Покров»

1

Традиции, связанные с «Покровом»

Дети рассказывают о празднике «Покров»

22.10

Народные праздники в ноябре

1

«Кузьминки – ноябрь»-

Рисунки «Осенние зарисовки»

24.10

«Кузьминки – ноябрь»-

1

Народные праздники в ноябре

Рисунки «народные праздники»

29.10

Знакомство с жанром «Заклички»

1

Знакомство с жанром.  

Изучение  закличек: «Осень», «Солнышко»

31.10

Объяснение целей исполнения «Закличек»

1

Разучивание осенних закличек

Исполнение закличек: «Осень», «Солнышко»

07.11

Хороводы на Руси

1

Знакомство с фольклорно- хореографическими элементами в хороводных песнях Белгородской области

Просмотр видеозаписи «Белгородские карагоды»

12.11

Учимся водить хоровод

1

Изучение фольклорно - хореографических элементов в хороводных песнях

Дети учат хореографию Белгородского региона

14.11

Знакомство с календарными песнями Белгородской области

1

Знакомство с жанром календарных песен

Прослушивание календарных песен Белгородской области

19.11

Особенности календарных песен

1

Объяснение целей исполнения календарных песен

Разучивание песни «Масленица».

21.11

Объяснение целей исполнения календарных песен

1

Методика исполнения Календарных песен

Разучивание песни «Масленица».

26.11

Исполнение календарных песен

1

Работа с текстом календарной песни «Масленица»

Исполнение песни «Масленица».

28.11

Трудовые песни. Знакомство с жанром.

1

Понятие об организующей роли ритма в процессе труда

Прослушивание  трудовых песен Белгородской области

03.12

Жнивная обрядность

1

Рассказ «Жнивная обрядность»

Имитация трудовых действий

05.12

Трудовые песни. История появления.

1

Знакомство с историей появления трудовых песен

Разучивание песни «На горе мак»

10.12

Особенности трудовых песен

1

Изучение особенностей трудовых песен

Разучивание песни «На горе мак»

12.12

Календарные песни. История появления.

1

Знакомство с историей появления календарных песен

Исполнение песни «На горе мак»

17.12

Особенности календарных песен

1

Изучение особенностей календарных песен

Игра «Цапки»

19.12

Традиции нашего региона

1

Календарные праздники

Повторение календарных песен изученных на 1 году обучения .

24.12

Зимние святки

1

Общие сведения о Зимних святках

Игра «Тетёра»

26.12

Пришла «Коляда»

1

Рассказ о празднике «Коляда»

Разучивание колядки «Коляда, колядица»

31.12

Колядки

1

Методика исполнения колядок

Исполнение колядки «Коляда, колядица»

09.01

«Щедрый вечер- добрый вечер»

1

Рассказ о празднике «Щедрый вечер»

Разучивание песни «Щедрый вечер»

10.01

Щедровки

1

Методика исполнения щедровок

Исполнение песни «Вот щедровка щедровала»

16.01

Щедровальный обряд

1

Рассказ о щедровальном обряде

Инсценировка щедровального обряда

17.01

Рождество Христово

1

Рассказ об Иисусе и его рождении

Дети рассказывают о Рождестве

23.01

Христославления

1

Цели исполнения христославлений

Рисунок «Зимние святки»

24.01

Крещение

1

Рассказ о празднике «Крещение»

Дети рассказывают о «Щедром вечере» и «Коляде»

30.01

Обряд «Крещение»

1

Традиции, связанные с праздником «Крещение»

Разучивание духовного стиха «Ходил Господь»

31.01

Духовные стихи

1

Что такое духовные стихи, их содержание

Разбор текста  духовных стихов

06.02

Методика исполнения духовных стихов

1

Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» стихов

Исполнение духовного стиха «Ходил Господь»

07.02

Масленица

1

Знакомство с праздником Масленица

Разучивание песни «А мы масленицу поджидали»

13.02

Понедельник - Встреча

1

Дни масленичной недели понедельник

Разучивание песни «А мы масленицу поджидали»

14.02

Вторник-Заигрыш  

1

Дни масленичной недели вторник

Исполнение песни «А мы масленицу поджидали»

20.02

Среда-Лакомка

1

Дни масленичной недели среда

Дети рассказывают о масленичном понедельнике и вторнике

21.02

Разгульный четверг

1

Дни масленичной недели четверг

Игра «Зевака»

27.02

Пятница - тёщины блины

1

Дни масленичной недели пятница

Рисунок или поделка «Масленица»

28.02

Суббота - Заловкины посиделки

1

Дни масленичной недели  суббота

Игра «Заинька»

06.03

Прощенное воскресенье

1

Дни масленичной недели  суббота воскресенье

Дети учатся просить прощение  друг у друга

07.03

Приметы весны

1

Весенние приметы

Дети рассказывают весенние приметы

13.03

Пословицы и поговорки о весне

1

Пословицы и поговорки, связанные с весной

Дети рассказывают пословицы и поговорки о весне

14.03

«Веснянки»

1

Знакомство с песнями «Веснянками»

Разучивание заклички «Жаворонок»

20.03

Объяснение целей исполнения «веснянок»

1

Объяснение целей исполнения

Рисунок «Весеннее настроение»

21.03

Заклички весны.

1

Методика исполнения веснянок

Разучивание заклички «Жаворонок»

27.03

Апрель – снегогон

1

Народные апрельские праздники

Разучивание заклички

«Ой, кулики»

28.03

Разучивание закличек

1

Что такое закличка.

Разучивание заклички

«Ой, кулики»

03.04

Загадки о весне

1

Разгадывание загадок о весне

Дети загадывают подготовленные загадки

04.04

Старинный праздник

1

Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси

Игра «Заинька»

10.04

Знакомство с народным календарем месяцев

1

Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси

Игра «Тень, тень, потетень»

11.04

Весенний праздник. Апрель - снегогон

1

Знакомство с весенними хороводами

Разучивание песни

«Во саду ли в огороде»

17.04

Весенний праздник. Май – травень

1

Разучивание хореографических рисунков в весенних хороводах

Работа над  хореографической  разводкой в песне

«Во саду ли в огороде»

18.04

Пословицы, приметы и поговорки о весне

1

Пословицы, приметы и поговорки, связанные с весенними праздниками

Работа над  хореографической  разводкой в песне

«Во саду ли в огороде»

24.04

Весна - красна

1

Повторение материала

Дети рассказывают о весенних праздниках, исполняют хоровод

25.04

Народный календарь. «Сороки».

1

Народные традиции и обряды на праздник «Сороки»

Исполнение ранее изученных весенних закличек

02.05

Вокально-хоровая работа

1

Повторение материала

Исполнение изученных песен

08.05

Летние праздники

1

Знакомство с календарем летних праздников

Разучивание песни  «Весна-красна, теплое летечко»

15.05

Праздник «Троица»

1

Рассказ о празднике «Троица»

Просмотр видео с Троицких фестивалей

16.05

Народный календарь. «Троица»

1

Народные традиции и обряды на праздник «Троица»

Исполнение песни «Весна-красна, теплое летечко»

22.05

Обряд «Завивание березки»

1

Рассказ об обряд «Завивание березки»

Разучивание песни «Кукушка трава»

23.05

Обряд «Кумление»

1

Рассказ об обряде «Кумление»

Театрализация обрядов

29.05

Вокально-хоровая работа

1

Повторение материала

Исполнение изученных песен

30.05

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Исполнение песен

Итого:

74ч


Календарный учебный график для 2 года обучения (группа №4)

Время проведения группа № 4: вторник, четверг 11:20-12:05

Место проведения: кабинет № 22, № 41

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

04.09

Вводное занятие.

1

Занятие-беседа

Опрос

06.09

Фольклор – народная мудрость

1

Занятие-беседа

Опрос

11.09

Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки

1

Занятие-игра

Кроссворд

13.09

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

18.09

Вокально-хоровая работа. Повторение.

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

20.09

Народный календарь

1

Занятие-беседа

Игра

25.09

Приметы осени.

1

Занятие-путешествие

Викторина

27.09

Рябинник – сентябрь

1

Занятие-путешествие

Опрос

02.10

Пословицы и поговорки об осени

1

Занятие-беседа

Игра

04.10

Свадебник- октябрь. Сватовство.

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

09.10

Свадебник- октябрь. Смотрины

1

Занятие-игра

Опрос

11.10

Свадебник- октябрь. Пропой.

1

Занятие-игра

Викторина

16.10

Праздник «Покров»

1

Занятие-презентация

Опрос

18.10

Праздник «Покров»

1

Занятие- праздник

Театрализованное представление

23.10

Народные праздники в ноябре

1

Занятие-беседа

Игра

25.10

«Кузьминки – ноябрь»-

1

Занятие-путешествие

Опрос

30.10

Знакомство с жанром «Заклички»

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

01.11

Объяснение целей исполнения «Закличек»

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

06.11

Хороводы на Руси

1

Занятие-игра

Опрос

08.11

Учимся водить хоровод

1

Практическая работа

Игра

13.11

Знакомство с календарными песнями Белгородской области

1

Занятие-презентация

Викторина

15.11

Особенности календарных песен

1

Занятие-путешествие

Игра

20.11

Объяснение целей исполнения календарных песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

22.11

Исполнение календарных песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

27.11

Трудовые песни. Знакомство с жанром.

1

Занятие-концерт

Выступление

29.11

Жнивная обрядность

1

Занятие-игра

Опрос

04.12

Трудовые песни. История появления.

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

06.12

Особенности трудовых песен

1

Занятие-презентация

Опрос

11.12

Календарные песни. История появления.

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

13.12

Особенности календарных песен

1

Занятие-путешествие

Кроссворд

18.12

Традиции нашего региона

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

20.12

Зимние святки

1

Занятие-презентация

Викторина

25.12

Пришла «Коляда»

1

Занятие-путешествие

Опрос

27.12

Колядки

1

Занятие-праздник

10.01

«Щедрый вечер- добрый вечер»

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

15.01

Щедровки

1

Занятие-праздник

Опрос

17.01

Щедровальный обряд

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

22.01

Рождество Христово

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

24.01

Христославления

1

Занятие-сказка

Опрос

29.01

Крещение

1

Занятие-репетиция

Игра

31.01

Обряд «Крещение»

1

Занятие-праздник

Викторина

05.02

Духовные стихи

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

07.02

Методика исполнения духовных стихов

1

Занятие-беседа

Опрос

12.02

Масленица

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

14.02

Понедельник - Встреча

1

Занятие-презентация

Игра

19.02

Вторник-Заигрыш  

1

Занятие-беседа

Игра

21.02

Среда-Лакомка

1

Занятие-игра

Опрос

26.02

Разгульный четверг

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

28.02

Пятница - тёщины блины

1

Занятие-игра

Опрос

05.03

Суббота - Заловкины посиделки

1

Занятие-беседа

Игра

07.03

Прощенное воскресенье

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

12.03

Приметы весны

1

Занятие-праздник

Кроссворд

14.03

Пословицы и поговорки о весне

1

Занятие-презентация

Викторина

19.03

«Веснянки»

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

21.03

Объяснение целей исполнения «веснянок»

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

26.03

Заклички весны.

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

28.03

Апрель – снегогон

1

Занятие-концерт

Выступление

02.04

Разучивание закличек

1

Занятие-беседа

Опрос

04.04

Загадки о весне

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

09.04

Старинный праздник

1

Занятие-презентация

Игра

11.04

Знакомство с народным календарем месяцев

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

16.04

Весенний праздник. Апрель - снегогон

1

Занятие-путешествие

Викторина

18.04

Весенний праздник. Май – травень

1

Занятие-беседа

Игра

23.04

Пословицы, приметы и поговорки о весне

1

Занятие-беседа

Игра

25.04

Весна - красна

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

30.04

Народный календарь. «Сороки».

1

Занятие-путешествие

Игра

02.05

Вокально-хоровая работа

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

07.05

Летние праздники

1

Занятие-праздник

Опрос

14.05

Праздник «Троица»

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

16.05

Народный календарь. «Троица»

1

Занятие-презентация

Опрос

21.05

Обряд «Завивание березки»

1

Занятие-праздник

Игра

23.05

Обряд «Кумление»

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

28.05

Вокально-хоровая работа

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

30.05

Итоговое занятие

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

июнь

Народный календарь праздников. Осень, зима

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

июль

Народный календарь праздников. Весна, лето

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

август

Дыхательная гимнастика, упражнения на дыхание

Самостоятельная работа

Самоконтроль


Календарно-тематический план

 (2 года обучения, группа №4) пн, чт

заня-тия

Дата проведения

 

Тема занятия

Общее кол-во часов

Содержание занятий

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

03.09

Вводное занятие.

1

Беседа по технике безопасности.

Упражнения на дыхание

05.09

Фольклор – народная мудрость

1

Сведения об основных группах детских бытовых песен (диалогические, умулятивные)

Повторение песен изученных на 1 году обучения

10.09

Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки

1

Сведения об основных группах детских бытовых песен

Игра «Мак»

12.09

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией

1

Повторение  песен разученных на 1 году обучения

Работа над четкой дикцией, чистым интонированием

17.09

Вокально-хоровая работа. Повторение.

1

Повторение песен разученных на 1 году обучения

Работа над выразительным исполнением песен

19.09

Народный календарь

1

Что такое народный календарь

Игра «Заинька»

24.09

Приметы осени.

1

Знакомство с приметами осени

Дети рассказывают приметы осени

26.09

Рябинник – сентябрь

1

Народные традиции, связанные с началом осени

Игра «Тетёра»

01.10

Пословицы и поговорки об осени

1

Разучивание пословиц и поговорок об осени

Дети рассказывают пословицы и поговорки об осени

03.10

Свадебник- октябрь. Сватовство.

1

Свадебные традиции Белгородской области

Разучивание песни «Бояре, а мы к вам пришли»

08.10

Свадебник- октябрь. Смотрины

1

Свадебные традиции Белгородской области

Театрализация свадебного обряда

10.10

Свадебник- октябрь. Пропой.

1

Свадебные традиции Белгородской области

Сравниваем традиции древнерусской и  современной свадьбы

15.10

Праздник «Покров»

1

Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»

Игра «Третий лишний»

17.10

Праздник «Покров»

1

Традиции, связанные с «Покровом»

Дети рассказывают о празднике «Покров»

22.10

Народные праздники в ноябре

1

«Кузьминки – ноябрь»-

Рисунки «Осенние зарисовки»

24.10

«Кузьминки – ноябрь»-

1

Народные праздники в ноябре

Рисунки «народные праздники»

29.10

Знакомство с жанром «Заклички»

1

Знакомство с жанром.  

Изучение  закличек: «Осень», «Солнышко»

31.10

Объяснение целей исполнения «Закличек»

1

Разучивание осенних закличек

Исполнение закличек: «Осень», «Солнышко»

07.11

Учимся водить хоровод

1

Изучение фольклорно - хореографических элементов в хороводных песнях

Дети учат хореографию Белгородского региона

12.11

Календарные праздники

1

Повторение календарных праздников

Дети рассказывают о  народных праздниках

14.11

Знакомство с календарными песнями Белгородской области

1

Знакомство с жанром календарных песен

Прослушивание календарных песен Белгородской области

19.11

Особенности календарных песен

1

Объяснение целей исполнения календарных песен

Разучивание песни «Масленица».

21.11

Объяснение целей исполнения календарных песен

1

Методика исполнения Календарных песен

Разучивание песни «Масленица».

26.11

Исполнение календарных песен

1

Работа с текстом календарной песни «Масленица»

Исполнение песни «Масленица».

28.11

Трудовые песни. Знакомство с жанром.

1

Понятие об организующей роли ритма в процессе труда

Прослушивание  трудовых песен Белгородской области

03.12

Жнивная обрядность

1

Рассказ «Жнивная обрядность»

Имитация трудовых действий

05.12

Трудовые песни. История появления.

1

Знакомство с историей появления трудовых песен

Разучивание песни «На горе мак»

10.12

Особенности трудовых песен

1

Изучение особенностей трудовых песен

Разучивание песни «На горе мак»

12.12

Календарные песни. История появления.

1

Знакомство с историей появления календарных песен

Исполнение песни «На горе мак»

17.12

Особенности календарных песен

1

Изучение особенностей календарных песен

Игра «Цапки»

19.12

Традиции нашего региона

1

Календарные праздники

Повторение календарных песен изученных на 1 году обучения .

24.12

Зимние святки

1

Общие сведения о Зимних святках

Игра «Тетёра»

26.12

Пришла «Коляда»

1

Рассказ о празднике «Коляда»

Разучивание колядки «Коляда, колядица»

31.12

Колядки

1

Методика исполнения колядок

Исполнение колядки «Коляда, колядица»

  1. 8

10.01

«Щедрый вечер- добрый вечер»

1

Рассказ о празднике «Щедрый вечер»

Разучивание песни «Щедрый вечер»

14.01

Щедровки

1

Методика исполнения щедровок

Исполнение песни «Вот щедровка щедровала»

17.01

Щедровальный обряд

1

Рассказ о щедровальном обряде

Инсценировка щедровального обряда

21.01

Рождество Христово

1

Рассказ об Иисусе и его рождении

Дети рассказывают о Рождестве

24.01

Христославления

1

Цели исполнения христославлений

Рисунок «Зимние святки»

28.01

Крещение

1

Рассказ о празднике «Крещение»

Дети рассказывают о «Щедром вечере» и «Коляде»

31.01

Обряд «Крещение»

1

Традиции, связанные с праздником «Крещение»

Разучивание духовного стиха «Ходил Господь»

04.02

Духовные стихи

1

Что такое духовные стихи, их содержание

Разбор текста  духовных стихов

07.02

Методика исполнения духовных стихов

1

Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» стихов

Исполнение духовного стиха «Ходил Господь»

11.02

Масленица

1

Знакомство с праздником Масленица

Разучивание песни «А мы масленицу поджидали»

14.02

Понедельник - Встреча

1

Дни масленичной недели понедельник

Разучивание песни «А мы масленицу поджидали»

18.02

Вторник-Заигрыш  

1

Дни масленичной недели вторник

Исполнение песни «А мы масленицу поджидали»

21.02

Среда-Лакомка

1

Дни масленичной недели среда

Дети рассказывают о масленичном понедельнике и вторнике

25.02

Разгульный четверг

1

Дни масленичной недели четверг

Игра «Зевака»

28.02

Пятница - тёщины блины

1

Дни масленичной недели пятница

Рисунок или поделка «Масленица»

04.03

Суббота - Заловкины посиделки

1

Дни масленичной недели  суббота

Игра «Заинька»

07.03

Прощенное воскресенье

1

Дни масленичной недели  суббота воскресенье

Дети учатся просить прощение  друг у друга

11.03

Приметы весны

1

Весенние приметы

Дети рассказывают весенние приметы

14.03

Пословицы и поговорки о весне

1

Пословицы и поговорки, связанные с весной

Дети рассказывают пословицы и поговорки о весне

18.03

«Веснянки»

1

Знакомство с песнями «Веснянками»

Разучивание заклички «Жаворонок»

21.03

Объяснение целей исполнения «веснянок»

1

Объяснение целей исполнения

Рисунок «Весеннее настроение»

25.03

Заклички весны.

1

Методика исполнения веснянок

Разучивание заклички «Жаворонок»

28.03

Апрель – снегогон

1

Народные апрельские праздники

Разучивание заклички

«Ой, кулики»

01.04

Разучивание закличек

1

Что такое закличка.

Разучивание заклички

«Ой, кулики»

04.04

Загадки о весне

1

Разгадывание загадок о весне

Дети загадывают подготовленные загадки

08.04

Старинный праздник

1

Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси

Игра «Заинька»

11.04

Знакомство с народным календарем месяцев

1

Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси

Игра «Тень, тень, потетень»

15.04

Весенний праздник. Апрель - снегогон

1

Знакомство с весенними хороводами

Разучивание песни

«Во саду ли в огороде»

18.04

Весенний праздник. Май – травень

1

Разучивание хореографических рисунков в весенних хороводах

Работа над  хореографической  разводкой в песне

«Во саду ли в огороде»

22.04

Пословицы, приметы и поговорки о весне

1

Пословицы, приметы и поговорки, связанные с весенними праздниками

Работа над  хореографической  разводкой в песне

«Во саду ли в огороде»

25.04

Весна - красна

1

Повторение материала

Дети рассказывают о весенних праздниках, исполняют хоровод

29.04

Народный календарь. «Сороки».

1

Народные традиции и обряды на праздник «Сороки»

Исполнение ранее изученных весенних закличек

02.05

Летние праздники

1

Знакомство с календарем летних праздников

Разучивание песни  «Весна-красна, теплое летечко»

06.05

Праздник «Троица»

1

Рассказ о празднике «Троица»

Просмотр видео с Троицких фестивалей

13.05

Народный календарь. «Троица»

1

Народные традиции и обряды на праздник «Троица»

Исполнение песни «Весна-красна, теплое летечко»

16.05

Обряд «Завивание березки»

1

Рассказ об обряд «Завивание березки»

Разучивание песни «Кукушка трава»

20.05

Обряд «Кумление»

1

Рассказ об обряде «Кумление»

Театрализация обрядов

23.05

Повторение пройденного материала

1

Повторение теоретического материала полученного за этот год

Дети рассказывают о народном календаре

27.05

Вокально-хоровая работа

1

Повторение материала

Исполнение изученных песен

30.05

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Исполнение песен

Итого:

74ч


 Календарный учебный график для 2 года обучения (группа №2, №6)

Время проведения группа № 2: понедельник, среда 11:20-12:05

Время проведения группа № 6: понедельник, среда 16:35-17:05

Место проведения группа № 2: кабинет № 41, № 26

Место проведения группа № 6: д/с № 39 музыкально-спортивный зал

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

03.09

Вводное занятие.

1

Занятие-беседа

Опрос

05.09

Фольклор – народная мудрость

1

Занятие-беседа

Опрос

10.09

Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки

1

Занятие-игра

Кроссворд

12.09

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

17.09

Вокально-хоровая работа. Повторение.

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

19.09

Народный календарь

1

Занятие-беседа

Игра

24.09

Приметы осени.

1

Занятие-путешествие

Викторина

26.09

Рябинник – сентябрь

1

Занятие-путешествие

Опрос

01.10

Пословицы и поговорки об осени

1

Занятие-беседа

Игра

03.10

Свадебник- октябрь. Сватовство.

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

08.10

Свадебник- октябрь. Смотрины

1

Занятие-игра

Опрос

10.10

Свадебник- октябрь. Пропой.

1

Занятие-игра

Викторина

15.10

Праздник «Покров»

1

Занятие-презентация

Опрос

17.10

Праздник «Покров»

1

Занятие- праздник

Театрализованное представление

22.10

Народные праздники в ноябре

1

Занятие-беседа

Игра

24.10

«Кузьминки – ноябрь»-

1

Занятие-путешествие

Опрос

29.10

Знакомство с жанром «Заклички»

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

31.10

Объяснение целей исполнения «Закличек»

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

07.11

Учимся водить хоровод

1

Практическая работа

Игра

12.11

Календарные праздники

1

Занятие-презентация

Викторина

14.11

Знакомство с календарными песнями Белгородской области

1

Занятие-путешествие

Игра

19.11

Особенности календарных песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

21.11

Объяснение целей исполнения календарных песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

26.11

Исполнение календарных песен

1

Занятие-концерт

Выступление

28.11

Трудовые песни. Знакомство с жанром.

1

Занятие-игра

Опрос

03.12

Жнивная обрядность

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

05.12

Трудовые песни. История появления.

1

Занятие-презентация

Опрос

10.12

Особенности трудовых песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

12.12

Календарные песни. История появления.

1

Занятие-путешествие

Кроссворд

17.12

Особенности календарных песен

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

19.12

Традиции нашего региона

1

Занятие-презентация

Викторина

24.12

Зимние святки

1

Занятие-путешествие

Опрос

26.12

Пришла «Коляда»

1

Занятие-праздник

31.12

Колядки

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

09.01

«Щедрый вечер- добрый вечер»

1

Занятие-праздник

Опрос

14.01

Щедровки

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

16.01

Щедровальный обряд

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

21.01

Рождество Христово

1

Занятие-сказка

Опрос

23.01

Христославления

1

Занятие-репетиция

Игра

28.01

Крещение

1

Занятие-праздник

Викторина

30.01

Обряд «Крещение»

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

04.02

Духовные стихи

1

Занятие-беседа

Опрос

06.02

Методика исполнения духовных стихов

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

11.02

Масленица

1

Занятие-презентация

Игра

13.02

Понедельник - Встреча

1

Занятие-беседа

Игра

18.02

Вторник-Заигрыш  

1

Занятие-игра

Опрос

20.02

Среда-Лакомка

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

25.02

Разгульный четверг

1

Занятие-игра

Опрос

27.02

Пятница - тёщины блины

1

Занятие-беседа

Игра

04.03

Суббота - Заловкины посиделки

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

06.03

Прощенное воскресенье

1

Занятие-праздник

Кроссворд

11.03

Приметы весны

1

Занятие-презентация

Викторина

13.03

Пословицы и поговорки о весне

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

18.03

«Веснянки»

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

20.03

Объяснение целей исполнения «веснянок»

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

25.03

Заклички весны.

1

Занятие-концерт

Выступление

27.03

Апрель – снегогон

1

Занятие-беседа

Опрос

01.04

Разучивание закличек

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

03.04

Загадки о весне

1

Занятие-презентация

Игра

08.04

Старинный праздник

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

10.04

Знакомство с народным календарем месяцев

1

Занятие-путешествие

Викторина

15.04

Весенний праздник. Апрель - снегогон

1

Занятие-беседа

Игра

17.04

Весенний праздник. Май – травень

1

Занятие-беседа

Игра

22.04

Пословицы, приметы и поговорки о весне

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

24.04

Весна - красна

1

Занятие-путешествие

Игра

29.04

Народный календарь. «Сороки».

1

Занятие-праздник

Опрос

06.05

Летние праздники

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

08.05

Праздник «Троица»

1

Занятие-презентация

Опрос

13.05

Народный календарь. «Троица»

1

Занятие-праздник

Игра

15.05

Обряд «Завивание березки»

1

Занятие-спектакль

Театрализованное представление

20.05

Обряд «Кумление»

1

Занятие-игра

Опрос

22.05

Повторение пройденного материала

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

27.05

Вокально-хоровая работа

1

Занятие-репетиция

Прослушивание

29.05

Итоговое занятие

1

Занятие-концерт

Выступление

июнь

Народный календарь праздников. Осень, зима

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

июль

Народный календарь праздников. Весна, лето

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

август

Дыхательная гимнастика, упражнения на дыхание

Самостоятельная работа

Самоконтроль


Содержание

2-й год обучения 

  1. Вводное занятие. Знакомство с курсом предмета.

Теория: Беседа: «Фольклор – народная мудрость». Сведения о фольклоре и его жанрах, народном певческом словаре, о четырех основных группах детских бытовых песен:

1) песни диалогические,

2) песни кумулятивные,  

3) песни с припевом,

4) песни – перегудки.

Основные правила техника безопасности и охрана жизни и здоровья. Повторение текста песен 1- го года обучения. Закрепление ранее полученных вокально-хоровых навыков: четкой дикции, гибкости и подвижности голоса, чистого интонирования, выразительного исполнения. Ознакомление воспитанников с программой.

Практика: Повторение музыкальных песен 1- го года обучения. Распевание, работа над дикцией в тексте песен с элементами движений.

Форма проведения занятия: беседа

Приемы и методы: словесные, практические.

Дидактический материал: нотно-песенный материал, народно - певческий словарь.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.

Литература: М.Харлицкий «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды» (М. Родник (издательство Российского союза любительских фольклорных ансамблей), 1996).

Форма подведения итогов: экспресс-опрос, беседа.

2. Осень - перемен восемь.

Теория: Беседа: «Рябинник – сентябрь», знакомство воспитанников с народным календарем, приметами, пословицами, поговорками как фольклорный жанр.

Беседа: «Свадебник – октябрь», знакомство воспитанников со свадебными традициями Белгородской области. Праздник «Покров».

«Кузьминки – ноябрь»- беседа о народных праздниках месяца ноября.

Практика: Изучение  закличек: «Осень», «Солнышко», изучение игровых песен: «Бояре», хороводные: «По речушке по Самарушке», «У нас во лугу». Знакомство с фольклорно- хореографическими элементами в хороводных песнях Белгородской области. Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, игровые.

Дидактический материал: репродукции картин природы, фотографии (осень).

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты бумага, акварельные краски, фломастеры.

Литература: Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины» - Белгород, 2000. Жиров М.С. «Фольклорные традиции села Мошеное Яковлевского района» - Белгород, 1998.

Форма подведения итогов: беседа, блиц-опрос, аукцион пословиц.

3. Устное народное творчество. Жанр народной словесности.

Теория: Изучение жанра былины. Рассказ об истории Руси, объединении разных народов, отраженных в былинах. Сказочные образы героев-богатырей, поэтический и композиторский дар былинных сказителей, особенности былинного напева. Знакомство с элементами народоведения в игровой форме: пословица, поговорка, прибаутка, пустобайка, скороговорки, загадки. Связь их рождения с практической деятельностью людей, с познанием окружающего мира. Театрализованные игры.

 Практика: Обобщение и закрепление знаний учащихся о жанре былина. Слушание и анализ «Первая песня Баяна» (из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка). Импровизация – игра. Освоение музыкального и пластического языка в «Карагодах» Белгородской области. Распевание музыкальных припевок. Развитие вокально-интонационного слуха, координации слуха и голоса.

Форма проведения занятия: рассказ, комбинированное занятие с включением игровых моментов.

Приемы и методы: репродуктивный, игровые.

Дидактический материал: подборка пословиц народов мира, аудиозапись «Первая песня Баяна» (из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка), нотно-песенный материал.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты. Сборник В.Даля «Пословицы народов мира».

Форма подведения итогов: беседа, игра «пословицы, поговорки…».

4. Праздники – древние традиции, исторический опыт народа.

Теория: Календарные праздники, обрядовые праздники. Рассказ «Жнивная обрядность». Понятие об организующей роли ритма в процессе труда (например, знакомство с трудовыми припевами народа Знакомство с историей появления и  изучение особенностей трудовых песен. Сравнение произведений художников, поэтов, писателей, композиторов (сопоставление русской народной песни «Дубинушка» со стихами Н.Некрасова и картиной И.Репина «Бурлаки»).

Практика: Исполнение и имитация трудовых действий. Слушание и анализ записей песен Белгородской области, Белгородского  района (п. Майский) в исполнении ансамбля «Завалинка». Разучивание, исполнение, игры хороводных песен: «По речушке по Самарушке», «У нас во лугу». Разучивание мелодии, текста песен. Пение двухголосия, работа над партиями (сопрано, альт). Закрепление вокально-исполнительских навыков (пение естественным звуком, четкая дикция, чистое интонирование при а капелльном исполнении, умение слушать себя и товарищей).

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: фонозапись русской народной песни «Дубинушка»,  

Литература: стихи Н.Некрасова, картина И.Репина «Бурлаки»). Оборудование: магнитофон,  кассеты, ноты, стихи Н.Некрасова, репродукция картины «Бурлаки» И.Репина. Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины» -Белгород, 2000.

Форма подведения итогов: экспресс-опрос.

5.Зимние святки.

Теория: Беседа: «Зимние святки», дети знакомятся с древними истоками этого праздника (поздравительные песни – «колядки», «щедровки», символика величальных святочных песен, ряженый…). Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси, его месте и значении в традициях русского народа. Колядовщики водят хороводы, разыгрывают комедийные сценки, гадают (на воде, на полене, с соломой, на кольце, хлебе и крючке, на луковице и т.д.), загадывают  загадки.

Беседа о  Рождественском празднике. Содержании песен и их характере.

Беседа: «Масленица» - знакомит воспитанников с образом праздника. Изучение символики знаков, масленичные песни, игры.

Практика: Конкурс на лучшее чтение песни «Коляда». Разучивание попевок  «Коляда», «Уж как шла коляда», игры: «Гори, гори ясно», «Масляная», «Прощай масленица». Духовный стих «Два ангела». Работа над легкостью исполнения песен, полетного звучания в подвижном темпе. Освоение навыка своевременно вступать после вступления, брать короткое дыхание между фразами, быстро произносить согласные «р» и «с», протягивать гласные «я», «е», «а». Выразительное исполнение песни сопровождается хороводом. Знакомство и разучивание фольклорно- хореографических элементов в обрядовых песнях. Изучение шага с притопом. Учащиеся отгадывают загадки о зиме (рисунки – отгадки).

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фонозаписи масленичных песен, попевок  «Коляда», «Уж как шла коляда», гадальные песни, игры: «Гори, гори ясно», «Масляная», «Прощай масленица».

Литература: Игры, рисунки – отгадки Кирсанова. В.В. «Копилка народной мудрости» - Харьков, 11998.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты, чучело масленицы, костюмы, сценарий.

Форма подведения итогов: театрализованное представление «Масленица».

6. Веснянки.

Теория: Беседа: «Апрель - снегогон», «Май – травень», праздник «Сороки». Изучение весенних праздников. Знакомство с народным календарем месяцев: апрель, май (в пословицах, приметах и поговорках). Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси, его месте и значении в традициях русского народа. Воспитанники знакомятся с традицией кумления, завивания березки и т. д. Сочинение миниатюры (рассказы бабушек).

Практика: Выразительное чтение текста весенних закличек учащимися, найти в ней вопрос и ответ. Воспроизведение ритмического рисунока заклички, выделяя в ней ударения. Разучивая заклички весны: «Жаворонок – дуда», «Дождик» исполнять мелодию напевно в умеренном темпе и чисто интонировать кварту вниз и вверх, а также поступенное движение вверх. Игровые песни: «Пчелы», «Дрема» добиваться  полетного звучания в подвижном темпе. В хороводных: «Заплетися плетень», «Во поле береза стояла» работа над  хореографическими  разводками и сохранением чистоты интонации на повторном звуке «ми» и своевременно начинать пение после вступления.  Конкурс «Весенние загадки».

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: фонозаписи песен «Жаворонок – дуда», «Дождик», «Пчелы», «Дрема», «Заплетися плетень», «Во поле береза стояла».

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты, веточки березы.

Литература:. Жиров М.С, Жирова О. Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины»-Белгород 2002.

Форма подведения итогов: праздник «Весна – красна».

7. Детский бытовой фольклор. Классификация детского фольклора. Духовный стих.

Теория: Беседа: «Детский фольклор». Знакомство  воспитанников с тремя основными назначениями классификациями детской народной поэзии:

1)игровой фольклор,

2)бытовой фольклор,

3)календарный фольклор.

Духовные стихи.

Практика: Чтение духовных стихов, анализ. Импровизация – игра «Угадай-ка». Продолжение освоения музыкального и пластического языка в «Карагодах» Белгородской области. Распевание музыкальных припевок (по выбору педагога). Дальнейшее развитие вокально-интонационного слуха, координации слуха и голоса, чувства ритма.

Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.

Приемы и методы: игровые, практические.

Дидактический материал: схема распевок, игра «Угадай-ка», нотно-песенный материал.  

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.

Форма подведения итогов: кроссворд.

8. Жанр сказка.

Теория: Беседа о жанре «сказка» (вымышленный рассказ) и основных поэтических особенностях волшебной сказки. Особенности и отличия жанра сказки от других жанров. Сказка - забавная поучительная история. Собиратели народных сказок – А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Худяков, А.Н.Афанасьев и др. Комментирование и выборочное чтение русских народных сказок. Знакомство с элементами анализа текста.

Практика: Знакомство с элементами анализа текста. Найти в сказке формулы и словесные повторения. Рассказ по иллюстрации сказки (по выбору учащихся), инсценирование эпизодов. Выразительное чтение сказки по ролям. Анализ поэтических особенностей сказки (пространство, время, способ характеристики персонажей и пр.). Формирование первичного представления об организации сказочного текста. Закрепление ранее полученных вокально-хоровых навыков: четкой дикции, гибкости и подвижности голоса.

Форма проведения занятия: элементы театрализованного представления

Приемы и методы: беседа, рассказ, игровые приемы.

Дидактический материал: ролевой инструментарий к русским народным сказкам А.Н. Афонасьева, картины В.М.Васнецова, И.Я.Билибина и др., репродукции костюмов Белгородской области, нотно-песенный материал.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, элементы костюмов для инсценировки сказок. «Народные русские сказки» А.Н. Афонасьева, репродукции иллюстраций к сказкам и картины В.М.Васнецова, И.Я.Билибина и др.

Форма подведения итогов: фронтальный опрос, инсценировка сказки.

9. Итоговое занятие.

Теория: Зачет.

  1. Знание о фольклоре и его жанрах.
  2. Знание календарных, обрядовых праздников.
  3. Знание осенних, зимних, весенних праздников.

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (обучающиеся  сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятие-концерт.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • песенный аудиоматериал к изучаемым темам;
  • иллюстрации, репродукции к темам «Сказки»;
  •  видеоматериал по тема «Драматическое действие в играх»

раздаточный материал:

  • карточки со скороговорками
  • нотно-песенный материал

материалы для проверки освоения программы: 

  • карточки с заданиями для  занятий-зачётов,
  • творческие задания;
  • кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, посещение концертов народной музыки и пения, фольклорных фестивалей и конкурсов, что  позволит накопить и расширить зрительский опыт обучающихся, развить у них умение отличать народное творчество от эстрадного, приходить к правильному нравственному суждению.


Список литературы

  1. Алексеева М. А. Музыкальный фольклор с элементами народоведения. – Б., 1998.
  2. Аникин В. П., Гусева В. Е. Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре.- М, 1991.
  3. Бакланова Т.И.  «Народная художественная культура» М.,1998.
  4. Веретенников И. И. Белгородские карагоды - Б., 1993.
  5. Веретенников И. И. Русская народная песня в школе - Б., 2005.
  6. Веретенников И. И. Народные песни Валуйского района – Б., 2010
  7. Жиров М.С. и. Жирова О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» Белгород, 2002.
  8. Жиров М.С., Жирова О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» -Белгород, 2001.
  9. Кулабухов А.В., Солодовникова Н.В. Сборник статей и материалов /Народные традиции села Подольхи Прохоровского района/ «Прекрасна ты, моя сторонушка..»-Белгород, БГЦНТ, 2004.
  10. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей - М.,  2002.
  11. Миленко В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи. – М. 1995.
  12. Новицкая М. Ю. Введение в народоведение - М.,1994.
  13. Овчарова  Р. Практическая психология в начальной школе. – Ташкент.

Интернет источники:

http://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html

http://folklor-dlya-detej.ru/category/pesni-pripevki-stixi/

https://culture.wikireading.ru/63957