Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к истокам народной культуры.

Шершунова Елена Николаевна

Доклад на тему :  "Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к истокам народной культуры " 

Доклад посвящен вопросам воспитания у детей социально-нравственныхкачеств посредством приобщения к ценостям народной культуры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается  с любви к своей семье, своему дому, своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится сознательной  и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала…»

 В нашем учреждении духовно-нравственное воспитание является одним из наиболее ведущих направлений деятельности. Одной из ступеней духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды деятельности школьника и традиционные методики школьного образования. Первые шаги духовного воспитания- это  приобщение к традициям нашего народа. В этом возрасте ребенок осваивает социальные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания взрослым, пробует силы в различных направлениях. Но и наблюдаются начальные проявления лжи, лукавства, жестокости. В. Сухомлинский писал «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь ,потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств» Духовно-нравственное воспитание на основе приобщения к истокам народной культуры формирует личность, благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие ,мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

  Работу по духовно-нравственному воспитанию мы строим на основе приобщения детей к доступным их  пониманию идеалам, святыням ,героям своей земли. В своей работе  используем                                            все  виды фольклора с учетом  регионального компонента, знакомим  с обрядовыми праздниками. В них  фиксируются  накопленные веками тончайшие  наблюдения за  характерными особенностями времён  года, поведением  птиц, насекомых, растений. Причём  эти  наблюдения непосредственно  связаны с  трудом и с различными  сторонами общественной жизни  человечества во  всей  её  целостности и  многообразии.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Что такое нравственность? Энциклопедически - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это всё то, что регулирует поведение человека в обществе.

Мы стараемся приобщить детей к истокам  народной  культуры-   это формирование гармонично развитой личности с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами, расширение историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

       У нас в планировании работы по духовно-нравственному воспитанию намечены разные формы  работы  с учётом возможностей и особенностей детей класса:

-  Игры;

- Викторины, конкурсы;

- Беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий);

- Целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту);

- Обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах города и в общественных местах).

        -Посещение школьного музея.  « Русская изба»

Школьный музей оказывает большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта. Дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять русскую народную культуру        

    Знакомство детей с родным городом оказывает большое воздействие на чувства детей, при этом развивается и совершенствуется их речь, интеллект, формируется образно-наглядное мышление, воображение и  индивидуальность ребёнка, которая  определяет его жизненный путь и душевные устремления. Ребёнок не только познаёт свой город, но и выражает своё отношение к нему. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию у него нравственных ценностей.      

  Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, было замечено, что полученные знания находят выход в повседневной жизни ребенка. Соприкосновения с народными традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ ,поддерживают интерес к его истории и культуре.

  Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания в итоге  дадут положительные результаты.