Программы студии "Танцевальная планета"

Овечкина Елена Юрьевна

Общеразвивающие программы, по которым работает студия "Танцевальная планета"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Танец таит в себе огромное богатство для художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и раскрывает и растит духовные силы ребенка, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Направленность образовательной программы.

 Данная программа предлагается для коллектива народно-сценического направления. Основной репертуар строится из русских народных танцев и танцев народов мира. Включаются в репертуар и постановки в современных танцевальных стилях, что делает его более разнообразным и интересным.

Программа модифицирована на основе методик обучения хореографии в соответствии с возрастными психо-физическими особенностями детей и подростков. При разработке данной программы были взяты за основу:  методика преподавания классического танца Вагановой А.Я., методика преподавания народно-сценического танца Гусева Г.П.,  методика преподавания классического танца для начинающих Вихревой Н.А.,  методика обучения хореографии школьников Прутовой Т.В., Беликовой А.Н. и Кветной О.В.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что, занимаясь танцем, ребенок познает красоту и силу своего тела, развивается физически, корректируются недостатки осанки; растет культура ребенка благодаря его соприкосновению с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием балетного театра. Занятия хореографией по данной программе воспитывает такие черты характера, как любовь к родному искусству, ответственность, трудолюбие, коллективизм. Занимаясь в танцевальном коллективе, выступая на сцене, повышается самооценка ребенка, развивается внимание, память, мыслительные, мыслительные процессы.    

                                         ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Целью данной образовательной программы является раскрытие творческого потенциала ребенка, через приобщение его к хореографическому искусству.

Задачи образовательной программы:

            - идейно-нравственное и художественное воспитание ребенка;

            - его физическое и духовное развитие;

 - создание интересного творческого детского коллектива.

 - приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям

      Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих является систематизированное и дозированное использовании совокупности методик обучения хореографическому искусству.  

Данная программа включает в себя два года обучения и рассчитана на детей и подростков в возрасте от 9 до 12 лет.

Программа предлагается для изучения учащимся, освоившим программу «Хореография «Танцевальная планета» начальный уровень».

      Ожидаемые результаты.

Занимаясь по данной программе, ребята получают знания, умения и навыки в области хореографии. Развивается познавательная деятельность школьников. Обогащается двигательный опыт детей разнообразными видами движений. Занятия по программе способствуют гармоничному физическому и психическому развитию ребенка. Ребенок овладевает профессиональными навыками танцовщика, более глубоко начинает понимать танец, в нем воспитывается грамотный, истинно культурный зритель.

Формы подведения итогов реализации программы.

На первом году обучения итоги подводятся в форме открытых занятий. Так же проводится диагностика мотивации к учебным занятиям в начале и в конце учебного года.

На основном этапе и этапе повышения мастерства итоги подводятся  в форме контрольных уроков по классическому и народному танцам, проводится тестирование по теоретической части программы, диагностика специальной физической подготовки, мониторинг участия детей в городских, региональных и международных концертных программах, фестивалях и конкурсах.

Учебно- тематический план

1 — й год обучения

№ п\п

Тема

Количество часов

практика

теория

всего      

1

Азбука классического танца

15

5

20

2

Ритмика

25

5

30

3

Народно-сценический танец

33

7

40

4

Гимнастика

8

2

10

5

Репетиционная работа

18

2

20

Аудиторные занятия

123

21

144

Самоподготовка (внеаудиторные занятия)

55

5

60

Всего часов:

178

26

204

2 — й год обучения

№ п\п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Классический танец.

10

50

60

2

Народно-сценический танец

10

50

60

3

История хореографии

16

10

26

4

Гимнастика

5

15

26

5

Репетиционная работа

3

27

50

Аудиторные занятия

44

172

216

Самоподготовка (внеаудиторные занятия)

10

70

80

Всего часов

54

242

296

Содержание программы

В программу обучения входят следующие разделы:

-Народно-характерный танец;

-Классический танец;

-Музыкально - ритмическое движение (на первом году обучения);

-История хореографического искусства;

- Гимнастика с элементами акробатики и коррегирующие упражнения.

Стремясь повысить исполнительский уровень ребят и укрепить их физическое здоровье, элементы импровизации и пантомимы.

1-й год обучения

Раздел 1.ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.

      Обучение основам классического танца в детских самодеятельных хореографических коллективах проводится по типовым программам классического танца, но в упрощенном варианте. Классический танец дополняет образование ребят, закладывает фундамент знаний будущего танцовщика.

       Занимаясь классическим танцем, дети делают первые шаги в освоении координации движений и приобретают апломб; изучают постановку корпуса, рук, ног, головы. Классический тренаж вырабатывает силу и эластичность мышц, гибкость корпуса; развивает выворотность ног и танцевальный шаг; закладывает основы для прыжка; дает навыки осмысленного и выразительного исполнения движений.    

Тема 1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

(лицом к станку, держась двумя руками за опору).

  1. Фиксация положения корпуса
  2. demi plie по 1, 2 позициям.
  3. Grand plie по 1 и 2 позициям
  4. Сочетание demi plie и Grand plie по 1 и 2 позициям
  5. Battement tendu по 1 позиции.
  6. Battement tendu вперёд со сгибанием стопы
  7. Battement tendu с demi plie.
  8. Battement tendu  plie – soutenu  вперед, в сторону и назад.
  9. Вattement jete в сторону, вперёд и назад.
  10. Battement jete pique (подготовка) вперед, в сторону и назад.
  11. Passe par terre.
  12. Rond de jamb par terre en dehor et en dedan.
  13. Releve на полупальцы по всем  позициям.
  14. Перегибы корпуса.
  15. Прыжки у станка.

За одно занятие разучивается не более одного упражнения.

Тема 2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.

  1. Поклон.
  2. Танцевальный шаг с носка.
  3. Танцевальный легкий бег.
  4.  Па галопа (вперед и в сторону).
  5. Па польки.
  6.  Упражнения для рук и корпуса.
  7. Балансе по 3 позиции (со 2 полугодия).
  8. Вальсовая дорожка.

Раздел  2. РИТМИКА.

      Программа по музыкально-ритмическому движению 1 года обучения включает следующие темы:

Тема 1. Понятие сильной и слабой доли такта

Тема 2. Синкопированный ритм, затакт.

    Тема 3. Музыкальные темпы: адажио, аллегро, модерато и др.

    Тема 4. Ритмический рисунок.

Упражнения проводятся в игровой форме.

  1. Передача сильной и слабой доли такта хлопками и притопами, шагами,   работой рук.
  2. Движение из-за такта.
  3. Упражнение «эхо».
  4. Передача ритмического рисунка движениями (шаг, бег, подскок и  др.).
  5. Передача движениями музыкального размера и ритмического рисунка.

6.         Упражнения в различных музыкальных темпах.

Раздел 3. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА

Построения и рисунки танца

«Русский самовар»,

«Кукляндия»,

«Полный вперёд»,

«Новогодняя полька».

Раздел  3. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.

В коллективе народно-сценического направления самое большое количество часов отдается изучению народно-характерного танца.

На первом году обучения изучаются темы:

  1. Азбука народного танца.
  2. Основы русского народного танца.
  3. Основы белорусского народного танца.

Тема 1. АЗБУКА НАРОДНОГО ТАНЦА.

  1. Позиции и положения рук характерные для народного танца: 1, 2. 3 позиции, подготовительное положение, положение рук на поясе и «полочкой».
  2. Позиции ног 1, 2, 3, 6, понятие не выворотной позиции.
  3. Удар всей стопой (притоп) и подушечкой пальцев.
  4. Выведение ноги на носок, каблук, носок из 3 позиции вперед, в сторону, назад.
  5. То же с ударом стопы при возвращении в позицию.
  6. Вынос ноги на каблук вперед и в сторону.
  7. Тройной притоп.
  8. Подготовка к веревочке (пасе).
  9. Demi plie  по изученным позициям.

                                 Тема 2. ОСНОВЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Танцевальные ходы.

  1. Простой танцевальный шаг на всю ступню и на низкие полу-пальцы.
  2. Простой шаг с продвижением назад.
  3.  Простой шаг с притопом с продвижением назад и в перед.
  4. Тройной шаг.
  5. Шаг с притупкой.
  6. Припадание.

Танцевальные движения.

1  «Гармошка».

2.   «Елочка».

3.   Ковырялочка.

  1. Ковырялочка с тройным притопом.
  2. Вынос ноги на каблук.
  3. Повороты на припадании.
  4. Топотушки.
  5.  Поклон.

Построения и рисунки.

  1. По кругу, взявшись за руки.
  2. В линию.
  3. В колонну по одному и по два.
  4. «Ручеек».
  5. Сужение и расширение круга.
  6. Змейка.
  7. Диагональ.

                                                 

Тема 3. ОСНОВЫ БЕЛОРУССКОГО ТАНЦА.

Танцевальные ходы.

  1. Простой шаг с носка.
  2. Подскок.
  3. Подскок с двумя последующими шагами.
  4. Шаг с высоким подниманием бедра.

Танцевальные движения:

  1. Вынос каблучка вперед, в сторону, назад.
  2. Поворот на подскоках.
  3. Хлопки с проскальзывающим движением рук.
  4. Подбивка.
  5. Ковырялочка на подскоках.

Построения и рисунки:

  1. Работа в парах.
  2. Два круга.
  3. «Гребенка».

После разучивания движений и ходов составляются этюды, с использованием различных рисунков и построений. Разученные в этюдах элементы переносятся в танцевальные номера.

   

  2-й год обучения.                                                    

Раздел 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.

     В этом возрасте мышцы у детей еще мягкие, податливые и уроки классического танца приносят большую пользу. Упражнения из первого года обучения выполняются по 5 позиции. Новые движения разучиваются по 1 позиции, а затем по 5.

Тема 1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. 5 позиция ног.
  2. Demi plie по 1, 2 и 5  позициям.
  3. Grand plie.
  4. Battement tendu soutenu.
  5. B. t. Jite pique.
  6. B. t. Jetre balancoir.
  7. Battement fondu.
  8. Grand battement jete.
  9. Battement frappe.
  10. Battemente releve lent на 45 градусов.

Со второго полугодия все упражнения выполняются боком к станку по 5 позиции.

Тема 2. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Port de bras – 1, 2, 3 формы.
  2. Позы croisee, effacee.
  3. 1й и 2й arabesque
  4. Малые позы.
  5. Прыжки: saute, echappe, glissade.
  6. Балансе и вальсовая дорожка.
  7. Вращения.

                           

         Раздел 3. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.

     На втором году обучения продолжается изучение русского и белорусского танца, также начинается изучение украинского и других европейских танцев, исходя из репертуара.

Вводится в уроки народно-характерный экзерсис.                              

ТЕМА 1. НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИСС

Цели экзерсиса:

-всестороннее развитие суставов, мышц, связок;

-развитие техники;

-развитие координации и пластики;

-знакомство с различными национальными характерами;

-развитие ритмичности;

  1. Preparation (все движения выполняются держась одной рукой за опору).
  2. Plie мягкое и отрывистое.
  3. Battement tendu с переходом рабочей ноги с носка на каблук.
  4. Упражнение 3 с plie в момент перехода рабочей ноги с носка на каблук.
  5. Упражнение №3 с ударом всей стопой в 3 позиции и с двойным ударом.
  6. Battement tendu jete simpie.
  7. Battment tendu jete c plie на опорной ноге.
  8. Battement tendu jete c plie и подъемом пятки опорной ноги.
  9. Rond de jamd.
  10. Подготовка к веревочке и упражнения для бедра.
  11. Упражнения на выстукивание.
  12. Grand battement jete.
  13. Pas tortille.
  14. Подготовка к штопору и штопор.
  15. Голубцы низкие и ключ.

   

ТЕМА 2. РУССКИЙ ТАНЕЦ.

  1. Веревочка.
  2. Моталочка.
  3. Маятник.
  4. Молоточки.
  5. Простые дроби.
  6. Различные положения рук.
  7. Работа с платочком.

Этюды с использованием движений прошлого года и разученные в этом году.

ТЕМА 3.  БЕЛОРУССКИЙ ТАНЕЦ.

  1. Основной шаг польки «Янки».
  2. Основной ход «Бульбы».
  3. Подбивки.
  4. Соскоки на двух ногах.
  5. «Козочка».
  6. Веревочка.
  7. Бегунец.
  8. Хлопки и дроби.

ТЕМА 4 . ПОСТРОЕНИЯ И РИСУНКИ.

  1. Воротца.
  2. «Книжечка».
  3. «Гребенка» в диагонали.
  4. Переход из одной диагонали в другую.

                                             

Раздел 4. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИИ

Вводится новый предмет «история хореографии».

ТЕМА 1. «Роль танца в жизни людей»,

 ТЕМА 2. «Русское народное хореографическое искусство»,  

ТЕМА 3. «Белорусское народное хореографическое искусство»,

ТЕМА 4. «Балет - высшая форма танца».

Раздел 5. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА

Танцы:

«Топотушки»,

«Гусачок»,

«Летка-енька»,

«Прогулка»,

«Полька Янка»

Темы и задания для самоподготовки

1– й год обучения.

  1. Самостоятельно выполнять упражнения на растяжку и развитие гибкости.
  2. Вести дневник по хореографии. Записывать в него задания и новые темы.
  3. Оформить «словарик танцевальных терминов» и выучить названия всех движений, изученных в учебном году.
  4. Разучить последовательность выполнения упражнений в классическом экзерсисе.

  1. – й год обучения.
  1. Самостоятельно выполнять упражнения на растяжку и развитие гибкости.
  2. Продолжать вести дневник и «словарик танцевальных терминов». Добавить раздел «современный танец» и выучить названия положений и движений современного танца, изученных в учебном году.
  3. Самостоятельно проработать технику выполнения дробей.
  4. Разучить последовательность выполнения упражнений в экзерсисе на середине зала.
  5. Найти и посмотреть видеозапись балета «Щелкунчик».

Оценка результативности образовательной программы

Для оценки уровня освоения детьми образовательной программы хореографической студии «Танцевальная планета» в конце учебного года проводится контрольный урок по основным разделам программы: «классический танец» и «народный танец», где оценивается уровень сформированности двигательных, музыкально-ритмических навыков, танцевальная выразительность.

1. Контрольный урок включает в себя экзерсис у станка, аллегро и адажио в уроке классического танца и танцевальные комбинации на середине зала на уроке народного танца, а также танцевальный этюд. Все разделы контрольного урока включают в себя движения, построения и рисунки, изученные в учебном году. Каждый раздел урока оценивается отдельно и выводится средний балл.

Критерии оценки.

3 балла (высокий уровень): ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание, сохраняет правильное положение корпуса, рук и ног, движения выполняет выразительно, ритмически точно в характере музыкального произведения.

2 балла (средний уровень): делает ошибки в выполнении задания, но исправляет их после указаний педагога, не всегда может отразить в движении характер музыкального произведения.

1 балл (низкий уровень): ребёнок не справляется с заданием, даже после дополнительных указаний, не выразителен, не может передать ритмический рисунок.

2. При оценке результативности образовательной программы учитывается участие детей в фестиваля,  конкурсах, концертах.

Очень высокий уровень предполагает высокую степень освоения программного материала, участие в международных фестивалях, призовые места на региональных конкурсах активное участие в концертной деятельности коллектива.

Высокий уровень: высокий уровень освоения программного материала, участие в региональных и городских фестивалях и конкурсах, активная концертная деятельность.

Средний уровень: средняя степень освоения программного материала, участие в фестивалях и конкурсах на уровне района, в концертных программах на уровне ДЮЦа.

Низкий уровень: низкая степень освоения программного материала, участие в мероприятиях на уровне студии.

Методическое обеспечение

Успешное решение поставленных задач на занятиях танцами с детьми дошкольного возраста возможно при использовании следующих методов и принципов обучения:

  1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим — определение посильных для него заданий.
  2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
  3. Принцип систематичности — (один из ведущих) регулярность и непрерывность занятий. Систематические занятия не только способствуют оптимальному усвоению материала, но и дисциплинируют ребёнка, приучают его к методичной и регулярной работе.
  4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающиеся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
  5. Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип.
  6. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов. При разучивании новых движений наглядность — это безукоризненный практический показ движений педагогом. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности.

Основные формы и методы работы.

Основные методы работы, направленные на достижение образовательных задач:

  1. Метод показа чаще всего используется во время разучивания нового движения или упражнения.
  2. Словесный метод. Словесные объяснения при работе с дошкольниками должны быть краткими, образными и конкретными.
  3. Музыкальное сопровождение как методический приём. Правильно выбранная музыка несёт в себе все эмоции, которые дети должны проявлять в танце.
  4. Импровизационный метод используется для обучения свободному, непринуждённому движению.
  5. Метод иллюстративной наглядности. Рассказы о танцевальной культуре, знакомство с репродукциями, видеофильмами и т.д.
  6. Игровой метод. Основной метод в работе с детьми дошкольного возраста. Каждая игра, используемая на занятии, отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей.
  7. Концентрический метод заключается в возвращении к уже пройденному материалу,  но уже на более сложном уровне.

     Основные формы работы.  

Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие включающее в себя изучение нового материала,  повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.

Целостный процесс обучения хореографии можно условно разделить на три этапа усвоения учебного материала:

  1. Начальный этап. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.
  2. Этап углубленного разучивания. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы.
  3. Этап закрепления и совершенствования. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.

Типы учебных занятий в студии:

1.Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.

  1. Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.

Список использованной литературы:

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - Спб., 2000
  2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. -  СПб., 2002.
  3. Вихрева Н. А. Классический танец для начинающих. – М., 2004.
  4. Вихрева Н. А. Партерный экзерсис: Для подготовки к занятиям классическим танцем. – М., 2004.
  5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка. – М., 2003.
  6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2004.
  7. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI – XIX веков. – Калининград, 2004.
  8. Левин М. В. Гимнастика в хореографической школе. – М., 2001.
  9. Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец. – М., 1988.
  10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
  11. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М., 2006.