Приёмы мотивации к занятиям учащихся среднего и старшего школьного возраста в хореографической студии "Танцевальная планета"

Овечкина Елена Юрьевна

Материал из опыта работы педагого дополнительного образования Овечкиной Елены Юрьевны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской»

«Приемы мотивации к занятиям учащихся среднего и старшего школьного возраста  в хореографической студии

«Танцевальная планета»

(из опыта работы педагога дополнительного образования Овечкиной Елены Юрьевны)

Калининград

2018

Содержание:

  1. Вступление. Шесть принципов обучения и воспитания обучающихся среднего и старшего школьного возраста в хореографической студии «Танцевальная Планета»
  2.  «Осознанность обучения».
  3. «Системность и разнообразие».
  4. «Научился сам – научи другого!».
  5. «Внимание к человеку».
  6. «Открытость и дружелюбие».
  7. «Чувство юмора».

 

   Обучение в студии «Танцевальная планета» осуществляется по 3 образовательным программам: «Ритмика и танец» для дошкольников, «Хореография «Танцевальная планета» для младшего и среднего школьного возраста, «Современная хореография» для старшеклассников. Таким образом, при обучении учитывается не только уровень подготовки учащихся и владение определёнными навыками, но и психофизиологические особенности, и интересы каждой возрастной группы.

  1. Основной принцип работ нашей студии - это «Осознанность обучения».

     Мы стремимся к тому, чтобы каждый ученик понимал, что он делает, и для чего лично ему это нужно. Этому принципу мы следуем и при планировании работы на год и при повседневной работе на занятии. В начале каждого учебного года, совместно с ребятами мы определяем примерный план работы на учебный год: в каких конкурсах и фестивалях будем участвовать, какие мероприятия проводить, куда поедем на каникулах и т.д. Этот план озвучивается на занятиях не один раз в течение всего учебного года, чтобы ребята всегда помнили, к чему они готовятся и что их ждет. Естественно, что план может меняться, но он обязательно есть.

     На занятиях большое внимание уделяем теории. Важно, чтобы танцор не только выполнял различные движения, но и понимал, как работает его тело, какие мышцы нужно напрячь, а какие расслабить, как могут быть связаны между собой движения из, казалось бы, разных танцевальных направлений и т.д. Это дает возможность ребенку осознать всё многообразие танцевальной культуры и понять свое место в ней и свой личный вектор развития. Мы часто проговариваем с учеником словами, то, что он делает, поощряем его самые маленькие успехи и сравниваем его теперешние умение с теми, которые у него были совсем недавно. Например: « как здорово у тебя получается это движение! А помнишь, совсем недавно ты говорил, что ничего не получится. Но ведь, получилось! Молодец! Попробуй еще сделать вот так…»

  1. Следующий принцип, которому мы следуем - это «Системность и разнообразие».

Хореография, как и музыка, требует постоянных тренировок и постоянного повторения. Без этого тело быстро теряет гибкость и ловкость, утрачиваются двигательные навыки. Кроме того, танцы в ансамбле требуют многих часов репетиций и отработок, чтобы добиться слаженности и синхронности исполнения. Ребята это знают, как и знают то, что тренировка проводится в строго определенной последовательности: вначале разминка, затем интенсивная основная часть и в конце обязательно растяжка и упражнения на расслабление мышц.

     Во всех программах, по которым работает наша студия, есть такой предмет, как «классический танец». Чтобы не произошло, но раз в неделю у нас «классика»!

     Но понятно, что постоянные повторения могут очень утомлять, поэтому детям необходимо разнообразие. Мы часто разучиваем сразу два танца. Возможно, это не совсем верно с точки зрения методики, но, исходя из моего опыта работы, я поняла, что это дает возможность детям отвлечься, освежить свое восприятие танца, а также дает пищу для ума. Ведь можно отследить, чем танцы разных направлений и стилей отличаются, что у них общего, проанализировать свое исполнение.

     Разнообразие мы стараемся применять и на занятиях классическим танцем. Мне, как педагогу, очень важно, чтобы дети полюбили «классику», ведь это основа любого танца. Мы достаточно часто меняем комбинации, сочетаем упражнения, работу рук, используем партерный экзерсис и как отдельное занятие, и как элемент урока классического танца, а еще рассказываем разные забавные, поучительные и просто интересные истории  о балете и его артистах.

    Ну а современный танец даёт просто огромные возможности, чтобы разнообразить занятие. Постоянно появляются какие-то новые стили в современном и уличном танце, элементы которых можно с успехом применять на занятиях.

3. «Научился сам – научи другого!»

     Надо сказать, что в нашей студии старшие ребята находятся в более привилегированном положении. Старшими быть престижно! Мы считаем, что человек, который  пять, шесть, а иногда и больше лет своей жизни отдал коллективу, заслуживает особого уважения. Ведь он приходил на концерт, когда был не совсем здоров, выручал, когда срочно надо кого-то заменить, отпрашивался со школы, когда в студии важный конкурс и надо репетировать. Поэтому для старших лучшие конкурсы и поездки, лучшие костюмы, танцы  и т.д. Но такое отношение накладывает на ребят и определённую ответственность. Необходимо быть примером для младших, помогать им и учить. Мы практикуем такие занятия, когда кто-нибудь из старших приходит на занятия с младшей группой и помогает педагогу показать какой-то трюк или выучить какое-то движение. Так старшие ребята чувствуют свою значимость, нужность их знаний и умений.

    4. «Внимание к человеку».

     Все ребята в нашей студии имеют еще какие-либо увлечение, кроме танцев. Кто-то играет в «Что? Где? Когда», кто-то рисует, кто-то играет на музыкальном инструменте или занимается спортом. И мы стараемся эти увлечения поощрять. Возможно, они не позволяют ученику так много времени уделять танцам, как хотелось бы педагогу, но дает возможность ученику попробовать себя в разных областях жизни, а это в подростковом возрасте очень важно. Мы гордимся успехами наших воспитанников в их увлечениях, и стараемся связать их с жизнью в нашей студии.

     Не все ребята имеют одинаковые способности к танцам, но у каждого есть какое-нибудь замечательное качество, и мы стараемся его развивать и подчеркивать. Кто-то не очень хороший практик, зато блестящий теоретик, у кого-то не хватает гибкости, зато в избытке сила, кто-то может всех организовать, кто-то имеет музыкальный вкус и может подобрать красивую музыку и т.д. Стараемся, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в коллективе нужным и востребованным.

     А ещё, всегда можно найти 10-15 минут времени, чтобы поговорить с подростком о его увлечениях. Ребята всегда с удовольствием о них рассказывают. И поговорить о школе, об экзаменах, о выборе профессии и ещё много о чём, что интересует ребят.

5. «Открытость и дружелюбие».

 Ребята в нашей студии очень дружные, общаются друг с другом и вне занятий в обычной жизни, поддерживают друг друга,  часто продолжают дружить и после завершения обучения в студии. Мы это всячески поощряем, и воспитываем такое поведение еще с младшей школы. Я всегда подчеркиваю, какие у нас замечательные, сильные и ответственные мальчики, и какие чудесные, добрые и отзывчивые девочки. Возникновению дружбы между ребятами способствуют и различные поездки, и совместные дела, и традиции студии.  Ещё мы учим ребят никогда не замалчивать конфликт или проблему: «если тебя что-то беспокоит – лучше скажи».

     Все ребята в нашей студии знают, что с какой бы идеей они не пришли, они всегда будут выслушаны. И часто идеи эти очень дельные. Но даже, если мы не можем её воплотить прямо сейчас, постараемся объяснить, почему.

     Принципу открытости и дружелюбия следуют не только дети, но и педагоги. Я всегда объясняю необходимость всех своих требований, и никогда не требую того, необходимость чего не могу объяснить.

  1. «Чувство юмора».

     Последний принцип, но, наверное, первый по значимости. Шутка, веселье, хорошее настроение необходимы и взрослым, и детям.  А ещё позитивный взгляд на жизнь вообще, и на жизнь в студии в частности!