Использование русских народных игр как этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога – учителя, педагога дополнительного образования

Макаров Алексей Геннадьевич

В статье раскрываются вопросы образовательной деятельности педагога - учителя и педагога УДО, по воспитанию и развитию у учащихся этнокультурной принадлежности на примере использования русских народных игр. Отмечается влияние игр на становление молодого поколения, возможность быстрого знакомства с национальными традициями, культурными, социальными и духовными ценностями русского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarov._statya_1.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Макаров Алексей Геннадьевич

МБОУ ООШ №68, г. Кемерово

 учитель  биологии  

Использование русских народных игр как этнокультурный компонент
в образовательной деятельности педагога – учителя,
педагога дополнительного образования

          В статье раскрываются вопросы образовательной деятельности педагога - учителя и педагога УДО, по воспитанию и  развитию у  учащихся  этнокультурной принадлежности  на примере использования  русских народных игр. Отмечается влияние  игр на  становление   молодого поколения,  возможность быстрого знакомства с национальными традициями, культурными, социальными и духовными ценностями русского общества.

                                                           Мы русские люди, должны сохранить 

  свои традиции и обычаи, так как это 

  наша национальная культура, наша

  гордость. В наших руках будущее России.                            

                    М. С. Харлицкий,
автор книги  
«Русские праздники, народные
обычаи, традиции, обряды»

          В  историческом  развитии  России   периодически наступают моменты, когда необходимо  вспомнить кто мы и откуда родом. Молодежь, увлекаясь компьютерами и восточными танцами, зачастую  мало что знает об обычаях своего народа. Русские традиции  мало знакомы современным подросткам, наблюдается  некоторая неуверенность в жизни, оторванность от своих русских корней. А в настоящее время   такое положение дел у определенной части молодежи привело к  дефициту духовности, потере этнической принадлежности и нравственных идеалов, потребности их создания или обретения былых. А значит нам, педагогам дополнительного образования, придется помочь молодому поколению вспомнить, кто мы и откуда. В учреждениях дополнительного образования эта работа никогда не исчезала полностью, работали кружки и объединения фольклорной направленности, благодаря  людям с русской душой и опытом знаний русских традиций. Мы считаем, что русскую народную игру можно в первую очередь использовать как этнокультурный компонент образовательной деятельности педагога дополнительного образования,  учителей  школ на занятиях по внеурочной деятельности  НОО, воспитательных мероприятиях ООО и СОО.

          Играть можно в любом возрасте. Это самый быстрый и доступный способ знакомства с русскими национальными традициями; культурными, социальными и духовными ценностями русского народа. Через игру учащиеся осваивают  социальные стереотипы поведения взрослой жизни, проявляют свою причастность к ней. Узнают определенный исторический момент развития общества  и его изменения под влиянием различных факторов: социально-политических, экономических и культурных.   Знакомятся с народным календарем, праздниками и обычаями, играми и песнями, которые их сопровождают.  Знакомятся с укладом жизни русского народа. С отношениями  между старшими и младшими, с общениями  между мужским и женским полами, с нормами  семейного отношения. Через игру происходит знакомство с предметами быта  русского народа, старинными названиями и их современными аналогами; названиями элементов русского мужского и женского костюма. Русские народные игры  часто сопровождаются пением. Поэтому, играя в игры, учащиеся еще узнают и особенности пения в народной манере. В игре предполагается многократное повторение одного и того песенного материала. Казалось бы, интерес учащихся к нему должен снизиться.  Но этого не происходит.  Например, в игре «Теремок»  сменяются образы  «мышки, лягушки, ежика, лисы, волка и медведя». Один и тот же песенный материал необходимо  пропеть 6 - 8 раз. И каждый раз, представив новый образ, дети с увлечением поют одни и те же слова: «стоит в поле теремок-теремок, он не низок».

           Игры влияют на раскрепощение учащихся, сразу вызывают положительный интерес.  Помогают быстро понять поставленную перед ними задачу, исключают монотонность при повторении одного и того же  песенного сопровождения игры. Благодаря именно игре дети не испытывают страха ошибиться или спеть не правильно,  они не задумываются над сложностью взятых на себя ролей, они  просто играют, принимая игровую ситуацию. У них снимается психофизический момент застенчивости. Учащиеся не стесняются громко, во весь голос крикнуть  или пропеть определенный звук, ту или иную фразу из музыкального сопровождения игры.       Используемые на занятиях игровые ситуации помогают педагогу удерживать  внимание учащихся в течение долгого времени. Дети входят в образ, эмоционально передают различное музыкальное внутренне состояние этого образа, сравнивают, у кого данный образ получился интереснее. Даже замечание детям делать легче, когда они находятся в образе. Ведь в этом случае педагог оценивает не самого учащегося как личность, а  исправляет образ, в котором он находится.

Использовать игру как воспитательный или образовательный момент можно всегда и везде: на занятиях, переменках, игровых программах, отчетных концертах, родительских собраниях, мастер-классах для родителей или педагогов.  Знакомство с русскими народными играми  может происходить на занятиях в детских объединениях фольклорной направленности; на занятиях по внеурочной деятельности. Благодаря тому, что фольклор это синкретический вид искусства и включает в себя песню, танец, игру, знакомство с бытом, обычаями и  народным календарем русского народа, занятия могут быть комбинированными. А значит включать в себя различные виды деятельности: пение, игру на народных инструментах, элементы хореографии, подвижную игру. И каждый вид этой деятельности будет помогать осваивать манеру  проведения игры.

           В детских объединениях фольклорной направленности игры могут использоваться в каждом разделе занятия. Так, например, во вводной части  детей можно сразу проинформировать, что на занятии будет много народных игр и игровых упражнений. Подбодрить учащихся, что со всеми заданиями они смогут справиться и добиться определенных результатов. Можно использовать для распевания элементы  песенного материала  будущих игр.    В основной части занятия, подготовив голосовой аппарат к пению, дети работают над песенным материалом, разучивают правила игры или элементы  хореографического сопровождения, и играют в народные подвижные игры.    В конце занятия игры проводятся чаще всего для того, чтобы снять общее напряжение у детей, поднять эмоциональный уровень внутреннего состояния, отвлечься от собственных неудач и неодобрения со стороны педагога, проявить желание справиться с трудностями на следующем занятии.

        Подвижные игры предлагает и разучивает с детьми  педагог, а когда учащиеся имеют в своем багаже знания несколько игр, тогда можно выбирать игры по желанию детей.  Организовывая отчетные концерты для родителей или мастер-классы для педагогов, к составлению содержательной части тоже можно привлекать  детей, используя их собственный игровой багаж. Своим опытом проведения народных игр, которые не требуют большой подготовки,  учащиеся могут воспользоваться на переменах в школе, при длительных паузах между концертными номерами за кулисами, или просто, чтобы занять чем-то интересным младших по возрасту братьев, сестер или участников ансамбля в детском объединении.  Русские народные игры можно использовать не только в детских объединениях художественной направленности. При проведении воспитательных мероприятий,  на перемене или  в игровых паузах на уроках в школе, при поездке с детьми в автобусе или на пляже педагог может использовать народные игры, которые не требуют подготовки, пространства или большой подвижности: «Колечко», «Дударь», «Подушечка», «Сам сижу на стульчике», «Курилка». Если педагог и дети не знают музыкального сопровождения игры или не умеют петь, то песенный материал проговаривается речитативом, упрощается или придумывается новый, свой вариант.

    Таким образом, русские народные игры   можно использовать в образовательной деятельности учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования. Народные игры, как этнокультурный компонент, помогают быстро и доступно знакомить с национальными традициями, культурными, социальными и духовными ценностями.  Помогают осваивать социальные стереотипы поведения взрослых в различные исторические моменты  развития русского общества; знакомят с песнями, народным календарем, бытом и укладом жизни русского народа, нормами внутрисемейных отношений, - то есть помогают не забывать, кто мы  и откуда родом.

Список литературы

  1. Лаврентьева, Л.С., Смирнов, Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор [Текст]/Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов.- СПб.: Паритет, 2005.- 448с.
  2. Максимов, С.В. Русские обряды и суеверия [Текст]/ С.В. Максимов. -М.: Престиж Бук, 2008. - 576 с. ил.
  3. Советы и секреты. Игры. Нотное приложение [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.rnd-sale.ru/category/igry/(14.02.2018)
  4. Домострой – памятники русской культуры. Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635b2bd68a5c53b88421316c27_0.html#text(14.02.2018)
  5. Терещенко, А.В. История культуры русского народа [Текст]/А.В. Терещенко.- М.: Эксмо,2007.- 736 с. ил.