Вокально-эстетическое развитие детей 3-6 лет.

Лота Алексеевна Иванова

Статья о раннем вокальном развитии детей 3-6 лет в школе искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno-esteticheskoe_razvitie_detey_3-6_let.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Вокально-эстетическое развитие детей 3-6 лет».

Иванова Лота Алесеевна,

Преподаватель отделения русского народного песенного искусства

МАУ ДО ДШИ им. В.С.Серовой, г. Чудово

             Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка. «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от  взрослых.

             Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально-слуховые представления;

- чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

 Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку «могучим средством эстетического воспитания». «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.

 «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы», - предупреждал В.А.Сухомлинский. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Если воспитывать с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, то любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

        Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека.

Задачи вокально-эстетического развития:

1. Развивать музыкальные способности:

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально – слуховые представления;

- чувство ритма;

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

- эстетические эмоции;

- интересы, оценки;

- вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели – развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.

            Для того чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны.          

       Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Поэтому педагог должен уметь сам, своим голосом показать детям музыкальный материал.

Успех образовательного процесса зависит от выбора методов, приемов и средств воспитания, педагогической технологии и педагогической техники, форм воспитательной работы. Освоение музыкального искусства устной традиции предполагает активную певческую деятельность. Особая роль принадлежит произведениям детского фольклора, созданным взрослыми для детей, а также собственно детским произведениям. Они:

- позволяют всесторонне (физически, интеллектуально, художественно) развивать детей, при активном использовании разных форм музицирования (пение, речитация, импровизация, сочинение и т.д.). Это формирует творческую активность, потребность творческой деятельности, и ее разновидности – песнетворчества;

-  создают условия для естественного развития детского голосового аппарата, способствуют раскрытию природных задатков певческого голоса музыкально-речевым способом;

- дают возможность доступными для детей средствами познать традиционную культуру, ее моральные, нравственно-эстетические устои;

- формируют такие необходимые качества творчества, как коллективизм, индивидуальность, свободу, активность, эмоциональность;

- способствуют формированию этнопевческого поведения.

В связи с этим, этнокультурное развитие в процессе обучения детей народному пению предполагает введение в репертуар разножанровых произведений искусства устной традиции соответственно возрастным особенностям детей. Это – календарные, свадебные, протяжные, хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни, потешки и другие. Календарные песни следует исполнять соответственно времени года. Так у детей вырабатывается восприятие ритмичности календаря, смены времен года. Свадебные песни могут исполняться во время разыгрывания кукольной свадьбы. Таким способом создается игровая ситуация, в которой песни взрослого репертуара, исполняемые детьми, запоминаются, проживаются ими. Игровые песни обязательно должны сопровождаться игрой. Игра, игровое поведение, игровая деятельность являются основой формирования разных личностных качеств ребенка, певческих навыков, развития эмоциональной сферы. Хороводные песни следует исполнять вместе с движением, соответствующим ритму и темпу песни. Хоровод, помимо других функций, развивает образное детское мышление, способствует развитию кинетического чувства.

В крестьянском песенном искусстве, в обрядовых, календарных, лирических, хороводных песнях отражена многовековая деятельность человека, содержащая житейские эмоции, воссозданные в музыкально-песенных произведениях как эмоции эстетические. Именно эти эмоции обладают оценивающей и побуждающей функциями. Сказка снимает страх у детей перед реальной жизнью, учит искать выход из трудных ситуаций, способствует развитию мышления, воображения, фантазии. Имитация речи животных позволяет развивать голос. За образом сказочных героев скрывается мудрость, которую ребенок начинает понимать с раннего детства. Игровой фольклор позволяет детям ощутить свободу движения, создает условия для раскрепощения внутреннего состояния, дает возможность правильно сформировать выражение и переживание потребностей, учит этике общения, развивает физически, отражает эмоциональное состояние взрослой жизни. Для детей игра – основная и любимая форма деятельности. Игра как состояние и как деятельность особенно проявляется в художественном детском творчестве, в том числе и музыкальном.

Приведем рассуждения Т.В. Шастиной по поводу применения народного песнетворчества в процессе обучения детей в школе искусств. Также представим позицию исследователя по поводу понятия «интонация».

«Народное песнетворчество – стихийный поток, постоянно изменяющийся во времени. Чтобы прослушать, воспринять, оценить песню или наигрыш на музыкальном инструменте, нужно затратить время. Народная терминология представляет музыку как искусство пространственное (Т.С. Рудиченко). Наука, как известно, относит музыку к пространственно-временным видам искусства. Поскольку фольклор – географичен, а фольклоризм – историчен (И.И. Земцовский), и учитывая неразрывную связь этих явлений, мы можем заключить, что вокальная этническая музыка живет во времени и в пространстве, а значит, относится к пространственно-временным видам искусства, как искусство интонации.

Понятие интонация в теории музыки определено разными исследователями (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Л.О. Мазель, В.В. Медушевский и др.). Для вокально-эстетического воспитания детей важны многие положения интонационной теории Б.В. Асафьева. Одно из них заключается в том, что у человека через восприятие музыкальных произведений формируется «устный музыкально-интонационный словарь», то есть интонируемый каждым человеком запас звукообразований, или – интонаций. Сформированность такого «словаря», по нашему мнению, является необходимой составляющей этнического певческого поведения, что способствует сохранению народной певческой культуры. Данная точка зрения подтверждается словами Б.В. Асафьева: «Чем сильнее ощущается, пусть и в сложнейших интеллектуально музыкальных произведениях, обобщенный данной эпохой круг выразительных музыкальных интонаций, тем безусловнее жизнеспособность этой музыки».[1] Формирование устного музыкально-интонационного словаря возможно в процессе вокально-эстетического воспитания детей.

Следующее положение теории Б.В. Асафьева состоит в том, что для выражения в звуках, мысль человека интонируется. Музыкальное интонирование есть особая «образно-интонационная» форма человеческого мышления. Интонация – это «осмысление звучания», так как музыкально интонирует только человек, звучания в природе не есть интонация, как бы они не приближались к музыкальным звучаниям. Интонация связывает творчество, исполнение, слушание, то есть все, что происходит в музыке. Кроме этого, важна связь музыкальной и словесной интонаций, их единство. Интонация, понимаемая как качество осмысленного произношения, ощущается, таким образом, и в слове и в музыкальном звуке. Богатыми нюансами интонации владеет живая человеческая речь, особенно народная. Ученый назвал интонацию «родником музыки», её сущностью.

Значимость интонационной теории для вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры обусловлена еще и следующими позициями. По мнению Б.В. Асафьева, народная музыка всегда создается интонационно, в музыке устной традиции память кристаллизует текучий процесс звучания благодаря доминированию повторений, движения от первотолчка, а также моментов тождества, на основе импровизационного развития мелодических образований, называемых попевками. Искусство импровизации, устного творчества является фактором, способствующим развитию процесса накопления «интонационного богатства» в общественном сознании. Исследователь указал на то, что в музыке устной традиции, создаваемой и передаваемой только интонационно, не может быть «кризисов интонации», так как в культуре устной традиции тесно взаимосвязаны творчество, воспроизведение и восприятие. Он эти доводы связал с устойчивостью быта: «Чем устойчивее быт, тем прочнее интонационные навыки и тем более сложные формы вырабатываются, в своей сложности всему данному кругу слушателей доступные».[2] Ясно осознанная культура музыки как интонации заключалась в мудрости, в подголосочной технике коренных русских старинных крестьянских хоров. Интонация в данных хорах обусловлена жизненным строем, бытовым укладом. Такая интонация определяет исполнительство, творческую импровизацию, слушание-слышание, а также взаимосвязь данных категорий. В этой «песенной общине», по определению Б.В. Асафьева, интонация определяет неизбывность искусства как форму выражения. А высота техники данного искусства поддерживается теми, кто понимает этот интонационный язык, усвоенный с детства.

Значит, в соответствии с рассмотренными положениями теории интонации Б.В. Асафьева, которая способствует исследованию и развитию разных сфер детского музыкального творчества, современному исполнителю народной песни следует находиться в интонационной системе искусства устной традиции, а для этого владеть интонационным языком данной певческой традиции и держать тон. Формирование интонационного словаря конкретной локальной традиции способствует песнетворчеству, как одному из проявлений этнопевческого поведения. Все вышеизложенное позволяет применять данную теорию в вокально-эстетическом воспитании детей, в процессе их обучения народному пению».


[1] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 1971. – С. 358.

[2] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 1971. – С. 358.