Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов "Сказки народов Севера"

Сочнева Ольга Алексеевна

Цель: расширение знания детей о богатстве устного народного творчества кореных малочисленных народов Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie-skazki_narodov_severa.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов

Сказки народов Севера

Автор:Сочнева Ольга Алексеевна, учитель музыки МБОУ «Белоярская СОШ №1»

Цели урока:

познакомить учащихся с устным народным творчеством народов Севера и Сибири;

продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;

развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;

воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям Томской области, их творчеству и образу жизни;

совершенствовать навыки декламирования, умение работать в группах.

Оборудование: сборники сказок народов Севера и Сибири, картинки с изображением костюмов, орудий охоты народов Севера и Сибири.

Работа с учащимися. Работа в группах.

Ход урока

Организационный момент.

Распределение по группам. В ходе обсуждения учащимися назначается старший группы, который на уроке является помощником учителя, следит за дисциплиной и за тем, чтобы каждый имел возможность ответить.

Определение темы и цели урока.

-Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег…

…Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

- Ребята, о чем это стихотворение? (О сказках)

- А в каком регионе мы живем? (В Сибири)

- А кто является автором большинства сказок? (Народ)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Сказки народов Сибири)

-Сегодня на уроке мы будем работать в творческих группах, и заниматься научной исследовательской работой, поиском необычного и особенного в сказках Севера и Сибири. В ходе нашей работы мы сможем подготовить одну из сказок и представить ее на суд зрителей на подведении итогов цикла уроков по проекту «Северное сияние» посвященному культуре народов Севера и Сибири.

Активизация учебной деятельности учащихся.

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, потешки, сказки, песни и др.)

-Какие виды сказок вы можете выделить? (Волшебные, о животных, бытовые …)

- Почему мы говорим устное народное творчество? Расшифруйте. (Устное - передавалось из уст в уста; народное - сочинил не один человек, поэтому, автора установить нельзя и творчество - от слова «творить», «создавать»)

- Каким ещё, словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

Учитель подводит итог устным ответам, определяет, в какой группе работали активнее.

А сейчас Илья и Иван прочтут отрывки сказок (заранее подготовленный текст):

Илья: …Обрадованный надеждой, Хильчи приказал развязать охотника и занести его в чум. А по весне,  незадолго до ледохода, выздоровевший Холю нагрузил нарты дорогими дарами и отправился в дальнюю дорогу на Ямал…

Иван:…Когда-то давным-давно в стойбище у озера Туручедо жил молодой шаман Пянтуку Лодоседо. И хотя был он молод, однако в искусстве камлания и колдовства сравняться с ним не мог ни один шаман…

- Какой народ может быть автором этих сказок? (Народы Севера.)

- Какие слова помогли вам понять это? (Чум, нарты, Ямал, стойбище, шаман, жарки, морошка, голубика, имена героев)

Проводится словарная работа с объяснением значения каждого слова в тандеме с учениками.

ШАМАН – колдун, знахарь у народов, верящих в духов. К ним относятся и северные народы.

ЧУМ – разборное, конической формы жилище из жердей.

НАРТА – лёгкие сани для езды на собаках и оленях.

СТОЙБИЩЕ – поселение кочевых народов Севера.

ОГДО, ТУРУЧЕДО, ПЯНТУКУ ЛОДОСЕДО, ХОЛЮ, ХИЛЬЧИ – имена, которыми называют своих детей коренные жители Севера. Эти имена обязательно что-то обозначают. Например, самый меткий, бледная, как луна или непомерно болтливый.

- А сейчас Ирина расскажет нам о быте коренных народов Севера. (Доклад подготовлен ученицей заранее самостоятельно)

Ирина: Нелёгкой была судьба коренных обитателях Севера и Сибири. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер сибиряков.

Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня и металла. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.

- В Омском государственном университете много лет существует школа этнографии, руководимая профессором Томиловым. Собиратель сказок Турищева побывала в 1988 г. в поселении Красноселькупе Томской области записала селькупскую сказку «Бобер и журавль».

В этой сказке высокомерие и хвастовство приводят к гибели, а ум и терпение оберегают.

Представляем именно эту сказку на суд зрителей.

(текст сказки выучен двумя ученицами и предварительно отрепетирован во внеурочное время)

Арина: Жили на лесной речке бобер и журавль.

Полина: Бобер был хорошим хозяином. Сам пилил дрова, сам воду таскал и сам дом себе построил. У бобра хорошая шуба. Зимой в ней тепло, ветер не продувает ее. И уши у бобра тоже хороши. Все он слышит: как рыба плывет в воде, как лист упадет в лесу. А вот глаза у бобра не видят.

Арина: Журавль живет не далеко от бобра у озера. Он красив, знает это и гордится. Ни с кем дружить не хочет. На бобра он смотрит свысока, а тот кланяется ему. Журавль только кивает в ответ.

Полина: Однажды работал бобер в верховье речки. Осину зубами пилил. До половины дерево подгрызет, а потом ждет, как порыв ветра осину свалит. Потом на бревна расколет зубами и несет полено к себе на спине. Одной лапой придерживает его.

Вот идет он со своей ношей однажды и встречает журавля. Остановился, скинул с плеча бревнышко и говорит: «Здравствуй, журавль».

Арина: Журавль голову повернул, шею склонил и говорит:

«Близко же ты меня увидел. Я тебя увидел издалека. Пропадешь ты с такими глазами», и стал смеяться над бобром: «Тебя слепого охотники голыми руками возьмут и в карман положат».

Полина: Бобер послушал и отвечает: «Ты видишь лучше меня. А слышишь ли ты, как на обласке человек приближается?

Арина: Журавль с презрением отвечает бобру. «Обманываешь ты меня. Нет никого поблизости».

Полина: «Пусть твои глаза служат тебе как мне мои уши. Прощай журавль»,- только и сказал бобер и нырнул в воду.

Арина: В это время из-за леса лодка появилась, а в ней охотники.

Полина: Один из них и подстрелил журавля.

Арина: Вот и говорят таежные люди: «В тайге первое дело ум, а затем и глаза».

- Давайте обсудим, чему учит нас эта сказка? (дети называют качества человека и их обсуждение на примере сказки)

Подведение итогов и релаксация.

Молодцы, ребята, сегодня вы потрудились как настоящие учёные-исследователи.

Кто в ваших группах работал сегодня лучше, и вы это отметили для себя и порадовались?

Учитель предлагает заполнить старшего группы таблицу успехов каждой группы и выставить в процессе обсуждения оценки.

Что нового для себя узнали на сегодняшнем уроке?

Какой вид работы наиболее понравился?

Домашнее задание.

Дома вы продолжите исследование, прочитав другие сказки народов Севера и Сибири, который можете взять в школьной библиотеке или найти в интернете.