«Импровизация – существенная черта хореографического искусства»

Аннотация. В статье анализируется понятие импровизации в танце и танцевальной культуре. Рассматривается роль и значение импровизации как отдельной части хореографического искусства, а также приводятся примеры использования импровизации в своих техниках мировыми деятелями хореографического искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_improvizatsiya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Импровизация – существенная черта хореографического искусства»

Педагог дополнительного образования Мусаэлян С.Э.

Аннотация. В статье анализируется понятие импровизации в танце и танцевальной культуре. Рассматривается роль и значение импровизации как отдельной части хореографического искусства, а также приводятся примеры использования импровизации в своих техниках мировыми деятелями хореографического искусства.

Ключевые слова: импровизация, хореография, хореографическое искусство, танец, современный танец, танцевальная культура.

В наше время ведущее место среди танцевальных жанров занимает современный танец, именно он популяризируется в мировом хореографическом искусстве. В целом, танец стал органической частью нашей жизни. Он имеет многообразные формы проявления – досуг и спорт, зрелище и релаксация.

Танец является эффективным средством инкультуризации человека, универсальным языком общения, знаковым рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего вида человека. Свободный танец стоит на позиции, что все-таки любой человек, с любым танцевальным опытом (или без него) может танцевать, создавать творческие образы в пластике, движении, танце. Для этого может использоваться любая доступная пластика, импровизация, даже если человек ограничен в двигательных возможностях. Несмотря на то, что еще вначале XX в. импровизацию использовали в своем творчестве выдающиеся мировые хореографы М. Грэхем, А. Дункан, Р. Сен-Дени, Д. Хамфри, в нашей стране, импровизационный танец остается мало изученным, как в лексике, так и в методике его преподавания. И хотя существует множество школ искусств, любительских коллективов современного танца – ни в одном из них импровизация не преподается на должном уровне.

Кроме внешних причин – экономических и культурных, проблемы развития импровизации обусловлены причинами психологическими. В первую очередь, не разработано именно понимание танцевальной импровизации, ее место и роль в обучении и на сцене. Это проявляется в отношении к импровизации: оно или восторженно-поверхностное, или профессиональнопрезрительное.

Среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема только для социального танца («грязных танцев») и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Вообще, в отечественной культурной традиции импровизация разработана более в жанре драматического театра. Возможно, поэтому люди, занимающиеся импровизацией, приходят к ней и к танцу скорее со стороны, чем из танцевальной среды.

Одна из основ импровизации – идея личной ответственности за все, что происходит на сцене или учебной площадке, возможность (внутреннее разрешение) стать на позицию автора. В процессе своего развития, импровизация, зародившаяся как протест против неестественности классического балета, как спонтанная хореография, стала также тяготеть к какой-то структурированности, то есть стали появляться различные техники, балетмейстерские постановки, и тому подобное. Среди хореографов, исследования которых посвящены развитию импровизации, следует отметить А. Бурштейн, А. Гиршона, В. Козлова, С. Лангера, А. Минделла, К. Уилбера, Дж. Фридмана и др. Однако, сегодня импровизация в современной хореографии привлекает внимание не только профессионалов, но и специалистов самодеятельного творчества. Сейчас в искусстве танца существует целый ряд направлений и разновидностей импровизации, но проблеме развития импровизационных способностей не уделялось достаточного внимания.

Среди множества течений, влияющих на развитие импровизации в хореографическом искусстве можно назвать развитие гимнастики Ф. Дельсарта, философию Джона Дьюи и эксперименты основателей танца модерн. Это влияние ощутимо сказалось на преподавании танца среди таких преподавателейтанцоров как Маргарет Х’даблер и Берд Ларсон, танцевальных студиях, таких как школа Денишоун. При этом в танцевальной импровизации предпочитали, в первую очередь, творческое определение, когда студентам предлагались образы или какиелибо движения, использования пространства, времени, динамики или разновидности движения (повороты, падения). Такой метод обучения позволял получить личный опыт в творчестве в отличие от рутинной имитации [1, с. 32].

Когда в двадцатые, тридцатые годы XX в. появились первые профессиональные студии, хореографы, такие как Марта Грэхем, Хелен Тамирис, Дорис Хэмфри и Чарльз Вейдман, находили новые движения, импровизируя сами или со своими танцорами во время поиска новых движений – это было необходимостью, поскольку двигательный словарь нового танца еще не существовал. Родоначальники модерна стремились утвердить новый танец как форму искусства. Постепенно, они отделили себя от простого обучения танцу и любительского танца, развивая движение посередине между импровизацией и поставленной хореографией. В то время Айседора Дункан, которая преподавала импровизацию и могла импровизировать, танцуя на сцене, также пыталась отделить свое «высокое» искусство от «примитивных» импровизаций «черного джаза и танца».

Постепенно, основная техника танца модерн была определена и кодифицирована, в классах стали разучивать только известные последовательности движений. Исключением в американском профессиональном тренинге танца модерн, были классы X. Льюиса, на которых благодаря большому влиянию немецкой традиции импровизация была неотъемлемой частью обучения танцу [2, с. 67]. В сороковые и пятидесятые годы зародилась танцевальная терапия, благодаря усилиям таких пионеров этого направления как Мэриан Чейс, Бланш Эван и Мэри Старк Уайтхаус.

В танцтерапии импровизация используется как метод личного хореографического исследования. Однако, для танцтерапии важнейшим исследованием является выражение психологических состояний через движение. Терапевт может двигаться в соответствии с движениями клиента или вести клиента по «свободным ассоциациям» внутреннего опыта, которые проявляются во время движения. Импровизация в любом случае позволяла сохранить индивидуальность и вступить во взаимодействие партнеров [3, с. 33].

Импровизация и хореография – равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры утверждает, что импровизация все больше становится частью обучения хореографов и находит свое место среди других видов сценических искусств. Это компонент творческой деятельности, который сопровождает процесс создания художественного произведения от формирования замысла до исполнения его перед зрителем, на институциональном уровне представлена как система человеческой деятельности, на функциональном – протекает по законам творчества; данный феномен диалектически связан с традицией, с опытом; выступает как средство обучения, как тип публичного творчества и как самостоятельный жанр, в котором наиболее полно воспроизведен данный феномен. Отметим, что импровизация имеет дословный перевод – «с этого момента». И поскольку один момент не похож на другой, то нельзя увидеть одну и ту же импровизацию дважды. Как самостоятельный жанр, где создатель и исполнитель выступают в одном лице – она является малоизученным направлением в хореографии. Импровизационный танец как пластическое выражение внутреннего мира героя, его противоречий, его мироощущений, порывов его души представляет, в свою очередь, огромные возможности для проявления духовной индивидуальности танцовщика. Доказано, что импровизация и творчество допускают участие танцующего в создании процесса танца. Они также требуют определенного стилистического единства или же предусматривают структуру и технику, которая помогает взаимодействию и развитию танца.

Список литературы

1. Алексеева Л.Н. Двигаться с умом / Л.Н. Алексеева; сост. О.С. Кулагина. – М. : Преет, 2000. – 220 с.

2. Васильев С. Как импровизатор импровизатору / С.А. Васильев. – Саратов, ДАНА, 2002. – 100 с.

3. Сидоров А.А Современный танец / А.А. Сидоров. – М. : Искусство, 1923. – 328 с.  

УДК [37.016:793.33]:37.091.3-048.78