Методическая разработка воспитательного мероприятия "Починки - праздник будничного женского труда"
Методическая разработка предназначена для ознакомления детей с женским трудом (починка одежы) перед весенне-летними полевыми работами согласно народному календарю. Данное мероприятие знакомит детей с традициями и обычаями нашего народа и способствует воспитанию трудолюбия, уважения к человеку, любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochinki2.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Воспитательное мероприятие "Починки - праздник будничного женского труда"
Автор: Тресцова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Яранского района
В условиях современного кризиса общества поиск путей духовно-нравственного воспитания приобретает особую актуальность. Поэтому одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, русским традициям и наследию русского народа. Для решения данной задачи в рамках реализации Программы развития учреждения Дома детского была создана "Школа ремесел", как новая воспитательная среда и инфраструктура. В Школу ремесел вошли следующие детские объединения: «Лозоплетение», «Золотая береста», "Волшебный сундучок", "Рукодельница", «Художественная лепка», Образовательная деятельность во всех детских объединениях предполагает комплекс занятий, творческих заданий для поисковой (самостоятельной) деятельности. Общим для всех объединений «Школы ремесел » является отражение культурно-национальных особенностей Вятского края, традиций, обрядов, работа по изучению и сохранению, развитию традиционных народных ремесел. В связи с этим на основе народного календаря разработан цикл воспитательных мероприятий. Данное мероприятие знакомит детей с традициями и обычаями нашего народа и способствует воспитанию трудолюбия, уважения к человеку, любви к Родине.
Цели:
- Познакомить детей с жизнью русского народа, его обычаями, культурой, с праздником «Починки»
- Способствовать осознанию подростками традиций и обряда как ресурса для настоящего и будущего
- Развивать у детей мыслительную и творческую активность
- Воспитывать уважительное отношение к прошлому, достижениями которого мы пользуемся до сих пор
- Развивать познавательную активность, умение рассуждать
Используемые методы и приемы:
Погружение в прошлое, вопросно-ответный метод, интерактивные приемы (использование листов активности), наглядность (предметы рукоделия)
Оборудование:
- Предметы русского быта
- Эскиз русской печи со всеми ее деталями
- Пуговицы, иглы, нитки, ножницы, ткань, ручки, бумага
Время и место проведения:
Дом детского творчества, кабинет № 203
Содержание:
Команды выполняют задания по теме игры, содержание заданий указываются в сценарии праздника. Работа на станциях – 10 минут.
Участники:
- Детское объединение «Рукодельница»
- Детское объединение «Кукольный мир»
- Детское объединение «Журчалочка»
Починки
Праздник будничного женского труда
Изба в русском народном стиле, выставка изделие детских объединений.
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, местные и приезжие! Всех, кто пришел на праздник "Починки" с рукоделием, прошу рассаживаться на лавочки.
А что означает праздник "Починки"?
Название праздника на слух кажется необычным, а на самом деле это латание дыр в одежде – от слова "чинить", "починять". "Починки" устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретения.
Считалось, что в это время Зима с Весною встречались в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами стенка на стенку, деревня на деревню.
После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно "починять одежду": оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, порванные кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю осеннее-весеннюю одежду, подготовиться к смене погоды. Вроде бы совсем обычное, довольно будничное женское дело – штопанье и латание дыр, но предки наши из всего умели праздник сделать.
А что для праздника надо? Совсем немного: собраться вместе, повеселиться, угоститься, да развлечься чисто по-женски.
Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней мелькали в проворных женских руках иголки. Так и возник своеобразный праздник женского труда – "Починки".
Готовились к этому празднику заранее. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия: яркие лоскутки, тесьму, бисер, ленты. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда. Ее резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получались пестрые веселые коврики, которые стелили на лавки и пол…
В нашей избе тоже много вещей, сделанных своими руками , в разной технике. (рассматривание рукоделий)
Вы в своих детских объединениях занимаетесь различным рукоделием. Расскажите немного об этом.
(дети рассказывают и показывают свои работы)
ХОЗЯЙКА: А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете ? Ну-ка посоревнуемся, кто больше знает?
ЗАДАНИЕ 1.
(команды соревнуются, кто больше напишет поговорок)
(фольклорная группа поет песню «Полоса моя полосонька»)
ХОЗЯЙКА: А вы знаете, что в старину под заплатку копеечку заветную зашивали, а когда наставал черный день, ощупывали кафтаны, да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью, ведь раньше копейка была дорога .
Умеете ли вы пришивать заплатки? Сейчас мы это проверим.
ЗАДАНИЕ 2.
(команды пришивают заплатки)
(фольклорная группа исполняет песню «Прилетели гуси к броду»)
ХОЗЯЙКА: Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, то весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
- Барыня-княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходит (Игла)
- Маленький Данилка в петельке удавился (Пуговка)
Если заплатку пришить не всем удается, то пуговку пришивать умеют все и сейчас мы в этом убедимся.
ЗАДАНИЕ 3.
( Команды пришивают пуговицы)
(фольклорная группа исполняет песню «Сговор совы»)
ХОЗЯЙКА: И у наших маленьких рукодельниц золотые руки. В народе говорят: "Мастерами не рождаются, ими становятся". А как вы думаете, что в избе сааме главное? Что всех лечит, согревает, кормит? Конечно же печка.а знаете ли вы названия частей печки?
ЗАДАНИЕ 4.
( «Русская печка»)
(фольклорная группа исполняет песню «Шла Маланья»)
ХОЗЯЙКА: Может быть вы и другие пословицы о рукоделии помните?
- Длинная нитка – ленивая… (Швея)
- Не бывает скуки, коли заняты … (Руки)
- Всякое умение дается … (Трудом)
- Куда иголка, туда и … (Нитка)
ХОЗЯЙКА: А кто из вас умеет вышивать? Покажите свое мастерство.
ЗАДАНИЕ 5.
( Девочки вышивают первую букву своего имени)
(фольклорная группа исполняет песню «Во саду ли в огороде»)
ХОЗЯЙКА: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Какой же праздник без плясок и игр. Как говорится, делу время, потехе час и пока судьи подводят итоги, будем веселиться.
Игры "Лавочка"," Шапки", а жюри подводит итоги.
Подведение итогов. Рефлексия.