Методическая разработка воспитательного мероприятия "Починки - праздник будничного женского труда"

Тресцова Ирина Николаевна

Методическая разработка предназначена для ознакомления детей с женским трудом (починка одежы) перед весенне-летними полевыми работами согласно народному календарю. Данное мероприятие знакомит детей с традициями и обычаями нашего народа и способствует воспитанию трудолюбия, уважения к человеку, любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochinki2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Воспитательное мероприятие "Починки - праздник будничного женского труда"

Автор: Тресцова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Яранского района

        В условиях современного кризиса общества поиск путей духовно-нравственного воспитания приобретает особую актуальность. Поэтому одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, русским традициям и наследию русского  народа. Для решения данной задачи в рамках реализации Программы развития учреждения Дома детского была создана  "Школа ремесел", как новая воспитательная среда и инфраструктура. В Школу ремесел вошли следующие детские объединения: «Лозоплетение», «Золотая береста»,  "Волшебный сундучок", "Рукодельница", «Художественная лепка», Образовательная деятельность во всех  детских  объединениях предполагает комплекс занятий, творческих заданий для поисковой (самостоятельной) деятельности.    Общим для всех   объединений «Школы  ремесел » является отражение культурно-национальных особенностей Вятского края, традиций, обрядов, работа по изучению и сохранению,  развитию  традиционных народных  ремесел. В связи с этим на основе народного календаря разработан цикл воспитательных мероприятий. Данное мероприятие знакомит детей с традициями и обычаями нашего народа и способствует воспитанию трудолюбия, уважения к человеку, любви к Родине.

Цели:

  • Познакомить детей с жизнью русского народа, его обычаями,  культурой, с праздником «Починки»
  • Способствовать осознанию подростками традиций и обряда как ресурса для настоящего и будущего
  • Развивать у детей мыслительную и творческую активность
  • Воспитывать уважительное отношение к прошлому, достижениями которого мы пользуемся до сих пор
  • Развивать познавательную активность, умение рассуждать

Используемые методы и приемы:

        Погружение в прошлое, вопросно-ответный метод, интерактивные приемы (использование листов активности), наглядность (предметы рукоделия)

Оборудование:

  • Предметы русского быта
  • Эскиз русской печи со всеми ее деталями
  • Пуговицы, иглы, нитки, ножницы, ткань, ручки, бумага

Время и место проведения:

        Дом детского творчества, кабинет № 203

Содержание:

        Команды выполняют задания по теме игры, содержание заданий указываются в сценарии праздника.  Работа на станциях – 10 минут.

Участники:

  • Детское объединение «Рукодельница»
  • Детское объединение «Кукольный мир»
  • Детское объединение «Журчалочка»

Починки

Праздник будничного женского труда

Изба в русском народном стиле, выставка изделие детских объединений.

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, местные и приезжие! Всех, кто пришел на праздник "Починки" с рукоделием, прошу рассаживаться на лавочки.

 А что означает праздник "Починки"?

Название праздника на слух кажется необычным, а на самом деле это латание дыр в одежде – от слова "чинить", "починять". "Починки" устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретения.

Считалось, что в это время Зима с Весною  встречались в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами стенка на стенку, деревня на деревню.

После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно "починять одежду": оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, порванные кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю осеннее-весеннюю одежду, подготовиться к смене  погоды. Вроде бы совсем обычное, довольно будничное женское дело – штопанье и латание дыр, но предки наши из всего умели праздник сделать.

А что для праздника надо? Совсем немного: собраться вместе, повеселиться, угоститься, да развлечься чисто по-женски.

Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней мелькали в проворных женских руках иголки. Так и возник своеобразный праздник женского труда – "Починки".

Готовились к этому празднику заранее. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия: яркие лоскутки, тесьму, бисер, ленты. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда. Ее резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получались пестрые веселые коврики, которые стелили на лавки и пол…

В нашей избе тоже много вещей, сделанных своими руками , в разной технике. (рассматривание рукоделий)

Вы в своих детских объединениях  занимаетесь различным рукоделием. Расскажите немного об этом.

                (дети рассказывают и показывают свои работы)

ХОЗЯЙКА: А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете ? Ну-ка посоревнуемся, кто больше знает?

ЗАДАНИЕ 1.

          (команды соревнуются, кто больше напишет поговорок)

      (фольклорная группа поет песню «Полоса моя полосонька»)

ХОЗЯЙКА: А вы  знаете, что в старину под заплатку копеечку заветную зашивали, а когда наставал черный день, ощупывали кафтаны, да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью, ведь раньше копейка была дорога .

Умеете ли вы пришивать заплатки? Сейчас мы это проверим.

ЗАДАНИЕ 2.

                           (команды пришивают заплатки)

(фольклорная группа исполняет песню «Прилетели гуси к броду»)

ХОЗЯЙКА: Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, то весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.

  • Барыня-княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходит (Игла)
  • Маленький Данилка в петельке удавился (Пуговка)

Если заплатку пришить не всем удается, то пуговку пришивать умеют все и сейчас мы в этом убедимся.

ЗАДАНИЕ 3.

                                      ( Команды пришивают пуговицы)

                       (фольклорная группа исполняет песню «Сговор совы»)

ХОЗЯЙКА: И у наших маленьких рукодельниц золотые руки. В народе говорят: "Мастерами не рождаются, ими становятся". А как вы думаете, что в избе сааме главное? Что всех лечит, согревает, кормит? Конечно же печка.а знаете ли вы названия частей печки?

ЗАДАНИЕ 4.

                           ( «Русская печка»)

                       (фольклорная группа исполняет песню «Шла Маланья»)

ХОЗЯЙКА:  Может быть вы и другие пословицы о рукоделии помните?

  • Длинная нитка – ленивая… (Швея)
  • Не бывает скуки, коли заняты … (Руки)
  • Всякое умение дается … (Трудом)
  • Куда иголка, туда и … (Нитка)

 

ХОЗЯЙКА: А кто из вас умеет вышивать? Покажите свое мастерство.

ЗАДАНИЕ 5.

                   ( Девочки вышивают первую букву своего имени)

             (фольклорная группа исполняет песню «Во саду ли в огороде»)

ХОЗЯЙКА: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Какой же праздник без плясок и игр. Как говорится, делу время, потехе час и пока судьи подводят итоги, будем веселиться.

Игры "Лавочка"," Шапки", а жюри подводит итоги.

    Подведение итогов. Рефлексия.