Методическая разработка на тему:"Североитальянская живопись XV века".

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severoitalyanskaya_zhivopis_xv_veka.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему:

«Североитальянская живопись XV века»

Преподаватель: Матвеева Юлия Александровна

В изобразительном искусстве Италии эпохи Ренессанса различают Раннее Возрождение (XV век, кватроченто), Высокое Возрождение (конец XV - начало XVI века, чинквеченто) и Позднее Возрождение (вторая половина XVI века).

История и искусство Италии XV века удивительно богаты и разнообразны. В искусстве этого периода наблюдаются противоречащие друг другу стремления, противоположные направления. Это объясняется, с одной стороны, политической раздробленностью Италии, с другой стороны - переходным характером эпохи (переход от средневековой культуры к культуре нового времени). Согласно теориям Ренессанса , господствовавшим в конце XIX века, формирование и распространение культуры кватроченто считалось, в сущности, самостоятельным, независимым от средневековья явлением. Культура и искусство Италии XV столетия на многие века определили вкусы, взгляды и образцы человеческого поведения, то есть мировоззрение и все искусство европейского буржуазного общества.

Одним из важных элементов искусства кватроченто является верность природе, который, однако, не был совершенно новым, он получил начало еще в средневековье. Развитие средневекового церковного мышления, особенно теория механического восприятия природы Фомы Аквинского также повлияли на зарождающееся искусство. Новая аристократия бюргерского происхождения, имея иные вкусы, требовала для себя и нового искусства. Этим новым искусством явилось искусство Ренессанса, которое за короткое время было признано всеми слоями правящих классов, в том числе и церковью. Широкому распространению этого искусства не могли препятствовать ни границы жанров, ни социальное происхождение заказчиков.

Уже в период позднего готического искусства бюргерство было значительной общественной прослойкой и важным носителем идей, связанных с переходом от готики к Ренессансу. Следовательно, общественное устройство в эпоху Возрождения не является совершенно новым, однако многие из основных художественных принципов Возрождения уже расходятся с традицией, и самым важным из них является взгляд на законы и роль композиции. Если художники готики в своих произведениях придерживались принципа простого компонирования, при котором каждая часть произведения была в одинаковой мере подчеркнута, то художники эпохи Возрождения предпочитают подчинять отдельные части и детали произведения его главной, центральной части, чем подчеркивалась органическая связь всей композиции. Художники Раннего Возрождения уже пытаются разделить и осмыслить существенные и второстепенные детали произведения, плоское изображение средневековья сменяется пространственным, перспективным изображением. Художественная и научная разработка иллюзии пространства - одно из важнейших стремлений искусства эпохи кватроченто, и именно этим оно резко отличается от искусства готики. Отвечающая научным требованиям разработка перспективы бросает свет на одну из самых характерных черт Раннего Возрождения - на осознанность. Потребность преобразования духовной жизни почти естественным образом заставила мыслителей эпохи обратиться к античности. Были разысканы, а к концу века изданы работы древних историков, литературоведов, естествоиспытателей. Как в изобразительном искусстве, так и архитектуре мыслители - гуманисты принимали за образцы для подражания представляющие собой высший критерий искусства произведения античной Греции и более известные в ту пору произведения Древнего Рима. Ренессанс, таким образом, в отличие от средневековых стилей развивался не стихийно, а был результатом сознательной духовной и интеллектуальной подготовки. Само создание интеллектуальной среды, способствовавшей развитию стиля ренессанс, было первым прогрессивным шагом европейской светской интеллигенции. Духовная и умственная активность, характерная для человека эпохи кватроченто, привела к быстрому развитию искусства. В сущности, за какие - нибудь 70-80 лет был проделан путь от поздней готики до Высокого Возрождения, когда на ряду со стремлением к обобщению уже проявляются тенденции, противоположные большинству целей эпохи кватроченто. К концу XV столетия во многих городах Италии - главным образом во Флоренции - наблюдается сужение общественной базы искусства. Это происходит в результате общественных движений, направленных против единовластия торговой олигархии. После кризиса правящие круги смогли стабилизировать свое положение, однако результатом этого явилось постепенное окаменение, застой и в обществе, и в искусстве. Поэтому искусство Ренессанса достигает наивысшей точки своего развития в таких центрах, где положение было более стабильным, а именно в центрах отдельных больших - по итальянским понятиям - государств: в Риме и Венеции. Вопреки этому искусство кватроченто еще располагало многочисленными большими центрами. Флоренция, Венеция, Сиена, Урбино, Милан, Падуя и другие города являлись вполне самостоятельными художественными центрами; каждый из этих центров был источником своего индивидуального направления. В менее значительных городах тоже складываются такие направления, но они представляют собой слабое подражание стилю ведущих школ больших городов. В работах менее значительных, небольших художников формы теряют силу выразительности, а вместе с несовершенством форм происходит и обеднение мысли, упрощается содержание произведения, правда, индивидуальная прелесть произведения способствует проникновению Ренессанса в народное искусство, а благодаря провинциализму стиль кватроченто продолжает существовать и во второй половине XVI столетия, более того, в маленьких картинах, созданных по обету, он сохраняется вплоть до XIX века.

Изменение общественной роли художника - одно из интереснейших явлений XV века. По сравнению со средневековьем авторитет художника чрезвычайно возрастает. Прекрасным примером этому служит следующий факт: в конце XV столетия флорентийский правитель Лоренцо Медичи предпринимает попытку приобрести для Флоренции останки художника Фра Филиппо Липпи, похороненого в Сполето, но жители Сполето отказывают ему в этой просьбе, ссылаясь на то, что у них самих недостаточно могильных памятников великих мужей. Интересно заметить, что материальное вознаграждение художников было довольно низким и не соответствовало их моральному признанию. Не были достаточно дифференцированы и доходы весьма различных по своему мастерству живописцев, часто одинаково оплачивались и мастера, и ремесленники. При определении цены картины количество и размер доминировали над качеством, то есть за большую по размеру картину, на которой было изображено больше деталей, назначалась более высокая цена, чем за меньшее по размеру, но имевшее более высокую художественную ценность произведение. Это положение во второй половине XV века изменяется в связи со все ускоряющимся ослаблением цеховых ограничений.

Разнообразие стилей и направлений, сложившихся в художественных школах эпохи кватроченто, поистине удивительно. Поражает и то, что при распространении идей гуманизма, при одних и тех же гуманистических устремлениях родились такие разнообразные и столь индивидуальные художники. Упомянем только последнее поколение художников кватроченто; художники этого периода работали в одно время с мастерами Высокого Возрождения, но по своему стилю уже приближались к великим мастерам конца XV столетия - к Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и молодому Леонардо да Винчи.

Творчество Пьетро ди Козимо (1462 - 1521) объединяет в себе два противоположных направления. С одной стороны, он воспринял страстную, почти небрежную культуру линий поздних произведений Боттичелли, с другой - стремился выработать уверенность в композиции, присущую Гирландайо. Игра линий, присущая Боттичелли, в большей мере ощутима в полотнах Рафаэллино дель Гарбо (1470 - 1524?), однако у него самостоятельная жизнь линий подчас служит не выражению страстности, а только легкому, изящному исполнению картины. Франческо Граначчи (1469 - 1543), по крайней мере в своих ранних работах, является последователем стиля мастерской Гирландайо, которой присуще весьма корректное, уверенное, но несколько суховатое решение и исполнение картин. Более поздние произведения Франческо Граначчи характеризуются поверхностным перенятием форм эпохи чинквеченто. В эпоху кватроченто Сиена уже перестала быть достойной соперницей Флоренции в области искусства. Обычно искусство Сиены формировалось под влиянием извне: с одной стороны, на нее влияли флорентийцы, а с другой - великие живописцы из Умбрии Пьетро Перуджино и Бернардино Пинтуриккьо. Лучшие сиенские мастера эпохи кватроченто - Нероччо, Франческо ди Джорджо, Матео ди Джованни - использовали в своем творчестве чужие элементы, уточняя и смягчая их. В своих произведениях они сохранили гораздо больше готических средств, чем флорентийские художники того времени. Под влиянием упомянутых сиенских мастеров работал художник Либерале де Верона. Искусство Либерале наполнено волнующим изяществом, для него характерны легкий колорит и игривость линий. Позднее он покидает Сиену и возвращается в Верону, его стиль приобретает более строгие формы, сам он больше приближается к взглядам и вкусам XV века.

Промежуточное место между умбрийскими и флорентийскими мастерами занимает художник Лука Синьорелли (1441? - 1523), который большую часть жизни провел в Кортоне. В своем искусстве он соединил пластичность форм флорентийской школы и мягкую живописность умбрийской. Некоторое время он работал близ Сиены, оказав серьезное влияние на молодых художников, работавших там около 1500 года. Лука синьорелли - один из самых значительных представителей монументального стиля на протяжении всего XV столетия. В серии фресок орвиетского собора, изображающих конец света, мастер предстает перед нами как непосредственный предвестник Микеланджело.

Область Марке и. главным образом, ее центр Урбино занимают важное место в истории итальянского искусства XV века. Кондотьер Фредерико да Монтефельтро, став герцогом, выдвинул свою провинцию из ряда мелких деспотических государств именно тем, что превратил ее в значительный культурный центр. Богатство духовной жизни при герцогском дворе в Урбино распространилось на всю Среднюю Италию. А меценатская деятельность герцога привлекла в столицу области Марке многих гениальных художников. Самым значительным среди них был Пьетро делла Франческа ( 1416? - 1492), представитель серьезного, торжественного, монументального стиля. Благородная простота его совершенных композиций отчасти объясняется его научной образованностью. Колорит произведений Пьнтро делла Франчески светел, его идеал - прекрасная гармония. Изображаемые народные им характеры роднят его с такими великими флорентийскими мастерами, как Мазаччо и Донателло, а его подробно выписанные и пронизанные светом пейзажи свидетельствуют, что художник был знаком и с произведениями фламандских мастеров. Достижения фламандского искусства стали известны в герцогстве Марке в первую очередь благодаря фламандцу Йосу ван Генту, известному в Италии под именем Джусто да Гуанто. Около 1467 года он работал при дворе герцога в Урбино. В герцогстве Марке художники кватроченто строго придерживались в своем творчестве реализма Пьетро делла Франчески и его благородной, торжественной серьезности. Самым значительным его последователем был Джованни Боккати (ок. 1420 - после 1480), на стиле которого сказалось и влияние поздней готики. Тесно был связан с придворным искусством Урбино отец великого Рафаэля - Джованни Санти, который обладал чрезвычайно живым воображением. Творчество Санти имело острую реалистическую окраску. Из всех урбинцев именно у него сильнее всего проявляются художественные приемы, усиливающие перенятое у фламандцев натуралистическое влияние.

В Перудже, центре провинции Умбрия, культурная жизнь была интенсивнее, но в отношении художественных новшеств она не была значительней Урбино. К началу эпохи кватроченто на здешних художников имели влияние Пьетро делла Франческа и реализм раннего поколения флорентийцев. Во второй половине столетия художники умбрийской школы Фьоренцо ди Лоренцо и Пьетро Перуджино, изображенные на фоне волнистых холмов с мягкими очертаниями, одухотворены и возвышены. К умбрийской школе принадлежал и Пинтуриккьо (1454 -1513), никогда не изменявший своему стилю. Его искусство излучает спокойствие и производит приятное декоративное впечатление, которое еще более усиливается благодаря орнаментике, различным украшающим элементам, исполненным художником почти с научной точностью.

На мастеров в области Романья, территориально относящейся к папскому государству, оказало влияние искусство не только Марке и Умбрии, но и Венеции. В Римини, столице этой области, долгое время правила семья Малатеста, члены которой были самыми известными деспотами в эпоху кватроченто; в них легко уживалась политическая хитрость, любовь к искусству, меценатство и моральная распущенность в самом худшем смысле слова. Марко Пальмеццано (ок. 1459 - 1539?) может считаться самым характерным художником области Романья. В своих картинах он предстает перед нами спокойным, бесстрастным рассказчиком; его композиции размеренны, сдержанны, а образы будничны. У венецианских художников и живописцев, работавших в других городах, но находившихся под влиянием Венеции, колориту придается все большее значение, в противоположность мастерам тосканских школ, старавшихся добиться как можно большего совершенства в изображении фолрм и трудившимся над наилучшим решением проблемы "хорошего рисунка". Венецианская школа стремилась к синтезу художественных средств; это обеспечивало ей все более привилегированное место среди других живописных школ Италии, и в эпоху чинквеченто она играла уже ведущую роль. В эту эпоху по всей Италии распространилась любовь к роскошу и блеску. Когда в конце XV века на землю Италии вступили иностранные - французские, немецкие, испанские - войска, эта замечательная культура живописи не исчезла, а покорила захватчиков, которые после возвращения на родину пытались создать там подобное искусство. Так Ренессанс начал распространяться по Европе. На базе кватроченто возникает более развитое искусство - следующая, более развитая ступень Возрождения - чинквеченто, вырастает искусство Рафаэля, Микеланджело и Тициана, но уже без беспокойных исканий, без упорных исследований. Если в XV веке художественная культура складывалась сознательно, то в XVI веке снова берет верх стремительное развитие, несмотря на то, что появляется все больше научных трактатов, посвященных вопросам искусства. Но они уже не определяют художественный стиль, а лишь регистрируют историю ее формирования. Итальянское искусство XV столетия занимает главенствующее положение в Европе. Значение искусства кватроченто велико еще и потому, что оно впитало в себя все достижения общеевропейской живописи.