Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе

Муратова Валентина Юрьевна

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». 

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.49 КБ
Файл zdorovesberegayushchaya_teh.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муратова Валентина Юрьевна

МОУ Ушмунская СОШ, учитель музыки.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». 

В. А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе

Здоровье сберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Урок музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Цель здоровьеесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Начинать  урок можно с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем, либо с повторения игры или скороговорки выученной на прошлом уроке.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру.

            У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое проговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему,  массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. После занятий вокало-терапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков.

звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

  • звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
  • звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются виды арт-терапии:

                                   Метод «Фольклорная терапия».

  На своих уроках я знакомлю детей русскими народными песнями. Фольклорная терапия –  это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Разный песенный фольклор, заклички, припевки, и многое другое.

Например, игра «Золотые ворота» ( Приложение 1)

Способствует развитию как вокальных, так и внимательности, потому что в игре важно не попасть в воротца которые закрывают дети.

Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.

 Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка, в результате постоянной тренировки улыбки, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

 Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психо - эмоцианальное состояние. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.

Метод «Ритмотерапия» - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

-марширование;

-движение рук (фразировка);

-элементарные танцевальные движения;

-игра на воображаемых музыкальных инструментах;

-условное(графическое)изображение музыки;

-«свободное дирижирование».  

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми.

На уроках, где преобладает устная работа, я провожу физкультминутки,(логоритмическая гимнастика) примерно через 15-20 минут от начала урока или по мере необходимости. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Мы пойдем с тобой  налево». (Приложение 2 )

 С уч-ся первых, вторых классов исполняем песенку «У оленя дом большой» с двигательным показом. Очень нравится ребятам пеня-игра «Злую тучку наказали». Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Перед исполнением каждой песни, как правило, нужно поработать на артикуляционным аппаратом. Нужно помнить что голос это инструмент и его нужно правильно настроить и для этого необходимо:

- правильное дыхание,

- правильное интонирование,

- четкое произношение,

- открытость звука.

Распевка в общем должна занимать 10 минут, но не более 15.

Существует огромное количество на которых можно настроить голос для пения. (Упражнение «Кошечки», «Свеча», «Улыбочка- трубочка») (Приложение 3)

Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

      Метод «Музыкотерапия» является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные  поступки.

Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.

        

Список литературы

1.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.

2.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г

3.Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе.1-4 классы». Москва,Издательство «Вако»,2005.

4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие  образовательне технологии в современной школе», Москава, Издательство «АПК и ПРО»

5. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroke-muziki-601624.html -  Ислямова Наталья Васильевна

6.  https://multiurok.ru/files/zdorove-sberegaiushchie-tekhnologii-na-urokakh-m-1.html -  статья Барановой Маргариты Вячеславовны

Приложение 1.

Игра «Золотые ворота»

Двое детей встают в воротца и скрепив руки в замочек стоят, держат руки над головами. Остальные дети встают в змейку, и держаться за руки. Первый кто стоит в змейке будет водящий или «мамка».  Водящий водит детей через воротца. На всем протяжении игры дети поют текст песни, как только слова заканчиваются воротца (т.е. руки ) закрываются. И кто остался в середине, встают к воротцам. Игра продолжается до тех пор, пока «не переловили всех»

Золотые ворота, проходите господа,

Перва (первая)  мать пройдет, всех детей проведет,

Первый раз прощается , второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.

Приложение 2

«Мы пойдем с тобой  налево».

  1. Мы пойдем с тобой на лево (идем по кругу  влево)
  2. А потом пойдем на право (идем по кругу в право)
  3. В центр быстро соберемся  (подходят в центр)
  4. И обратно разойдемся (расходятся из круга)
  5. Мы присядем на дорожку (приседают)
  6. Встанем за руки возьмемся ( взяться за руки)
  7. И попрыгаем немножко (попрыгать )

И повторяем несколько раз.

Приложение 3

Упражнение «Кошечки»

Встать прямо ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтях перед собой. На раз повернулись в право – вдохнули через нос, повернулись прямо – выдохнули через рот. На два - повернулись в лево – вдох через нос, снова повернулись прямо – выдох через рот. Упражнение повторяется несколько раз.

«Свеча»

Встали прямо заняли исходную позицию. Глубоко вдохнули через нос, воздух мысленно отправляем не в легкие, а диафрагму. И представляем, что в руке мы держим зажжённую свечу, и дуем на нее тоненькой струйкой стараясь  не задуть свечу.

«Улыбочка - трубочка»

Следующее задание служит для разработки мимических мышц лица.

Встали ровно.

Губы сложили в трубочку и вытянули вперед, растянули губы в улыбочку.

И повторили несколько раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки Муратова Валентина Юрьевна МОУ Ушмунская СОШ, учитель музыки,

Слайд 2

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 5

Физкультминутки, Динамические паузы, Дыхательные упражнения; Речевые упражнения; Двигательные упражнения, ритмотерапия ; Пение; Виды музыкальной деятельности,помогающие здоровьесбережению учащихся

Слайд 6

Начинать урок можно с : Музыкального приветствия, Повторения игры, Скороговорки, Распевки , Что это дает, на что влияет: Разрабатываются певческие, интонационные, ансамблевые навыки, Улучшается дикция, Правильность произношения. Чистое звукоизвлечение .

Слайд 7

"Кто много поет, того хворь не берет!" звук “а - а ” массирует глотку, гортань, щитовидную железу ; звук “о - о ” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Слайд 8

« Фольклоротерапия » - это естественная арттерапия,включающая в себя извлечение звуком,музыкой,движением,драмой , несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . В фольклоре действительно есть врачующее начало. Фольклоротерапия

Слайд 9

Игра «Золотые ворота»

Слайд 12

« Ритмотерапия » Марширование Движение рук (фразировка) Элементарные танцевальные движения Свободное дирижирование

Слайд 13

Работа над артикуляционном аппаратом Правильное дыхание Четкое произношение Правильное интонирование Открытость звука Распевка в общем должна занимать 10 минут, не более 15мин.

Слайд 14

Результаты музыкотерапии Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика; Повышение уровня речевого развития; Снижение уровня заболеваемости; Снятие раздрожительности , нервного напряжения

Слайд 15

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные поступки. Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.

Слайд 16

Используемые источники: . https ://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroke-muziki-601624.html - Ислямова Наталья Васильевна https ://multiurok.ru/files/zdorove-sberegaiushchie-tekhnologii-na-urokakh-m-1.html - статья Барановой Маргариты Вячеславовны Литература: 1.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г. 2.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г 3.Коваленко В.И. « Здоровьесберегающие технологии в школе.1-4 классы». Москва,Издательство «Вако»,2005. 4. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательне технологии в современной школе», Москава , Издательство «АПК и ПРО»