Традиционный женский костюм

Теплухина Ирина Петровна

Урок-лекция

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                Традиционный женский крестьянский костюм Смоленской губернии XIX - начала XX века

 

Среди многообразия этнографических коллекций Смоленского музея-заповедника собрание крестьянского костюма Смоленской губернии — одно из значительных, оно насчитывает более 1000 предметов. В коллекции представлена одежда праздничная, повседневная, ритуальная, домашняя, а также головные уборы, обувь, украшения.Кофта «на фантах»

Коллекция крестьянского костюма Смоленского музея имеет вековую историю комплектования. Ее зачин принадлежит Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928), основательнице в Смоленске музея “Русская старина”. К сожалению, создавшаяся в России в начале XX столетия революционная обстановка вынудила Тенишеву прекратить собирательскую работу. Крестьянская одежда поступила лишь из нескольких уездов.

        В 1920-х годах в музей была передана небольшая коллекция крестьянской одежды Вяземского и Духовщинского уездов из собрания Екатерины Николаевны Клетновой (1869-1937). Особую ценность в этом собрании составляют женские летние насовки и плетеные чепцы. Позднее в музей поступила коллекция головных уборов и бисерных украшений, собранных в Ельнинском уезде в 20-х годах Михаилом Ивановичем Погодиным (1884-1969). Эти коллекции представляют в нашем собрании самую старую, самую ценную ее часть.

        Как известно, главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха, которая использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда. Среди многообразия в покрое и в “украсах” женских рубах Смоленской губернии можно отметить несколько общих их качеств. Основа рубах (“стан”), как цельных, так и составных, состояла из трех (реже — из четырех) полотнищ холста. Горловина сильно сосборена под узкую обшивку, плотно облегает шею. Плечевые вставки (“полики”) — прямые, пришиты по утку. Рукав - зауженный книзу или прямой с оборкой или манжетом.      Цветовой и орнаментальный акцент “украс” — на оплечье (полик и верх рукава). Мажорный цветовой строй оплечья рубах поддерживается легким цветовым аккордом на обшивке ворота и внизу рукавов.Рубаха

Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских регионах преобладала вышивка, в белорусских — ткачество. Традиционными были два вида вышивки: вышивка по целой ткани (исполнялась по счету нитей ткани — “крест”, “роспись”, “набор”, “настил”, “косичка”) и вышивка по разреженной ткани (исполнялась по предварительно подготовленной ткани, когда часть нитей основы и утка удалялись, это “строчка” и “перевить”). Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Тканый и шитый орнамент Смоленского края — геометрический, основа которого — ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.Косоклинный сарафан

       Для определения видов, комплексов народных костюмов разных этнических групп традиционно применяется одежда, дополняющая рубаху, — юбка, понева, сарафан...

В северо-восточной, великорусской, части Смоленской губернии таким предметом одежды был косоклинный сарафан — он бытовал в Сычевском, Вяземском, Гжатском, Юхновском уездах и частично в пограничье соседних с ними.

         Силуэт косоклинного сарафана — трапециевидный: кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади, обязательно наличие нескольких боковых косых клиньев. В зависимости от места бытования, покроя, материала, украшений косоклинный сарафан на Смоленщине назывался по-разному: “ферязь”, “сукман”, “полбумажник”, “клинастик”, “синикин”, “сорококлин”, “китайка”... Изготавливался такой сарафан из домотканины, из льняных и шерстяных нитей, позднее — по утку использовались хлопчатобумажные нити. В конце XIX века состоятельные крестьяне использовали и фабричные ткани, особенно хлопчатобумажную “китайку”. Косоклинный сарафан на Смоленщине обычно был темно-синий или черный, реже — красный. Однотонный по цвету сарафан украшался нашивками (лентами, тесьмой, позументом, шнурами). Расположение украшений — традиционное: подол, лямки, проймы и передний шов. Однотонный сарафан хорошо сочетался с другими предметам костюма.Курта

{mospagebreak heading=Страница1}

 

 


Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном продолжали бытовать и старые, традиционные формы головных уборов (сборники, повойники, ряски, кокошники, кички, сороки) и новомодные, из фабричных материалов — сорокообразные шапки-косынки, шапки с хвостами, шапки с начельниками... Дополняли костюм тканые и плетеные многоцветные пояса “рябушки” или из фабричной тесьмы с концами из краль и бисера. Обязательными были шейные и нагрудные украшения.
Чепец-наволосник

         На востоке великорусской части губернии, в пограничье с нынешними Калужской и Брянской областями, в 1930-х годах еще бытовал характерный для южных великорусских регионов костюмный комплекс с поневой. На рубеже ХIХ-ХХ веков в Ельнинском и Рославльском уездах бытовали два вида понев: распашная (передние полотнища не сшиты между собой) и юбка-понева (с вшитым спереди полотнищем из холста или из фабричной ткани). Основу поневы составляли четыре домотканых синих в крупную клетку полотнища, собранных вверху на плетеный гашник, держащий поневу ниже талии, на бедрах. Длинная рубаха вытягивалась из юбки, образуя большой напуск - “пазуху”. Обклад из ярких нашивок внизу поневы уравновешивался яркими “украсами” рубах, цветными головными уборами “сороками”, бисерными по-затыленями, бисерными нагрудными “чепками”.

В состав Белорусской Смоленщины входили Духовщинский, Краснинский, Смоленский, Поречский, Рославльский и частично пограничные с ними уезды. Музеи хранят древние виды понев (поневы несшитые), которые бытовали на этой территории местами и во второй половине XIX века и которые повсеместно сменили юбки-андараки. Особенно был распространен андарак с кабатом. Юбка из 5-6 полотнищ домотканины (летний вариант — из льняной пестряди, зимний — из шерсти) сосборена под пояс и пришита к круговому лифу — кабату.Андарак с кабатом

          На территории Белорусской Смоленщины был очень распространен и костюмный комплекс с прямым сарафаном — саян, из 5-6 прямых полотнищ. Два передних полотнища сборилисъ под планку высоко на груди, боковые и задние — чуть выше талии под узкий лиф с маленькой “спинкой-вилочкой”, переходящей в лямки. Летний вариант сарафана исполнялся из льняной или полульняной домотканины, чаще всего клетчатой, зимний — из овечьей шерсти (“суконник”) или с портяной основой, как многоцветный, так и однотонный.

          В состав костюмного комплекса этого региона обязательно входил фартук. Обычно небольшого размера (в 1,5 полотнища холста), присборенный вверху под пояс-завязку, украшенный внизу полосами браного ткачества красным. В составном женском головном уборе обязательным был чепец (“чапец”, “цапец”), держащий специальным образом уложенные волосы. Венчала убор наметка — льняное, длиною до 3 метров, с украшенными концами полотенце, которое повязывалось на голову в виде чалмы. Наметка придавала костюму национальный колорит.

Верхняя женская одежда, сезонная, для улицы (курты, чекмени, безрукавки, сермяги, шубы) тоже украшались сукном, сафьяном, тесьмой. Универсальной обувью крестьян были лапти — русские, польские, белорусские (отличались формой головки). Были еще “христатики”, “каверзни”, “похлопни” (разной техники плетения и разного назначения). Носили лапти с холщовыми и шерстяными онучами и пеньковыми оборами. Бытовала и кожаная обувь, привозная и местного изготовления (туфли, сапожки). Были и валенки, но там, где держали много овец. На рубеже ХIХ-ХХ веков происходит быстрое эволюционирование крестьянской одежды. В разных районах Смоленской губернии оно шло неравномерно. Так, в северо-восточных уездах, близких к промышленным центрам и в которых было более развито отходничество, крестьянская традиционная одежда раньше стала заменяться на одежду из фабричных тканей и на привозную, городскую. Появляются платья “на проймах”, сарафаны “шубки”, “сумары”, кофты “на фантах”, “казаки”, “корсетки”, платки “хранцуские”, “париские”... Западные же, “белорусские”, регионы Смоленщины дольше сохраняли свой традиционный костюм. Юбка-андарак и прямой сарафан по сравнению с косоклинным сарафаном были более удобны, практичны, универсальны. И покупая фабричные ткани, крестьяне шили одежду из них по старым образцам.Прямой сарафан

 

                Предлагаю вашему вниманию замечательный цикл передач "Пряничный домик" - телеканала "Россия К"
https://www.youtube.com/watch?v=hDWI0w-90p4&t=537s