Занятие-экскурсия для детей подготовительной группы «Частица Родины моей»

Есипова Елена Павловна

Занятие-экскурсия

для детей подготовительной группы

«Частица Родины моей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartiny.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Пугачева Саратовской области»

Занятие-экскурсия

для детей подготовительной группы

«Частица Родины моей»

Воспитатель: Есипова Е.П.

2019 г.

 

Цель: Социально-культурная адаптация детей при восприятии фотопейзажей населённого пункта, в котором они проживают.

Фотопейзажи. «Цирк имени братьев Никитиных. Наши дни», «Немецкая улица начала ХХ века», «Театральная площадь конца ХIХ века», «Театр оперы и балета. Вечерний. Наши дни», «Парк Победы на Соколовой горе. Наши дни», «Набережная Космонавтов вечером. Наши дни».

Словарь. Паспарту, фотопейзажи, современный ( исторический) город (село, деревня, посёлок), малая родина, жители ( городские, сельские).

Оборудование и материалы. Стойки для картин, дидактическая игра « Собери картинку», столики, драпировка из ткани, «Коробка открытий».

Ход занятия-Экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и фотопейзажами на стойках ( фотопейзаж «Театр оперы и балета. Вечерний. Наши дни» закрыт тканью) и игровую зону, в которой в центре ковра размещена «Коробка открытий». В коробке-фотография в рамке с видом Цирка имени братьев Никитиных 1950-х годов, в стороне от ковра находятся столики для игры «Собери картинку».

Педагог приглашает детей в игровую зону, размещает их на ковре вокруг «Коробки открытий» и просит ребёнка достать предмет, находящийся в ней ( фотография в рамке с видом Цирка имени братьев Никитиных 1950-х годов); передавая по кругу, дошкольники рассматривают фотографию. Затем педагог задаёт им вопросы: как называется этот предмет? Что изображено на фотографии? Знакомо ли вам это место?

Рассмотрев фотографию, педагог обобщает ответы детей. Любой пейзаж ( городской, сельский,морской) может быть запечатлён при помощи фотоаппарата. Такая фотография называется фотопейзажем. Благодаря фотоснимкам можно заглянуть в прошлое и узнать много интересного. Например, увидеть, как выглядел город раньше и как он менялся. Город, в котором родился человек, принято считать малой родиной, он часть большой Родины-России.

Сообщая название экскурсии, педагог приглашает детей в галерейную зону и, разместив их на стульях, предлагает отправиться в виртуальное  путешествии во времени – побывать в прошлом и настоящем, для того чтобы увидеть, каким город Саратов был много лет назад и как выглядит сегодня, узнать его историю. Во время перехода педагог кладёт в «Коробку открыти» два комплекта разрезанных картинок с изображением Художественного музея имени А.Н. Радищева. Фотография из «Коробки открытий» размещается рядом с фотопейзажем  «Цирк имени братьев Никитиных. Наши дни». С них и начинается увлекательное путешествие. Детям предлагается рассмотреть оба снимка и сравнить их между собой, слушая рассказ педагога.

В 1876 году на торговой  Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей. Вывеска на нём гласила: «Первый русский цирк братьев Никитиных». В нём впервые увидело свет представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Позже здание, выстроенное братьями Никитиными, было разобрано, и сейчас на этом месте располагается кинотеатр «Победа». Спустя 55 лет возведено и открыть новое каменное здание цирка (улица Чапаева), которое по сегодняшний день радует зрителя захватывающими представлениями.

Фотопейзаж «Немецкая улица начала ХХ века» становится продолжением путешествия. Дети, рассматривая фотографию, предлагают варианты ответа на вопрос педагога: какое место города изображено?

Выслушав ответы ребят, педагог рассказывает о фотоснимке: «Улица Немецкая, сегодня называется проспект Кирова, много лет назад была проезжей частью города: по ней ходили трамваи, ездили машины. Сегодня проспект – пешеходная зона, здесь часто гуляют горожане, так называют городских жителей. Они посещают кафе, магазины, кинотеатры.

Фотопейзаж был сделан поздней осенью: люди, тепло одетые, неспешно прогуливаются вдоль магазинов. В левой части фотопейзажа расположено величественное здание, больше похожее на старинный замок,- это консерватория: учебное заведение, где студенты обучаются игре на разных музыкальных инструментах, пению, танцам, актёрскому мастерству. Консерватория носит имя оперного певца Леонида Витальевича Собинова».

Следующим пунктом путешествия становится «Театральная площадь конца ХIХ века». Детям предлагается рассмотреть изображение и прослушать рассказ.

Театральная площадь, как и консерватория, является визитной карточкой города Саратова, его достопримечательностью. Название «Театральная» площадь получила благодаря тому, что местный губернатор Анатолий Давыдович Панчулидзе построил на ней небольшой театр ( педагог обращает внимание детей на здание, расположенное на заднем плане). Что такое театр? (ответы детей).) На заднем плане фотопейзажа виднеется здание театра. В то время он был деревянным, несколько раз перестраивался. Простояв чуть больше 50 лет, здание сгорело, а на его месте построили каменное здание, которое сегодня и является Театром оперы и балета.

Также на этой площади можно видеть ещё одно здание. Вопрос детям: узнаёте ли вы его? Это Художественный музей имени А.Н.Радищева – первый общедоступный музей в провинции, прийти в который мог любой желающий. Что такое музей? (Ответы детей). Сегодня в этом музее хранится около 30000 различных экспонатов. Внешний вид здания не изменился, он и сегодня такой же величественный, как на этом фотоснимке, а вот территория вокруг него выглядит иначе: сейчас музей окружён деревьями прекрасного сквера с газонами, дорожками и скамейками. Увидеть современный вид художественного музея поможет «Коробка открытий».

Педагог предлагает детям перейти в игровую зону и достать из «Коробки открытий» разрезные картинки. Разделившись на две подгруппы, ребята играют в игру «Собери картину». Расположившись вокруг столов, команды собирают целое из частей. В конце игры, когда обе команды сложили одинаковые изображения с видом Художественного музея имени А.Н. Радищева в наши дни, педагог поясняет, что за здание изображено, где оно находится.

Многое помнит Театральная площадь. Более 100 лет назад здесь на праздники, особенно в неделю Пасхи, ставились палатки, столики для продажи напитков, закусок, лакомств. Тут же были карусели, выступали кукольники, балаганщики, проводились скачки. Много народа в праздничных нарядах сходилось на площади. До заката солнца продолжалось веселье.

И в наш дни эта площадь называется Театральной, и на ней также проводятся праздник, ярмарки, концерты, соревнования, устанавливаются аттракционы, а с наступлением вечера всё здесь преображается.

Педагог снимает ткань с фотопейзажа «Театр оперы и балета. Вечерний. Наши дни». Вопрос детям: что за здание изображено на фото? (Ответы детей). Так Театр оперы и балета выглядит вечером: золотыми огнями освещается всё здание, белокаменные колонны встречают зрителя, а в арке притаились две скульптуры: две девушки – одна из них балерина, другая – оперная певица. Между ними старинный струнный музыкальный инструмент – лира. Кто из вас был в театре? Что можно увидеть, оказавшись внутри здания? (Ответы детей).

Путешествуя по фотопейзажам, ребята побывали на улицах и площади, увидели здания и людей. Пришло время подняться на одну из гор, которые окружают Саратов.

Педагог обращает внимание детей на следующий фотопейзаж – «Парк Победы на Соколовой горе. Наши дни» Как называется гора, над которой возвышается стела с журавлями?

Парк Победы на Соколовой горе – это музей под открытым небом. В нём много памятников, которые служат напоминанием о смелости и героизме саратовцев в борьбе с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Здесь всегда горит Вечный огонь в память о павших воинах. Ступени каменной лестницы, которые начинаются у Вечного огня, символизируют годы войны. Поднимаясь по ним, можно оказаться у стелы «Журавли».  На её вершине закреплена стая из 12 птиц. Летят они на запад – туда,окуда не вернулись наши храбрые защитники.

Памятник является символом свободы, ценимой всеми людьми, пережившими войну.

Стела находится в центре смотровой площади, откуда виден весь город и великая русская река Волга.

После рассматривания фотопейзажа педагог предлагает детям мысленно спуститься с Соколовой горы и добраться до набережной.

В вечернее время суток саратовская набережная освещается множеством огней, которые отражаются искрами в волнах реки Волги. На пристани речного вокзала стоят туристические пароходы и прогулочные катера, по аллеям неспешно прогуливаются городские жители. Набережная Космонавтов получила своё название в честь полётов в космос Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова, приземлившихся на саратовской земле. Возле бронзовой скульптуры Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина отмечают праздники, посвящённые Дню космонавтики

Такой саратовская набережная предстаёт взору гостей и жителей города стороны Волги. Фотограф, сделавший этот снимок, прогуливался по автодорожному мосту. С самой высокой точки моста открывается удивительный вид на Саратов, который так живописно раскинулся на берегу реки.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к фотопейзажам ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать детям вопросы, направленные на фиксацию в их речи полученных знаний:

  1. Зачем мы отправились в путешествие?
  2. 2. Сколько городов мы посетили?