Нормативно-правовая база по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях внедрения целевой модели развития дополнительного образования детей.

Ефремова Екатерина Валерьевна

Нормативно-правовая база по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях внедрения целевой модели развития дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova_e.v.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях внедрения целевой модели развития дополнительного образования детей.

1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 2. Методические рекомендации-разъяснения по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. №ВК-1030/ письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 №АК-1879/06 «О документах о квалификации»).

3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816).

4. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».

6. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976- 04 «Методические рекомендации по реализации курсов, программ воспитания и дополнительных программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

• Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

• Общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход). 

Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

Общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей.

Структура управления региональной системой дополнительного образования детей включает:

- исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующие сферу дополнительного образования детей;

- межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее - межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - региональный модельный центр);

- органы местного самоуправления;

- организацию (структурное подразделение организации), наделенную органом местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальный опорный центр дополнительного образования детей);

- организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей.

Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих процессов. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и региональный навигатор.

Общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей.

Кадровое обеспечение региональной системы дополнительного образования детей направлено на решение следующих задач:

а) реализация дополнительных общеобразовательных программ по перспективным направлениям обучения детей;

б) разработка дополнительных профессиональных программ, в том числе краткосрочных, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;

в) вовлечение в реализацию дополнительных общеобразовательных программ специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих дополнительным общеобразовательным программам, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе обеспечение получения такими специалистами при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", а также лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии, самостоятельно формируемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками;

г) вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в обновление основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.

Общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.

Использование (создание) инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы дополнительного образования детей должно соответствовать следующим принципам:

а) инфраструктурные и материально-технические ресурсы региональной системы дополнительного образования детей создаются (используются) исходя из программного подхода;

б) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию дополнительных общеобразовательных программ с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным программам;

в) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, доступных для всех обучающихся на территории субъекта Российской Федерации;

г) инфраструктурная и материально-техническая база организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в сетевой форме реализации образовательных программ, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598) используется для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

• Межведомственный совет создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей при внедрении Целевой модели ДОД в субъекте Российской Федерации и включает представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также представителей органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.

• Функции МОЦ:

1. организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и других);

2. содействие распространению и внедрению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;

3. апробация и внедрение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, разноуровневых и модульных программ;

4. создание, апробация и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;

5. обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции и полномочия учредителя Регионального модельного центра;

6. оценка существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;

7. разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

8. разработка предложений по совершенствованию региональной системы дополнительного образования детей;

9. содействие привлечению общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций к реализации дополнительных общеобразовательных программ;

10. обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей;

11. обеспечение функционирования информационного портала Регионального модельного центра;

12. способствование развитию реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных профессиональных программ для педагогических работников дополнительного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

13. координация работы информационного ресурса субъекта Российской Федерации, обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, обучающихся, зачисленных на данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе (далее - региональный навигатор);

14. координация внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, предусматривающая финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ на основании выбора ребенком, его родителями (законными представителями) образовательной услуги организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от организационно-правовых форм, за счет предоставления организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, сертификата персонифицированного финансирования на обучение по дополнительным общеобразовательным программам (далее соответственно - персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, сертификат) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая:

- обеспечение учета перечней дополнительных общеразвивающих программ, обеспечиваемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

- обеспечение учета перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных), частных и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - исполнители образовательных услуг);

- учет выдачи сертификатов;

- обеспечение учета детей, которым выданы сертификаты в субъекте Российской Федерации;

15. информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области развития дополнительного образования детей.

• В субъекте Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается региональная система мотивации педагогических работников дополнительного образования, обеспечивающая формирование прозрачности порядка, условий и критериев установления работникам стимулирующих выплат, включающая:

а) эффективную систему оплаты труда, предусматривающую создание условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании системы дополнительного образования детей;

б) совершенствование структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и стимулирования педагогических работников к повышению производительности труда.

Перечень нормативно-правовых актов для реализации программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  4. Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28- 02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
  5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  8. Закон Владимирской области от 12.08.2013 № 86-ОЗ «Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области в сфере образования».
  9. Распоряжение Администрации Владимирской области от 09 апреля 2020 № 270-р «О введении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Владимирской области».
  10. Распоряжение Администрации Владимирской области от 20 апреля 2020 № 310-р «О создании Регионального модельного центра дополнительного образования детей Владимирской области».
  11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  12. Распоряжение Администрации Владимирской области от 28 апреля 2020 № 475 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей во Владимирской области».
  13. Распоряжение Департамента образования администрации Владимирской области от 14 марта 2020 № 270 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей Владимирской области в 2020 году».
  14. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  15. Методические рекомендации-разъяснения по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. №ВК-1030/ письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 №АК-1879/06 «О документах о квалификации»).
  16. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816).
  17. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
  19. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976- 04 «Методические рекомендации по реализации курсов, программ воспитания и дополнительных программ с использованием дистанционных образовательных технологий».