Игра - Викторина "фольклор народное искусство"

Голосова Елена Дмитриевна

Игра-викторина

«Фольклор - народное искусство»

Цели: прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас;

 развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре, развивать внимание, память, творческие способности;

 воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра - викторина24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение  Вейделевского района

«Многофункциональный  центр социальной помощи семье и детям «Семья»

        Игра-викторина

«Фольклор - народное искусство»

                                                                                            Разработала:                                                                                                                      

                                                                                          воспитатель

                                                                                                   младшей группы

                                                                                             Голосова Е.Д.

Вейделевка, 2020 г.

Игра-викторина «Фольклор – народное искусство»

Цели: прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас;

 развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре, развивать внимание, память, творческие способности;

 воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование: раздаточный материал, выставка книг, рисунков, образцы дымковской, богородской игрушек, изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек.

Ход игры-викторины:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину «Фольклор - народное искусство». В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка - частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора - это ваши первые колыбельные песни («Баю, бай», «У кота-воркота», «Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить?  (ответы детей).

Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана.

Конкурс №1 «Пословицы»

1. Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • В чужой монастырь со своим  уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3.  Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Уменье – свет, а неуменье – тьма.
  • Комар косу не подточит.

4.  Собери пословицы о труде и добре.

Кончил дело- 

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

Добро

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

 Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

Конкурс №2  «Загадки»

1.Ловец отменный,

Ткач примерный.

Кто в его пряжу попадёт,

Тот умрёт  (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»?  (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет.

 Роднее её родни нет.

Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Конкурс №3  «Былины»

1.По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые.
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Конкурс №4  «Сказки»

1. Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай, что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано - сделано».
  •  «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

5.Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена.     

   После сбора картинки беседа по сказкам.

- назови сказку и главных героев;

- чему учит данное произведение;

                           Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

Конкурс №5 «Народный танец»

Народный танец (фольклорный танец) - это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

Конкурс №6 «Народная игрушка»

Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал).

Конкурс  №7 «Народная песня»

Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости».

Назовите, какие русские народные песни вы  знаете. Побеждает та команда, которая назовет больше песен.

Конкурс №8 «Народные инструменты»

В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. На каких музыкальных инструментах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто больше назовет музыкальных инструментов. (Трещотка, бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен, домра, жалейка, гусли,  калюка (дудка), ложки, окарина, рожок, свирель).

Подведение итогов