Педагогическое обеспечение раскрытия творческого потенциала этнического самосознания языком танца.

Шубина Лариса Викторовна
Педагогическое обеспечение раскрытия творческого потенциала этнического самосознания языком танца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  РАСКРЫТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

ЯЗЫКОМ ТАНЦА.

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества требующих новых инновационных формы и методов подхода к обучению. Современный социальный заказ требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения обучающихся. Современная школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально - психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации. Преподаватель, как организатор образовательного процесса, вводит его в мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ребенком ее культурное содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень современной культуры. С этой точки зрения воспитание можно было бы определить, как перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, высвечивающую для ребенка социальное значение явлений мира и личностный смысл тех же явлений.

Искусство - одна из форм общественного сознания, отражающая действительность через художественные образы. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен, здесь не звучит слово, но его (танец) понимают все народы мира. Выразительность пластики человеческого тела и музыкальных  ритмов и мелодий оказывается могущественной, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем. Хореография является важной частью нашего общества. Благодаря этому искусству мы выражаем себя. Все наши эмоции и желания способны найти свое проявление именно в танце. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка в известной степени помогают решить занятия детей хореографией. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребенок развивает свои художественные способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Занятие танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, дает гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. В современных условиях развитие хореографии этносов происходит на основе этнического самосознания, и в связи с этим обращение к традиционной народной культуре, связанной с этническими корнями прошлого, народными календарными праздниками, старинными свадебными обрядами, народными играми и развлечениями связано с современными потребностями населения. Сохранение и возрождение традиций народной культуры является   не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности.  

Актуальность сохранения традиционной национальной культуры в хореографии  обусловлена рядом факторов:

- Особенно хрупким является культурное наследие малочисленных народов, перед которыми стоит двоякая задача: гармоничное взаимодействие с доминирующими мировыми культурами, современной цивилизацией и одновременное сохранение собственного уникального своеобразия.

- Национальная культура, являясь частью микросреды, составляющей  повседневное, ближайшее окружение, в котором человек живет, учится и трудится, играет решающую роль в формировании и становлении личности.

 Актуальность темы вызвана необходимостью более пристального внимания к культурному наследию прошлого народов России для разработки наиболее конструктивной и действенной политики в области культуры, как на региональном, так и на федеральном уровне.

В современных условиях значимость традиции заключается в том, что традиции являются одной из форм передачи наследия предыдущего поколения последующему. Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический и органический; процесс генетический - благодаря передаче традиции, процесс органический - благодаря усвоению и применению переданного. Несмотря на то, что традиционные формы культуры в современном мире глубоко трансформированы, тем не менее, народное творчество остается вдохновителем современных исканий во всех областях культуры.

Перечисляя важнейшие направления культурной политики по поддержанию и развитию национальной культуры в качестве главных следует выделить следующие:

-создание единого культурного пространства с сохранением индивидуальности национальной культуры;

-сохранение огромного пласта народной культуры; интеллектуальной, ценностно-смысловой направленности в воспитании молодого поколения;

-формирование у молодого поколения глубоких знаний о родном крае, нравственно-гражданской позиции по сохранению и приумножению его богатств, уважительного отношения к своему прошлому;

-взаимодействие организаций, творческих объединений по совершенствованию и развитию национальных традиций;

-эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов в рамках культурно-национальных традиций;

-проведение культурно-массовых мероприятий и праздников, участие в фестивалях, смотрах, конкурсах культурной и духовно-нравственной направленности.

Хореографическое искусство Бурятии - это художественный феномен, особенностью которого является синтез этнической   и классической танцевальной традиции. Рассмотрение этнической танцевальной традиции во взаимодействии с классическим, представляется актуальным для понимания процессов, происходящих в современной национальной хореографии Бурятии. Подобное исследование лежит в русле развития современного российского искусствознания, в котором в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в частности, и к национальным и региональным культурам в целом.

Развитие   народного танца тесно связано со всей историей бурятского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные   условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту   народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Бурятский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Танцевальная культура Бурятии сформировалась под воздействием уникального сочетания природных, исторических, религиозных и художественных факторов, которые и придали ей необыкновенное своеобразие, выделив из ряда других культур.

Бурятский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Всегда нужно глубоко изучать исторический, этнографический, фольклорный материал. Это помогает узнать нравы, обычаи своего народа, его национальный характер, издавна сложившуюся этику взаимоотношений между людьми и формы ее проявления. Кроме того, постановщик обязательно знакомится с музыкой, живописью, песенной культурой народа, с литературными описаниями его танцев. Большую пользу приносит изучение материальной культуры, декоративно-прикладного искусства, народной одежды, знакомство с предметами быта.

Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Обычаи и традиции, фольклор -  это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества. Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии убедительные свидетельства культуры, сложившейся в народе. Причем культура эта имеет свой особый национальный колорит. Народное искусство всегда было основой, фундаментом прогрессивного профессионального творчества.

 Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподавание следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от традиционных методов и форм обучения, но изыскивает наиболее рациональные инновационные пути развития своих учеников. Обучение происходит в постоянном общении учащихся с учителем со сверстниками, что оказывает большое влияние на характеры протекания творческой деятельности. На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену   информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда. В последнее время сталкиваюсь с необходимостью поиска новых методик и современных технологий работы с подрастающим поколением. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность в моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со своей "изюминкой" и сюжетом. Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к творческому познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям, достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает использование инновационных педагогических подходов в воспитании. Современные технологии и содержание обучения ориентируется, прежде всего, на содержание образования посредством репертуара. Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальному искусству своей Родины и к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, свойственные российской хореографической школе. Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Глубинные истоки национальной культуры просматриваются прежде всего в обычаях и традициях, в силу большей сохранности устоев жизни населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества. Требуются поиски новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Специального внимания заслуживает проблеме сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.  При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания. К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание. Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей, педагогические аспекты творческой деятельности, методы развития межличностного общения в коллективе, методы создания художественной среды средствами танца. Совместная деятельность педагога и учащегося очень важная часть общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности каждого. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Применяя в своей работе новые технологии и инновационные методики невозможно обойтись без традиционных форм обучения, т.к. это фундамент всего нового: создание на уроках благоприятной атмосферы, условий для проявления интереса и радости в процессе обучения. Танцы - один из любимых и популярных видов искусства – дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, ощущение радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразием ритмов и пластики. При создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. Развитие бурятского народного танца тесно связано со всей историей бурятского народа. В результате изучения бурятского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии, приобретение в процессе занятий специальных навыков развивают у детей художественный вкус, воспитывают у них благородство и изящество исполнения, формируют общую культуру. Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников.

Особый интерес детей вызывает работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, заимствованы из окружающей действительности или из мира сказок. Танцы-игры, танцы с предметами (чашами, лентами и т. д.) занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями. Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их главные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, базирующиеся на несложных танцевальных элементах и простых композициях.

Необходимо вызвать у детей подлинный интерес к урокам, привлечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. Очень продуктивна в этом отношении постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей. Очень важно, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные события жизни волновали ребят. В настоящий момент, по моему глубокому убеждению, необходимо воспитывать у подрастающего поколения сценическую этику и эстетику, культуру поведения и внушать ему важность этих вещей. Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием. Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимодействуют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым бурятский народный танец. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения. В постановке любого танца важную роль играют танцевальные элементы, жесты, мимика, позы, рисунок, сюжет, музыка, костюмы и т.д. За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

Всё начинается с замысла. Замысел - первое и самое главное звено в творчестве постановщика танцев. От значимости, масштабности задумки зависят глубина и степень художественного обобщения жизни в произведении. Утвердившись в своем замысле, постановщик прежде всего решает, на основе какого жизненного материала создавать хореографический образ танца.

В ходе анализа и обобщения литературы, было установлено, что традиционный быт этноса формировал определённые танцевальные движения. Традиционные танцевальные движения, выработанные на протяжении веков, концентрируют суть национального характера, своеобразный темп и ритм, присущий жизни этноса. Достигнутый уровень общественного развития: быт, трудовые навыки, обычаи, которые передавались из поколения в поколение, сохраняя, при этом, весь колорит и детали прошлого, нашли отражение в национальной танцевальной культуре народа. При этом своеобразная этническая танцевальная традиция сформировала неповторимую национальную танцевальную лексику бурят, в которой отразились хороводные, календарные, подражательные и обрядовые танцевальные движения с характерными особенностями исполнения.

Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. В древние времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок: взять хотя бы танец ликования вокруг убитого животного, который чаще всего строился на движении по кругу. И. В. Смирнов в своей работе «Искусство балетмейстера» высказывает предположение, что с появлением земледелия наряду с круговым появляется и линейное построение рисунка танца. Это в какой-то степени связано с отражением в нем трудового процесса полевых работ. На протяжении веков хореография усложнялась, разнообразнее становился рисунок. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их,  способствует наиболее яркому выявлению на сцене хореографического текста.  «На протяжении веков претерпели изменения и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об исторически сложившейся системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств. Серьезное изучение специфики самобытных выразительных средств хореографии предполагает обращение к её истокам - фольклорной хореографии, так как именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства.

Также выявлено, что национальная танцевальная культура, традиционные верования этноса, выраженные через пластическую форму танца составляют уникальную и неповторимую хореографическую лексику бурят и являются важным компонентам национальной хореографии Бурятии

Опираясь на научные исследования, посвящённые традиционной культуре Бурятии, автор рассматривает своеобразную танцевальную культуру этноса в двух различных аспектах: шаманские камлания и религиозные обряды, в связи с которыми можно говорить о богатом танцевальном наследии бурят. Хореографическое искусство Бурятии имеет свой неповторимый, уникальный художественный язык, который прослеживается в своеобразных национальных сюжетах и характере исполнения, воспроизводящих древние верования бурятского этноса.

Изучение научных источников показало, что определённую роль в танцевальной культуре бурят составляют религиозные верования. Исторической основой возникновения бурятского танца является комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся к монгольской этнической культуре. Следуя логике поставленных задач, автор анализирует религиозную культуру Бурятии, шаманизм и ламаизм, в которой особый раздел составляет танцевальное искусство культового характера. Одним из важнейших компонентов традиционной бурятской культуры является пляска шамана, которая более полно раскрывает уникальное своеобразие бурятского шаманизма. Шаманская пляска представляла собой пантомиму или имитационную, подражательную танцевальную основу, которая формировала своеобразный танцевальный язык Бурятии. В своём танце, шаман, изображал идею общения с духами. Анализ и обобщение научных работ выявил, что его танец, эта целая драматическая мистерия, в которой выстраиваются определённый комплекс движений и своеобразный язык магических символов. Танцевальные мотивы шаманизма гармонично влились в религиозную культуру ламаизма, в контексте которой исполнялась театральная мистерия Цам, в которой присутствовали все компоненты профессионального действа. Своеобразие пластических движений и образность религиозной мистерии Цам оказали влияние на хореографическую культуру Бурятии. Танец шамана и религиозная мистерия Цам как культурное национальное наследие, имеет не только познавательное, но и художественно-эстетическое значение. На основе анализа изученного материала,  определяется, что основные религиозно-мировоззренческие концепции и представления коренного населения Бурятии нашли своё отражение и в современных постановках.

Ёхором называют народный танец-хоровод у всех этнических Бурят, где бы они не проживали. Танец этот раньше имел религиозное значение, теперь же он скорее имеет культурную ценность.  Ёхор, ритмичный круговой танец, имеет древнее происхождение. Он сакрален, связан с фигурой солнца и юрты, наиболее знаменит и оригинален в танцевальной культуре бурят. Ёхор является не просто хороводом, а настоящим искусством, синтезом национального песенно-танцевального творчества бурят и находит своё отражение на современной сцене.

Изучение самобытного танцевального наследия бурятского этноса, с его выразительностью и уникальностью исполнения игрищ, танцев, хороводов, шаманских плясок и мистерий является ценным источником не только для хореографического искусства современности, но и для национальной культуры в целом.

Эта самобытность выразительных средств позволила танцевальному искусству по-особому выражать жизнь. От поколения к поколению углубилась информация о жизни, воспроизводимая художественно - выразительными средствами, обобщавшими прошлое изображение процессов труда и эмоциональных состояний. Что приводило к многообразию приемов и форм художественного обобщения. Одна из особенностей танца - его подчиненность временным и пространственным законам одновременно - результат его синтаксической природы. Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать формы самой жизни, его эмоционально - выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили и отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство танца приобрело обобщенно - условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя.

Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и хореографический текст составляют композицию танца. Танцевальный язык хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы. Танцевальный язык так же древен, как литературный, им выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей и их характеры, образы героев, идея произведения. На хореографический текст влияли условия быта народа, его занятия, климат и т. д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также жизненный уклад, социальный строй. Сочиняя хореографический текст, хореограф должен наделить своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы. Укажем источники влияния на типичный хореографический текст.

- Рельеф местности, географическое положение. Обращаясь к национальным темам и сюжетам, которые способствуют формированию новой эстетики хореографического искусства и утверждению самобытного национального бурятского танца. История танцевальной культуры бурят включает в себя уникальную национальную хореографическую лексику, основанную на местном фольклоре.

С древних времен религия (шаманизм) имела огромное влияние на развитие национальной танцевальной культуры бурят. Шаманизм представляет собой одну из форм первобытной религии, суть которой состоит в общении с духами, окружающими тот мир, в котором живет человек. Танец шамана – это идея общения с такими духами во имя удовлетворения многочисленных нужд и запросов страждущих соплеменников. Шаман должен был разбираться в сложной иерархии богов и духов, совершать молебствия, взывать к духам и богам, когда этого требовала жизнь. Драматическая мистерия танцев шаманов отличается особыми телодвижениями под ритм бубна, а сам танец связывается с теми таинственными силами, с которыми на это время образуется контакт между танцующим шаманом и миром духов. Танец шамана – это восхождение в верхние миры или нисхождение в низшие. Шаман ведет общение с духами на их языке знаков, что делает танец непревзойденным зрелищем.

 - Климат. Самобытная танцевальная культура региона формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с природно-климатическими условиями, трудовым опытом человека, наблюдениями над различными явлениями. Отсюда и рождалось неповторимое национальное своеобразие танцевального языка, характерные особенности исполнения традиционных танцев. От климата зависела форма одежды, она, в свою очередь, оказывала влияние на формирование пластики.

- Большое влияние на пластику оказали национальные украшения. В бурятских танцах используются браслеты, серьги и т.д.

Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ярко выраженную тему и идею — он всегда содержателен. В   каждой местности возникали свои традиции, особенности, своя манера исполнения, свои танцы. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. Танцую — значит ликую, пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь.

Музыка - невербальная основа танцевального произведения, определяющая его содержание, образы, драматургию. Четырехсторонняя выразительность музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость), определяющая образность музыкального произведения как в целом, так и отдельных его частей. Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т.п. Традиционная танцевальная музыка бурят своим метроритмом соответствует основным шагам бытовых танцев.

Искусство танца, особенно в последнем столетии, стремится очень тонко и емко «вычитывать» музыкальную ткань, ее содержательную образность. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому хореограф, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.

 Художественный образ танцовщика в хореографической постановке. Художественный образ в танце - духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Более того, он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения. Он - синтез слышимого и видимого, квинтэссенция танцевального творчества. Что такое хореографический образ? Искусство всё пропускает сквозь эстетическую призму, одаривая, облагораживая эстетическим переживанием. Художественный образ есть особая форма отражения и осмысления жизни. В качестве танцевального образа могут выступать:  отдельные пластико-динамические мотивы,  танцевальные персонажи,  части танцевальных текстов, самостоятельные танцевальные номера, создающие, например, образ веселья и радости (или образ нежной красивой природы) и др.

Какие выразительные средства использует хореограф для создания сценического образа в хореографии? Едва ли не основное значение имеет танцевальный язык: именно через пластику, через танцевальный язык зритель воспринимает замысел хореографа. Но важны не только «слова», не только лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической речи, жесты, позы, мимика. Сценический образ — сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для этого и рисунок танца, и танцевальный язык -  пластику человеческого тела, мимику, жест, и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

 Развитие сюжета как важная особенность в танце. Игры и танцы древнего времени не разграничивались, являясь продолжением друг друга, сопровождая праздники, удачную охоту, начало войны, процедуры рождения и смерти, благодарения богам и другие обряды. Обычно всевозможные игры и танцы разворачивались после шаманских обрядов.

Во многих из них отразились очень древние поверья, связанные с охотничьим промыслом или захватом чужих территорий, служившие в тот период жизни главным средством существования древнего племени. Облачившись в шкуру того или иного животного, исполнители воспроизводили движения, а также звуки, издаваемые объектами изображения, причем каждый из участников такого действия должен был хорошо помнить свое место и обязанности в танце. Древние охотники, плохо вооруженные и защищенные, досконально изучали повадки зверей и птиц, чтобы удачно поймать и поразить их, и учились этому в игре или танце. После удачной охоты также устраивали общий праздник для всех соплеменников.

Танцевальный сюжет ничего общего с литературным сюжетом не имеет. Сюжет в танце - это внутреннее смысловое развитие, сцепление образов, роль которых могут играть, как уже говорилось выше, и отдельные танцевальные движения (пластико-динамические мотивы), и части танцевальных текстов, в которых создаются эмоциональные настроения (состояния), и персонажи, которые действуют эпизодически или на протяжении всей танцевальной композиции. То есть разноплановое современное хореографическое сознание позволяет говорить о том, что сюжет в танце - явление многослойное.

Многоуровневая сюжетная конструкция является на самом деле многоуровневой (многолинейной) содержательностью танцевального произведения. Логика построения и развития невербальных сюжетных образов танцевального текста должна совпадать с сюжетной образностью музыкального произведения, дополняться образностью костюмов и соотноситься со сценической средой, что в целом и определяет видовое своеобразие танцевальной сюжетности.

 Значение танцевального костюма в хореографической постановке. Влияние костюма на танцевальную образность.  Сценический народный костюм — творческое решение фольклорного этнографического костюма с современных позиций. Избирательное отношение при изготовлении танцевального костюма проявляется и к фактуре материалов, из которых он шьется. Выбор останавливается на тканях наиболее легких, мягких, пластичных, сохраняющих форму во время сложных амплитудных и темповых движений. Аксессуары входят в состав костюма. Ими служат платки, цветки, головные уборы, обувь. Для сцены закон то, что все аксессуары работают на раскрытие образа а не для украшения. Выразительную структуру танцевального костюма определяют:

-  конструкция формы (объемы, линии, фасоны);

- фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая, ворсистая и т.д.);

- цвет, тон материала (ахроматический, хроматический, теплый, холодный, светлый, темный, яркий, бледный и т.п.);

- освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное, искусственное, полное, частичное, цветное и т.д.).

Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности.

Бурятский танец как феномен национальной художественной культуры представляет собой важное, но до конца не изученное явление, отражающее процесс формирование самобытного художественного пласта в профессиональном танцевальном искусстве. Хрестоматийным стало определение танцевального искусства как типа художественного творчества, отражающего взаимодействие с бытом и традициями народа. Первые источники о появление хореографического искусства Бурятии приводят нас к глубокой давности. Анализ этнографического, исторического, художественного и культурного аспектов хореографического искусства Бурятии позволяет сделать вывод о том, что за долгой, непростой и самобытной историей его развития стоит взаимодействие природных, исторических, общественных, религиозных факторов, которые и придают ей необыкновенное своеобразие, выделяя из ряда других культур. Через танец как через магический кристалл мы познаём духовный мир народа, в нём  просвечивается его история, его мечты о своей судьбе, его миропонимание. В танце бурят существуют свои закономерности национального характера. Их народный танец – это танец, созданный этносом и обладающий особенностями, которые проявляются в характере, координации. Изучение традиций бурятского национального искусства подтверждает, что духовная жизнь этноса является важнейшим источником познания его древней культуры. В течение многих лет складывалась духовная культура народа, формировались и обогащались традиции и обычаи. Из поколения в поколение передавались самобытные нравственно-эстетические идеалы. Таким образом, изучение древнего комплекса танцев бурят вместе с выразительным исполнением сказаний и игрищ, драматической мистерией шаманских плясок является фундаментальной составляющей современного бурятского хореографического искусства.  Танец основанный на истинно народном танце, это всегда развитие, ведущее к многообразию. Танцевальное искусство Бурятии - это одно из древнейших проявлений народного творчества - многоплановое разностороннее явление, у основания которого стоит народный танец, а у вершины - классический балет. Становление бурятской хореографии - это сложный творческий процесс, имевший исторические, культурные, национальные предпосылки, повлиявшие как на развитие самой хореографии, так и её школы.  Современные хореографические постановки обеспечивает народному танцу удивительную сохранность в национальной культуре, как феномена хранящегося в коллективной памяти народа. Благодаря своему творческому потенциалу, хореографическое искусство Бурятии, является важным звеном в российской хореографии, имеет неповторимые национальные черты и представляет несомненный интерес как неиссякаемый источник для творческого вдохновения.

Хореография - определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется то общее, что объединяет её с другими видами искусств. Образность танца рождается соотносимостью выразительных средств данного танца и внутреннего содержания той мысли, которую он призван передать. Использование выразительных средств танца должно быть умелым. Необходимо правильно уметь подбирать те или иные средства танца для определенного произведения. Именно поэтому хореографу необходимо знать все тонкости использования каких-либо средств выразительности, иначе его постановки не будут иметь успех и продемонстрируют только его непрофессионализм.

Профессия хореографа требует знаний, трудолюбия и таланта. Избравший ее должен быть человеком высокой культуры, в совершенстве владеющим основами профессионального мастерства. Динамизм развития современного общества обусловливает то, что профессиональная деятельность специалиста предполагает необходимость непрерывного образования, готовность к постоянному повышению своей профессиональной компетенции. Поэтому в процессе профессиональной подготовки необходимо не только формировать предметные знания и умения, но и содействовать развитию тех личностных качеств, которые позволили бы в будущем решать новые профессиональные задачи. Поэтому компетентность понимается нами как способность ориентироваться в потоке информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, анализировать, критически к нему относиться и на основе полученных знаний эффективно решать учебные задачи. Рынок труда сегодня делает необходимыми такие ключевые умения выпускников образовательных учреждений, как способность самостоятельно действовать в социально и культурно разнородных группах, ориентироваться в быстро меняющимся мире и получать новые знания.  Специалист должен быть не только профессионально подготовлен, но и проявлять такие креативные качества, как нестандартность и критичность мышления. Цель хореографа в современной хореографии - демонстрировать, сквозь зеркальную сценическую призму, свои новые идеи, и предвосхищать будущий путь развития хореографической культуры в целом. Современная хореография воплощает в себе свободную пластику исполнителя и глубокую философию хореографа. Я считаю, что танец нельзя свести просто к ритмическим движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости. Поэтому я стараюсь окунуть подрастающее поколение в удивительный мир танца   и музыки, чтобы в наших танцах   стилеобразующим началом стало  сохранение национальных традиций для формирования мировоззрения учащихся, ищущих, чутких ко всему родному, любящих свою историю, стремящихся не оторваться от глубинных своих истоков, истинно любящих свою Родину. Свою задачу вижу в том, чтобы не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка.