конспект урока народно-сценического танца 3 класс

Михайлова Тамара Петровна

конспект урока народно-сценического танца 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств им. А.М.Кузьмина»

Структурное подразделение «Школа искусств «Высокий»

Конспект урока по народно-сценическому танцу

Тема: «Переход экзерсиса у станка из положения лицом к станку в положение одной рукой за палку»

Преподаватель Михайлова Т.П.

2020

План урока

по обучению народно-сценическому танцу

с учащимися 3 класса отделения хореографического искусства

Тема: «Переход экзерсиса у станка из положения лицом к станку в положение одной рукой за палку».

Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний и умений.

Цель: Дальнейшее знакомство с элементами народного танца. Работа над техникой исполнения движений у станка одной рукой за палку.

Задачи урока:

  • Закрепление раннее изученных движений.
  • Отработка элементов у станка двумя и одной рукой за палку.
  • Развитие выразительности и музыкальности в исполнении.
  • Воспитание выносливости у детей в процессе работы.
  • Создание положительных эмоций.

Литература:

  • Богданов Г. Урок русского народного танца. - М., 1995.
  • Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). - М.: ВЛАДОС, 2002.
  • Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.
  • Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.
  • Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М, 1972.
  • Климов А. Основы русского танца. - 3VL: Искусство, 1994.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование урока

  • Станки
  • Баян
  • Зеркала
  • Музыка разных народностей для оформления урока

Ход урока:

Открытый урок по народно-сценическому танцу

3 класс отделения хореографического искусства

Преподаватель Михайлова Т.П.

Концертмейстер Лахман В.М.

Структурное звено

Деятельность учителя

Организационный

•        Приветствие присутствующих;

•        Построение;

•        Подготовка учеников к уроку (форма, дневники);

•        Настрой на урок, организация внимания;

•        Представление темы урока:

«Переход  экзерсиса у станка  из  положения  лицом  к станку в положение одной рукой за палку».

Введение

       Народно - сценический танец является одним из основных предметов сценического цикла хореографических дисциплин в школе искусств.

       Главная цель: Раскрытие творческих способностей, активация потенциала детей, приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям разных народов.

       В школе обучающиеся приступают к изучению этого предмета на третьем году обучения.

       Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

       Уроки народно-сценического танца строятся из упражнений у станка и на середине зала.

       Предмет "Народно - сценический танец" знакомит с истоками различных национальных танцевальных культур, а также с условиями жизни и историей той или иной народности, приобщая учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

       Разнообразные танцевальные этюды на народном материале прививают знание различных национальных стилей, развивают умение создавать народные характеры, передавать дух народности в танце.

Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Проходя курс народно-сценического танца, обучающиеся овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, развивают готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечётка, украинский гопак или занимательная итальянская тарантелла.

      Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца.

Работа с учащимися

1 год обучения

        Особенностью первого года обучения является изучение элементов народного танца у станка. Урок народного танца у станка выстраивается не сразу.

Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Сначала движение разучивается лицом к станку, затем только исполняется, держась одной рукой за палку. Урок включает в себя 7-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнение на вытянутых ногах - с упражнениями на присогнутых ногах.

Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к верёвочке, раскрывания ноги на 90 , большие броски.

       На первом году обучения изучаются элементы русского, белорусского танцев.

Ходы проходки

•     Простой шаг

•     Переменный шаг

•     Шаг с притопом

•     Боярский шаг

•     Бег с моталочкой

•     Бег с молоточком

Упражнения у станка

•        Приседания

•        Упражнения на развитие подвижности стопы (лицом к станку)

•        Упражнения  на развитие  подвижности  стопы  (одной рукой за палку)

•        Подготовка к «верёвочке» (лицом к станку)

•        Подготовка к «верёвочке» (одной рукой за палку)

•        Маленькое каблучное (лицом к станку)

•     Маленькое каблучное (одной рукой за палку)

Элементы русского танца

•        Учебная комбинация (Моталочка)

•     Вращение на месте

Заключение

      Переход   из   положения   двумя   руками   за   палку   в положение   одной  рукой   за   станок  является   одной   из основных задач педагога. Научить учащихся правильному положения   корпуса,   и   сохранить   это   положение   пи исполнении того или иного движения - вот задача, которую мы взяли за основу. Ведь положение одной рукой за палку является   основой,   за   счет   которой   идет   дальнейшее развитие учащихся на середине зала.

       Танец-    это    яркое,    красочное    творение    народа, являющееся            эмоциональным            художественным специфическим       отображением       его       многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен.

       Изучение      народно-сценического     танца     поможет хореографу   ориентироваться  в   разнообразии  жанров   и форм народного искусства.

        Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия народным танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

          Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Михайлова  Тамара  Петровна

преподаватель отделения хореографического искусства муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им.А.М.Кузьмина» структурное подразделение «Школа искусств «Высокий».

Закончила балетную студию при Чувашском государственном музыкальном театре. В период обучения была занята в балетных и оперных спектаклях. В 1973 году после окончания балетной студии была зачислена в балетную труппу Чувашского государственного музыкального театра. В 1983 году окончила Чувашский Государственный университет им. И. Н.Ульянова, историко-филологический факультет по специальности русский язык и литература.

Михайлова Т.П. работает в школе искусств с 17 апреля 1995 года. С 1996 года занимает должность заведующего отделения хореографического искусства.

В 1995 году с приходом Михайловой  Т.П. был организован хореографический ансамбль «Фантазия». Высокий профессионализм, большой опыт работы и требовательность руководителя сразу дал значительный результат в становлении нового хореографического коллектива.

С 1996 году ансамбль «Фантазия» участвует в конкурсах различного уровня и занимает призовые места становится Дипломантом III степени на II окружном конкурсе в г. Нижневартовске, а Тамара Петровна - обладателем специального диплома за оригинальное решение детского танца «Это очень хорошо, если добрый ты».

На престижном и очень популярном конкурсе «Роза ветров» Москва – Нижневартовск – транзит ансамбль «Фантазия» вновь становится Дипломантом III степени в номинации «Эстрадный танец в младшей возрастной  группе» за танцы «Мы танцуем рок-н-ролл» и «Необычный урок». После конкурса ансамбль был приглашен на  гала-концерт в  Москву.

 Ансамбль «Фантазия»: Диплом III степени в номинации эстрадный танец в младшей возрастной группе, ансамбль «Фантазия» получил в городском фестивале «Романтические балы» в г. Мегионе, за танцы «В ритмах самбо» и «Ритмический калейдоскоп»; в окружном конкурсе «Северная звезда», где становится обладателем Диплома II степени за танец «Не кукла я – живая», в окружном конкурсе «Северная звезда» Дипломант II степени за танцы «Уральская поулочная» и «Арагонская хота», Диплом за участие в региональном фестивале «Казачий круг» в г. Мегионе, Диплом II степени YII фестиваля – конкурса творчества обско-угорских народов «Золотой Югорка», Лауреатом III степени VI Окружного конкурса «Танцевальные узоры» в г. Нижневартовске,  Диплом участника в международном конкурсе «Открытая Европа», в 2012 году  солистка ансамбля «Фантазия» Федорова Ксения стала обладателем Диплома II степени регионального фестиваля- конкурса танцевального искусства «Танец Души» за номер «Заря, моя зоренька…» в городе Сургуте, Диплом Лауреата I степени XXX Международного конкурса танцевального искусства «Жизнь в Движении», Диплом  Лауреата III степени Международного конкурса «Радуга детства» за номер «Плясовая», Диплом Международного конкурса «Национальное Достояние» 1 место, Дипломант I степени  Международного конкурса-фестиваля «Будущее начинается здесь»,  Диплом (1 место) II Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Свобода творчества»,  обдадатель Дипломов  I, II,III,IY,Y,YI,YII городского фестиваля хореографических коллективов  «Танцы, танцы, танцы…», Диплом III степени в открытом районном конкурсе детских талантов «Северная Звезда» 2012год, Диплом Лауреата III степени  Международного интернет-конкурса «Озорная весна» 2014год,  Диплом «Лучший хореографический коллектив» ансамбль «Фантазия» - городская церемония награждения в области культуры и искусства «Культурная элита», 2014год, Диплом (I место)  Международного творческого конкурса «Артталант» в номинации «Классический танец» за номер «Концертный вальс» 2016год, Диплом «Лучший хореографический коллектив»  ансамбль «Разноцветные мечты»  - городская церемония  награждения в области культуры и искусства  «Элита культуры» 2016 год, Диплом (1 место) Международного конкурса «Национальное достояние» за номер «Плясовая», Диплом « Лучший хореографический коллектив»  ансамбль «Фантазия» - городская церемония награждения в области культуры и искусства  «Элита культуры» 2018 год, Диплом  за участие в Открытом городском фестивале  национальных культур «Дружба народов» 2018год, Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля «Звездный Триумф» 2018 год, Грамота участника  YI Окружного фестиваля-конкурса детского хореографического творчества «Радуга» в г. Ханты-Мансийске 2019 год,

           Выступления ансамбля «Фантазия» знают не только в поселке и городе, ребята неоднократно представляли город Мегион на окружных фестивалях в г. Ханты-Мансийске:

«Округ на рубеже веков»,  «Мы – россияне», «Зимняя сказка».

           По инициативе Михайловой Т.П. с 2005 года  проводятся городские фестивали «Танцы, танцы, танцы…» и «Танцевальный фейерверк», которые уже переросли в региональные конкурсы –фестивали.

Наличие ведомственных  наград Российской Федерации:

 Благодарность Министра  культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие культуры, приказ № 20 – ВН от 04.09.2007год,  А.С.Соколов, г. Москва.

Наличие наград Ханты – Мансийского автономного округа – Югры:

1.Почетная грамота департамента культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры за многолетнюю плодотворную деятельность, высокое профессиональное мастерство и достигнутые успехи в области развития культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, приказ от 14.06.2011г. №89/01-14, А.С.Кармазин,  г. Ханты – Мансийск.

 2. Благодарность директора департамента культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры за значительный вклад в развитие культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, приказ от  06.03. 2019г. № 34/02 -05, Н.М.Казначеева, г. Ханты – Мансийск.

3. Благодарственное письмо председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за многолетний добросовестный труд, высокие достижения профессиональной деятельности и значительный вклад в развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, от 29 мая 2019г. №91рп,  Б.С.Хохряков,  г. Ханты-Мансийск.  

4.  В 2019 году награждена Почетной грамотой главы города Мегиона  О.А.Дейнека за продолжительную безупречную работу, вклад в развитие подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником Днем учителя.

Стаж работы в отрасли    43 года      

Стаж работы в Ханты-Мансийском  автономном округе-Югре в области культуры  25 лет