Волховская роспись - сохранить и приумножить

Головащенко Алина Александровна

Статья о волхоской росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volhovskaya_rospis_na_sayt.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Волховская роспись – сохранить и приумножить

Многообразие народных промыслов в России - уникальное явление и историческое достояние. Каждый промысел того или иного региона отражает самобытность, характер и красоту народа. Так складывалась жизнь русского человека, что необходимо было «промышлять». В географии нашей страны множество уголков, где природа давала и дает сырье. Создавая изделия из природных материалов, человек не только мог прокормить свою семью, но и сделать их настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. Промыслы пережили войну, революцию, советскую власть и перестройку. Многие из этих вещей можно увидеть в музеях. Перед нашим поколением стоит задача сохранить промысел как культурное достояние нашей страны. Некоторые промыслы сохраняются в небольших мастерских, в более крупных объединениях и поддерживаются в образовательных учреждениях.

Рассмотрим историю, настоящее, и попробуем заглянуть в будущее на примере одного из промыслов нашего региона.

В XIX веке в приладожских землях сформировалась волховская роспись по дереву. По названию промысла, понятно, что зарождался он на реке Волхов. В селах по берегам реки существовали артели по производству прялок. Мастера из деревень делали на заказ изделия, и продавали их на ярмарке в Старой Ладоге. Самые известные прялки – «золоченки» и «крашенки». На лицевой стороне прялки располагался крупный цветок, обрамленный с трех сторон полосой с именем владелицы. Роспись на прялках выполнялась в свободно-кистевой манере. Яркая и гладкая по фактуре роспись, броскость облика создавали схожесть с городскими вывесками.

В середине XX века при организации Ленинградского объединения народных художественных промыслов создан цех художественной обработки дерева. На основе прялочных росписей декорировали разделочные доски. Изначально это были простые композиции на досках, повторяющие мотивы и силуэт прялок. Позже стали появляться еще более праздничные и нарядные по цветовой гамме и более свободные по рисунку композиции. Роспись стали именовать волховской. Здесь же была создана небольшая творческая группа: Чичерина Л.П., Иванова В., Салтыкова Е. и Щетинина И. Вместе они разработали образцы, по которым стали работать остальные художники. А в основе росписи, как и раньше удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому «двойной» мазок.

Российский колледж традиционной культуры сохраняет традиции волховской росписи с середины восьмидесятых годов. В настоящее время студенты переходят к изучению росписи на третьем курсе. К этому времени необходимо не только «поставить» руку, но и освоить основные законы композиции и цветоведения, ведь роспись обладает сложными цветовыми сочетаниями и непростым композиционным строем. В рамках профессиональных модулей по проектированию и копированию изделий происходит параллельное освоение росписи. В начале студенты знакомятся с историей возникновения росписи, стилевыми особенностями и пытаются понять особый характер росписи. Далее происходит освоение двухцветного мазка, с помощью которого выполняется большая часть работы. После этого отрабатываются отдельные элементы – листья, крупные и мелкие цветы, фрукты. После ряда тренировок в приемах, студенты переходят к изучению основных принципов построения композиций и выполнению копий образцов. После чего, студенты могут самостоятельно начинать проектировать собственные композиции, держась в рамках традиций волховской росписи. Особое погружение в роспись происходит во время исследовательской курсовой работы.

При всех достоинствах волховской росписи, к сожалению, мало кто знает о ее существовании. Так же остро стоит проблема в исполнении волховской росписи любителями на непрофессиональном уровне, что в значительной мере искажает облик росписи и меняет представление о ее истинном виде. На профессиональном уровне волховской росписи обучают только в «Российском колледже традиционной культуры» и в «Народном художественном университете». Преподаватели и студенты понимают, что соприкосновение с волховской росписью основывается на бережном отношении к народному промыслу.