Дополнительная общеобразовательная Программа "Озорные ложкари" для детей 5-6 лет

 

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Озорные ложкари»

Музыкальный руководитель: Олейниченко А.Е.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Озорные ложкари» имеет художественно- эстетическую направленность и предназначена для детей 5-6 лет. Она предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.

Программа имеет цель – развитие ребенка, формирование средствами народной музыки и ритмических движений, танцевально –двигательных способностей, разнообразных умений, эмоциональных качеств личности, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально- театральной деятельности.

           Новизной и отличительной особенностью данной Программы     является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество. 

Реализация Программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Дополнительная общеобразовательная Программа «Озорные ложкари» является модифицированной по степени авторства, составлена на основе:

1.Дополнительная программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. – «Камертон», составитель: Костина Э.П.;

2.Дополнительная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» составители: Каплунова И., Новоскольцева И.;

3. Дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», составитель: О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

 

 

 

Формы и методы реализации программы:

 

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах (ложках и др.);

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения

 

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

 

1.1

Пояснительная записка

с. 4- 6

1.2

Цели и задачи программы

с. 7- 8

1.3

1.4

 

 

Содержание программы

 Планируемые результаты.

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

с. 25

с. 26

2.1

Методическое обеспечение программы

с. 27

2.2

Условия реализации программы

с. 28

2.3

2.4

Календарный учебный график

Формы аттестации

с. 29-30

с. 30- 31

2.5

 

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

С. 32-33

 

           Приложение 3

 

 

 

 

 

Список рекомендуемых детей

В кружковый ансамбль «Озорные ложкари»

 

Фамилия,  имя ребёнка

Старшая группа

Согласие родителей подпись

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

                             Примерный музыкальный репертуар при игре на ложках.

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10. «Во кузнице» русская народная песня.
  11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.
  23. «На горе-то калина»
  24. «Полянка»
  25. «Ах, вы ,сени»
  26. «Лиса по лесу»
  27. «Скок-скок»
  28. «Кузнецы»
  29. «Вдоль по улице метелица»
  30. «Ах, ты , береза».
  31. «Коробейники»
  32. «Калинка»
  33. «Где был, Иванушка».
  34. «Как по лесу».

 

Примерный музыкальный репертуар при игре на народных музыкальных инструментах.

  1. «Из под дуба» русская народная песня.
  2. «Купавушки» русская народная колыбельная.
  3. «Как у наших у ворот» русская народная песня.
  4. «Ходила младешенька по борочку» русская народная песня.
  5. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  6. «Левониха» русская народная мелодия.
  7. «Жил был у бабушки серенький козлик»
  8. «Ах, вы сени» русская народная мелодия.
  9. «Пойду ль, выйду ль я» русская народная песня.
  10. «Русские наигрыши» русская народная мелодия.

 

Примерный музыкальный репертуар для музыкально ритмических движений и танцевальной импровизации.

 

  1. Танец с ложками; русская народная мелодия.
  2. Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
  3. Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.
  4. Танец «Облака»; муз. Шаинского.
  5. Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
  6. Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
  7. Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
  8. Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.
  9. «Ой блины» Р.Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Приемы игры на двух ложках

 

     Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

  «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

   «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

  «Домик» самый распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

     «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по 

левому плечу, можно по плечу соседа слева;

     «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

  «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

     «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

  «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

  «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;  

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

  

 

 

 

Приёмы игры на трёх ложках

 

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

  1. Пояснительная записка

       

Дополнительная общеобразовательная Программа фольклорного ансамбля «Озорные ложкари» является модифицированной по степени авторства и носит художественно-эстетическую направленность.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Но извлечь звуки можно не только из готового музыкального инструмента, но и экспериментальных (коробочки с крупой, металлическими предметами, ключи, пуговицы на леске, шумелки из пластиковых бутылок, палочки и многое другое), из чего только можно извлечь звуки. Эта методика раскрывает музыкальные способности детей, позволяет интегрировать комплекс образовательных задач в педагогической деятельности.  В игре на самодельных инструментах (шумелки, звенелки, стучалки, шуршалки) детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Озвучивание сказки инструментами – задание для детей очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память. «Игры – звуками», где дети учатся придумывать и исполнять свою музыку. Музыкальными инструментами здесь являются различные бытовые предметы, а также самодельные шумовые инструменты.  Главное условие – это способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть.  Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в ансамбле, она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость.  

Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма нужное.  Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

           Новизной и отличительной особенностью данной программы     является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242.  «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Устав МДОУ «Детский сад № 5 г. Вольска Саратовской области».

Уровень освоения программы: базовый.

Направленность программы: художественно- эстетическая.

Актуальность дополнительной общеразвивающей Программы «Озорные ложкари».  

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Рабочая программа имеет цель – развитие ребенка, формирование средствами народной музыки и ритмических движений, танцевально –двигательных способностей, разнообразных умений, эмоциональных качеств личности, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально- театральной деятельности.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.  В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.  

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.  

Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа «Озорные ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. 

Адресат программы. Дети дошкольного возраста, оптимальное количество человек в группе 10-12 человек.

Целевые ориентиры на этапе дошкольного образования старших групп:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Объем программы: 32 часа.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий: 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия-25- 30 минут.

  1. Цель и задачи программы

Цель Программы: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах-ложках.

Задачи программы: 

  ♦        Приобщать детей к русской национальной культуре;

 ♦       Формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

  ♦        Развивать музыкальные способности дошкольников;

  ♦        Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Образовательные:

*формировать у детей желание уметь владеть разными инструментами , знать их назначение; *формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;

*формировать умение слушать  исполнение друг  друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их;

*формировать умение использовать музыкальные инструменты для озвучивания сказок, стихов.

*познакомить с музыкальными  терминами, средствами музыкальной выразительности.

Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

 Развивающие:

*развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; *развивать ритмический и интонационный слух;

*развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа;

*развивать желание играть на музыкальных инструментах, слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, память , внимание и организованность.

* накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

Области: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Воспитательные:

*воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах  не только на занятиях  музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга , дома;

*воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому  старшего поколения; *воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; *обогощать духовный мир детей.

Области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Содержание программы

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей. 

Структура занятия

  • Приветствие.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Основная часть: -Беседа.

  -Методы и приемы игры на ложках.                      

       -Музыкально-ритмические движения, музицирование.

  • Игра.

Перспективный план занятий

Месяц  

Октябрь

Неделя  

1  

Тема  

Ансамбль ложкарей.  Дирижер. «Прием игры «прямые удары» (цоканье)

Задачи  

 

-Познакомить с понятиями: Ансамбль, дирижер.

-Формировать умение извлекать прямые ,четкие удары при игре на ложках, приемом «Цоканье».

Содержание  

 

 

1.Приветствие: «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.)-тем самым пропевая  «мелодию».

2.Закрепление материала: средства музыкальной выразительности- длительность звука, ритм, тембр, динамика, аккомпанемент.

3.Новый матрериал: Познакомить с понятиями «ансамбль, дирижер».

Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «цоканье». (ложки расположены в обеих руках. Ровно ударять ложкой об ложку, изображая ровный шаг лошадки «цок-цок». Меняя при этом длительность и скорость звука ( ускоряя и замедляя темп)

4.Муз.материал р.н.п. «Как у наших у ворот».

5.Танец «Озорные ложкари».

Материал и оборудование  

ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограмма танца «Озорные ложкари», компьютер.

 

Месяц  

Октябрь

Неделя  

2

Тема  

Прием игры «Маятник» или «Часики»( скользящие удары ложкой о ложку)

Задачи  

 

-Закреплять сенсорно-моторные ощущения в игре на ложках приемом «прямые удары» или «цоканье», используя разные варианты динамических оттенков (громко или тихо). -Формировать навыки игры приемом звукоизвлечения: «Маятник» или «Часики».

 

Содержание  

 

 

1.Приветствие: «Здравствуйте ребята-добрый день» (Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.)-тем самым пропевая  «мелодию».

2.Закрепление материала: р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемом «прямые удары».

3.Новый материал: Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Маятник». (ложки расположены в обеих руках. Извлекать звук при помощи скольжения ложки о ложку в вертикальном и горизонтальном направлении. Ровно ударять ложкой об ложку, изображая удары часиков «тик-так». Меняя при этом длительность и скорость звука (ускоряя и замедляя темп)

4.Муз. материал р.н.п. «Камаринская».

5.Танец «Озорные ложкари».

Материал и оборудование  

ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограмма танца «Озорные ложкари», компьютер.

 

Месяц  

Октябрь

Неделя  

3

Тема  

Прием игры «Хлопок.»(обе ложки в правой руке, удары по руке)

Задачи  

 

-Закреплять сенсорно-моторные ощущения в игре на ложках приемом «Часики» или «Маятник», используя разные варианты динамических оттенков (громко или тихо).

-Формировать умение звукоизвлечения приемом игры: «Хлопок».

Содержание  

 

 

1.Приветствие: «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.)-тем самым пропевая  «мелодию». 2.Закрепление материала: р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемом «цоканье» и «часики».

3.Новый материал: Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Хлопок». (ложки расположены в правой руке. Извлекать звук ударяя двумя ложками по левой руке , имитируя «Хлопок».(меняя при этом динамику и скорость)  

4.Муз.  материал р.н.п. «Камаринская», «Как у наших у ворот».

5.Игра – дразнилка «Ваня –Ваня простота»

Материал и оборудование  

ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограмма танца «Озорные ложкари», компьютер.

 

Месяц  

Октябрь

Неделя  

4  

Тема  

Прием игры «Мячкики» или «Коленочки» (Обе ложки в правой руке. Удар по колену.)

 

Задачи  

 

-Закреплять сенсорно-моторные ощущения в игре на ложках приемами «Хлопок», «Часики», «Прямые удары».

-Изучить новый прием звукоизвлечения:  «Мячики» или «Коленочки».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.)-тем самым пропевая  «мелодию».

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемом «Прямые удары» , «часики», и «Хлопок».

3.Новый материал: Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Коленочки». (ложки расположены в правой руке. Извлекать звук ударяя двумя ложками по коленям . Вторая рука на поясе.)

4.Муз.материал р.н.п. «Во  кузнице»

5.Игра –дразнилка «Ваня –Ваня простота»

Материал и оборудование  

ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограмма танца «Озорные ложкари», компьютер.

 

Месяц  

Ноябрь

Неделя  

1  

Тема  

Прием  игры «Шофер»(удары ложки об ложку у правого а затем у левого плеча)

Задачи  

 

-Держать ложки одинаково на одном уровне(на уровне плеч).

 -Обучить приему игры на ложках «Шофер»

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.)-тем самым пропевая  «мелодию».

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемом «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок».

3.Новый материал: Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Шофер» (ложки расположены в  разных руках на ширине плеч. Извлекать звук ударяя ложкой об ложку, характерными движениями кистей рук, имитируя крутящий руль)

4.Муз.материал р.н.п. «На горе, то калина»

5. Интерактивная игра  «Ромашковые ритмы». Повторять ритмический рисунок в игре, разными способами звукоизвлечения.

Материал и оборудование  

ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, интерактивная игра «Ромашковые ритмы».

 

Месяц  

Ноябрь

Неделя  

2

Тема  

Прием игры «Домик».(Обе ложки в правой руке, удар между коленом и ладонью левой руки).

Задачи  

 

-Учить играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз.

произведения.

-Изучить новый прием звукоизвлечения: «Хлопок».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики», «Шофер».

3.Новый материал: Формировать умение четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Домик». (ложки расположены в  правой руке.  Извлекать звук, ударяя ложами по колену и  по ладони левой руки.( показывая  «пол» и «потолок» домика).

 4.Муз. материал р.н.п. «На горе, то калина»

5. Интерактивная  игра  «Ромашковые ритмы». Повторять ритмический рисунок в игре, разными способами звукоизвлечения.

Материал и оборудование  

Стулья,ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, интерактивная игра «Ромашковые ритмы».

                 

Месяц  

Ноябрь

Неделя  

3

Тема  

Прием игры «Треугольник»(обе ложки в правой руке, удар поочередно то по правому колену и по левой руке, затем удар по левому колену и по  левой руке.)рисуем треугольник.

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Домик»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Треугольник».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Как у наших у ворот»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»»,  «Треугольник», «Шофер», «Домик».

3.Новый материал: Формировать умения четко и ровно извлекать звук при игре на ложках приемом «Треугольник». (обе ложки в правой руке, удар поочередно то по правому колену и по левой руке, затем удар по левому колену и по  левой руке.)рисуем треугольник.

4.Муз. материал р.н.п. «Во саду ли в огороде»

5.Игра. Найди ложку.

Материал и оборудование  

Стулья, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

Месяц  

Ноябрь

Неделя  

4

Тема  

Прием игры «Сосед» (ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа)

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Треугольник»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Сосед».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Во саду ли в огороде»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»»,  «Треугольник», «Шофер», «Домик».

3.Новый материал: Прием игры на ложках «Сосед».

- объяснить технику безопасности при игре на ложках приемом «Сосед».

- извлекать звук приемом «Сосед» можно двумя способами: 

  1. обе ложки держим в правой руке, ударяем ложками по ладони левой руки и по колену соседа.
  2. обе  ложки держим в правой руке, ударяем ложками по ладони левой руки и по плечу соседа.

4.Муз. материал р.н.п. «Во саду ли в огороде»

5.Танец «Озорные ложкари»

Материал и оборудование  

Стулья, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

Месяц  

Декабрь

Неделя  

1  

Тема  

Прием игры «Плечики» (ударять ложками, которые держать в правой руке, по ладони левой руки и по плечам)-можно «плечо соседа»

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Сосед»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Плечики».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала: р.н.п. «Во саду ли в огороде»-игра приемами: «Прямые удары» , «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»,  «Треугольник», «Шофер», «Сосед».    3.Новый материал: Прием игры на ложках «Плечики»(обе ложки в правой руке, ударять ложками, по ладони левой руки и по плечам) 4.Муз. материал р.н.п. «А мы просо сеяли.»

5.Танец «Озорные ложкари».

Материал и оборудование  

Стулья, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

Месяц  

Декабрь

Неделя  

2  

Тема  

Прием игры «Глиссандо» (скользящие удары по коленям)

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Плечики»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Глиссандо».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Во саду ли в огороде»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»,  «Треугольник», «Шофер», «Сосед», «Плечики».  

3.Новый материал: Прием игры на ложках «Глиссандо»(обе ложки в правой руке, скользящие удары по коленям)

 4.Муз. материал р.н.п. «А мы просо сеяли.» 5.Танец . «Озорные ложкари».

 

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

Месяц  

Декабрь

Неделя  

3  

Тема  

Прием игры «Локоточки»(удар ложками по колену, удар ложками по локтю левой руки)

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Глиссандо»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Локоточки».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «А мы просо сеяли.»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»,  «Треугольник», «Шофер», «Сосед», «Плечики», «Глиссандо».

3.Новый материал: Прием игры на ложках «Локоточки»( удар ложками по колену, удар ложками по локтю левой руки) 4.Муз. материал р.н.м. «Ходила младешенька по борочку»

5.Танец . «Озорные ложкари».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

 

 

Месяц  

Декабрь

Неделя  

4

Тема  

Прием игры «Лошадка» или «цоканье».

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Локоточки»

-Разучить новый прием звукоизвлечения при игре на ложках «Лошадка».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Ходила младешенька по борочку.»-игра приемами: «Прямые удары» ,  «Часики»,  «Хлопок», «Мячики»,  «Треугольник», «Шофер», «Сосед», «Плечики», «Глиссандо», «Локоточки».

3.Новый материал: Прием игры на ложках «Лошадка»(одна ложка лежит в левой руке , черпаком вниз, держим ложку за черпак;

вторую ложку держим за черенок в правой руке. Ударяем черпаком о черпак. )  4.Муз. материал р.н.м. «Ходила младешенька по борочку» 5.Танец . «Озорные ложкари».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

Месяц  

Январь

Неделя  

1  

Тема  

Метод игры: «Игра тремя ложками.»

Задачи  

 

-Закрепить способ игры на ложках «Локоточки» - Освоение техники игры на  3-х ложках.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Ходила младешенька по борочку.»-игра приемом «Лошадка».

3.Новый материал: Прием игры на 3 ложках

В левую руку берут две ложки и держат их за черпаки тыльной стороной друг к другу; в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. «Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки.  

4.Муз. материал р.н.п. «Калинка малинка»

5.Игра «Кот и мыши»(исполняется на 3 ложках).

В левой руке мышеловка, в правой –мышка.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

Месяц  

Январь

Неделя  

2  

Тема  

Прием игры «Солнышко»

Задачи  

 

-Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений. -Разучить прием игры «Солнышко».

Содержание  

 

 

 1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление материала:  р.н.п. «Калинка -малинка»-игра приемом «Игра на трех ложках»-«кошка , мышка)

 3.Новый материал: Прием игры на ложках «Солнышко»(ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается

круг);

 4.Муз. материал р.н.м. «Ходила младешенька по борочку»

5.Игра  «Ритмическое эхо». Воспроизвести ритм игрой на ложках , меняя способы извлечения звука  

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

Месяц  

Январь  

Неделя  

3  

Тема  

Использование различных приемов игры на ложках в разной последовательности. Игра экспромтом. Импровизация.

Задачи  

 

-Познакомить детей с терминами: экспромт и импровизация.

-Учить детей солировать ,играя на ложках, создавая положительное отношение друг к другу всех участников ансамбля.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Знокомство с новыми музыкальными терминами: экспромт и импровизация.

3.Выступление  участников в игре «Угадай и назови прием игры».

4.Выступление всего состава ансамбля под песню Шаинского «От улыбки».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер.

 

Месяц  

Январь

Неделя  

4  

Тема  

Концерт. «Ох, до самой до зари , веселятся ложкари».

Задачи  

 

-Показать исполнительское мастерство всех участников ансамбля.

-Создать эмоционально позитивный настрой для выступления ансамбля для зрителей (родители и дети )

Содержание  

 

 

Концерт для родителей и детей детского сада.

-Выступление ансамбля «Озорные ложкари»

-Чтение стихов

-Танцевальные композиции с ложками.

-Игры  с участниками и зрителями.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, музыкальный зал, проектор.

 

Месяц  

Февраль

Неделя  

1  

Тема  

«Графическое изображение длительностей.»

Задачи  

 

-Знакомить детей со схематическим изображением длительностей .

-Учить выкладывать на фланелеграфе и читать графические зарисовки ритмических упражнений. Развивать творческие способности у детей.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Интерактивная игра «Подарки от снеговика». Простучать ритм разными способами звукоизвлечения.

 3.Новый материал: «Графическое изображение длительностей.»

 4.Игра «Выложи ритм»

5.Музыкально – дидактическая игра «Три кита».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, фланелеграф, графические зарисовки ритмических упражнений.Интерактивная игра  «Подарки от снеговика».

 

 

Месяц  

Февраль

Неделя  

2  

Тема  

«Ударно-шумовые инструменты.»

Задачи  

 

-Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька.

-Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм на простейших инструментах

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление темы: «Графическое изображение длительностей.»

3.Новая тема: Знакомство с изображением и звучанием различных ударно-шумовых инструментов.

4.Строение и особенности классификации различных народных инструментов:

ударные, мелодические, шумовые.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, картинки с изображениями различных ударно-шумовых русских народных инструментах. Фонограммы  звучания различных инструментов.

 

Месяц  

Февраль

Неделя  

3  

Тема  

«Погремушка как музыкальный инструмент. Разновидности погремушек».

Задачи  

 

-Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках различными приемами.  -Познакомить с р.н.инструментом «Погремушка».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление : игра «Угадай какой инструмент звучит?» 3.Новая тема: Рассказ строение и устройстве погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др.

4.Знакомство с приемами игры на погремушке : встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).  

Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др. , в зависимости от материала.

Определение на слух звучания всех этих погремушек.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, погремушки.

 

Месяц  

Февраль

Неделя  

4

Тема  

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем».

Задачи  

 

-Познакомить с ударным инструментом «Бубен».

-Рассказать о устройстве бубна.

-Научить способам игры на бубне.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».(Дети отвечают, мелодически, пропевая по звукам низходящего трезвучия.).

2.Закрепление : игра –танец с погремушками.

3.Новая тема: Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков.

Определение на слух звучания различных бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.

4.Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком

(косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, картинки с изображениями бубна. Фонограммы  звучания бубнов, погремушки, бубны.

 

Месяц  

Март

Неделя  

1  

Тема  

«Колокольчик. Его строение. Разновидности колокольчиков»

Задачи  

 

-Познакомить со строением «Колокольчика».

-Использовать игру на колокольчиках в ансамбле.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Закрепление : игра –танец с бубном.

3.Новая тема: «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный» *Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

*Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно – в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание).

*Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание толчок пальцем. Обучение приему «трель».

*Учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

4.Музыкальный материал: «Полянка». Исполнить в ансамбле, используя разные приемы игры на ложках и используя игру на народных инструментах.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, картинки с изображениями колокольчиков разного вида. Фонограммы  звучания колокольчиков.

 

Месяц  

Март

Неделя  

2

Тема  

«Металлофон. Строение металлофона».

Задачи  

 

-Познакомить с инструментом «Металлофон», его строением, его особенностями звукоизвлечения.

-Совершенствовать приемы игры на ложках.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Закрепление : Строение  колокольчика. Приемы звукоизвлечения , особенности звучания.

3.Новая тема: Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить : самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, картинки с изображениями металлофона, ксилофона.  

 

Месяц  

Март

Неделя  

3  

Тема  

«Треугольник .Маракасы. Барабан».

Задачи  

 

-Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений при игре на ударных и шумовых инструментах

Содержание  

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

 

 

2.Закрепление : Строение  металлофона. Приемы звукоизвлечения , особенности звучания.

3.Новая тема: Знакомство с инструментами: треугольник, маракасы, барабан.Их строение. Приемы игры. Особенности звучания.

3.Ритмодекламация «Весенняя телеграмма» , играя на треугольнике, барабане, маракасах.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :барабан, маракасы, треугольник.

Месяц  

Март

Неделя  

4

Тема  

Частушки, как составляющая часть фольклорного творчества.

Задачи  

 

-Добиться раскрепощения детей, в исполнении вокально-фольклорного творчествачастушки.

-Показать манеру исполнения частушек.

Содержание  

 

 

1.Приветствие: «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Закрепление:         игра         в         ансамбле         ложкарей         с         использованием         народных инструментов. Муз.материал: р.н.п. «Калинка».Используемые инструменты: ложки, бубен, треугольник, трещетки.

3.Новый материал:  

-Частушки, как составляющая часть фольклорного творчества.  

-Происхождение частушек.  

-Манера исполнения.

 

 Жаль мне честно говоря.

  Не забудьте эту встречу.  

 И спасибо ложкарям!

Пение частушек сопровождается игрой на народных инструментах на проигрыш.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :бубен, погремушки, ложки.

Месяц  

Апрель

Неделя  

1  

Тема  

Занятие «Угадай-ка».

Задачи  

 

-Помочь детям в игровой форме вспомнить и закрепить весь пройденный материал. -Совершенствовать элементарные приемы звукоизвлечения на ложках.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Закрепление всего пройденного материала:  

-игра «Как называется этот прием игры на ложках?»

-игра «Повторюшки»(простучать на ложках тот или иной прием звукоизвлечения в заданном ритме)

-игра «Угадай, какой инструмент ты слышишь?» -игра «Громко-тихо запоем».

-игра «Мое настроение».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :бубен, погремушки, ложки, музыкально-дидактические игры.  

 

Месяц  

Апрель

Неделя  

2

Тема  

Занятие-игра «Чей ансамбль лучше?»

Задачи  

 

-Развивать чувство партнерства в  исполнительском мастерстве в игре на ложках, музыкально-инструментальных, танцевальных, игровых импровизациях.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Совершенствовать слух, ладотоническое чувство, чувство ритма. 3.Учить самостоятельно         подбирать         музыкальные         инструменты         в         соответствии         с музыкальными жанрами.  

4.Передавать радостное, праздничное настроение игрой на ложках и народных инструментах.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :бубен, погремушки, ложки, музыкально-дидактические игры.

 

Месяц  

Апрель

Неделя  

3

Тема  

Занятие-игра «Жанры музыки».

Задачи  

 

-Познакомить с жанрами музыки: песня, танец, марш.

Содержание  

 

 

1.Приветствие: «Здравствуйте ребята -добрый день».

2.Закрепление всего пройденного материала:  

3.Новый материал: познакомить с основными жанрами музыки-песня, танец, марш.

4.Игра  «Три кита»(придумать и оркестровать ранее услышанное произведение)-при помощи ложек , либо народных инструментов.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты: бубен, погремушки, ложки, музыкально-дидактические игры.

 

Месяц  

Апрель

Неделя  

4

Тема  

Повторение и закрепление всего пройденного материала.

Задачи  

-Помочь детям в игровой форме вспомнить и закрепить весь пройденный материал.

 

-Совершенствовать элементарные приемы звукоизвлечения на ложках.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Закрепление всего пройденного материала:  

-игра «Как называется этот прием игры на ложках?»

-игра «Повторюшки»(простучать на ложках тот или иной прием звукоизвлечения в заданном ритме)

-игра «Угадай, какой инструмент ты слышишь?» -игра «Громко-тихо запоем».

-игра « Мое настроение».

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :бубен, погремушки, ложки, музыкально-дидактические игры.

 

Месяц  

Май

Неделя  

1  

Тема  

Творческое занятие «Кто лучше сыграет».

Задачи  

 

-Закрепить весь пройденный материал и проявить свои творческие способности в игре на ложках и других музыкальных инструментах .

-Развивать чувство партнерства в  исполнительском мастерстве в игре на ложках, музыкально-инструментальных, танцевальных, игровых импровизациях.

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Индивидуальный выбор детьми:  

-музыкального произведения;

- инструмента;

-приема игры и звукоизвлечения;  

-выразительных средств( динамики, лада, темпа, характера).

3.Подведение итогов. Кто самый лучший артист? (эксперты сами дети)

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты :бубен, погремушки, ложки; музыкально-дидактические игры.

 

Месяц  

Май

Неделя  

2  

Тема  

Творческое занятие «Придумай свой ритм»

Задачи  

 

-Закрепить весь пройденный материал и проявить свои творческие способности в игре на ложках и других музыкальных инструментах в игре «Придумай свой ритм».

Содержание  

 

 

1.Приветствие : «Здравствуйте ребята-добрый день».

2.Индивидуальный выбор детьми:  

-музыкального произведения;

- инструмента;

-приема игры и звукоизвлечения;  

-выразительных средств( динамики, лада, темпа, характера).

3.Подведение итогов. Кто самый лучший артист? (эксперты сами дети)

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. фонограммы, компьютер, инструменты : бубен, погремушки, ложки; музыкально-дидактические игры.

Месяц  

Май

Неделя  

3

Тема  

Итоговое занятие. Блиц опрос. Проверка теоретических знаний музыкальной грамоты.

Задачи  

 

-Проверить степень усвоения теоретических знаний и музыкальной грамоты, изучаемых в течении года.

- Закрепить пройденный теоретический материал;

 

Содержание  

 

Демонстрация приобретенных детьми навыков игры на ложках.

Игры:«Теремок», «Вслушайся! », «Чей оркестр лучше? », «Подумай и отгадай», «Характер и настроение», «Во саду ли в огороде» р. н. п.

Материал и оборудование  

Стульчики, ложки деревянные, фортепиано, муз. Фонограммы, компьютер, русские оборудование  народные  и шумовые инструменты.

Месяц  

Май

Неделя  

4

Тема  

Участие в дистанционном конкурсе «Подари радость…»

Задачи  

 

- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка,  учитывая его индивидуальные возможности.

-Создать положительную обстановку, для наиболее яркого самовыражения детей.

1.участие в дистанционном конкурсе ансамбля «Озорные ложкари»

Содержание  

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Продолжать знакомить детей с народной музыкой, русским фольклором.
  • Закрепить навыки игры на ложках, и других народных инструментах, упражнять в точной передаче ритма.
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, дружеские взаимоотношения между детьми.

МЕТОДЫ:

  • Словесный.
  • Практический

ПРИЕМЫ:

  • Игровая мотивация.
  • Художественное слово (стихи, небылицы, шутки).
  • Сюрпризный момент.

Материал и оборудование  

Музыкальный зал, проектор, ложки, стульчики, музыкальные фонограммы, русские народные инструменты (треугольник, бубен, колокольчики, металлофон).

  1. . Планируемые результаты

Ожидаемые результаты реализации программы у детей 5-6 лет.

  • Умение импровизировать.
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.  

*Умение слаженно играть в ансамбле.

*Знать название инструментов народного оркестра и различать их по звучанию.  

*Уметь сочетать движения рук и ног.  

*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.

*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

*Передавать полученный опыт малышам.

Требования программы к концу учебного года:

1.Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

2.Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз.произведения.

3.Держать ложки одинаково на одном уровне.

4.Знать приемы игры на трех ложках.

5.Знать и уметь играть на народных инструментах

6. Знать и уметь объяснить что такое «СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ» (лад, темп, ритм, динамика).

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение программы

Формы обучения и виды занятий.

Форма обучения: очная

Форма организации занятий: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Форма проведения занятий: аудиторная.

Основные формы аудиторных занятий: тематического, доминантного и интегрированного типа.

Основой организации образовательного процесса являются следующие педагогические технологии.

Игровая технология

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Информационно- коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Применение ИКТ:

  • способствует повышению качества образовательного процесса;
  • ускоряет передачу знаний и накопленного технологического опыта человечества от поколения к поколению;

позволяет ребенку успешнее адоптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Основные приемы игры на ложках см. Приложение 4

  1. Условия реализации программы

Программно-методическое обеспечение работы кружка:

  1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения.
  2. Конспекты занятий.
  3. Презентации «Русские ложки», «История создания ложки».
  4. Русские народные сказки.
  5. Скороговорки, чистоговорки, потешки.
  6. Музыкальный материал (фонограммы русских народных песен и мелодий).
  7. Конспект развлечений «Ох, до самой до зари веселятся ложкари», «Подари радость».

Материально-техническое обеспечение работы вокального кружка:

  1. Проектор
  2. Ноутбук
  3. Фортепиано.
  4. Музыкальный центр.
  5. Русские народные, ударные и шумовые инструменты: бубен, погремушка, треугольник, колокольчик, металлофон, маракасы, барабан.
  6. Деревянные ложки.
  7. Материалы для изготовления «необычных шумелок» (баночки, коробочки, сыпучие материалы: крупы, бусинки).
  8. Самодельные шумовые инструменты.
  9. Концертные костюмы.

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование.

2.3 Календарный учебный график

на 2020-2021 учебный год

Календарный учебный график по организации кружка

«Озорные ложкари» для детей 5-6 лет.

 

тема

кол-во

часов

месяц

1

Ансамбль ложкарей.  Дирижер. «Прием игры «прямые удары»(цоканье)

1

   октябрь

2

Прием игры «Маятник»или «Часики»( скользящие удары ложкой о ложку)

1

   октябрь

3

Прием игры «Хлопок.»(обе ложки в правой руке,удары по руке) 

1

   октябрь

4

Прием игры «Мячики» или «коленочки»(Обе ложки в правой руке. Удар по колену.)

 

1

октябрь

5

Прием  игры «Шофер»(удары ложка об ложку у правого а затем у левого плеча) 

1

ноябрь

6

Прием игры «Домик».(Обе ложки в правой руке, удар между коленом и ладонью левой руки).

1

ноябрь

7

Прием игры «Треугольник»(обе ложки в правой руке, удар по колену, удар по руке)-рисуем треугольник.

1

ноябрь

8

Прием игры «Сосед»(ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа)

1

ноябрь

9

Прием игры «Плечики»(ударять ложками, которые держать в правой руке, по ладони левой руки и по плечам)-можно «плечо соседа»

1

декабрь

10

Прием игры «Глиссандо»(скользящие удары по коленям)

1

декабрь

11

Прием игры «Локоточки»(удар ложками по колену, удар ложками по локтю левой руки)

1

декабрь

12

Прием игры «Лошадка» или «цоканье». 

1

декабрь

13

Метод игры: «Игра тремя ложками.» 

1

январь

14

Прием игры «Солнышко»

1

январь  

15

Использование различных приемов игры на ложках в разной последовательности.

Игра экспромтом. Импровизация.

1

январь

16

Концерт. «Ох, до самой до зари, веселятся ложкари». 

1

январь

17

«Графическое изображение длительностей.» 

1

февраль

18

«Ударно-шумовые инструменты.»

1

февраль

19

«Погремушка как музыкальный инструмент. Разновидности погремушек». 

1

февраль

20

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем».

1

февраль

21

«Колокольчик. Его строение. Разновидности колокольчиков»

1

март

22

«Металлофон. Строение металлофона». 

1

март

23

«Треугольник». «Маракасы». Барабан».

1

март

24

Частушки, как составляющая часть фольклорного творчества.

1

март

25

Занятие «Угадай-ка».

1

апрель

26

Занятие-игра «Чей ансамбль лучше?» 

1

апрель

27

Занятие-игра «Жанры музыки».

1

апрель

28

Повторение и закрепление всего пройденного материала.

1

апрель

29

Творческое занятие «Кто лучше сыграет».

1

май

30

Творческое занятие «Придумай свой ритм»

1

май

31

Итоговое занятие. Блиц опрос. Проверка теоретических знаний музыкальной грамоты. 

1

май

32

Участие в дистанционном конкурсе «Подари радость…» 

1

май

                                                                                                                                Итого:32 занятия.

  1. Формы аттестации.

Диагностическая карта сформированности умения дошкольников при игре в ансамбле «Озорные ложкари»(на ложках и народных инструментах) Диагностическая карта на начало года.

Фамилия

Имя

ребенка

1.Умеет услышать и определить характер муз.произведения

2. Умеет воспроизвести несложный ритмический рисунок

3. Умеет эмоционально откликаться на услышанную мелодию

4. Умеет пропеть или прохлопать мелодию дуэтом (с педагогм)

5. Умеет легко и непринужденно показать себя в движении или танце

Диагностическая карта на конец года.

 

Фамилия

Имя

ребенка

1.Знает приемы игры на 2 ложках, и умеет ритмично воспроизвести

2. Умеет играть в темпе, одновременно начинать и заканчивать муз. произведение

3. Держать ложки на одном уровне

4. Знать приемы игры на 3 ложках

5. Знает названия и умеет играть на народных инструментах

6. Знает основные средства музыкальной выразительности

Формы подведения итогов:

Занятия интегрированного типа;

Развлечения;

Театрализованные представления, концерты;

Видео и фотоматериалы;

Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

 

 Взаимодействие со специалистами и родителями:

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов МДОУ, воспитателей и родителей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях . Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

2.5. Список литературы

1.  Булей С. «Детский оркестр»

2. Бороздинов А. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» - в журнале «Детское воспитание» №9 – 1991 

3.  Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 

4. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.

5. Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).

6.  ВетлушнаН. «Оркестр в детском саду»

7. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).

8. Науменко Г. «Жаворонушки» русские песни,прибаутки, скороговорки,считалки, сказки, игры

9. Рытов Д. А. «На родимой на сторонке» популярные русские народные песни

Ярославль, Академия развития, 2002

10. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

11. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

12. Кононова Н. «Ансамбль ложкарей» - в кн. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, М., Просвещение, 1990 г.

13. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. – М.: Академия., 2004.

14. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

15. Савастру К. Русские народные песни для детей «Заинька, попляши

16. Срибная Г. «Методика работы с ансамблем ложкарей»- в журнале «Дошкольное воспитание» №5-1996 г.

17. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

18. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.

19. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.

20. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов.

композитор, - 1988г.- 190с.

21. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- с.22.

22. Науменко Г.М. «Русские народные детские игры с напевами» москва 2003

23. Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души»

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/03/19/programma-lozhkari 

search/?lr=240&msid=20949.27635.1440583891.34949&text=программа%20ложкари

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/programmyi/news3131.html 

shkola/muzyka/library/2013/03/19/programma-lozhkari

http://festival.1september.ru/articles/513023/ 

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-programa-nod-s-detmi-v-ansamblelozhkarei.html 

http://infourok.ru/rabochaya_programma_kruzhka_lozhkari-344585.htm                                                      



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5

г. Вольска Саратовской области»

Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39

Принято                          

На педагогическом совете

Протокол № ___________

От «___»______2021г

«Согласовано»

Зам.зав.

   _______Игонина О.С.

«___»_______________2021г.

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ«Детский сад

№ 5 г.Вольска»

_______Тимофеева Н.А

Приказ № от«___»_________2021г                                                                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОЗОРНЫЕ ЛОЖКАРИ»

Направленность: художественно- эстетическое

Возраст обучающихся: 5-6лет

Форма обучения: очная

Срок реализации: 1 год.

 Составитель Программы : Олейниченко А.Е.

        

г.Вольск, 2021

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Озорные ложкари»

Музыкальный руководитель: Олейниченко А.Е.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Озорные ложкари» имеет художественно- эстетическую направленность и предназначена для детей 5-6 лет. Она предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. 

Программа имеет цель – развитие ребенка, формирование средствами народной музыки и ритмических движений, танцевально –двигательных способностей, разнообразных умений, эмоциональных качеств личности, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально- театральной деятельности.

           Новизной и отличительной особенностью данной Программы     является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.  

Реализация Программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Дополнительная общеобразовательная Программа «Озорные ложкари» является модифицированной по степени авторства, составлена на основе:

1.Дополнительная программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. – «Камертон», составитель: Костина Э.П.;

2.Дополнительная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» составители: Каплунова И., Новоскольцева И.;

3. Дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», составитель: О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

Формы и методы реализации программы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах (ложках и др.);

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

1.1

Пояснительная записка

с. 4- 6

1.2

Цели и задачи программы

с. 7- 8

1.3

1.4

 

Содержание программы

 Планируемые результаты.

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

с. 25

с. 26

2.1

Методическое обеспечение программы

с. 27

2.2

Условия реализации программы

с. 28

2.3

2.4

Календарный учебный график

Формы аттестации

с. 29-30

с. 30- 31

2.5

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

С. 32-33

           Приложение 3


Список рекомендуемых детей

В кружковый ансамбль «Озорные ложкари»

 

Фамилия,  имя ребёнка

Старшая группа

Согласие родителей подпись

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

                             Примерный музыкальный репертуар при игре на ложках.

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10. «Во кузнице» русская народная песня.
  11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.
  23. «На горе-то калина»
  24. «Полянка»
  25. «Ах, вы ,сени»
  26. «Лиса по лесу»
  27. «Скок-скок»
  28. «Кузнецы»
  29. «Вдоль по улице метелица»
  30. «Ах, ты , береза».
  31. «Коробейники»
  32. «Калинка»
  33. «Где был, Иванушка».
  34. «Как по лесу».

 

Примерный музыкальный репертуар при игре на народных музыкальных инструментах.

  1. «Из под дуба» русская народная песня.
  2. «Купавушки» русская народная колыбельная.
  3. «Как у наших у ворот» русская народная песня.
  4. «Ходила младешенька по борочку» русская народная песня.
  5. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  6. «Левониха» русская народная мелодия.
  7. «Жил был у бабушки серенький козлик»
  8. «Ах, вы сени» русская народная мелодия.
  9. «Пойду ль, выйду ль я» русская народная песня.
  10. «Русские наигрыши» русская народная мелодия.

 

Примерный музыкальный репертуар для музыкально ритмических движений и танцевальной импровизации.

 

  1. Танец с ложками; русская народная мелодия.
  2. Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
  3. Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.
  4. Танец «Облака»; муз. Шаинского.
  5. Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
  6. Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
  7. Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
  8. Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.
  9. «Ой блины» Р.Н.П.

Приложение 3.

Приемы игры на двух ложках

 

                 Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

  «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

   «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

  «Домик» самый распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

                  «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по  

левому плечу, можно по плечу соседа слева;

                  «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

  «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

                  «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

  «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

  «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;  

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

  

 

Приёмы игры на трёх ложках

 

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум