Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста посредством хореографических постановок

Малегин Евгений Сергеевич

   Статья на тему "Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста посредством хореографических постановок" разработана педагогом дополнительного образования Малегиным Евгением Сергеевичем.

  Ядром воспитательной системы, ее сущностным компонентом является нравственное воспитание. Проблемы духовно-нравственного и эстетического воспитания – непреходяще актуальные проблемы. Российское общество переживает кризис сознания современных молодых людей, изменение в ценностных ориентациях подрастающего поколения, различные формы деструктивного поведения. Нельзя не отметить примитивизацию и стандартизацию вкусов и потребностей. Нравственное воспитание недооценивается и отстает от современного образования.

    Воздействие красотой, заложенной в искусстве, является средством формирования духовных и нравственных качеств личности. Искусство помогает человеку глубже постичь сложность мира и человеческих отношений, вооружает его яркостью чувств, формирует моральные принципы и нормы и предполагает возможность воздействовать на мировоззренческую концепцию личности человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста посредством хореографических постановок».

Малегин Евгений Сергеевич
Педагог дополнительного образования
 

Особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и среди самых разных слоев населения. Всем уже очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и других народов, населяющих Россию.

Ядром воспитательной системы, ее сущностным компонентом является нравственное воспитание. Проблемы духовно-нравственного и эстетического воспитания – непреходяще актуальные проблемы. Российское общество переживает кризис сознания современных молодых людей, изменение в ценностных ориентациях подрастающего поколения, различные формы деструктивного поведения. Нельзя не отметить примитивизацию и стандартизацию вкусов и потребностей. Нравственное воспитание недооценивается и отстает от современного образования.

Воздействие красотой, заложенной в искусстве, является средством формирования духовных и нравственных качеств личности. Искусство помогает человеку глубже постичь сложность мира и человеческих отношений, вооружает его яркостью чувств, формирует моральные принципы и нормы и предполагает возможность воздействовать на мировоззренческую концепцию личности человека. Формирование мировоззренческих позиций связано с решением задач современного воспитания и утверждением эстетических и духовных ценностей в сознании молодого человека.

В настоящее время танец занимает особое место в формировании и развитии личности подрастающего поколения. Искусство танца способствует повышению эстетической, художественной и духовно-нравственной культуры молодежи. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.

Как всякое творчество, танцевальное искусство связано с раскрытием в человеке духовных основ его существования. Заложенные в природе танца социально-культурные ориентации (телесные и духовные) позволяют решать такие значимые проблемы в развитии общей культуры личности человека как нравственное здоровье, гармонизация личности. Обучение танцу дает возможность развития интеллектуальной сферы, в частности развития образного мышления и творческого воображения.

В то же время занятия хореографией тесно связаны с развитием волевой и эмоциональной сферы – категорий, составляющих духовный мир личности человека.

Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.  

Танец - это жизнь в гармонии с миром и с самим собой. Все дисциплины учебного цикла на отделении хореографии по-своему развивают и воспитывают ребенка.

Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.  

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни, учащиеся проникаются уважением к народным традициям. Народно-сценический танец, как правило, мажорный, он дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры.

Бальный танец воспитывает особые (нравственные) отношения между мужчиной и женщиной, что тоже, необходимо в нашей жизни. У мальчиков это галантность, у девочек - женственность, нежность.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Таким компонентом внеучебной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива. В его работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального ансамбля.  

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, педагог тем самым освобождает детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе.

Танцевальные коллективы являются действенным средством воспитания подрастающего поколения. Хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, смелость, помогает более тонкому восприятию всего прекрасного.

Обычные танцевальные репетиции развивают сообразительность, быструю реакцию, организованность, заставляют проявлять волевые усилия, что не может не влиять на общую культуру поведения ребенка. Кроме того, хореографический коллектив - это хорошая школа общения, где закладываются основы дружбы, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.  

Сцена, танец - это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличие от настоящей жизни побеждает всё же добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. А не это ли главное определяющее нравственности?

Как сказал Игорь Моисеев: «Танец - мать всех языков», а значит посредством танца можно донести духовные ценности до зрителя, а также воспитать и юное поколение маленьких танцоров. Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка. Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным. Чтобы направить талант в мирное (нравственное) русло и существует мудрый педагог.  

Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, умения), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки на высоте. Спектр этических качеств педагога широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.  

Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки. Отдавая свою душу ребёнку, он раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более открытой к творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что: духовно-нравственное воспитание - это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием нравственного воспитания должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.