Малые формы фольклора. Методика работы в детском коллективе

Кузьмина Наталья Сергеевна

Статья посвящена работе ансамбля народного пения. Основные наблюдения и выводы нацелены на младший школьный возраст воспитанников Образцового детского коллектива Ансамбля народного творчества "Таусень" ДДЮТ Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2021.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Малые формы фольклора. Методика работы в детском коллективе

Есть в опыте больших поэтов
    Черты естественности той,
    Что невозможно, их изведав,
    Не кончить полной немотой.
    В родстве со всем, что есть, уверясь
    И знаясь с будущим в быту,
    Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
    В неслыханную простоту.
    Но мы пощажены не будем,
    Когда ее не утаим.
    Она всего нужнее людям,
    Но сложное понятней им.

Борис Пастернак

Цифровой мир, цифровая действительность – широта этих понятий разворачивается с каждым днём всё больше (наша современность, плюсы, минусы, необходимость цифровизации, о которой заговорили многие НЕ фольклористы)

Большое количество информации (не всегда правдивой) ведёт к её обесцениванию, а значит к недоверию. И здесь не обойтись без авторитетного очного проводника. В нашем случаи, педагога и родителя.

Без контроля, направления и помощи дети попадают в мир ярких картинок, быстрых и простых сюжетов, которые  дают ложное ощущение самореализации. Тем самым, общество потребления растёт.  

А тем временем, происходит дальнейшее  расширение поля «компьютерного разума». Я имею в виду, стремление и попытки заменить человека и его деятельность компьютерными технологиями. Существует масса опасностей для  будущего, о разрушительной силе которых предупреждают сами изобретатели этих новаторств (Билл Джой).

О масштабной смене ценностей у человечества говорят многие исследователи: психологи, нейробиологи, социологи  неоднозначно обеспокоены происходящими событиями. Всё это находит отражение в детях.Так детский социум перестаёт существовать по знакомым правилам. Теперь очень редко можно увидеть детей, которые трогают, толкают, смеются, бегают, в общем: играют вместе на улице. Всё это происходит в виртуальном мире. Остаётся только наблюдать, к чему это приведёт, если говорить не о творческом пространстве дополнительного образования.

Система современного школьного образования часто оторвана от жизни, то есть метапредметность и софт скилс (гибкие навыки) так необходимые каждому ребёнку, учителю нужно где-то находить, объяснять и демонстрировать. Складывается впечатление, что люди, которые нацеливают педагогику в таких якобы новых направлениях, совершенно оторваны от народной культуры и истории.

Безболезненный способ дальнейшего развития (человечества) лежит в родном для нас поле деятельности – фольклоре. Конечно, всё не просто.

Отрадно, что каждый человек, обращающийся к фольклору, вносит свой вклад в сохранение не только музыкальных, но и человеческих законов и традиций, и я вхожу в это число. А теперь, я хотела бы поделиться своими наблюдениями и выводами в работе с малыми формами фольклора.

Этот материал, самый подходящий для знакомства  ребёнка с настоящим миром. Исследователи справедливо делят такой фольклор на:

«- творчество взрослых для детей,

- творчество взрослых, ставшее со временем детским  

- детское творчество в собственном смысле слова» (Владимир Прокопьевич Аникин)

Георгий Семёнович Виноградов в свою очередь считал, что детским фольклором можно называть фольклор, носителями которого являются дети.

В итоге, сейчас эти рассуждения придают бОльшую уверенность в работе с материалом. И даже если знакомство ребёнка с потешкой, дразнилкой или считалкой произойдёт на занятии, в дальнейшем, может произойти обратная уже естественная детская передача, а значит бытование в детской среде.

В своей работе с младшим возрастом я использую загадки, считалки, поговорки, скороговорки, потешки и небылицы.  

Особое место на занятиях занимают поговорки. Эти жемчужины народной культуры требуют подготовки и разъяснений, в связи с тем, что в известных изданиях собирателей (В.Даль, В.Аникин, В.Н. Морохин, Л.Н. Толстой, Иван Мих. Снегирёв) встречаются устаревшие слова и понятия. Недавно ребята познакомились с поговоркой « БЕды терпеть – каменное сердце иметь». Понял её каждый по-своему. Варианты были следующие: « человек стал закаленным и готов к новым испытаниям» или « теперь у него сердце стало каменным, и больше оно никому не откроется». Не менее эмоционально ребята откликнулись на поговорку «Баба с кашей, дед с ложкой».

Эта форма даёт возможность детям рассуждать, видеть возможность нескольких правильных ответов. А значит, уважать мнение и высказывание другого. Таким образом, возникает особая доверительная атмосфера, необходимая для коллективной работы. Кроме этого, на этом материале удобно проводить диагностику развития ребёнка.

Также большим интересом и восхищением детей наполнены занятия, где ребята учатся исполнять небылицы и потешки. Как известно, потешки – жанр разнообразный. Сюжет,  содержание, цель потешки не в том, чтобы развеселить окружающих, хотя и не без этого. В некоторых потешках заметен симбиоз небылиц и  скороговорок или небылиц и загадок. Так, например, знакомясь с потешкой «Как по речке по реке, ехал красный на быке», ребята обратили внимание на неоднозначность образов. Дети заметили возможность отгадать эту потешку, хотя в ней нет вопроса. В потешке «Лиса рожью шла, лиса грош нашла» уже в первых строчках слышны пары сложносочетаемых согласных звуков. Для того, чтобы их проговорить, логопед попросил бы ребёнка обратить внимание на артикуляционный аппарат, улыбнуться, в общем работать над звуком. В случаи занятий в ансамбле, дети приобретают навык четкого произношения текста с другой целью, донести образ и текст потешки до слушателя. Этот жанр в последнее время для меня стал особенно интересным. Многие музыкальные, логопедические, ритмические и эмоциональные неточности и зажимы преодолеваются ребёнком гораздо легче и быстрее именно при разучивании потешек и небылиц. Потешка, которая сейчас прозвучит, записана в прошлом году. Она и в наше время остаётся популярной, но некоторые из детей не были знакомы с текстом. Вот, что мы успели.

  1. «Ой, ребята, та ра ра» (видео материал)

Из перечисленных форм, яркий отклик находят скороговорки, которые на занятиях ребята поют, ускоряя темп или изменяя настроение, громкость, эмоциональную подачу. То есть, это материал, который может варьироваться как по просьбе педагога, так и самостоятельно ребёнком. Исполняя скороговорки, ребята показывают или персонаж, или его действия, или украшают скороговорку танцевальными, ритмическими движениями. Такая последовательность обычно выстраивается в зависимости от возраста учащихся. Поэтому, малышам интересней показывать животных, а ученикам начальной школы – демонстрировать лёгкость и задор.

Вокальная строчка строится также «от простого к сложному». Первые шаги в скороговорках ребята совершают на соседних нотах, а в дальнейшем будут звучать более широкие интервалы. По этому же принципу построена и длинна музыкальной фразы.

В заключении хочу обратить внимание на доступность для детского восприятия, разнообразие сюжетов и содержания малых форм фольклора. Для педагога  потешки, загадки, поговорки, скороговорки и небылицы могут стать золотыми ключиками к огромному миру народной мудрости, радости и гармонии, с которым знакомятся на занятиях дети.

  1. «Скороговорка-потешка» (видео материал)