Развитие творческих способностей детей во внешкольной образовательной среде на примере фольклорной студии «Купалинка»

Амосовская Мария Борисовна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей средствами народного искусства, сопоставляются свойства фольклора и креативные(творческие) свойства личности, освещается опыт работы с детьми в фольклорной студии в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внешкольная образовательная среда, дополнительное образование, этнокультурная деятельность, креативность(творчество), способность к вариативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amosovskaya_vystuplenie_dum.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей во внешкольной образовательной среде

на примере фольклорной студии «Купалинка»

Аннотация: в статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей средствами народного искусства, сопоставляются свойства фольклора и креативные(творческие) свойства личности, освещается опыт работы с детьми в фольклорной студии в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внешкольная образовательная среда, дополнительное образование, этнокультурная деятельность, креативность(творчество), способность к вариативности.

№ п\п

Содержание

Слайды презентации

Использование ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия России в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи является это довольно сложный, многогранный, но и захватывающий процесс, который находит свое отражения как в общем, так и дополнительном образовании.

Одна из форм, где может быть реализована данная – фольклорная студия. Она может быть организована в школе и в учреждениях дополнительного образования: доме детского и юношеского творчества, доме культуры, школе искусств.

Существенное отличие творческого потенциала фольклорной студии (или ее вариантов: фольклорного ансамбля, фольклорного театра, этноклуба, этноцентра, этностудии идр.)-занятие в ней изначально предполагают комплексное развитие ребенка, так как здесь он осваивает разнообразные элементы народной культуры, представляющей собой синкретический этнокультурный комплекс, в котором элементы тесно связаны друг с другом.

Так, в работе со словесным фольклором развиваются литературные способности ребенка, при освоении народной музыки (песен, наигрышей) – музыкальные, в процессе вождения хороводов, разучивания  плясок у детей развиваются музыкально-ритмические и пластические способности.

При разыгрывании обрядовых сцен, театрализованных форм этнокультуры в ребенке раскрываются артистические способности. Овладение формами декоративно-прикладного искусства, рукоделия, народных промыслов способствует развитию у детей способностей изобразительной деятельности, рукотворному мастерству.

Студии декоративно-прикладного народного творчества могут быть самостоятельными, но ныне такие занятия часто входят как составная часть в содержание комплексных программ фольклорных студий.

Основополагающими свойствами произведений фольклора, как известно в фольклористике, являются «изустность передачи (нефиксированность), традиционность (преемственность от поколения к поколению), коллективность (в создании, развитии и жизни произведения), вариативность, анонимность, синкретизм полиэлементной структуры, полифункциональность, связь с бытом, трудом, обычаями народа [3,стр.378]. свойство «вариативность» (или вариантность) логично сопоставить с креативной способностью к преобразованиям. Коммуникативно-креативные способности (из них особенно способность к сотрудничеству в творческой деятельности) перекликаются со свойством фольклора «коллективность», которая проявляется как в бытовании этнокультуры, так и в процессе создания и передачи произведений народного творчества.

Проблематика развития креативности в процессе этнокультурного образования обстоятельно рассмотрена в монографии А.Б.Афанасевой [4] и ряде статей [5].

Предлагаю вашему вниманию опыт духовно-нравственного воспитания детей и развития творческих способностей детей в фольклорной студии «Купалинка» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга, занятия в которой на протяжении более 10 лет ведет М.Б.Амосовская.  

На занятиях в студии ставятся задачи воспитания детей в этнокультурных традициях, освоения песенного, инструментального, хореографического, игрового, декоративно-прикладного, календарного фольклора.

Решение этих задач должно способствовать более глубокому пониманию детьми бережному сохранению самобытности отечественной культуры, что крайне важно в современную эпоху развития глобализационных процессов. В ходе занятий также активно применяются инновационные методики для развития творческих способностей. Особое внимание уделяется способности к вариативности.

В психологии вариативность определяется как «общая творческая способность, позволяющая выделять множество разнообразных, оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество идей» [6, с.24]. В этнокультуре вариативность ярко проявляется в произведениях народного творчества, живущих во множестве вариантов. Местные или индивидуальные варианты возникают в изменении текста, мелодии, движения, узора… Варианты в народной культуре рождаются спонтанно, импровизационно.

На занятиях студии задача создать вариант ставится целенаправленно, хотя предложение это (или задание) формулируется так, что дети непроизвольно вовлекаются в творческий процесс и зачастую вариант возникает в ходе импровизации.

Дети знакомятся с региональными вариантами и создают собственные варианты текстов сказок или песен (колыбельных, частушек, колядок), интонационных «разводов» и подголосков, ритмического сопровождения на народных ударных инструментах (бубнах, ложках, трещотках, шаркунках, рубели т.д.), пластических решений в хороводах и играх, в драматургических поворотах действия в театрализации обрядов, в создаваемых в народном стиле росписях бытовых предметов, вышивках, украшениях из бисера, тканых поясах.

Программа фольклорной студии «Купалинка» предлагает обучение детей во внешкольной образовательной среде Дома творчества в течение трех лет. Специфика программы – в ориентации на цикличность и повторность народного календаря, соединяющего элементы этнокультуры в единый круг праздников.

В содержание программы, в систему этнокультуры входят этноязык, все виды фольклора: словесный, музыкальный, хореграфический,  игровой, драматический, деклративно-прикладное искусство, народное зодчество, хозяйственный уклад и предметы материального быта, обычаи, обряды и праздники, представления о религии, мироздании, морали, этикете, народной педагогики и психологии [4, с.70-73].

Всеми этими элементами постепенно, в большей или меньшей степени, овладевают участники студии.

В культурно-образовательное пространство занятий включаются народные игры, куклы, этнографические предметы быта, декоративно-прикладного искусства, костюмы. Широко используются технологии и приемы театрализации в разыгрывании ситуаций с включением этнокультурного материала (обрядов, праздников, посиделок). В подготовке к календарным праздникам изученный фольклорный материал обобщается.

Проведение праздника с точки зрения процесса обучения становится промежуточной (или игровой) формой контроля освоения материала, а с точки зрения творческого процесса – формой реализации детьми умений и творческих способностей в разнообразной деятельности, обретение ими ситуации успеха, радости, актуализации собственных достижений на очередной ступеньке по пути творческого продвижения, возможности поделиться своим искусством с Другими (с родителями, друзьями, зрителями, школьниками, ветеранами-различными социальными партнерами, присутствующими на празднике или концерте, который проводится в Доме творчества или на выездной площадке).

В фольклорную студию принимаются дети, приходящие по желанию (своему или родителей). Поэтому в студии возникает неоднородность состава группы, как по возрасту, этническому происхождению, так и по степени подготовки и одаренности (музыкальной, художественной, артистической). В работе с группой (младшей, средней, старшей) педагог применяет различные методы, способствующие развитию всех учащихся. Взаимодействие в группе между детьми и между группами уподобляется реальной жизни: дети старшего возраста передают усвоенное тем, кто младше, проявляют заботу о них; дети младшего возраста подражают старшим, учатся у них, постепенно осваивают все более сложный материал, и в подражании тоже создают свои варианты, репродуктивные или импровизационные. Все это помогает гармонизовать межвозрастные отношения.

Дети с малых лет впитывают идеи этнокультурного образования во взаимодействии традиционных и современных тенденций, что способствует осознанию своих истоков, духовно-нравственных ценностей и их актуализации, формированию насыщенного культурного поля ребенка, позволяет включить этнокультурный слой в сферу своего личного творческого развития.

  1. Красивая заставка с темой выступления и фото Купалинки

  1.  

  1.  

  1. Фото книги, разворот статьи

фото Купалинки и педагогов

 

  1.  Расшифровать. Дополнить конкретными примерами

  1. Дать конкретику из пояснительной записки программы и рабочих программ по модулям и т.д.  

Показать сводные уч.планы инвариантной и вариативной частей

Фото.

 

  1. Спасибо за внимание!