Статья "Семантика мужского русского народного танца"

В статье описывается какова роль и значение мужской сути в танце, и о том какова мужская задача в обычаях и традициях русской народной культуры, для чего разрабатывались мужские народные танцы и какие функции они выполняли. О взаимоотношениях мужского и женского начал, о том, что хоровод - это танец, символизирующий объединение семьи и предков, что у каждого члена семьи есть своя важная роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМАНТИКА МУЖСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

О.Ю. Мучкаев

Научный руководитель – О.Б. Буксикова

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Аннотация. В статье описывается какова роль и значение мужской сути в танце, и о том какова мужская задача в обычаях и традициях русской народной культуры, для чего разрабатывались мужские народные танцы и какие функции они выполняли. О взаимоотношениях мужского и женского начал, о том, что хоровод - это танец, символизирующий объединение семьи и предков, что у каждого члена семьи есть своя важная роль.

Ключевые слова: Мужчина-защитник, мужчина-охотник, мужчина-воин, хоровод-круг жизни.

SEMANTICS OF MEN'S RUSSIAN FOLK DANCE

О.Yu. Мuchkaev

Scientific supervisor - O.B. Buksikova

Belgorod State University of Arts and Culture

e-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Аbstract. The article describes the role and significance of the masculine essence in dance, and what the male task is in the customs and traditions of Russian folk culture, for which male folk dances were developed and what functions they performed. About the relationship between masculine and feminine principles, that the round dance is a dance symbolizing the unification of the family and ancestors, that each family member has its own important role.

Кeywords: A man is a protector, a man is a hunter, a man is a warrior, a circle dance is a circle of life.

В классическом понимании принято разделять формы танца, сформировавшиеся в нашей стране на два основных жанра [1].

  1. Хоровод;
  2. Пляски.

Хоровод символизирует собой не только солнце. Хоровод образует единство всех участников, вплетает движения каждого в общую сеть со строгими интервалами и формами движения. Одновременно с этим образуется общий ритм, и задается цель всего танца. Хоровод формировался во времена освоения земель и несёт в своей сути стремление сплотить людей, подчеркнуть важность и значения каждого члена семьи. В этом отношении мужчины, разбиваясь на пары с девушками, принимали на себя роль ведущих, не подчиняя своей роли свою пару, но позволяя ей ненавязчиво обтекать танцора своими более мягкими и плавными движениями [2]. Не миновали русскую культуру и свойственные культурам прошлого магия и анимизм. Танец, выступая здесь как средство для овладения предметом, так сказать, душой, проявился в таких хорошо знакомых нам примерах, как сжигание чучела на масленицу и провожание зимы. Недаром масленица проходит именно в день весеннего равноденствия, в то время, когда зима идёт на убыль. Сами же хороводы в этом отношении принято разделять на игровые и орнаментные [1].

Хороводы игровые по-своему можно назвать одними из первых предтечений театрального искусства на Руси. Каждый из участников принимал на себя некую роль и соответствовал поведению, повадкам и самой сути этой роли. Мужчины как охотники, как активное начало человеческого рода принимали на себя роль хищных зверей, выслеживающих добычу, ибо существовало мнение, чтоб обрести контроль над силою, поймать животное или освоить знание, нужно изучить сами повадки явление и влияние желаемого. Так что через хоровод и игру мужчины тренировались, осваивали сложное искусство охоты - покорение девушки.

Со временем и усложнением общества, когда вера и изначальный смысл изменялся и преображался, всё сильнее распространялся вид хоровода, известный нам как орнаментный. В первую очередь этот вид хоровода отличался упорядоченностью и ритмом движений. Участники формировали фигуры и размыкали их, создавали целые узоры из пар мужских, женских и смешанных. Всё это сопровождалась музыкой и песнями, образовывалась единая сложная структура, призванная защитить деревню или усилить связь с родом и соседями. Живя в постоянном физическом контакте, обмениваясь энергией и раскрываясь друг другу в танцах, наши предки разрешали множество конфликтов ещё до их появления. Мужчины в этом отношении вели хоровод, организовывали его, задавали ритм, раскрепощали душу и разум, обмениваясь движениями изучая повадки и особенности друг друга. Весь негатив и взаимная неприязнь растворялись в откровении танца, а ритм старосты и или ведущего не позволял кому-то одному перетянуть на себя общее одеяло. Фактически хоровод выступал не только местом единения всего племени, но и местом, где мужчины, конкурируя друг с другом в танцах и придумках, совершенствовали навыки и оттачивали мастерство. Недаром казаки и военный люд и по наши дни сохранили обычаи воинского танца, символизирующего воинственность, или как это более свойственно предкам, желание защитить свои земли.

Но время никогда не стоит на месте, и не на смену, но параллельно с хороводами, развивался новый жанр, прозванный в будущем плясками. А от плясок пошло великое множество танцев и ответвлений, коими так богата наша единая и многообразная родина.

Но перед тем, как рассказать о плясках, давайте разберём, а что же такое женское и мужское начало, и как к нему относиться.  В то время как женщина олицетворяла хранительницу домашнего очага, запасалась на зиму, окультуривала жилище, прикрывала мужчине тыл, последний в априори выступал защитником и добытчиком. У Роберта Грейвса в его книге «Лунная богиня» есть интересное сравнение женского начала с луной, а мужского - с солнцем [6]. За основу этого отождествление и идёт природа этих небесных тел. Под сенью Луны человеческий мозг и тело отдыхают, набираются сил, так и мужчина берёт от женщины вдохновение силу и стремление к действиям. Сама мужская суть, солнечная, активная, требует решительных действий, возможности выплеснуть свою суть в этот мир. На Руси помимо прочего это происходило в виде танцев и песен, игр и дружеских единоборств. И причина этому вполне ясна: юноша, только ступивший на мужскую тропу и начинающий свой путь, не знает всех азов и навыков, способных сделать его достойным продолжателем рода и защитником своей семьи от внешних опасностей. Надеяться, что такой неопытный парень выживет при битве с противником во время охоты или просто в лесном походе, не приходится. Для этого и разрабатывались мужские танцы, они несли в себе функцию не только показать, но и довести до автоматизма рефлексы и навыки тела, что бы на подсознательном уровне мужчина знал, как ему поступать и что ему необходимо сделать в той или иной ситуации. Поведение с девицею, оттачивание движений в драке, рукопашная схватка или просто задорный танец, чтобы отогнать мрачные мысли и убрать стресс. Каждое движение мужского танца - это самореализация и самоидентификация.

Но вернёмся к пляскам, для которых и вносилось это пояснение. Пляски одиночные мужские и женские отображают индивидуальный стиль, и основаны на импровизации человека. [3] В отношении мужчины такой танец символизировал освоение навыка, обладание силой в магическом отношении, раскрытие потенциала тела. Фактически танец совмещал элементы спорта, потехи, охоты и йоги одновременно, так как нёс комплексное действие, не только вбивая в подсознание определённую систему движений, но и раскрепощая и разрушая робость и стеснительность, идущую от непонимания себя.

Другим проявлением такой мужской удали можно считать перепляс. Суть перепляса заключается в соревновании силы, ловкости и изобретательности. Он характеризовался медленным стартом, с последующим ускорением, доходя до кульминации. Первый, кто падал от усталости, сбивался со своего ритма, проигрывал [4].

Что касается самого музыкального сопровождения, то в первую очередь это частушки и бойкие песенки, подчёркивающие ситуацию и способствующие накалу страстей.

Неизвестно, когда точно выделился массовый пляс, но точно можно сказать, что его основная функция примерно та же, что и у нынешних массовых гуляний, - самораскрытие. Каждый по желанию может выйти из общего плясового круга, и наоборот, вернутся в него. Нет никаких ограничений на движения, хотя, безусловно, существовал определённый ритм и основы, с которых каждый юноша или девушка могли развивать собственную тематику. В отношении мужчин это был способ покрасоваться, себя показать, на людей посмотреть, поучиться чему. Такие танцы, как правило, сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах, отмечались праздники, свободные дни, ведь во времена плясок у людей уже появилось больше свободного времени, как известно, разум пустоты не приемлет.

Впрочем, не стоит думать, что хороводы и пляски никак не взаимодействовали. На стыке этих жанров возникла групповая пляска. Все групповые пляски исполняются кругом против часовой стрелки, деление на пары при этом довольно произвольно. Пар может быть фактически сколько угодно, хотя и сохраняется сам принцип и особенности хоровода: в парах присутствуют ведущий и ведомый, раскрывается женское и мужское начало, где каждый знает и любит свою роль.

Дальнейшее развитие в народе получило и самое известное из плясовых ответвлений кадриль, хотя сейчас более популярна московская версия, рассмотрим кадриль классическую квадратную.

Квадратная кадриль

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России. Основные построения и переходы пар[5]:

  • Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;
  • Две противоположные пары идут на встречу друг другу и меняются местами;
  • Две противоположные пары идут на встречу друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу пары расходятся обратно на места или же меняются местами;
  • Две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Что символизирует кадриль, легко можно увидеть по обмену партнёрами танца и постоянной сменой мест, доверие и открытость в отношениях, родство и близость танцующих. Как и все танцы старины, кадриль призвана сплотить вместе жителей одного села пред возможными опасностями и таинствами внешнего мира. Роль мужчины здесь - это ведение партнёра, роль ответственности за него, ведь он должен помнить порядок движений и соответствовать заданному вокруг ритму. В то же время на глубинном уровне отражается доверие между партнёрами. Парень готов отпустить девушку на танцы со своими товарищами по кадрили, зная, что подобно ласточке в гнездо, она вернётся в его пару, лишь приобретя единство и защиту всего круга. И это, как и сами понятия круга, защиты своей территории, характеризовало не только сам образ жизни, но и всю глубину философии наших предков.

Во взаимоотношении женского и мужского начал в русском танцевальном искусстве невозможно не вспомнить танец «Голубец», этот танец символизирует размолвку и примирение влюблённой пары [7].

Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере, двигаясь в едином ритме. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и, уже не старалась от него уйти, а шла ему навстречу, покачивая бедрами, плечами, плавно взмахивая руками. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу. Еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Кончалась пляска имитацией соития. Пляска, как правило, заканчивалась в середине круга обоюдным поклоном

В этом танце прекрасно видно подражание. Наши предки, наблюдя за поведением животных, неся в своей культуре аспекты анимизма, часто создавали танцы, символизирующие брачные игры. Скорее всего, этот танец создавался для укрепления семейного союза и предотвращения семейной ссоры. Фактически наши предки, потакая естественным стремлениям, заложенным в нас природой, превратили это в искусство. А мужчины в этом случае могли не только прочувствовать крепость своей половины, но и освоить важное искусство обольщения и соблазнения, вшитое в саму пляску, как и многие иные знания наших предков.

Другим интересным проявлением подражания считается «Метелица». Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод метелицы построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре. Символизм мужской роли здесь, это прочувствовать саму суть зимнего явления ощутить особенности и её аспекты, и если верить магическому элементу, получить над ней власть, дабы в случае необходимости выстоять в любой холод и метелицу. Как правило, танец сопровождался долгими тягучими напевами характерными для ветреной и морозной зимы, ведь в холод движение самой жизни замедленно.

Заключение. Мужские танцы направлены на преобладание проникновения в суть явлений, и в этом отношении тождественны солнечным лучам, что наполняют мир силой и живительной энергией. Чтобы, подобно малому солнцу, раскрыться на земле и нести окружающим свет и тепло, мужчины на Руси проходили обряды посвящения, раскрепощая волю, развивая тело. В суровые времена, когда добыча и борьба с природой были делом повседневности, танцы, хороводы и пляски отражали эту реальность, подчёркивая народное единство и, безусловно, отводя мужчине роль защитника, что, подобно солнцу, обогревает и защищает от холодной действительности окружающего.

В свою очередь это отразилось и в воинских обычаях казаков, живущих на окраине и защищающих нашу родину от всевозможных захватчиков с запада, отражается это. И это есть теперь, даже в марше, казалось бы, не имеющего прямого наследования от системы русского народного танца. Однако сама суть его жива в генетической памяти и до сих пор отражается в нас радостной улыбкой, задором и неуёмной энергией, когда под музыку фолка или народных мотивов ноги так и несутся в пляс.

Список литературы

1.        Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие. - Кемерово: КемГИК, 2006. - 179 с.

2.        Кузнецова М.С., Кузнецов Е.А. Семантическое значение движений и положений рук в русском народном танце // Культура: теория и практика. 2019. №6 (33).

3.        Основные традиционные формы русской танцевальной культуры // infourok.ru URL: https://infourok.ru/osnovnye-tradicionnye-formy-russkoj-tancevalnoj-kultury-4463445.html (дата обращения: 08.02.2021).

4.        Основные формы народно-сценического танца // revolution.allbest.ru URL: https://revolution.allbest.ru/culture/00518868_0.html (дата обращения: 08.02.2021).

5.        Мужской танец // Хореографический ансамбль вдохновение URL: http://wdoxnovenie.ru/stati/2806/muzhskoi-tanec/ (дата обращения: 08.02.2021).

6.        Роберт Грейвз Белая богиня. - Москва; Екатеринбург: АСТ: У-Фактория, 2005. - 656 с.

7.        16 Русских народных танцев // Любители истории - медиаплатформа Мир тесен URL: https://myhistory.mirtesen.ru/blog/43582943115/16-Russkih-narodnyih-tantsev (дата обращения: 08.02.2021).

Сведения об авторах

Мучкаева О.Ю. - магистрант кафедры хореографического творчества, факультета Режиссуры, актерского искусства и хореографии, Белгородского государственного института искусств и культуры.

Буксикова О.Б. - доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры хореографического творчества, заслуженный работник культуры РФ.

Информация для связи с автором

Адрес места работы, учебы: 308033, г. Белгород, ул. Королёва, 7, Белгородский государственный институт искусств и культуры; е-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru ; контактный телефон: +79999687764

Адрес места работы, учебы: 308033, г. Белгород, ул. Королёва, 7, Белгородский государственный институт искусств и культуры; е-mail: o.buksik@mail.ru; контактный телефон: +79194388903