публикация "Фольклор на сцене"

затолокина антонина николаевна

Сегодня уже затихли споры о том, нужно ли показывать фольклор на сцене. В современной бытовой культуре слой фольклора настолько тонок, что вот-вот порвется живая нить песенных традиций, передающихся от старшего поколения к младшему. Поэтому нужно не только сохранять, но и приобщать, пропагандировать и показывать при любой возможности, в том числе и на сцене, то, что народ хранил в своей памяти веками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon publikatsiya.zip20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

« Рыльская детская школа искусств» Курской области.

Публикация на тему:

"Фольклор на сцене"

Преподавателя первой категории

 отделения "музыкальный фольклор"

ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ"

Затолокиной А.Н.

2022г          

ФОЛЬКЛОР НА СЦЕНЕ

Сегодня уже затихли споры о том, нужно ли показывать фольклор на сцене. В  современной бытовой культуре слой фольклора настолько тонок, что вот-вот порвется живая нить песенных традиций, передающихся от старшего поколения к младшему. Поэтому нужно не только сохранять, но и  приобщать, пропагандировать и  показывать при любой возможности, в том числе и на сцене, то, что народ хранил в своей памяти веками.

Традиционная культура, равно как и язык, является для каждого человека одним из основных факторов для этнической самоидентификации. И если мы хотим ощущать себя русскими людьми, мы обязаны знать свои корни, традиции, в том числе и песенные.

В современной концертной практике, в  быту, в  науке термин «фольклор» несет совершенно разную смысловую нагрузку. Поэтому прежде всего уточним, о каком именно фольклоре пойдет речь.

Фольклор как устное народное творчество и связанное с ним народное исполнительское искусство сегодня действительно нужда ются в дополнительных определениях, что связано с разнообразием форм бытования и тиражирования:

1) фольклор аутентичный (то  есть подлинный, без обработки), этнографический, который сохраняется в среде носителей традиции и передается от старшего поколения к младшему;

2) фольклор аутентичный реконструированный, то есть восстановленный в новых бытовых условиях (озвученный по записям в самом селе или в нетрадиционной, чаще всего городской среде);

3) фольклор обработанный (допускающий изменение текста на уровне слов, мелодии, ритма, лада, композиции, темброво-колористических характеристик);

4) фольклор стилизованный (допускающий не столько структурные изменения в напеве, сколько использование приемов, являющихся яркими признаками какого-либо другого исполнительского стиля, например, академического или эстрадного);

5) фольклор авторский (анонимное или авторизованное творчество самодеятельных или профессиональных музыкантов, опирающихся на народную музыкальную лексику).

Последние три вида бытования фольклора отражают различные формы профессионализации народного творчества.

В искусстве сложилось самостоятельное направление, которое опирается на народное творчество, но существует по законам не устной традиции, а письменной культуры с опорой на устойчивый текст (партитуру, сценографию). Основу этого направления составляют профессиональные народные коллективы  — хоры, ансамбли. Они в различной степени — большей или меньшей — отражают подлинность использованного фольклора, но в любом случае опираются на письменно зафиксированный, обработанный текст, поскольку сцена требует в первую очередь исполнительской согласованности певцов, инструменталистов, танцоров. Таким образом, исчезают и  другие признаки фольклора  — анонимность, импровизационность. Зато появляются несвойственные традиционной песне плакатность, надуманность вокально-хореографических композиций, эстрадная стилизация. Это выявляется также в  сценической одежде. Нередко в костюмах артистов нет ничего от национальной одежды — ни по форме, ни по крою, ни по декору.

Как же случилось, что первые профессиональные народные хоры,созданные М.Е. Пятницким, А.Я. Колотиловой, Л.Л. Христиансеном, К.И. Массалитиновым из числа лучших сельских певцов — носителей традиции, которые пришли со своим репертуаром и со своими народными костюмами, превратились со временем в сувенирные коллективы? Вот несколько причин. Во-первых, невозможно было в одной песне объединить певцов, владеющих разными музыкальными диалектами без потери индивидуальности и  отказа от каких-то специфических певческих приемов, свойственных только данному музыкальному диалекту (кто-то пожертвовал тембром, кто-то  — тесситурой, кто-то  — приемами импровизации, кто-то вынужден был отказаться от своего привычного распева гласных и  пр.). Во-вторых, народное искусство стало искусством «на заказ»: было поставлено на службу советской власти и в сильнейшей степени идеологизировано. Требовались масштабные авторские композиции, прославляющие счастливую жизнь советского человека! В-третьих, постепенно народная песня в подлинном виде перестала быть для профессионального коллектива художественным эталоном, она обязательно должна была «приукрашаться» для сцены — якобы, этого требует зритель! Кстати, все эти мотивировки вновь возвращаются и  активно применяются сегодня по отношению к фольклорных ансамблях. Не создадим ли мы нового монстра?

Профессиональное народное искусство, ориентированное на массового зрителя, настолько популярно, что практически при каждом сельском клубе или городском дворце существуют самодеятельные коллективы, подобные профессиональным хорам или ансамблям песни и танца. В специальных учебных заведениях — колледжах и вузах искусства и культуры ведется подготовка специалистов для профессиональной исполнительской деятельности — артистов и хормейстеров народного хора. Проблемы народно-певческого образования активно обсуждаются на Всероссийских конференциях и семинарах и — как знать! — может быть, в результате профессиональные народные коллективы будут со временем правдивее и ближе к подлинным русским традициям!

Но и аутентичный фольклор робко, но находил свое место на сценических площадках. В 30–50-е годы ХХ столетия в сельских клубах появились коллективы, в  которых народная песня зазвучала в  подлинном необработанном виде. Первоначально они именовались народными хорами, значительно позже их стали называть фольклорными ансамблями, чтобы подчеркнуть иные творческие устремления по сравнению с любительскими народными хорами, созданными по образцам профессиональных. Руководителями самобытных (фольклорных) народных хоров становились энтузиасты  — обычно наиболее талантливые исполнители, хорошо знающие местные обычаи и песни, но не имеющие музыкального или культурно-просветительского образования. В 70-е годы ХХ  века фольклорные ансамбли стали появляться и  в  больших городах. Исполнительская эстетика фольклорных ансамблей в  большей или меньшей степени была ориентирована на конкретные локальные исполнительские традиции и сохранение тех признаков, без которых фольклор невозможен, — устность, традиционность, коллективность, анонимность, импровизационность, вариантность. О концертной деятельности именно таких ансамблей пойдет речь ниже.

С конца 70-х годов ХХ  века количество городских фольклорных ансамблей лавинообразно растет по всей стране. Толчок к  такому движению был дан Дмитрием Покровским и его экспериментальным ансамблем, начинавшим свою деятельность при Фольклорной комиссии Союза композиторов России в 1973 году, а управлять этим стихийно возникшим движением стал Российский фольклорный союз,созданный в 1989 году Анатолием Мехнецовым. Трудно переоценить роль этих двух выдающихся людей в отечественном фольклористическом движении.

Д. Покровского привлекала необычность фонического звучания, эстетическая красота сложных в ритмическом и ладовом отношении народных песен, вокальное и  импровизационное мастерство. Задумывался он об этом или нет — но в выборе Д. Покровского угадывается подход концертирующего музыканта. Приведу фрагмент его размышлений, опубликованных уже после смерти по черновым наброскам. «Я встречаю тысячи фанатиков фольклора и с ужасом замечаю среди них все больше и больше ценителей, и думаю — не сошли ли они с ума? Что они орут, как это они могут целых пять часов подряд ходить, взявшись за руки, по траве с пением этих ужасно примитивных песен? Почему они требуют, чтобы и я прыгал с ними? Почему на моих концертах они упорно требуют, чтобы я спел самую пошлую из всех песен, которые я пою? Неужели им нравится часами выбивать ногами самые примитивные из всех русских народных ритмов? Почему после трех-четырехчасового занятия, когда я учу их тонкостям голосоведения, естественной и красивой вокальной позиции, внимательному отношению к строю и содержанию этих гениальных музыкальных творений — сложнейших полифонических русских протяжных песен, — они выходят на улицу и еще три часа горланят похабные песни?… Почему мне это так противно?».

Итак, позиция Д. Покровского: фольклорное исполнительство, как и любое профессиональное исполнительство, должно опираться на самые сложные в  художественно-эволюционном отношении образцы, только при таком условии оно может быть предметом популяризации. Включенность фольклора в систему профессионального искусства позволила Д. Покровскому быть подчеркнуто открытым для любых сценических экспериментов с  народной музыкой: фольклор и рок, фольклор и джаз, фольклор и композиторское творчесто.

Анатолий Михайлович Мехнецов отстаивал в фольклорном исполнительстве иную точку зрения: красоту, целесообразность и глубину фольклора можно понять, постичь (и показать — тоже) только в культурном и этнографическом контексте — в совокупности всех смыслов фольклорного текста. Эстетический выбор при формировании исполнительского стиля певческой традиции был сделан самим народом, а «…порождающим началом, носителем и субъектом выражения в этом случае является не персона, художник-творец, личностное начало, а общинное, этническое сознание, коллективный опыт. При этом индивидуальный, избирательно оценочный подход к  использованию выразительных средств в  построении именно фольклорного текста становится организующим фактором, но лишь тогда, когда такой опыт становится коллективным достоянием». В  таком понимании не только любая песня, но даже интонируемый выкрик представляет собой то важное необходимое звено, без которого традиционная культура предстает в искаженной форме.

Стремление к  правде, к  аутентичности звучания, к  воссозданию соответствующей ситуации и культурного контекста для исполнения народных песен, с одной стороны, совершенствование ансамблевого мастерства и его сценическая демонстрация, с другой стороны — вот те маяки, между которыми лавируют современные городские фольклорные ансамбли.

Руководителями городских фольклорных ансамблей становятся уже профессиональные музыканты, которые называют себя лишь «посредниками», «проводниками», а настоящими Учителями провозглашаются сельские мастера пения — носители традиции. По существу, участники ансамбля занимаются фольклористической деятельностью: собирают и расшифровывают народные песни и связанные с ними обряды, создают искусственную среду для реконструкции аутентичного фольклора, но при этом воспринимают фольклор как явление высокого искусства, а не как традиционное средство общинной и семейной коммуникации.

Фольклорные ансамбли сегодня выполняют очень важную функцию в сохранении национальных традиций и аутентичного фольклора, несмотря на то что большинство участников являются не носителями, а временными хранителями традиции. Разумеется, эту высокую

миссию выполняют не все фольклорные ансамбли, поскольку, к сожалению, среди них есть и такие, которые к традиции относятся так: незнают, не умеют, не осваивают, не сохраняют, не продолжают, а используют. Таким коллективам хочется сказать: «Нравится петь для себя? Это здорово! Только пойте у себя на кухне, не выходите на сцену!» (Увы, они и на сцену выходят, и деньги хотят зарабатывать!)

Основная цель фольклорного ансамбля — популяризация традиционных песен, игр, обрядов, плясок, инструментальных наигрышей,забав. Порождающие ситуации для исполнения традиционных песен в современной бытовой и праздничной культуре существенно изменились, поэтому фольклорные ансамбли стали неотъемлемой частью организованных городских и сельских праздников. Во многих регионах стали проводиться фольклорные фестивали — и не только приуроченные к календарным или памятным датам, но и организованные как смотры талантов национальных традиционных культур.

Итак, фольклорные ансамбли все чаще стали появляться на сцене.Но не превращаются ли они в новый вид профессионального творчества на народной основе, в новый музыкальный сувенир? С одной стороны  — увы!  — превращаются, и  это направление достаточно востребовано обществом и успешно коммерциализируется. С другой стороны, многие фольклорные ансамбли в  ущерб своей возможной популярности ищут способы и формы даже в сценическом воплощении фольклора максимально достоверно представлять народные песенные и инструментальные традиции.

Отметим типичные формы выступлений аутентичных фольклорных ансамблей и ситуации, в которых они оказываются наиболее востребованными.

1. Игровое представление. Программа рассчитана на вовлечение зрителей в игровое действо (вне сцены или на сцене), куда включаются народные игры с музыкой и пением, круговые и орнаментальные хороводы, бытовые танцы (кадрили, польки). Такая форма наиболее приближена к  условиям естественного бытования фольклора, когда между исполнителем и  зрителем нет никакой границы и  любой человек может без специальной подготовки принять участие в  общем действии. При всей кажущейся стихийности происходящего создать такое действие вряд ли возможно без предварительной подготовки участников фольклорного ансамбля, без определенного сценария, умелого ведущего. Игровое представление — самая эффективная форма приобщения детей и молодежи к фольклору, кроме того, игра артистов со зрителем сама по себе интересна для посторонних (отстраненных) или случайных наблюдателей. Фрагмент игровой программы иногда становится частью сольного концерта фольклорного коллектива.

Игровое представление как форма фольклорного театра может иметь сюжет, фабулу, роли и актеров, но при этом зритель ощущает себя соучастником этого представления и в определенные моменты сценария включается в  игру. Такие игровые представления, например, умеют создавать в Сургутском колледже искусств им. А.С. Знаменского (педагог И.П. Никитина).

2. Фольклорный блок в  сборном концерте. В  таких концертах фольклорный ансамбль лишается самостоятельности в  выборе репертуара и  полностью подчиняется режиссеру. К  сожалению, чаще всего режиссер для этого блока приглашает несколько фольклорных ансамблей, которые, сменяя друг друга через 40–50 секунд, появляются с песней «повеселее», чтобы на сцене создать иллюзию шумного народного праздника. Иногда фольклорный ансамбль нужен, чтобы исполнить какую-либо популярную песню или народный романс вместе с залом. Такая ограниченность в использовании фольклорного ансамбля уничтожает сам смысл фольклористической деятельности или ее глубину, поскольку из всего репертуара ансамбля используется только самый поверхностный — развлекательный — слой. Кроме того, выступление фольклорного ансамбля в  сборном концерте может быть заведомо проигрышным, если следует сразу после коллектива, использующего фонограмму. Иногда лучше отказаться от участия в таких концертах. Но, с другой стороны, сборные концерты популяризируют фольклор, показывают его в качестве высокохудожественного произведения искусства.

3. Сборный фольклорный концерт. В концерте участвуют только фольклорные коллективы, и каждому из них, как правило, предоставляется право самому выбрать 2–3 песни для исполнения. Обычно отбираются песни разных жанров — календарная, протяжная, плясовая или народный романс. Разнообразие коллективов и  представленных ими песенных традиций обеспечивают постоянный зрительский интерес. Концерты такого типа, как правило, открывают и закрывают фольклорные фестивали. Такие концерты могут проводиться и на открытой площадке.  Есть особенность и в построении таких сборных концертов.

Во-первых, песню следует «представить» зрителю, поскольку он не может следить за текстом из-за диалекта, распевов, необычных тембров, многоголосия. Зритель должен хотя бы в  общих чертах представлять, в  каких обрядовых или бытовых ситуациях могла исполняться та или иная песня.

Во-вторых, исполнителям следует ограничить количество куплетов, поскольку зритель, как правило, наслаждается исключительно музыкальными напевами, а они имеют всегда строфическую форму, поэтому трех-пяти куплетов обычно достаточно для показа лирической песни и двух-трех минут звучания — для песни с пляской.

Во-третьих, общая продолжительность концерта не может превышать двух с половиной часов в закрытом зале (с антрактом) и трех часов — на открытой площадке. Это предел для активного восприятия музыки.

4. Концерт-лекция. Эта форма выступления позволяет наиболее полно представить зрителю и сам коллектив, и традиции, которые он сохраняет. Успех выступления зависит в данном случае не только от уровня художественного мастерства в исполнении песен, но и от умения ведущего обратить внимание зрителей на характерные особенности традиции, нарисовать воображаемый этнографический контекст и тем самым вызвать зрительский интерес прежде всего к самой традиции, а  также к  фольклористической деятельности ансамбля. Выступление ведущего (обычно — самого руководителя ансамбля) вряд ли должно быть похоже на лекцию в настоящем смысле этого слова, скорее, в его словах должны содержаться развернутые пояснения относительно исполняемых песен.

Такие концерты проводятся, как правило, в форме мастер-классов и презентаций на фольклорных фестивалях в рамках творческих лабораторий. В зависимости от задачи, которую решает руководитель, ансамбль может исполнять песни фрагментами (при обзоре репертуара, жанровой системы местной традиции) или целиком (для глубокого погружения в образно-эмоциональный строй песни).

5. Тематический концерт. Он может проводиться с участием одного или нескольких коллективов. Главная задача тематического концерта  — просветительская. Непросто создать сценарий такого концерта: в  содержательном плане надо найти подходящий ракурс для раскрытия темы, ведущего с артистическими способностями, придумать оформление сцены, возможно — инсталляцию, умело использовать демонстрацию видео- и слайд-шоу и т.д. При подготовке тематического концерта следует помнить, что текст, который интересно читать, зачастую невозможно слушать, потому что в  устной речи действуют другие законы в построении текста. Предложения должны быть короткими, с минимальным количеством придаточных оборотов. Зато чаще следует прибегать к сравнениям, красочным эпитетам, образным ассоциациям; они заставляют зрителя фантазировать, мечтать, представлять, в  конечном итоге  — медитировать на предложенную тему. Следует добиваться музыкальности речи: повышать и понижать интонации, ускорять и замедлять темп произнесения. Казалось бы, проще пригласить для ведения концерта профессиональных чтецов, но практика показывает, что в них нет самого главного — понимания предмета и личного переживания фольклористического опыта.Тематические концерты в системе досуговой деятельности сегодня не популярны, но зато широко востребованы в учебных заведениях: общеобразовательных школах и школах искусств, колледжах, вузах.

6. Литературно-музыкальная композиция. По существу, эта форма  — одна из разновидностей тематического концерта. Ее отличие в том, что здесь не нужен ведущий-рассказчик. Его заменяют литературные отрывки, которые могут читать сами участники или приглашенные артисты. Литературно-музыкальная композиция достаточно редко присутствует в концертной практике фольклорных коллективов, поскольку чтение стихов и литературных отрывков не сочетаются (или редко сочетаются) с народными песнями. Нужен большой вкус и начитанность, чтобы умело соединить письменную и устную культуру и не впасть в  эклектику. Зато отлично звучат в  качестве стиховых интермедий отрывки из текстов песен. Они подготавливают и раскрывают суть песни, которую предстоит исполнить, а в целом — позволяют музыкально-поэтическими средствами реализовать художественный замысел тематической концертной программы. Пример такой программы — композиция «Вспомни, вздумай, моя сударушка» (южнорусские песни о любви)» в репертуаре фольклорного ансамбля «Воля».

7. Сольный концерт коллектива. Пожалуй, это самая трудная форма выступления, а для некоторых коллективов — недостижимая. Очень непросто сделать программу разнообразной, динамичной, зрелищной, не прибегая к обработке фольклорного материала. Выходя на сцену, коллектив должен заботиться не только о  достоверности и высоком качестве исполнения, но и о художественной целостности и зрелищности программы. Зритель не только слушает, но и смотрит на исполнителей, которые либо создают и  доносят созданные ими художественные образы до каждого сидящего в зале, либо работают отстраненно, без художественного «прибавочного элемента» (термин Д. Лихачева), призванного превратить бытовое исполнение в  высокое искусство. В поисках зрелищности коллективы нередко уходят от аутентичного фольклора, считая его скучным, и прибегают к скрытым или явным обработкам, искусственному артистическому куражу, сценическим штампам и  другим эстрадным приемам. Чтобы избежать подобной подмены аутентичного фольклора на стилизованный,необходимо в  репертуаре иметь песни разных жанров, фрагменты сценической реконструкции традиционных обрядов, сольные и  инструментальные номера, дуэты, трио. Программа должна быть скреплена общей идеей или темой сольного концерта. Например, «Старое, новое, вечное».

8. Выступление в рамках организованного массового праздника. Как правило, такие выступления включаются в сценарий праздника и носят программный характер, обеспечивая целостность сценарного замысла («Проводы зимы», «День города», «Престольный праздник», «Праздник урожая» и  т.п.). Такие мероприятия обычно масштабны, опираются на народные традиции и выполняют прежде всего познавательно-развлекательную задачу. Традиционные элементы народных праздников показывают на сцене фольклорные ансамбли, а выступления коллективов иного рода (танцевальных, народных хоров, солистов, инструменталистов, фокусников) превращают представление в  яркое эстрадное шоу. Публику в  таких представлениях удерживает не только «смотрибельность», зрелищность, но и  возможность участвовать во всевозможных конкурсах, играх, диалогах с ведущим, а также возможность подпевать и танцевать у сцены. Пример такого представления в  рамках организованного праздника  —«Проводы Масленицы».

9. Народная драма. Традиционные формы народного театра, как правило, не требуют от участников специальных навыков, будь то спектакль с  живой игрой актеров или с участием кукол «вертеп»Исключительно популярная в XIX веке, народная драма стала исчезать в ХХ веке гораздо быстрее, чем песенный фольклор, и сегодня в  живом естественном бытовании практически не фиксируется.Однако на фольклорных фестивалях встречаются очень удачные реконструкции. Для фольклорного ансамбля прежде всего интерес представляют драматические формы с  музыкальным оформлением,и в первую очередь — вертепный театр, где сцены из жизни Христамладенца сопровождаются пением рождественских колядок и  кантов.Разыгрывание народной драмы  учит участников фольклорного ансамбля быть артистически раскованными, а также импровизировать, экспериментировать с  образами, а  главное  —проникнуться сутью народного юмора. Наиболее удачные опыты,разыгрываемые на досуге, можно показать и в сценических условиях.

10.Музыкально-этнографический спектакль. В  российском фольклорном движении эта форма приобрела большую популярность в последнее время, особенно в больших коллективах, где вместе занимаются люди разных возрастов, разного певческого мастерства и каждый участник может получить в спектакле посильную роль. Музыкально-этнографические спектакли популярны также и в учебных заведениях, поскольку в  них есть и  необходимость и  возможность объединить в  одной программе несколько курсовых фольклорных ансамблей.

Однако главное преимущество спектакля перед концертом  —в возможности воссоздать этнографический контекст традиции, в которой складывалась и жила народная песня: быт, костюм, говор, привычные нормы и правила общения, различные жизненные ситуации.Разумеется, такой спектакль не должен превратиться в  костюмированный концерт с словесными вставками-диалогами типа: «Давайте,девки, венки завивать».— «Давайте». В спектакле должна быть идея,фабула, вполне определенное время и место действия, персонажи, которых происходящие события заставляют меняться. При этом главным в спектакле все же должна быть песня. Идея музыкально-этнографических спектаклей не нова. По существу, именно из нее выросла бытовая опера XVIII века.

Люди старшего поколения помнят первые спектакли, поставленные в предвоенное и послевоенное время в Государственном русскомнародном хоре им. М.Е. Пятницкого его племянником — фольклористом В. Казьминым: «За околицей», «Русская свадьба». Текст спектаклей состоял почти полностью из пословиц и поговорок, обрядовых диалогов. В спектакле был представлен собирательный образ русской деревни, а диалектная природа языка (разговорного и музыкального)не была выявлена. Такая задача перед артистами и не ставилась.Новое время порождает новые подходы. Установка на аутентичность  — актуальная задача современного музыкально-этнографического спектакля, подготовленного фольклорным ансамблем. А это требует максимальной этнографической достоверности в  использовании диалекта, музыкального и  словесного фольклора, костюмов, фрагментов обрядов и  т.д. Если создание сценария музыкально-этнографического спектакля — задача очень сложная, то подбор песен,кажется, еще более труден. Песни должны быть разнообразными, органично появиться в спектакле, принадлежать к одному региональному (а лучше — локальному) стилю и соответствовать историческому периоду, отраженному в сюжете спектакля.

Как оценить эффективность концертной деятельности фольклорного ансамбля?Сотни или даже тысячи русских людей, живя у себя в России, впервые услышали подлинную народную песню от фольклорного ансамбля на сцене. Выступления с аутентичным (в том числе и реконструированным) фольклором — это возможность продлить жизнь традиционной песне, сохранить традиционную песню в живом звучании для будущих поколений. И этот шанс надо обязательно использовать.

Цитируемая литература

1. Покровский Д.В. Из заметок о традиционной культуре // Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество / сост. Н.Р. Буданова, Н.В. Морохин. М., 2004.С. 46–59.

2. Народно-певческое образование в России: Сборник материалов научно-практических конференций. М: ГРЦРФ, 2009.

3. Мехнецов А.М. Стиль в  музыкальном фольклоре: Замечания к  постановке проблемы // Фольклор: современность и  традиция. Материалы

3-й Международной конференции памяти А.В. Рудневой. М: 2004. С. 40–43.