Семантика Украинской Женской Народной Игры "Веснянки"

В статье Рассматривается семантика ритуальных игр в целом, характерные особенности украинских народных игр, хороводные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesnyanki_statya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМАНТИКА УКРАИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ВЕСНЯНКИ»

О. Ю. Мучкаев

Научный руководитель – И. В. Губаренко

Белгородский государственный институт искусств и культуры

E-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается семантика ритуальных игр в целом, характерные особенности украинских народных игр, хороводные игры. Подробно рассматривается женская танец-игра «Веснянки», её основные этапы, а также сопровождающие процесс напевы. В статье описана история возникновения и развития игры «Веснянки».

Ключевые слова: Семантика танца, ритуальные игры-танцы, украинские народные танцы, танец-игра «Веснянки», украинская народная игра «Веснянки».

SEMANTICS OF THE UKRAINIAN WOMEN'S FOLK GAME "VESNYANKI"

O.Y. Muchkaev

Scientific supervisor - I.V. Gubarenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture

Email: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Annotation. The article examines the semantics of ritual games in general, the characteristic features of Ukrainian folk games, round dance games. The women's dance-game "Vesnyanki", its main stages, as well as the accompanying tunes are considered in detail. The article describes the history of the origin and development of the game "Vesnyanki".

Keywords: Dance semantics, ritual dance games, Ukrainian folk dances, dance-game "Vesnyanki", Ukrainian folk game "Vesnyanki".

Игры каждого народа являются его отражением. В игре происходит раскрепощение человека, его расслабление и отражение народных ценностей. Игры являются важным компонентом традиционной культуры украинского народа, в которой само действие воспринималось не как форма досуга, а как действие, направленное на созидание, либо разрушение.

Когда происходит любое игровое действие, создается определенный порядок событий, прошлое, будущее, настоящее, которые отражаются в данной игре. В ритуальных играх важно повторение определенных событий, периодическое их возвращение, дублирование неких действий. Здесь четко можно разграничить как начало, так и конец игры, перерывы, которые напоминают нам и переносят нас в прошлые времена.

Семантика ритуальных игр определялась человеческим мировоззрением, его представлением окружающего мира, изменений, происходящих в природе, о том, как сам человек влияет на мир, на все живое, на силы природы, участии предков, ушедших в мир иной, на своих потомков. Таким образом в украинских народных играх отслеживаются огромное количество различных мотивов, в которым свойственно архаическое сознание, что прослеживается в структуре самой игры.

Играм характерны: устойчивость, точность воспроизведения, т.е. одни и те же действия происходят в одно и то же время. Если наблюдалось нарушение времени проведения игры, это могло привести к последствиям, которые были нежелательны для социума.

Необходимо заметить, что в украинских играх данного характера отсутствовала непредсказуемость действий. Ритуальная игра отражала поведение людей, которое характерно именно в данный период и именно для данного события. Во время игр, люди представляли себя в роли богов, предков, просили у них сил и поддержки для свершения определенных магических действий. Поэтому и мотивом игр было перевоплощение в магического персонажа, либо свершение действий на тему космогонических перемен, плодородия и брака.

Народное, традиционное наследие Украины отражает в себе историю и жизнь украинского народа, его сложный национальный характер. На Украине много танцев и игр, связанных с различными ритуальными действиями.

Особенно интересны женские игры, одну из которых – «Веснянки» – мы и разберем. Строго говоря, понятие «веснянки» включает в себя целый комплекс действий, основой которых является песенная традиция «заклички» или «гуканья» весны, которая оформлена в танцевально-игровое действо. Традиция «веснянок» была распространена по всему восточнославянскому миру, одинаково активно исполнялась в украинских, белорусских и русских губерниях, однако, безусловно имеет региональные различия, иногда явные, иногда трудноотличимые неспециалистом.

Украинские «веснянки» – девичье игровое действо, и, как и многие другие игры, приуроченные к определённому времени года, во многом обусловившему характер, настроение, тип активности.  Считается, что подобные танцевальные игры с обрядовой подоплекой ведут свое происхождение с языческих времен. «Веснянки» традиционно исполняли в период от Масленицы до Ивана Купала. Были отдельные «веснянки», исполнявшиеся на Благовещение, в первые дни Великого поста (но исполнялись не так активно и иногда скрыто, т.к. были осуждаемые Церковью) и т.д. Многое зависело от региона исполнения. Например, в Украине чаще всего начинали петь Веснянки на Пасху, и пели местами аж до дня Ивана Купалы, хотя чаще всего заканчивали на Троицу. В черниговской, полтавской и харьковской областях началом пения «веснянок» становилась Масленица, а на Востоке Украины их пели и во время великого поста, но скрыто. Единственным днем поста, когда открытые игры-веснянки были не запрещены, становился день Благовещенья [1: С.354].

Содержание самой игры строится на объединении разных видов действий, как правило, трех частей. Первая часть подразумевала созыв всех девушек, когда «Запевалы» идут от избы к избе, постепенно собирая подруг под особенные действа. Следующий этап – сбор участниц, в процессе которого разворачивается основная часть игр-танца. Сама танцевальная часть отражает общее настроение игры, времени года, возраста участниц. Т.к. речь идет о весне и начале лета, времени прихода тепла, а танец исполняют молодые девушки, хоровод ведется плавно, движения играющих лиричны, спокойны, грациозны, лишены резких движений. Игровой элемент обеспечивается сменой направления и общей композиции. Хоровод разбивается на группы, пары, превращается в змейку. Девушки как правило празднично наряжались, вплетали в волосы ленты, в игре использовали цветы и венки. Окончание игры подразумевало пение особенной «расходной» песни и возвращение по домам.

Надо отметить, что круговые танцы являются одним из самых древних видов ритуально-танцевального действа, имеющих глубокую подоплеку. Они объединяли людей. Создавали чувство единства и общности. Дополнительным фактором становилось их объединение в рамках единой идеи. Набиева Ф., например, отмечает, что отдельным типом и этапом развития круговых танцев становятся действа, посвященные теплу, идее солнца и огня [5: С.64]. Как можно отметить, эта идея хорошо укладывается в рассматриваемую нами группу.

Были и отклонения от «среднего специального». Например, в черниговской области были распространены ранние масленичные веснянки, которые справлялись не на открытом воздухе, как летом, и не в избе. Как зимой, а в сарае или на гумне [2: С.20].

Интересны и напевы, сопровождавшие танец-игру. Безусловно, они в первую очередь были связаны с идеей близкого прихода весны, появления солнца, призыва тепла. Их содержание часто ассоциировалось с первыми весенними голосами.

Часто они строились на своеобразном диалоге, получившем особенно яркое воплощение в украинском варианте. Это диалог о «дочке весны», который считается остаточными представлениями о некой «дочке весны», пропадающей в период холодов. «Весняночка» часто обладает некоторыми демоническими чертами, сидит на деревьях, летает, иногда по поведению похожа на русалку.  Она – сезонный дух, который пребывает в покое до своего времени, когда требуется ее «вызвать» [2: С.71]. Что объясняет ритуальную и символическую сторону игр-«веснянок».

Интересны также веснянки сатирического характера (каковых было немало), позволявшие девушкам посмеяться, например, над хлопцами из соседнего села. Например, отмечаются обращения к парню, который приставал к девушке:

Ой, скажу всим, щоб про тебе

Виснянки спiвали,

Щоб призвiща да прикладки

Тобi прикладали [3: С. 83].

Аналогично с подобными, были веснянки, которые «посвящали» конкретным парам, замеченным неугомонными девушками. В таком случае, намеки на сердечное расположение конкретной девушки и парня также облекалось в слова, превращаясь в нечто сходного с частушками-дразнилками [3: С. 83].

Любопытно отметить, что на Украине «веснянки» часто совпадали с началом гуляний, называемых «улицы». В населенных пунктах девушки с отдельных улиц спорили между собой, стремясь привлечь на свою улицу больше молодцев. Одна из игр-«веснянок» на эту тему имела явно выраженный мотив ворожбы, обрядовости: девушки закапывали кашу, ходили вокруг нее и пели «веснянки» для привлечения хлопцев на свою «улицу» [2: С.23].

Украине, в отличие от России и Белоруссии, в какой-то момент в обрядовой части веснянок стали принимать участие парни, хотя изначально игра и напевы считались сугубо женским делом. Подобное «размывание» функций игры и потери исходного смысла – вовсе нередкое явление в традиционной среде.

Безусловно, невозможно отрицать, что при появлении юношей, тематически или физически, подобные лирические молодёжные игры приобретали любовную, свадебную направленность: воспевается обыкновенная любовь, красота той или другой девушки, того или другого парня, делаются намеки на интимные отношения [2: С.94].

Отсюда особенные хороводные игры, проводка с попытками «схватить» девушку, особенные угрожающие запевы для тех, кто не участвует в играх [2: С.99], выбиваясь, таким образом, из общего ритуально обусловленного действа.

Можно предположить, что игры-«веснянки» тесно связаны и тематически плавно перетекали в игры Ивана Купалы, и если первые были все-таки областью женской, то купальные дальше развивали свадебно-любовную тему. Игры-«веснянки» включали в себя целый комплекс действий, которые могут производиться по очереди или вместе. Но в глобальном виде представляют собой танец-хоровод с игровыми элементами и символически обусловленными запевами.  Множество смыслов может быть прочитано внутри самих действий: символические аллюзии на призыв весны, обращения к теплу и солнцу, мифологический «вызов» дочери весны-весняночки, намеки на любовную тему, соперничество «улиц» и «поселков», лирическая, девичья направленность расцветающего весеннего мира, единение перед миром появляющегося солнца. Не случайны и намеки на прилетающих птиц, которых девушки тоже призывали пением.

Таким образом семантика ритуальных игр определялась мировоззрением народа, отношением к жизни и его циклам. Даже потеряв исходный посыл, многие из них продолжали существовать в памяти народа.

Список литературы

1.        Агапкина, Т.А. Веснянки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. – М.: Межд. отношения, 1995.  – Т. 1. – С. 353–355

2.        Агапкина, Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. – М.: Индрик, 2000. – 334 с.

3.        Живая старина.  Периодическое издание Отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып I. – СПб: Типография С.Н. Худекова, 1894. – 554 с.

4.        Мурашко, М. П. Русский хоровод. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2015. – 552 с.

5.        Набиева, Ф. Р. Синкретические особенности круговых танцев // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9-11 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 2 (М-Я). – Казань: Ихлас, 2016. – С. 60–65

6.        Скляренко, В.М. Все об Украине: общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы. –Харьков: ФОЛИО, 2008. – 569 с.

7.        Ткаченко, Т.С. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 653 с.

8.        Шангина, И. И. Призывы весны // Русские девушки. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 352 с.

Сведения об авторах

Мучкаев О. Ю. - магистрант кафедры хореографического творчества, факультета Режиссуры, актерского искусства и хореографии, Белгородского государственного института искусств и культуры.

Губаренко И. В. - доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры хореографического творчества, заслуженный работник культуры РФ.

Информация для связи с автором

Адрес места работы, учебы: 308033, г. Белгород, ул. Королёва, 7, Белгородский государственный институт искусств и культуры; е-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru; контактный телефон: +79999687764